Методика для ребенка 5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».
Психологическая диагностика детей 5 лет
( для детей дошкольного возраста)
Подготовила
педагог-психолог МБДОУ
Шмыгля Светлана Викторовна
г. Семикаракорск
2013г
Основная цель психодиагностики- создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.
Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально- личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности, определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.
Психологическая диагностика в старшей группе
I. В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить
1. шкалу Бине-Симона.
Детям предлагаются следующие задания:
>- определить время дня;
>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);
>- нарисовать ромб по образцу;
>- сосчитать тринадцать предметов;
>- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)
Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на
странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных
обозначений:
задание выполнено — «+»;
задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточности — «+?»
задание не выполнено — «-» (табл. 1).
Фамилия, имя ребенка | Время дня | Назначение предмета | Рисование по образцу | счет | сравнение | ||
калькулятор | секундомер | ||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Затем проводится исследование психических процессов: внима-
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.
II. Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:
1. «Сравни картинки».
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия».
2. «Небылицы».
Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:
Сел воробышек на дом — Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.
3. «Найди несоответствие».
Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».
III. Изучение особенностей восприятия
1. «Разложи кружочки по коробочкам»
. Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)
2. Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.
3. Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного определенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.
Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
4. Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.
Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).
5. Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке.
Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».
При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».
При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».
На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является:
• повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
• повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.
___________ _______ ____________ _________________
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Кол- во предъяв- лений | часы | утюг | слон | кошка | пятно | солома | яблоко | лото | солнце | дорога |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
6. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
7. Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении стимульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.
Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.
Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш .
Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызывающих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нужно выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обучающая работа не проводится. Но при предъявлении первого слова («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснования выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».
Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Психолог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Слова, предъявляемые для запоминания | Время выбора карточки (сек) | Мотивы выбора карточки | Воспроизведение |
пожар | |||
дождь | |||
труд | |||
ошибка | |||
горе |
При оценке результатов учитываются следующие факторы:
• понимание ребенком инструкции;
• способность к нахождению опосредствующих символов;
1
Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать
более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные
картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,
что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
• содержательность объяснения того или иного выбора;
• продуктивность опосредования в целях запоминания;
• необходимость и количество оказанной помощи.
8. Для изучения умственной работоспособности детей используют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по методике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят вертикальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.
9. Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:
1. « Дополнение фраз ».
Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Например:
Девочка взяла карандаш и …
Мальчик быстро бежал, потому что … И т.п.
2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).
3. «Свободная классификация».
Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив принцип группировки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппировать картинки различного цвета, рассортировать по группам изображения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, грибов и т.д
4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).
Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отражающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.
В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.
Источник
Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет
Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни
1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.
Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить её на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.
2 «Лесенка». Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти, по образцу.
Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка строит «лесенку» из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый закрывает «лесенку» экраном и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях проводится обучение.
Обучение: взрослый ещё раз строит «лесенку», обращая внимание ребёнка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит построить такую же. Если у ребёнка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно, после обучения, по образцу.
3. Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребёнка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т. е. уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: 8 предметных картинок с изображением одежды и 8 – с изображением посуды.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладёт на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить ли её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображением чашки. После этого последовательно (по одной) дают в руку картинки и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил не верно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять. После выполнения задания,спрашивают: «Расскажи, какие – в этом ряду, а какие – в другом», т. е. выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
4. Группировка предметов по способу действия. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими – нельзя.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом две картинки: на одной – шарик с верёвочкой, на другой – без. Затем взрослый показывает картинку с изображением флажка с древком,спрашивает: «Куда надо положить?» – и сам кладёт под изображение шарика с верёвочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие – во втором, т. е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.
5. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:два варианта:
I. взрослый кладёт перед ребёнком 15 палочек и предлагает ему взять 5 палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает 3 палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» После ответа взрослый показывает 2 палочки, кладёт их за экран к предыдущем 2 палочкам. Не открывая экрана,спрашивает: «Сколько там палочек?»;
II. если ребёнок отвечает правильно,ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало 4 карандаша, 2 из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.
Обучение:
I. взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах 4, а если ребёнок не затрудняется, то и до 3. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);
II. ребёнку предлагают взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил,можно предложить аналогическую задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика, осталось 2. Сколько лопнуло шариков?»
Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по предъявлению, решать устные задачи.
6. Найди время года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, т. е. уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками 4 времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладывают 4 картинки, на которых изображены 4 времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна.Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы.Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
7. «Дорисуй». Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали 2 круга, цветные фломастеры.
Проведение обследования: ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились 2 разных предмета.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.
8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу). Задание направлено на понимание последовательности событий, изображённых на картинке, т. е. уровень сформированности наглядно-образного мышления.
Оборудование:сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я – девочка раздевает куклу; 2-я – девочка купает куклу; 3-я – девочка вытирает куклу; 4-я – девочка надевает на куклу новое платье.
Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку? «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие имеет определённую временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
9. Рисование (дом, дерево, человек). Методика проведения та же, что и для детей 5-го года жизни.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.
10. Игра. Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклу, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования: ребёнку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий ребёнка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Источник