Методические рекомендации по развитию личности ребенка

Методические рекомендации по развитию личности ребенка thumbnail

Главное назначение семьи — воспитание детей. И прежде чем воспитывать детей надо «воспитывать родителей». «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Консультации, инструкции, советы и рекомендации нужны не только родителям детей неблагополучных групп, но благополучным семьям — растущие потребности общества предъявляют к семье всё новые требования. При этом считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание родителей».

Приведём черты характера, которые должны быть присущи родителям, для успешного воспитания детей:

  • 1) терпение — чувство, которое нужно родителям на первых годах жизни их детей, при этом важно здоровье психики и тела не только детей, но и родителей;
  • 2) альтруизм — чувство, которое несёт в себе бескорыстные взаимоотношения детей и родителей (любовь матери). Очень часто ставится знак равенства между материнством и альтруизмом. Но очень часто альтруизм и материнство не являются синонимами, что очень печально констатировать. Важно понимать, что полноценному альтруисту не столь важно награда за его действия, сколько просто простая человеческая благодарность;
  • 3) честность — для того чтобы быть честным, достаточно быть хотя бы по началу честным к себе и к своим действиям, но это довольно не просто. Но в современном мире быть честным не так уж и просто, это нужно осознавать и понять, что вашему ребёнку придётся не сладко. Поэтому, убирайте от себя все проявления самообмана. А ещё, давая некие обещания своим детям, лучше их всё же сдерживать;
  • 4) искренность — не путайте с честностью, с близким, но не одним и тем же понятием, ведь честность это духовная сторона, а искренность — душевная. Поймите для себя, хорошая честность — сердечная честность и это важно в отношениях с вашим чадом. Такова природа, что дети чувствую ложь и не искренность сразу и начинают по просу отдаляться от родителей;
  • 5) ненавязчивость — те люди, которым это чувство присуще забирают у своих детей свободу действий, что не понравилось бы даже и взрослому человеку, не говоря про ранимый детский разум. По опыту жизни, наиболее лучшим вариантом будет не бросаться в какие-то крайности и не быть безразличными, и найти некую золотую серединку, но без фанатизма;
  • 6) уверенность в себе — после выбора подходящей для вас и вашей семьи методики воспитания своих детей, остерегайтесь, что в вашей жизни найдется довольно много недоброжелателей, которые будут ставить вам палки в колёса и переубеждать в правильности и эффективности выбранного вами пути. Помните, если вы для себя решили чётко что-либо, то не нужно никаких сомнений и неуверенности в своих решениях;
  • 7) гибкость психологии — то чувство, которого иногда так не хватает даже самым хорошим и безумно любящим своих детей родителям. Если просто следовать некому набору правил и инструкций, то в итоге ни к чему хорошему вы не придете, получится воспитание «среднего ребёнка» и от этого толку мало и нет вообще необходимости. Для того чтобы такого не случилось и нужно применять психологическую гибкость в своих решениях и поступках по отношению к своим детям;
  • 8) любознательность — воспитание детей должно быть не скучным и грустным, а даже более насыщенным и интересным для родителей и самих детей. Ведь в жизни без интереса, к какому либо делу или занятию ничего получаться особо и не будет, поэтому нужно отбросить от себя чувство необходимости и привить чувство интереса, тогда методика воспитания станет в разы приятнее и эффективнее;
  • 9) чувство юмора — у каждого из родителей в той или иной мере должно присутствовать это чувство. Ведь тем детям, у которых в свое время в детстве не было всякого рода увеселительных и юмористических моментов, можно посочувствовать, и, как правило, всё это может вызвать негативные и неприятные последствия в процессе жизни детей.

Рекомендации родителям по развитию и формированию личности ребёнка

  • 1) принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
  • 2) стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе;
  • 3) внушать ребёнку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать;
  • 4) не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания;
  • 5) чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка;
  • 6) помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Читайте также:  Руководство по развитию ребенка 3 лет

Нельзя:

  • 1) рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;
  • 2) ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили;
  • 3) использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей;
  • 4) рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь;
  • 5) относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Источник

Методические рекомендации для родителей на тему:    

«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Подготовила: Новикова Г.А. /Воспитатель/

Что же такое семья и каковы ее функции в развитии детей?  

      Семья — это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами  и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.           Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. Ее существование характеризуется различными материальными и духовными процессами.    

   Семья — категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером производственных и общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества.   Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.      Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.          В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.  На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.      Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.           Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.                                Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного

воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.      Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе.          К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.       Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.          Я. Д. Коломенский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения. Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).                        Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).             Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка.          

Читайте также:  Раннее развитие ребенка липецк

  Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

          Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.          

 В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.    

   В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.      

  В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

             «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отправляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А.Н. Острогорский)

 В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.Характеристика основных стилей воспитания
Авторитарный стиль

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. 
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки. Демократичный стиль

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.Либеральный стиль

Читайте также:  Народная игрушка для развития ребенка

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
 откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
не предъявляйте ребенку завышенных требований;
замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
учитывайте интересы и желания ребенка;
будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
не ограничивайте самостоятельность ребенка;
поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
 уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
интересуйтесь их проблемами и успехами;
оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
чаще контролируйте поведение ребенка;
создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы. 

  1.     Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.    2.     Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.    3.     Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки- это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.    4.     Научитесь встречать детей  после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»    5.     Радуйтесь успехам ребенка. Не  раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.    6.     Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо  исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.  

Источник