Методика развития ребенка по домашнему

В последнее время стало очень популярно развивать детей с самых первых месяцев. Поскольку есть спрос, открылось огромное количество центров раннего развития, в которых можно начать учиться с 6 месяцев. Выбрать можно любой из них, главное, чтобы понравилась программа обучения.

Приблизительное развитие ребенка

Приблизительное развитие ребенка

Также есть методики самостоятельного развития малыша до года. Если их освоить, можно избежать популярных ошибок в развитии и улучшить способности своего малыша. Главное – его не мучить. Необходимо подобрать под развитие ребенка методики, которые будут ему интересны. Ничто так не развивает, как игра (даже во взрослом возрасте).

Какие функции развиваются у ребенка до года

До года малыш очень стремительно развивается и превращается из маленького комочка, который может только кушать и плакать, в полноценного ребенка, который умеет ходить и даже может сказать несколько слов.

Младенец с развивающей игрушкой

Младенец с развивающей игрушкой

Важно! Каждый ребенок индивидуален, некоторые функции могут развиваться в нестандартной очередности. Поэтому, если кроха не укладывается в нормативы, ничего страшного. Например, некоторые малыши учатся ходить, так и не научившись ползать.

Какие функции у малыша развиваются до года:

  1. Первый месяц – наличие лишь некоторых базовых рефлексов. Обычно дети в этом возрасте по большей части едят и спят, но также способны ощущать запах молока.
  2. Второй месяц – кроха учится фокусировать взгляд на игрушках, сосать пальчик и держать голову. В это время появляется комплекс оживления – позитивная реакция малыша на появление взрослого.
  3. Третий месяц – кроха уже умеет улыбаться, а также начинает гулить. То есть этот возраст – начало речевого развития. В этот период малыш также умеет опираться на ручки, держать голову в положении лежа. На третьем месяце жизни кроха уже может фиксировать взгляд на лицах взрослых, прислушивается к интонациям. Если его держать за ручки и поставить на ровную поверхность, он может даже пытаться делать первые шаги. От настоящих шагов это еще очень далеко. Этот рефлекс является важным признаком, что в будущем малыш научится ходить.
  4. Четвертый месяц. В это время эмоции становятся более разнообразными. К улыбке может добавиться смех. Кроме этого, ребенок может пробовать поддерживать грудь во время еды. Также малышу очень нравится играться погремушками. Если дать крохе подержаться за большие пальцы, тот может даже попробовать сесть из положения лежа.
  5. На пятом месяце младенец уже умеет отличать членов своей семьи от других взрослых людей, брать и отталкивать игрушки. Если поддерживать ребенка ручками, он может даже неплохо опираться ножками. Нередко в этом возрасте начинает формироваться первый лепет, который выражается в выговаривании отдельных простых слогов. Нет ни одной вещи окружающего мира, которая бы не смогла заинтересовать четырех-пятимесячного малыша.
  6. Полгода. Обычно дети к этому возрасту уже могут переворачиваться со спины на живот и пробуют ползать. Если ребенка кормить из ложечки, он способен так кушать. У некоторых младенцев появляется первый зубик.
  7. Седьмой месяц. Здесь ребенок открывает для себя новый способ познания мира – ползание. В этом возрасте можно давать малышу ходунки. Если семимесячный малыш услышит название знакомого предмета, он может даже повернуть голову в его сторону.
  8. На восьмом месяце дети могут самостоятельно стоять в кроватке, держась за стенки (или другую опору). В их арсенале любой предмет становится игрушкой. Собственно это время, когда можно младенцу подарить какую-то развивающую игрушку (например, пирамидку). В 8 месяцев от ребенка можно услышать первое слово (которое, впрочем, еще не будет осознанным).
  9. На девятом месяце малыш пробует ходить самостоятельно, держась за опору, или с помощью родителей. Вопросы, которые ему задаются, малыш способен понять, а также от него можно услышать, как он повторяет слоги за взрослыми.
  10. Десять месяцев. Время, когда малыш начинает активно подражать взрослым.
  11. В одиннадцать месяцев у малыша может быть небольшой словарный запас. Некоторые дети учатся самостоятельно ходить, одеваться и находить предметы в доме.
  12. Наконец, годовалый ребенок уже может знать 10 слов и учит новые. В 12 месяцев дети умеют самостоятельно пить с чашки, а также приносить разные предметы, если родители их об этом попросят.

Ребенок развивается

Ребенок развивается

Важно! В этом возрасте уже можно начинать базовое музыкальное образование (слушать мелодии).

Что такое методика раннего развития

Методика раннего развития – это комплекс методов, приемов и упражнений, направленных на быстрое обучение ребенка до 1 года. Важно понимать, что ни одна подобная техника не способна сотворить чудо и заставить ребенка говорить в 4 месяца. Некоторые родители слишком увлекаются методиками раннего развития, вгоняя малыша в крайний стресс.

Стоит помнить! В первые месяцы жизни информационная перенасыщенность наступает очень быстро (особенно у детской психики до годика), из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем, сном, потеря интереса к разным видам деятельности.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Читайте также:  Головей развитие личности ребенка

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Развитие ребенка

Развитие ребенка

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама.

Методика Марии Монтессори

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Советы по самостоятельному обучению

Природа уже в ребенка вложила механизмы, благодаря которым он будет становиться все более развитым. Задача родителей – не дать им угаснуть. Поэтому нужно стараться вовремя замечать все познавательные потребности малыша и быстро их удовлетворять.

Важно! Также важно обеспечить формирование развивающих условий, которые могут на 50% характеризовать развитие крохи.

Распространенные ошибки в домашнем обучении

Самая главная ошибка родителей в обучении малыша – попытки торопить события. Дети развиваются индивидуально. Нужно регулярно обследовать кроху у педиатра, который проверит не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Таким образом, ни одна из описанных выше методик не может применяться самостоятельно. Не стоит также действовать слепо. Все авторы указанных выше техник говорят, что только родитель может лучше знать, что сможет стимулировать развитие малыша. Обучать младенца – творческое умение, где нет готовых шаблонов и примеров.

Видео

Источник

На чтение 10 мин. Просмотров 215 Опубликовано 11.07.2018 Обновлено 15.05.2020

Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику? Итак, развивающие методики для детей.

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании»

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы.  «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка астана

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» (скачать)  — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
  10. Песенки-подпевки самого автора. (скачать)

Методика развития Монтессори

Развивающие методики для детей. Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.

Автор методики, Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач, работала с «особыми» детьми.

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы развивать мелкую моторику пальчиков для плохо говорящих детей.  Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики М.Монтессори

Девизом работы М.Монтессори было: помоги ребенку сделать всё самостоятельно

  1. Да-да, именно самостоятельно! Не за него, не вместе с ним, а самостоятельно. Только самостоятельное действие продвигает развитие ребенка на шаг вперед и формирует интерес. Формирование интереса – это первый принцип методики Монтессори.
  2. Учитывайте сенситивные периоды развития ребенка. В своем раннем развитии, дети переживают несколько сенситивных (чувствительных к развитию) периодов восприятия окружающего мира. Во взрослом состоянии они не повторяются. В раннем детстве происходит развитие определенного участка мозга. Поэтому очень важно создать вокруг ребенка развивающую среду, которая будет стимулировать развитие тех умений и навыков. Нужно внимательно следить за появляющимися у детей возможностями. У всех они проявляются в разное время. Но если их вовремя не заметить, ребенок потеряет интерес к этому на всю жизнь. Второй принцип методики Монтессори — индивидуальный подход.
  3. Развитие умственных способностей через развитие тонкой моторики на пальцах рук и ног. На кончиках пальцев ребенка находятся нервные окончания, которые нужно стимулировать для лучшего развития мозговых процессов. Разработанные М.Монтессори игры, упражнения по развитию сенсорных ощущений ребенка легли в основу ее развивающей методики или даже системы воспитания по Монтессори.
  4. Все пособия для игр по методике Монтессори очень легко сделать из того, что есть под рукой!

Методика Монтессори. Видео

Мария Монтессори. Книги

  • Мария Монтессори. Мой метод.
    Это первая публикация на русском языке фундаментального труда уникального итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори. Идеи автора о свободном саморазвитии ребенка в специально обустроенной развивающей среде остаются актуальными спустя 100 лет.
  • Марии Монтессори. Методика раннего развития От 6 месяцев до 6 лет
    В этой книге подробно описаны способы создания развивающей среды для ребенка, упражнения, которые не только обучают, но и радуют.

Методика Никитиных

Развивающие методики для детей. Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую  роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Для каждого ребенка существует определенное время для развития конкретных способностей, если вовремя их не развить, они будут навсегда утеряны.
Читайте также:  Развитие ребенка нормы по всем параметрам

Методика Никитиных: видео

Методика Никитиных. Книги

  • Б.П.Никитин. Детство без болезней.
  • Л.А.Никитина. Я учусь быть мамой
  • Л.А. и Б.П.Никитины. Мы, наши дети и внуки
  • Б.П.Никитин. Способный ребенок не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей
  • Л.А.Никитина. Ж.С.Соколова, Л.А.Блудова. Родителям XXI века
  • Б.П.Никитин. Интеллектуальные игры

Буквограмма. Развивающая методика

Автор: кандидат психологических наук, нейропсихолог Светлана Юлиановна Шишкова.

Развивающие методики для детей. Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены игры развивающие речь и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Заниматься можно дома или в любом другом удобном вам месте.
  • Для обучения понадобится компьютер или ноутбук с дисководом (требуется для установки и работы с приложением). Можно заниматься по книге.
  • Ребенку для обучения потребуется только пишущие принадлежности и место для записи – тетрадь или блокнот.
  • Время одного занятия -30минут.
  • Собраны в комплекс только интересные для детей упражнения и развивающие игры.
  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.

Буквограмма. Видео

Буквограмма: отзывы

Увлекательная программа. Занимаемся с ребенком ежедневно и добились уже неплохих результатов. Начали читать по слогам. Собираемся поступать в следующем году в школу, а в сад не ходили. В центр развития ходить далековато и дорого. Рискнула 6 месяцев назад купить буквограмму. Цена диска 2300р. Пришел по почте. Но остерегайтесь подделок. Я в отзывах читала – их много! И диски пустые приходят и не качественно записаны. Мне повезло. Все работает. Главное уделять время ребенку и под моим руководством занятия проходят успешно.

AnnaTitova89

До трех лет мой сын практически не говорил. Когда начали заниматься по методу Буквограмма появился прогресс, ребенок заговорил. Сама игра выполнена очень яркая, запоминающаяся для ребенка. Но не нужно ждать, что ребенок самостоятельно будет заниматься. Обязательно участвуйте в этом процессе. Я определила время после утреннего сна, чтобы сын был в настроении. Занимаемся каждый день около 30-40 минут. И все. Мне нравится программа. Главное нравится ребенку и эффект есть.

Daniya87

Моей дочке 3 года, но с Буквограммой мы познакомились намного раньше. За это время познакомились и с игрой, и с книгой, и с расширенной программой на диске. Каждый из этих вариантов по-своему хорош. Для малявок — красочная игра, для родителей в качестве пособия незаменима именно книга, ну а с программой мы сейчас не расстаёмся. Ежедневно проводим 15-20-минутные занятия, несмотря на то, что ещё и до 4-х лет не доросли (автор предлагает заниматься именно с этого возраста). Нас это не останавливает, в своём возрасте благодаря такой познавательно-обучающей методике мы знаем весь алфавит и с лёгкостью читаем несложные слова!

Александрова Ирина

Читайте наши статьи, в которых описаны развивающие игры:

  1. Развивающие игры Никитиных
  2. Как самостоятельно подготовить ребенка к школе
  3. Развивающие игры по Монтессори
  4. Развивающие игры для детей 3 лет в домашних условиях

Для эффективного развития ребенка дошкольного возраста представлены самые популярные и апробированные развивающие методики. С их помощью ребенок приобретет все необходимые знания и навыки, необходимые для успешного обучения в школе.  Методики обучения направлены, как правило, на развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, мелкой моторики, получение математических знаний, навыков чтения, письма. Каждая методика уникальна и хороша по-своему. Родители должны осознанно выбрать – какая методика больше всего подходит вашему ребенку и условиям проведения занятий. В домашних условиях вполне возможно комбинировать задания для развития ребенка по разным методикам.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова.

Источник