Методика развития ребенка с дцп
Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга?
Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.
Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.
Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».
Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.
Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)
Возраст: любой
Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.
На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).
Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.
Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.
Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Способ: вмешательство физического терапевта — это:
— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.
Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
Эрготерапия
Возраст: любой
На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.
Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.
Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.
Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.
Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.
Способ: вмешательство эрготерапевта — это:
— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;
— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;
— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;
— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;
— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.
Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.
Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.
Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
Бобат-терапия
Возраст: любой
Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.
На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.
Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы
Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.
Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.
Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.
Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:
— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;
— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;
— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.
В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.
Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.
Противопоказания:
Эпилепсия в период активных приступов
Выраженные психические расстройства
Острые воспаления и лихорадочные состояния
Войта-терапия
Возраст: любой
Автор: чешский профессор медицины Вацлав Войта (1917-2000). С 1948 по 1956 год он работал в неврологической клинике Карлова университета в Праге. С 1956 года – заведующий отделением детской неврологии в клинике медицинского факультета Пражского университета. В 1961 году ему поручили управление клиникой факультета детской неврологии в Праге. После ввода войск в Чехословакию в августе 1968 года нашел убежище в ФРГ, в Ортопедической университетской клинике в Кёльне. В 1975 году стал заведующим реабилитационного отделения Мюнхенского детского центра.
На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.
Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.
Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:
— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),
— выпрямление тела против силы тяжести,
— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).
Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.
Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.
Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.
Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.
Противопоказания:
Острая инфекционная патология
10 дней после прививки
Проблемы с сердечно-сосудистой системой
Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет
Обострение других хронических болезней
Судороги различного происхождения
При подготовке обзора были использованы материалы:
Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018
К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007
https://physrehab.ru
сайт АНО «Физическая реабилитация»
https://www.vojta.com
сайт Международного общества Войты
Обзор будет продолжен.
Иллюстрации: Оксана Романова
Источник
Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное неврологическое заболевание, которое, к большому сожалению, навсегда делает человека инвалидом. Облегчить и без того нелегкую жизнь больных помогает реабилитация детей с ДЦП, которая включает в себя различные методики и программы, которые направлены на устранение последствий болезни.
Программы и методики
При реабилитации инвалидов с ДЦП важен комплексный подход, так как использование какой-то отдельной методики или способа не даст действенного результата. Именно совокупность техник, которые включены в ту или иную программу реабилитации позволяет достичь нужного эффекта.
Самое главное, для чего требуется реабилитация — социальная адаптация больного. Помимо того, средства реабилитации для детей с ДЦП необходимы для:
- коррекции двигательных дефектов;
- обучения больного;
- эмоциональное развитие;
- приобретение навыков общения;
- физическая адаптация;
- расширение индивидуальных качеств пациента.
Для достижения данных результатов применяются следующие методы:
- массаж при ДЦП (мануальный или точечный — главное, чтобы он выполнялся массажистом, имеющим опыт в подобных массажах);
- лечебная физкультура (ЛФК) (упражнения подбираются индивидуально);
- бобат-терапия;
- использование аппаратных тренажеров и приспособлений;
- логопедические упражнения (включают в себя не только занятия с логопедом, но и различные методики вроде артикуляционного логомассажа);
- психологические адаптационные занятия;
- иппотерапия (дельфинотерапия);
- бальнеотерапия.
В некоторых случаях применяются медикаментозные препараты и нейрохирургические вмешательства.
В большинстве случаев подобные методики применяются в специализированных реабилитационных центрах. Естественно, возможно использование некоторых методик и в домашних условиях, однако, опытный специалист в состоянии это выполнить более качественно.
Аппаратная реабилитация
Один из основных видов реабилитации ДЦП — использование специализированного оборудования, которое было разработано непосредственно для применения в лечении детского паралича. К такому оборудованию относят:
- тренажеры (велотренажер, тренажер Гросса);
- ходунки;
- ортопедические приспособления (в данную группу входит большой сегмент от обуви до приспособлений для сидения и кровати);
- виброплатформа;
- лесенки;
- гимнастические мячи (применяются при занятиях гимнастикой).
Занятия на специальных аппаратах позволяют применять несколько методик и предохраняют малышей от травмирования.
К примеру, тренажер Гросса (специальное удерживающее устройство) позволяет больному импровизировать, и расширять движения, существенно увеличивает мобильность пациента, даже в глубоком бассейне и при занятиях на других тренажерах.
Постоянная спастичность мышц негативно влияет на организм пациента, а занятия на виброплатформе устраняет спастику, развивает внутримышечную координацию, способствует наращиванию мышечной массы и корректирует координацию движения.
Использование более простых приспособлений также благоприятно сказывается на общем состоянии больного
Кроме того, аппаратная терапия включает в себя использование различных костюмов (костюм Адели), которые воздействуя на ту или иную группу мышц, стимулируют мозговую деятельность, выступая своего рода будильником для спящих клеток.
Также нельзя забывать о приспособлениях повседневной жизни, которые необходимы для облегчения жизнедеятельности (инвалидная коляска, специальные удерживающие устройства, кресла-туалеты, вертикализаторы и т. п.).
Тренажер ГроссаК аппаратной терапии можно также отнести скандинавскую ходьбу, так как она осуществляется при помощи специальных приспособлений (палок для скандинавской ходьбы). Данный вид коррекции развивает группы мышц плечевого пояса, заставляя их активно двигаться. Естественно, на всех этапах пациенту необходима помощь и поддержка.
Дельфинотерапия
Для ребенка с ДЦП одним из самых сложным моментов его жизни является полноценное общение со сверстниками. Именно на снижение замкнутости и направлена дельфинотерапия. Прямой контакт с дельфином наверное, наиболее приятная из всех процедура. Естественно, не само животное, а факт общения с ним оказывает положительное воздействие на психическое состояние малыша, провоцирует улучшение речи и интеллекта.
Плавание вместе с дельфиномТело ребенка во время дельфинотерапии расслабляется, наступает некое умиротворение.
Дельфины, которые принимают участие в таком лечении специально обучены и не агрессивны. Тем не менее занятия проходят под наблюдением врача и человека, ответственного за животное.
Бобат-Терапия
Методика, которая заключается в стимуляции головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и иных раздражителей.
Бобат-терапия имеет несколько классических подходов, в том числе:
- последовательное прохождение всех стадий развития ребенка (переворачивание, вставание и т. д.);
- использование специальных поз и положений тела;
- подавление ненужных движений (ингибиция);
- использование правил меньше, но качественней (лучше ребенок выполнит меньше упражнений, но выполнит их более качественно);
- командная (семейная работа с малышом).
Один из основных принципов такой терапии — не причинить больному дискомфорт или боль (в некоторых ситуациях применяют удерживание конечностей при помощи бинта).
Бальнеотерапия
Бальнеотерапия — это процесс реабилитации, который заключается в принятии больным ванн с природной минеральной или искусственной минеральной водой. Такие процедуры проводятся, как правило, в специализированных комплексах.
Различают два вида ванн, показанных при ДЦП:
- Радоновые.
- Жемчужные.
После приема подобных ванн у больного происходит:
улучшение иммунитета
- снижение давления;
- снижение сердечного ритма;
- стабилизация дыхания;
- ускорение регенерации клеток;
- снижение болевого синдрома;
- расслабление мышц.
Тем не менее ограничение реабилитационных мероприятий при ДЦП лишь бальнеотерапией неверно, так как эффект будет неполный и кратковременный.
Метод Козявкина
Данный метод носит название украинского невролога и он заключается в мультимодальном подходе к реабилитации. Метод Козявкина включает в себя:
- коррекцию позвоночного столба (мануальная терапия);
- электростимуляция мышц;
- гимнастические упражнения;
- применение продуктов пчеловодства;
- использование тренажеров;
- применение специализированных костюмов («Спираль и т. п.»).
Метод Войта
Лечение пациентов по методу Войта имеет эффект если оно проводится с детьми до года, так как включает в себя комплекс упражнений на переворачивание и ползание.
Данный комплекс выполняется родителями больного и требует от них серьезной подготовки, как в знании порядка выполнения того или иного упражнения, так и в психологическом плане.
Психологическая подготовка необходима для того, чтобы адекватно реагировать на протесты ребенка, которые будут в обязательном порядке (это не имеет отношение к боли, так как упражнения не вызывают боли, а лишь чувство страха у новорожденного).
Адаптивная методика Войта позволяет свести к минимуму проявления детского церебрального паралича (если реабилитация начата заблаговременно, в самом начале прогрессирования недуга).
Иппотерапия
Еще один метод реабилитационного мероприятия — иппотерапия. Заключается в общении больного ДЦП с лошадью. Общение не похоже на общение с дельфином, где пациент находится рядом с животным. В данном случае происходит обучение верховой езде.
Польза такого метода заключается в рефлекторном сокращении мышц больного. В частности, пациент, находясь на лошади, неосознанно сжимает ноги, обхватывая туловище животного, старается не упасть. Кроме того, начинают работать остальные мышцы.
Лошадь, в свою очередь, двигаясь, отдает свое тепло и осуществляет массажный эффект — массирует ноги больного и таз.
В том случае, если нет возможности посещать ипподром или обучаться верховой езде, альтернатива иппотренажер. Естественно, тепло лошади он не заменит, да и сам факт общения с живым существом, но остальные функции, перечисленные выше, заменит с лихвой.
Занятия с инструктором (один из этапов)Еще один неоспоримый плюс такого тренажера — возможность его размещения дома.
Методика Монтессори
Данная методика основана на естественном развитии ребенка. Смысл в том, чтобы не заставлять больного, а помогать ему, что позволит пациенту лучше адаптироваться.
Средствами выступают специальные материалы, по которым малыш сможет заниматься самостоятельно. Каждый материал подобран под определенный возраст. К примеру, до шести лет происходит развитие речи, до пяти лет тактильные ощущения, социализация закладывается с трех до шести лет.
Индивидуальные занятияВзрослые ни в коем случае не оказывают давление на малыша, все происходит максимально естественно.
Реабилитационные центры
Самый лучший вариант для родителей, у которых малыш страдает ДЦП — воспользоваться услугами реабилитационных центров. Реабилитационный центр (в некоторых случаях санаторий или пансионат) — это специализированное учреждение, в котором производится максимально полная реабилитация и применяется индивидуальный подход к каждому пациенту.
Программа реабилитации таких центров включает в себя не только оказание помощи пациенту, но и подготовку его родителей к самостоятельному проведению тех или иных процедур в домашних условиях, после окончания восстановительного курса.
Подобные центры имеются во многих городах России — Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Белгород, Тула и т. п.
Не стоит забывать и о благоприятном влиянии на организм малыша санаторно-курортного лечения на море.
Лыжи мечты
Данная программа реабилитации подразумевает под собой лечение ДЦП посредством занятий на горных лыжах.
Программа некоммерческая и существует на добровольные пожертвования неравнодушных людей.
Основа ее в том, что дети и взрослые, больные ДЦП занимаются горнолыжным спортом под чутким руководством опытных инструкторов. Занятия проходят не в кабинете врача, а на знаменитых горнолыжных курортах России и заграницы.
Эффективность подобной методики довольно велика, так как многие участники программы «Лыжи мечты» начали не просто ходить, но и показывают неплохие результаты в данном виде спорта.
Занятия по лыжной подготовкеБег на лыжах отличное решение для активных детей с ДЦП.
Логопедическая адаптация
Огромное значение в реабилитации пациентов с ДЦП оказывает логопедия, которая включает в себя следующие принципы:
- развитие грамотной речи;
- улучшение артикуляции;
- формирование речевого дыхания;
- развитие речевого потока;
- увеличение силы голоса;
- борьба с нарушениями при произношении отдельных слов или фраз.
Социальная адаптация
Социальная адаптация наиболее сложный процесс реабилитации больного ДЦП, который требует значительно больше времени и затраченных усилий. К сожалению ,общество еще довольно осторожно относится к больным с подобными недугами, что делает процесс сложности адаптации еще более высоким.
Включает в себя следующие виды адаптации:
- социально-культурная;
- социально-бытовую;
- социальное поведение;
- труд;
- индивидуальный подход.
Сложный характер больных ДЦП зачастую затрудняют их социализацию, поэтому в том учреждении, которое будет посещать больной в обязательном порядке должны быть обученные специалисты.
Более того, родители должны самостоятельно позаботиться об адаптации малыша к общению со сверстниками. В частности, мама и папа должны взять на себя воспитание у малыша таких умений, как:
- расширение словарного запаса;
- формирование навыков личной гигиены;
- закладывание культуры;
- развитие навыков самостоятельного обслуживания.
Для социализации больных можно использовать интернет, несомненно, все должно проходить под контролем взрослых.
Итак, реабилитация детей с ДЦП играет огромную роль в нормализации жизни больных и их социальной адаптации. Стоит отнестись к ней с должным вниманием и по возможности проводить максимально полно. Берегите своих близких!
Источник: https://nervivporyadke.ru/
Источник