Методика развития отсталого ребенка

Методика развития отсталого ребенка thumbnail

Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми

В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования.

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

В нашей школе обучаются разные категории детей, среди них — это дети с нарушением интеллекта.

Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью. 

Я представляю следующие методы и приемы, которые наиболее часто использую в работе с умственно отсталыми детьми.

I. Игры с крупой и манкой

1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. 
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

Итак, аппликация:

— Развивает познавательную сферу

-Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

-Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

-Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Читайте также:  Центр развития ребенка проспект вернадского

2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие

это упражнение помогает развить:

 -Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.

3. Упражнение сортировка различных зерен

Такое упражнение развивает у ребенка:

— Внимание, усидчивость

4. Упражнение «сухой бассейн»

Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

5. Упражнение рисование песком (манкой)

Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации. 

Существуют 3 вида упражнений:

1. Рисование щепоткой

Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

2. Рисование кулачком

3. Рисование пальцем

II. Игровые технологии

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы пришли к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.

Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используем«Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.

После ознакомления с этой технологией, мы стали применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

Нами используются:

Методы:

— аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).

-театрализации, где учитель – режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим  в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).

III. Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,

технология Марии Монтессори

Украшение рисунков пуговицами, монетами.

Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка.

«Шнуровка»

Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.

Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.

Игры с прищепками.

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Игры со шнурками.

Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.

IV.Здоровье, сберегающее технологии (физ. минутка)

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Упражнения с макаронами

— развиваем память и произвольное внимание

— гибкость и подвижность пальчиков

— точность и координацию 

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Гармонизация работы правого и левого полушария

Упражнения «Резиночки РИНГЛ- ДИНГ»

Развивают внимание, память, воображение.

V. Упражнения на развитие познавательной сферы

Это упражнения с тактильными предметами, которые развивают память, внимание, мышление, логика, синтез, классификация.

VII. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.

Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, я сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

Источник

ГБОУ «Нурлатскя школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью»

(из опыта работы).

Нурлат,

2016-2017 учебный год

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить Вашему вниманию свою работу: «Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью (из опыта работы)».

В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Итак, кто же такие дети с тяжелой умственной отсталостью? Это дети, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в постоянной опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для всех детей с тяжелой умственной отсталостью характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Читайте также:  Этапы развития организма ребенка

В текущем учебном году мне дали классное руководство вновь образованного 2б класса, в котором обучаются учащиеся с тяжелой умственной отсталостью. Всего в классе — 5 учащихся, все мальчики. Четверо из которых 2008 года рождения (8 лет), один ученик 2007 года рождения (9 лет). Все учащиеся имеют множественные нарушения. Один из учащихся – это Сайдаш впервые поступил в текущем году в школу, детский садик не посещал.

Двое из детей — это Данил и Дима имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Интеллектуальное развитие детей различно. Обучающиеся создают предпосылки для обучения, выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. 

Особенности развития еще двух детей – это Алмаза и Сайдаша вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, гиперактивности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции учителя, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями (щипанием, кусанием или стукаются). Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме с целью привлечь внимание.

Еще один ребенок – это Альмир, имеет нарушения общей моторики, но передвигается самостоятельно. Его моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У него наблюдается стереотипии, нежелание контактировать с окружающими. Альмир имеет диагноз – синдром Дауна, заметны общая мышечная слабость, повышенная истощаемость, плохая моторика, речи нет совсем. Не приучен к туалету, в школу ходит в памперсе.

У всех детей в классе внимание слабо и малоустойчиво. Дети легко отвлекаются, удержать их внимание отчасти удается только с помощью сильных раздражителей. Чтобы такой ребенок воспроизвел какой-либо материал, требуется очень большое количество упражнений, повторений. В тесной связи с грубым нарушением мышления у учащихся находится глубокие недоразвития речи. Самостоятельная речь, как правило, носит характер отдельных, неясно звучащих слов. За исключением Данила, он говорит, но заговорил только в прошлом году, словарный запас очень беден. У остальных обучающихся отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, сочетаниями звуков, вокализацией, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. Моторика этих детей также имеет свои особенности. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом учатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Главное в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью — практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно. Учитель показывает им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяет необходимые действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Следует внимательно следить за активностью ребенка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметный успех, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, интонацией, жестами самые незначительные успехи детей.

Основные методы работы:

1.Обучение по Адаптированной общеобразовательной Программе образования учащихся с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой (доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена) – Санкт-Петербург, 2011 год.

Цель программы – максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

2. Проведение диагностики

1.поведение, 2.отслеживание внимания, 3.невербальная имитация, 4.имитация с кубиками, 5.крупная моторика, 6.мелкая моторика, 7.сопоставление, 8.рисование, 9.игра, 10.выполнение инструкций, 11.вербальная имитация, 12.навыки самообслуживания. 

3. Работа с родителями.1.родительские собрания, 2.группа (закрытая) в социальных сетях «Вконтакте»: «Родители 2б класса», где выкладываются фотографии, видео с уроков, разнообразные полезные ссылки для работы с детьми дома; даются домашние задания; рекомендации для родителей; где каждый родитель может задать любой вопрос; учитель может провести анкетирование с родителями (по мере необходимости); 3.общение с родителями через мессенджер «WhatsApp». (Чтобы работать сплоченной командой, чтобы были единые требования и добиваться руководящего контроля не только в школе, но и дома).

4. Использование в работе АВА – терапии — метода прикладного анализа поведения. ABA‑ терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA; как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

Читайте также:  Этапы развития логического мышление ребенка дошкольного

5. Прохождение обучения педагогов базисного уровня (RBT), который соответствует требованиям международной комиссии (BACB) для специалистов базисного уровня (RBT) и содержит всю информацию, необходимую для ведения занятия с ребенком и множество практических примеров и упражнений. В июне месяце я прошла обучение у руководителя программы и преподавателя из Москвы Екатерины Жестковой, по окончании обучения я успешно сдала экзамен и получила свидетельство об обучении. Продолжительность курса 40 часов, в который были включены практические тренинги и занятия.

6. Использование метода отдельных блоков на уроках.

Метод основан на АВА-терапии. Разбиение задач на отдельные шаги. Согласно методике отдельных блоков, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет выполнять упражнение самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода отдельных блоков целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться какому-либо упражнению. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

7.Игры, используемые на занятиях с детьми:

1.Игра «Фрукты и овощи»; 2.Занятия с макаронами; 3.Дидактическое упражнение «Найди такой же»; 4.Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»; 5.Дидактическое упражнение «Разложи по цветам»; 6.Дидактическое упражнение «Разложи по формам»; 7.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко»; 8.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко или в бутылку»; 9.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в кассету»; 10.Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»; 11.Дидактическое упражнение «Картинки из счетных палочек по рисункам-образцам»; 12.Дидактическое упражнение «Найди предмет по тени»; 13.Дидактическое упражнение «Картинки по последующим действиям»; 14.Дидактическое упражнение «Веселые заборчики»; 15.Дидактическое упражнение «Разноцветные домики»; 16.Дидактическое упражнение «Математические пазлы»; 17.Пальчиковая гимнастика «Тихоходы»; 18.Дидактическое упражнение «Пришей пуговицы к пальто»; 19.Дидактическое упражнение «Большая стирка»; 20.Дидактическое упражнение «Кубики Никитина». 

8. Особое внимание  уделяю терапии с окрашенным рисом и макаронами.

  • Работа с цветным рисом.

Можно использовать игры и игровые упражнения с экологически чистым окрашенным рисом и макаронами, которые мы красим пищевыми красителями и уксусом. Сначала дети не знают, что макароны и рис можно использовать не только в качестве еды, но и использовать их для изготовления разнообразных красочных поделок или в играх. Макароны и рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

  • Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет».

Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок  как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).

8.Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.

 Комплекс состоит из трех упражнений:

1) массаж тыльной стороны кистей рук;

2) массаж ладоней;

3) применение мягкого эспандера-мячика.

  • Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

  • Пальчиковая гимнастика «Тихоходы».
  • Дыхательная гимнастика: «Дыши – не дыши», мыльные пузыри.

9.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками; рисование ватными палочками; рисование ладошками и из ладошек; рисование по трафарету (внутреннему и внешнему); рисование пластилином; рисование сыпучим материалом (песок, манка и т.д.); кляксография с трубочкой, пипеткой.

Вывод:

Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, имеющими речевые нарушения, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).

Практика работы показывает, что нетрадиционные методы работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, а в частности преодоления нарушения речи дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.

Источник