Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребенка

Алина Долгушина
Сборник методических рекомендаций для родителей по проблеме речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые родители!

Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.

• Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.

• Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.

• Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.

• Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.

• К пяти годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил.

• В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.

• Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.

• Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.

• Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта.

• Слушайте и слышьте друг друга.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Играйте с ребенком в разные игры.

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой

«одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в

поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, то и победит.

Читайте также:  Причины нарушения внутриутробного развития ребенка

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании (т. е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.

«Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К моменту поступления в школу ребенок должен:

— правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);

— иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);

-уметь пользоваться разными способами словообразования

(правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.);

-грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. сформированность грамматического строя речи);

-правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи

(сформированность связанной речи);

-находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)

Игры и упражнения по развитию речи детей подготовительной группы

1.Дополни предложение:

Девочка играет … Мама стирает …

2. Какое яблоко? Собака? Слон? Зима?

3. Как назвать одним словом маленький стул?

А если их много?

-маленькую собаку? Их много?

-маленькое яблоко? Их много?

4. Составить предложение по одному слову.

Мальчик. Кукла. Мишка.

5.Составь предложение по 3- м данным словам: Кукла. Девочка. Платье

6.Дополни предложение:

Он не пошел на прогулку, потому что …

Он не взял игрушку, потому что…

7.Исправь:

Он ушла на реку.

Там увидел маленький рыбку. Потом бросил один камни.

Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.

8.Назови:

одно слово, один звук, одно предложение.

Источник

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст).

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: « Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: « Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

 Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки « Курочка Ряба», « Репка», в которых многократное повторение фраз « бил-бил не разбил», « тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

 В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы ( в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: « Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать ( сначала у куклы, потом у себя): « Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»

Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: « Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет ( не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: « Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог « дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.

Читайте также:  Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: « Куда Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.

Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.

К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов:  круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: « У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: « Какое красивое платье у Светы! Красное!».

Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков ( говорить « дай», а не « дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: « Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как  кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко ( « гя-гя-гя»), надо поправлять его.

Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.

Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи!

Источник

Методические рекомендации по развитию речи для родителей.

В семье необходимо уделять серьезное внимание речевому развитию своего ребенка. Мероприятия по развитию речи проводятся в виде речевых игр и упражнений в удобное для всех время. Но желательно находить это время каждый день: по пути в детский сад или обратно, в вечерние часы.

Мы предлагаем родителям описание некоторых речевых игр и упражнении, подобранных в соответствии с особенностями и задачами развития речи детей  5 – 7  лет.

Произносительная сторона.

 Обратите особое внимание на работу со слоговой структурой слова, нарушения которой ведет в последствии к дисграфии (нарушения навыка письма ). В детском саду ведется работа по выявлению и исправлению нарушений слоговой структуры. Однако наилучший эффект в данной работе достигается при индивидуальном подходе к каждому ребенку, который лучше всего осуществляется в семье.

1. Игра «Кнопочки».

Взрослый рисует кружочки по количеству слогов в слове.

Ребенку предлагается поиграть в усложняющейся последовательности:

а) Одним (указательным пальцем) ребенок «нажимает» кнопочки по порядку , четко произнося каждый слог выбранного слова.

б) Играем, как на пианино. Ребенок « нажимает» кнопочки всеми пальчиками поочередно, произнося слово.

в) Сколько кнопочек, столько раз произнеси слово, «нажимая» на каждую.

Примерный набор слов для игры: земляника (зем-ля-ни-ка); строительство,  конструктор, экскаватор, сковорода , велосипед , телевизор , термометр и пр.

2.  Игровое упражнение «Исправь ошибку».        

Упражнение проводится в два этапа. Сначала взрослый неправильно произносит отобранное слово. Например : «скоровода».   И смотрит на реакцию ребенка.

Если ребенок рассмеялся; сказал, что так не говорят, значит он слышит слоговую структуру слова. После этого взрослый просит ребенка самостоятельно повторить слово (без помощи взрослого), 

Если ребенок никак не отреагировал на неправильное произнесение слова, то взрослый объясняет малышу о своей ошибке. Предлагает послушать правильное и неправильное произнесение слова. Обращает внимание ребенка на то, что он переставил слоги в слове, и от этого оно стало звучать по другому. Затем просит ребенка самостоятельно повторить слово (без помощи взрослого).

Речевой слух  +  звукопроизношение.

Уважаемые родители! Помните, что речевой слух опережает формирование правильного звукопроизношения. Ребенок может выделять звук, но еще не произносить его. В данном случае развитый речевой слух является хорошей основой для постановки звука.

1. Игровое упражнение «Найди слово» (жужжащее, свистящее, звенящее, рычащее). — Ребенок подбирает слова, которые начинаются на соответствующий звук. Взрослый контролирует.

2. Игровое упражнение «Что делает это слово»  (жужжит, свистит или рычит». Взрослый выразительно произносит слово, а ребенок определяет наличие звука и характеризует его ( жужжит, свистит, рычит, шипит)

Примерный набор слов : ваза, завод, замок, санки, самолет, соль, стол, сумка, жук, жаба, лыжи, кожа , шапка, шалаш.

3. Дидактическое упражнение «Найди место».

Внимание! У звука в слове есть три позиции: начало — середина — конец. Начало — это только первый звук, с которого начинается слово. Конец — это только последний звук, которым заканчивается слово (самая сложная для восприятия позиция). Все остальное — середина.  

1. Найди, куда спрятался звук? (в начало слова, в серединку, в конец).

2. Подбери слово, чтобы звук  стоял в начале (середине, конце) слова.

4. Игровое упражнение «Раздели слово на части».

а) Раздели слово на части (слоги) с помощью любого движения (хлопки, прыжки и т.п.).

6) Посчитай, сколько частей в этом слове (ребенок произносит слово, делит на части и считает (про себя) одновременно. Это задание повышенной сложности) — в игровом упражнение используются слова с двумя, тремя и более слогами (мама, небо, береза, кукла и т.п.).

5. Работа с раскрасками.

Закреплять умение ребенка самостоятельно находить и выделять определенный звук в словах, находящихся в разных позициях.

Если ваш ребенок любит раскраски, то можно предложить следующие упражнения.  Вы просите ребенка найти на страничке предметы, названия которых начинаются, например, со звука – с — и раскрасить их. По тому, какие предметы раскрасил ваш ребенок, вы можете судить о развитии у него фонематического слуха, т.е. выделяет ли он определенный звук в словах.

Читайте также:  Основное условие развития ребенка

По аналогии Вы можете проводить работу с любым звуком родного языка.

Упражнения можно усложнять за счет изменения позиции звука в слове. Например, Вы попросите раскрасить те предметы, где искомый звук встречается в начале,  в середине слова, в  конце слова.  

Помните! Развитый фонематический слух — это необходимое условие успешного обучения чтению и письму.

Работа по звукопроизношению.

В детском саду (педагоги и логопеды) активно занимаются постановкой звуков. Процесс автоматизации, который требует индивидуального подхода, переносится в семью.

При закреплении (автоматизации) поставленных звуков можно использовать чистоговорки, стихи, потешки.

Например.

Речевой материал на автоматизацию звуков:    -р-, -л-  

Чистоговорки:  Ра-ра-ра — впереди гора, Ру-ру-ру — иду в гору, Ры-ры-ры — мы у горы. На горе Арарат зреет красный виноград.

Стихи: Труба трубит, труба поет. Идет по улице народ. Трубая трубит в трубу не зря. Сегодня праздник Октября.

Речевой материал на автоматизацию звука:    — л-

Чистоговорки. Ла-ла-ла Лана в лодочке плыла, Ло-ло-ло светит солнышко светло, Лу-лу-лу   рада Ланочка теплу.

Стихотворение. — Где ты была ? — Тут и там. 

                           — Где летала ? — По цветам.

                           — Что домой ты принесла ? — Мед, — ответила пчела.

Примечание:  Если Вам потребуется речевой материал на автоматизацию других звуков, то его можно взять у воспитателей.

Работа по развитию словаря.

Расширение словарного запаса ребенка осуществляется за счет:

1. слов-антонимов — игра « Мальчик наоборот».

2. слов-синонимов — игра « Скажи по другому».

3. частей речи (существительные, прилагательные, глаголы) — игровые упражнения «Зимние слова», «Сладкие слова», «Вежливые слова», «Стеклянные слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова». (Пример установки на игру: Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это — зимние слова).

4. части предмета — игровое упражнение «Кто больше назовет деталей»  — на вычленение в разнообразных предметах их частей. Примечание: В игре используются различные предметы и бытовые приборы, растения, животные и т.п.

Грамматический строй.

Работая над грамматическим строем речи, отрабатывается:

— словоизменение;

— словообразование;

— работа над предложением.    

Словоизменение.

1. Игра «Один — много».

Цель — закрепить употребление существительных во множественном числе.

Взрослый называет предметы в единственном числе, а ребенок — во множественном.

2. Игровое упражнение «Чего не стало».

Цель — закрепление употребления родительного падежа имени сущест-вительных во множественном числе.

Взрослый называет предметы в именительном падеже множественного числа, а ребенок — в родительном падеже множественного числа.

3. Дидактическое упражнение.

Цель — упражнять детей в умении согласовывать имена существительные с прилагательными; — согласовывать существительные с числительными.

Словообразование.

а) суффиксальное образование (-чик-, -чк-, -чек-,-ищ-).

Игровые упражнения  «Гном и великан».

Примерный ход: Жили-были гном (маленький человечек) и великан (огромный человек). И у того, и у другого были ноги, руки, глаза и борода. Только:

у гнома

у великана

ножки

ножищи

ручки

ручищи

глазки

глазищи

 бородка

домик

бородище

домище

В доме стояла разная мебель ….  и т.п.

б) прифексальное образование (с помощью приставок: у-, при-, вы-, за-, пере, под-  и т.п. )

Игровое упражнение «Измени словечко».

Связная речь

В детском саду начинается серьезная работа по формированию у детей связной монологической речи. В этом году дети начинают постигать правила составления текстов повествовательного типа. Они узнают, что в любом рассказе, сказке есть главная идея, которой подчинен весь текст. В тексте есть структура: зачин (где рассказано о главных героях и ключевом моменте, с которого начинаются разворачиваться события); средняя часть (перечень всех событий); концовки (чем закончились события средней части).

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

Мы предлагаем родителям следующие варианты работы:

а) составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т.п.).

б) рассказы по сериям картинок (от трех и более).  

в) работа с книгой.

Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Предложите ему по картинкам в книге определить:

— о чем эта книга (главная идея);

— кто главные герои;  

— с чего начинаются приключения героев;

— какие события в ней описаны (средняя часть);

— чем закончится эта история. Затем ребенку

Предлагается послушать рассказ (сказку). После прочтения обсудить с ребенком моменты, которые совпали с замыслом автора, и которые разошлись с этим замыслом. В последующем (если ребенок захочет) предложите ему составить свою версию сказки (рассказа) с опорой на иллюстрации книги.

Подготовка к обучению грамоте.

В этом учебном году родителям предстоит поддержать работу детского сада по подготовке своего ребенка к грамоте. Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению.  

Уважаемые родители!  Вам необходимо оказывать посильную помощь, в первую очередь, своему ребенку.

В процессе целенаправленной работы по данному направлению будет создаваться каждым ребенком  «Мой букварь» (тетрадь для домашних работ).

Создание букваря — это совместная деятельность ребенка с его близкими (семьей). При создании данного пособия необходимо придерживаться рекомендаций педагогов детского сада по созданию данного пособия.

Итоги учебного года.

Обязательный результат:  каждый ребенок к концу года должен:

— знать все звуки и буквы русского алфавита;

— уметь соотносить звуки и буквы;

— уметь раскладывать образ буквы на элементы;

— уметь собирать букву из элементов;

— владеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа:  выделять звуки,  устанавливать их местоположение и последовательность в слогах и словах, правильно произносить звуки, сходные дифференцировать в собственном произношении и на слух, делить слова на слоги.

Возможный результат.  В зависимости от индивидуальных возможностей и темпа речевого развития дети к концу года могут:

— образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности;

— читать предложения и короткие тексты.

Источник