Методические рекомендации по развитию ребенка от года
Елена Любимцева
Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста
Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию!
В дошкольной педагогике это называется, предметно-манипулятивная деятельность – это ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3лет. Она не имеет конкретной цели, для ребенка ценны сами по себе действия, т. е. манипуляции с предметами. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь. Предметно-манипулятивная деятельность обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук, т. к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия).
Таким образом, в ходе предметно-манипулятивной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка, речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Важно помнить, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребенок может узнать только от взрослых.
Поэтому главная задача взрослых – создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.
• Прежде всего, помогите ребенку освоить культурно нормированные, практические и орудийные действия. Научите его правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.) Следует помнить, что овладение предметными действиями требует от ребенка настойчивости и самостоятельности, а, следовательно, развития произвольности. Полученный правильный результат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким образом, обучая ребенка культурным способам взаимодействия с предметным миром, вы не только формируете у него навыки самообслуживания, но и воспитываете личность.
• Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. У ребенка должны быть игрушки, выполненные из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.) и имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулирующие разные виды действий (матрешки, пирамидки, совочки, формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машинки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки, конструкторы, игрушки, имитирующие бытовые предметы. Необходимо предостеречь родителей, что все их попытки приобщить малыша к предметной деятельности, путем простого насыщения его любопытства все новыми и новыми игрушками совершенно бесперспективны. Даже самые красочные и дорогие игрушки лишь ненадолго займут внимание ребенка, но ничему его не научат без помощи взрослого. Рано или поздно вы можете столкнуться с такими тревожными симптомами, как сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, слабая сформированность волевых процессов.
Следующая ваша задача – развитие у ребенка познавательной активности, создание условий для ознакомления его с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования.
• Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Обязательно откликайтесь на просьбу малыша о помощи, подключайтесь к его игре, помогайте преодолевать затруднения. При этом не ограничивайте инициативу малыша. Ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребенка объектов и действий. Главное – пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать.
• Хвалите, равно как и порекайте! Как показывают исследования, если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то действие такой программы оценивания довольно благотворно. Малыш обретает уверенность в себе, раскованность, он не боится поражений, и его предметные действия получают интенсивный толчок к развитию. Однако, если отрицательную оценку не вводить в течение долгого времени, малыш начинает терять четкие ориентиры правильного и неправильного действия, перестает замечать свои ошибки и требует от взрослого признания за любое, даже ошибочное действие.
• Непременным условием благополучного познавательного развития ребенка является организация разных видов детского экспериментирования. Для этого оборудуйте специальный уголок для игр с водой, сыпучими, изобразительными материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок будет познавать разнообразные свойства и качества объектов и материалов. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш получит представление о том, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, ребенок решает самые настоящие мыслительные задачи. Побуждайте его к самостоятельному экспериментированию. С этой целью полезно использовать различные «загадочные» предметы: музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупу и др. Можно и самим изготовить «игрушку с секретом», положив в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дисков) или в пенал маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). С этими предметами ребенок может действовать под контролем взрослого. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пуская солнечных зайчиков, прикладывая магнит к игрушкам из различных материалов, освещая фонариком разные предметы и т. п.).
• С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
• К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия («хочу построить гараж»). Но малышу нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Например, если малыш захотел по картинке выложить узор из мозаики, рассмотрите вместе с ним образец, спросите, какие для этого понадобятся детали, куда их нужно будет положить. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности. Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.
О самом главном. Ребенок – пытливый исследователь — практик, и пройти этап «разбора» многих предметов для него просто необходимо, поэтому не огорчайтесь и тем более не ругайте его за сломанные или разобранные результаты вашего совместного с ним труда.Зато ваш малыш понял: если вещь так легко собрать, значит, она запросто разбирается,и он доведет исследовательскую деятельность до логического завершения: изучит свойства материалов, сильно сдавив предмет, порвав, смяв или покусав. И очень важно научить ребёнка умению смотреть и видеть, слушать и слышать, видеть необычное в обычном,умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему?» Помните, что без вашей помощи малышу будет очень трудно, а порой даже невозможно!
Список рекомендуемой литературы для родителей
1. Галанов А. С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» — М.: Арни, 2000г.
2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. – «Кроха» — пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.
3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96 с.
4. Павлова Л. Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.
5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.
6. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.
Источник
Елена Маслова
Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста
Консультация для воспитателей
Тема:«Методические рекомендации по формированию основных движений
детей раннего возраста»
Воспитатель: Маслова Е. А
гр. №1 «Клубничка»
Детский сад «Ягодка»
г. о. Новокуйбышевск 2019
Структура, организация двигательной активности с детьми от 1 до 2 лет.
С детьми в возрасте от 1 до 2 лет не целесообразно деление занятия на части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей группой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений. Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течении двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и бросание, следует включить другие упражнения или ввести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Занятия по двигательной активности с детьми от1 до2 лет предусматривают ходьбу (развивающую равновесие, ползание (лазанье, бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями. Показ и объяснение происходит одновременно с выполнением упражнений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, могудовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность. С накоплением двигательного опыта и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации.
Методические рекомендации по формированию основных движений детей в возрасте от 1 до 2 лет.
Основные движения: ходьба и равновесие, ползание и лазанье, бросание и катание.
Равновесие.
Задача: развивать внимание, сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать умение ходить по прямой, ускоренной и быстрой ходьбой, развивать умение ходить небольшими группами (стайкой, тренировать подниматься на гимнастическую доску, ставить поочередно сначала одну ногу, затем другую, также спускаться избегая при этом спрыгивания на пол, формировать правильную осанку.
Примерные упражнения
Ходьба к цели по прямой; по дорожке (ширина 30-25 см, длина 2-3 м);
по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3-5 м);
по гимнастической доске (ширина 30-25 см, длина 2-2,5м) с помощью взрослого и без него;
подняться на ящик (высота 10-15 см) исойти с него с помощью взрослого;
переступать через ленту (веревка, палка, лежащую на полу или приподнятую на 5-10 см от пола;
подниматься вверх по доске (ширина25см, длина2-2,5м, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см, и сходить в низ до конца доски;
между стульчиками, кубиками, булавами, кеглями, «стайкой», по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см от пола, вверх и вниз;
по гимнастической скамейке с воспитателем;
с предметами в руках (с мячом после катания или бросания);
с изменением направления;
перешагивать через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 10,15,18 см);
подниматься на ящик (высота 15 см) и сходить с него.
Ползание и лазанье.
Задача: формировать правильную осанку, равновесие, влезать и слезать, не пропуская реек.
Примерные упражнения
Ползание: на четвереньках по прямой, между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке)
с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;
подлезание через обруч;
лазание по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м);
за мячом, который катится;
с перелезанием через гимнастическую скамейку;
с подлезанием под гимнастическую скамейку;
лазанье по лесенке-стремянке (высота 1,5 м) вверх и вниз.
Бросание и катание.
Задача: формировать умение энергично прокатывать мяч, тренировка в бросании.
Примерные упражнения
Бросание и катание: держать мяч обеими и одной рукой;
собирать разнообразные мячи и шарики, самостоятельно класть их в корзину (ящик);
катать мяч вперед или воспитателю;
бросать мячвниз,вперед двумя руками;
скатывать большие мячи с горки, идти за мячом, приносить его;
катать в паре с воспитателем;
перебрасывать мяч (мешочек с песком) через гимнастическую скамейку;
бросать на дальность маленький мяч (мешочек с песком) одной (правой, левой) рукой.
Структура, организация двигательной активности с детьми от 2 до 3 лет.
Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по двигательной активности, используя различные формы двигательной деятельности.
Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся два занятия в неделю. В первой половине учебного года детей делят на две подгруппы с учетом состояния их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой – до 10 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя.
Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +20 градусов. Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах и в тапочках «чешках».К проведению занятия нужно тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план- конспект, заранее подбирать пособия крупный инвентарь и т. д.
Целесообразно строить занятие из трех частей: первой – вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй – основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4-6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается1-2 (иногда 3) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится игра, в которой принимают активное участие все дети; третьей – заключительной (ходьба или спокойная игра).Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2 – 3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение двух занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые трудности. Подбирая упражнения, нужно учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног); обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя Воспитателькратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если занятие интересно, у них появляется желание заниматься, при этом качество движений резко меняется. На занятиях двигательной активности в первой младшей группев основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение заданий, и только по необходимости применяется индивидуальный метод. Движения ребенок осваивает скорее, с большимудовольствием, если умело используется крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро реагировать на основные условия.
Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста от 2 до 3 лет.
Основные движения: ходьба, бег; прыжки; ползание и лазание; бросание, ловля, катание, равновесие.
Ходьба
Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку.
Примерные упражнения
Ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;
парами, держась за руки;
по кругу, взявшись за руки;
«змейкой» между стульчиками (кубиками, кеглями);
С переступанием через веревку (палку, кубики, обручи);
друг за другом;
в колонне по одному;
с остановкой и сменой направления по сигналу;
переходящая к бегу и наоборот;
на месте, шаг вперед, вбок;
с предметом (платочек, обруч, флажок и др.).
Бег
Задачи: формировать координацию движений рук и ног, правильную осанку; сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности.
Примерные упражнения
Бег: переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе;
стайкой, гурьбой за воспитателем, убегать от него;
в заданном направлении и в рассыпную;
догонять катящийся предмет;
по дорожке, не наступая на линии (ширина 30-25 см);
бегать непрерывно 30-40 с;
пробегать медленно до 80 м.
Прыжки
Задачи: учить приземлению, толчку; энергично отталкиваться и мягко приземляться.
Примерные упражнения
Прыжки: поскоки на месте на двух ногах;
поскоки на двух ногах с продвижением вперед;
через ленту (веревку) положенную на коврик (ковровую дорожку);
вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см от поднятой руки ребенка;
в длину с места на двух ногах, как можно дальше;
с высоты 10-15 см.
Ползание и лазанье
Задачи: формировать правильную осанку, влезать и слезать, не пропуская реек.
ползание,лазанье: ползать на четвереньках по прямой 3-4 м;
подлезать под препятствия высотой 40-30 см (гимнастическая скамейка, лента, рейка, дуга);
ползать по дорожке между линиями (веревками);
ползать с последующим пере ползанием через лежащее на полу бревно или гимнастическую скамейку;
лазать по лесенке-стремянке (высота1,5м, гимнастической стенке вверх и вниз (удобным) способом.
Бросание, ловля, катание
Задачи: формировать умение энергично прокатывать мяч, бросать и ловить удобным способом.
Примерные упражнения
Катание и бросание: прокатывать мяч воспитателю двумя и одной рукой стоя и сидя (на расстоянии 0,5-1,5 м);
катать мяч под дугу, друг другу;
катать мяч с продвижением вперед;
бросать мяч вперед двумя рукам снизу, от груди, из-за головы;
бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем (расстояние 0,5-1 м);
бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1-1,5 м);
бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик, обруч на расстоянии 1 м) двумя руками, правой и левой рукой;
бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой и левой рукой.
Равновесие
Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку, развивать внимание, координацию движений, ловкость, смелость, самостоятельность.
Примерные упражнения
Ходьба: по прямой и извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу;
по шнуру, положенному на полу прямо «зигзагом», по кругу;
по доске;
по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20-30 см);
по гимнастической скамейке;
по бревну с плоской поверхностью;
по гимнастической скамейке на четвереньках;
с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10-15 см);
с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик;
подниматься на табурет, гимнастическую скамейку (высота25-30 см) без помощи взрослого;
подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню;
медленно кружиться на месте.
Используемая литература:
Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детсада – 2-е Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями
www.infourok.ru – Ведущий образовательный портал.
Источник