Методические указания по развитию ребенка
Татьяна Агафонова
Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей
Консультация для воспитателей
«Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи,свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,влияющих на речевую функцию:
• Ухудшение состояния здоровья детей;
• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых.При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:
1) о предметах и явлениях;
2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенапраленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.
В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.
Что же эффективно и почему?
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.
Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.
1. 1.Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
2. 2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
3. 3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
4. 4. Пение. Стихотворение-рифмование.
5. 5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
6. 6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
7. 7.Труд: трудовые и речевые действия.
8. 8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
С чего начинать речевое воспитание ребенка?
Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.
Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать,как общается с другими:
• умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
• выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
• установить, каков уровень его речевого развития;
• обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.
Трудности могут быть в звуко-и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить словом чувство, настроение, в невозможности ребенка ответить на простой вопрос, рассказать, что с ним произошло.
Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.
Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.
Внимательно прислушаться, выяснить, стремятся ли дети четырех лет и старше разговаривать между собой, когда они что-то рисуют, конструируют, лепят. О чем они говорят? Слышат ли друг друга? Сопровождаются ли игры детей развернутыми речевыми высказываниями, если детям уже шестой-седьмой год?
Понятно, что при одной и той же проблеме у нескольких детей помощь будет разной: поскольку все дети разные, то и привычки, интересы, потребности у них особые. У педагога в запасе всегда целый арсенал методов, приемов, форм работы, целая педагогическая копилка игр и развлечений.
Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.
Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для нег ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах.
Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?
Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой, которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.
Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.
Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.
Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Труд, как и игра, неотделим от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3 – 4лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения.
Формы организации работы по развитию речи:
1. 1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.
2. 2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.
3. 3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.
4. 4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.
5. 5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.
Основные принципы организации речевого развития:
1. 1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.
2. 2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).
3. 3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.
4. 4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А. В. Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.
5. 5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.
Четыре направления познавательной активности:
• знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
• установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
• формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.
Основные задачи познавательного развития детей
1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.
4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.
5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на
Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности может быть познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Материал познавательной игротеки должен быть представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом, разнообразными коллекциями (тканей, монет и т. д.) и демонстрационными экспонатами, оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, мини-библиотекой. В организацию игротеки можно и нужно привлечь родителей, как одну из форм взаимодействия ДОУ и семьи. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть, в первую очередь, конечно в старших группах. Рубриками познавательной игротеки могут быть: «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе».
«Путешествие по Солнечной системе» в старшей и подготовительной группе можно приурочить ко дню космонавтики.
А так же мини-библиотека где есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Но детям нужно рассказать, что такое — библиотека, и что в нашей группе есть своя библиотека, где дети могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.
Очень велик потенциал в формировании познавательно-речевого развития в детском экспериментировании. Потому что в процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка. Воспитатель может быть «научным консультантом». Самым простым и доступным экспериментом в ближайшее время может быть посадка лука, знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений (тепло, свет, а также опыты с водой, снегом, льдом.
Подводя итог хочу сказать,что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы развиваем детские способности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
«Ребенок – НЕ ПУСТОЙ СОСУД,
КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ,
КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ».
Источник
Методические рекомендации по работе с дошкольниками
Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить работы по ознакомлению детей с природой по сезонам. Красота и многообразие природы но всякое время года, изменения внутри каждого на над непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вплывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, Почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей групп должны самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между с стоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание ребят на то, что в разное время года они проявляются по-разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен «свой» дождь: осенью — затяжной, холодный, моросящий, а летом — сильный, крупный, теплый, проливной.
Выполнение программы по развитию наблюдательности у детей 5-7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Важнейшим принципом при организации такой работы является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
Ознакомление детей средней группы с характерными особенностями времен года лучше начать с наблюдений за яркими, бросающимися в глаза явлениями (листопад — осенью; таяние снега, цветение первых цветов — весной).
Первые наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе проводятся на участке детского сада, а в плохую погоду— из окна комнаты. Дети ежедневно наблюдают за погодой и учатся правильно отвечать на вопросы. Например: «Какая сегодня погода?»; «Тепло или холодно?»; «Небо чистое или в тучах?»; «Идет дождь или снег?». Педагог подводит ребят к сравнению результатов наблюдений, к первым элементарным выводам. Он много объясняет, рассказывает детям, каждая его фраза — образец для них: «Когда идет дождь, небо покрыто тучами»; «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко».
На занятиях по теме «Растительный мир» предметом внимательного рассматривания могут быть отдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревьях желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие», «зимой листьев нет» и др.).
Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму, величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), педагог обращает внимание ребят на их цвет («желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие — у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»).
Дети уже знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у клопа, а какие у березы, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев?
Детям пятого года жизни уже можно рассказать о том, что деревья и зимой живые. Если в январе или феврале воспитатель срежет несколько веточек тополя или сирени и поставит их в вазу с водой на подоконнике, то в теплой комнате они быстро выбросят нежные липкие листочки. Дети удивляются, радуются, высказывают суждения:
«Листочки выглянули из почек»;
«В тепле почки распустились».
Эти суждения ребенка позже оформятся в более точный вывод: чтобы на ветках появились листья, им нужна вода, тепло, свет.
В любое время года интересно проходят занятия но рассматриванию и описанию овощей и фруктов. Готовясь к такому занятию, воспитатель продумывает задания, которые должны быть интересны ребенку и одновременно помогают выяснить его знания: «Угадай на вкус»; «Найди овощи, которые можно есть сырыми». Своеобразие заданий зависит от времени года. Например, осенью воспитатель может спросить, какие овощи растут на огороде детского сада, а какие не растут, предложить отобрать помидор спелый и неспелый. Зимой, рассматривая картинки или муляжи, можно предложить детям найти овощи, которые они собирала осенью на своем огороде, или спросить их, какие овощи растут в групповой комнате на окне, и т. п.
Более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада: в ближайший парк, к реке, к пруду. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений: «Что мы видим в парке? Что слышим?», педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка пи объяснение причины увиденного: «Что изменилось в парке?», «Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет? Где они?», на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой: «Становится холодно, и увядают цветы, улетают птицы».
Необходимо учить детей эмоционально отзываться на каждое явление, на каждый предмет природы. Вот на прогулке осенью воспитатель спрашивает: «Что изменилось в природе? Какие стоят деревья?» Оказывается, что березка — в желтом платочке, осинка — в красном, а тополь еще зеленый.
Дли каждой целевой прогулки воспитатель отбирает конкретный программный материал, однако нельзя резко «отгораживать» ребенка от неожиданно увиденного, интересного, но не запланированного. Умелый педагог всегда оценит неожиданное детское высказывание, восклицание, поддержит возникший интерес, и это не отразится на ходе наблюдения.
Например, в начале зимы дети пришли в лес. Целью этой прогулки было наблюдение за изменениями, происшедшими в неживой природе со времени предыдущей прогулки: холодно, тихо, не слышно пения птиц, пруд покрылся льдом, но лед еще тонкий, ходить по нему нельзя, все кругом засыпано снегом. Вдруг Миша заметил рябинку. Дети побежали к ней. Вспомнили, что летом на этой полянке они нашли грибы. Воспитатель, используя ситуацию, может спросить, как изменилась рябина, почему сегодня на полянке нет грибов. Выслушав детские ответы: «Рябинка стоит без листьев», «Грибов нет, потому что холодно, снег покрыл землю», — воспитатель должен обобщить высказывания и продолжить наблюдение: «Правильно, изменилась рябинка, не узнать полянки, где мы нашли грибы. Посмотрите вокруг, что еще изменилось? Каким стал лес?» Работая таким образом, педагог не нарушит запланированного хода наблюдения.
Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии с детьми пятого года жизни, воспитатель должен помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснении и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью — выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзинку соберем только желтые листья, а в эту — оранжевые, красные»; «Побегаем по осенним листьям, послушаем, как они шуршат»; «Сделаем цветные льдинки»; «Соберем букет только из желтых цветов, а теперь добавим к ним зеленой травки». Можно загадывать загадки, это оживит детей (Приложение 3)
Целевые прогулки, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями (изобразительная деятельность, родной язык), а также с повседневной жизнью детей. Например: прогулка в осенний парк подсказывает тему рисования — «Осенние листья», «Осеннее дерево»; после рассматривания овощей и фруктов проводится их лепка или рисование, дидактическая игра «Угадай по описанию».
В вечернее время дети рассматривают иллюстрации, слушают стихи об осени, отгадывают загадки об овощах, подбирают картинки для альбома и т. д.
Дети средней группы выполняют несложные трудовые поручения на участке детского сада, в огороде, цветнике. Так, осенью они могут собирать семена цветущих растений, шишки, желуди. Дети наблюдают, как старшие с помощью воспитателя выкапывают и переносят в комнату часть цветущих растений, тем самым продолжая их жизнь и цветение. Хорошо, если малыши примут в этой работе посильное участие: подадут совок, подержат корзинку. Они могут посадить крупные семена цветочных растений (садовых бобов, настурции), собирать овощи (редис, морковь, огурцы), рыхлить почву.
Можно привлекать детей и к уходу за растениями и животными уголка природы. Сначала малыши только наблюдают, как воспитатель кормит рыб, птиц, поливает растения, обрывает сухие листья. Постепенно они начинают выполнять это самостоятельно.
Когда трудовые поручения в уголке природы становятся систематическими, воспитатель может провести занятие, на котором еще раз показывает оборудование и объясняет, как нужно им пользоваться при уходе за растениями и животными.
Известно, что детей пятого года жизни больше интересует не результат деятельности, а процесс труда. Они могут долго поливать один и тот же цветок, рыхлить одно и то же место. Поэтому выполнение ими трудового поручения должно от начала до конца контролироваться педагогом. Он объясняет и показывает, что и как нужно сделать (сколько налить воды, сколько корма дать животному, какие плоды можно снимать, а какие нельзя и т. п.).
В процессе несложного труда дети подходят к пониманию простейших связей и зависимостей: животных надо кормить, растениям нужна вода, собирать можно только спелые ягоды. Дети должны знать цель своего труда, тогда он будет для них интересным, поэтому воспитатель, показывая тот или иной трудовой процесс, объясняет, зачем это нужно: «Поливают растение вот так, это надо делать каждый день, сейчас жарко и растениям нужно много воды»; «Белке приготовим семечки, орешки, а кролику порежем морковки, капусты, потому что кролик не ест то, что любит белка»; «Надо осторожно оборвать засохшие листья, они мешают расти новым, молодым листочкам».
Вся эта работа, которая проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни, и включает в себя наблюдения, беседы, детский труд, не только расширяет знания детей о природе, но и способствует формированию умения замечать изменения, находить их причину, устанавливать элементарную последовательность, т. е. положительно влияет на развитие мышления ребенка.
Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи» (Люблинская А. А.). Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, нужно широко использует дидактические игры, применять во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагать детям несложные умственные задачи.
Источник