Методические издания для ребенка 4 года
Родителям важно разбираться в различных пособиях, в том числе знать, какие развивающие книги для детей 3–4 лет предлагаются и какие лучше использовать. В то же время есть и такие, которые надо обойти стороной. Предлагаем небольшой обзор самых полезных книг современных авторов.
Описание возраста
3–4 года – это время, когда у ребенка возрастает познавательный интерес, ему хочется знать буквально все. И это – время для наиболее продуктивного обучения. Малыш, как губка, впитывает всю информацию, задает огромное число вопросов, иногда даже ставя родителей в тупик.
Вот почему важно подобрать и использовать качественные бумажные пособия, которые помогут крохе наилучшим образом узнать окружающий его мир. Это книги, зачастую иллюстрированные или «с секретом», наборы карточек, всевозможные таблицы и схемы.
Познавательные
«Секреты человека» Л. Стовелл
Книга поможет познакомить ребенка с внутренним строением человеческого организма, покажет работу различных систем органов в красочной и наглядной форме. Содержится следующая информация:
- о дыхании;
- пищеварении;
- скелете и мышцах;
- мозге;
- органах чувств.
На страницах имеются отвороты, которые делают процесс знакомства более интересным. Родитель может прочесть текст, после чего – дать время ребенку на знакомство с картинками.
Серия «Кем быть» Карповой Инны
Эти небольшие книги помогут познакомить малыша с профессиями в увлекательной и наглядной форме. Картинки помогут четко понять специфику того или иного рода деятельности, например, пекаря, портного, шофера. Большой объем информации передан наглядно, ненавязчиво, вызывает желание узнать побольше.
Карьера Пресс, Серия «Кто у нас живет на даче»
Это пособие даст возможность познакомить ребенка с животными, которые обитают в пригороде. В книжках серии присутствует не только познавательный, но и развивающий элемент, они содержат несколько задач, благодаря которым малыш сможет потренировать свое мышление, логику, внимание, умение сосредотачиваться. Серия состоит из двух частей:
- Птицы.
- Букашки.
Можно предложить малышу обе, поскольку рассматривается различный материал.
Для внимания и памяти
Султанова Марина «Развитие внимания и памяти»
Яркое красочное издание для детей 3–4 лет с наклейками, простыми и лаконичными, которые не будут отвлекать внимание малыша. Задания интересные и разнообразные, однако некоторые родители отмечают, что для трехлеток они подходят идеально, а вот малышам постарше уже довольно просто и неинтересно.
Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. Андрей Кашкаров
Данное издание отличается небольшим объемом, предназначено для ознакомления родителями, однако содержит задания для дошкольников. Сначала рекомендуется ознакомиться с теоретическими основами, затем – позаниматься с ребенком, выполнить несколько упражнений.
Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Сидорчук Т.А., Лилюх С.В.
Представляет собой методическое пособие, целью которого является активизация творческого потенциала у детей. Содержатся задания следующего плана:
- развитие воображения;
- изучение понятий «пространство», «объект» и «признаки объекта»;
- развитие логики;
- усиление творческих способностей дошколят.
Книга разделена на три части, первая посвящена формированию навыков пространственного ориентирования, проще говоря – содержит задания типа «да-нет», направленные на то, чтобы сформировать у ребенка четкое представление о пространстве.
Приведем пример задания.
Отгадай число от 1 до 100. Ведущий (родитель) загадывает число (предположим, 26), задача ребенка, задавая простые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», угадать это число. При этом простого перечисления цифр быть не должно. Вот хорошие вопросы:
- Это число меньше 50? (родитель отвечает «да»).
- Это число больше 20? (родитель подтверждает).
- Это число больше 30? (нет).
И так далее. Важно научить ребенка задавать вопросы не наобум, а таким образом, чтобы отсекать как можно большее число неправильных вариантов. Например, первый вопрос из списка поможет убрать сразу 50 цифр, от 50 до 100. Аналогичных задач в пособии очень много.
Задания из второй части книги помогут познакомить малыша с предметами и реалиями живой и неживой природы, их классификацией. Основная форма работы – такие же вопросы типа «да/нет».
Наконец, третья часть подготовит малышей к самостоятельному составлению ситуационных загадок, то есть станет отличным тренажером логики и фантазии, умения не просто видеть какой-либо предмет, но и понимать его характеристики, в том числе неочевидные.
Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»
Это пособие для педагогов детских садов могут использовать и родители для развития малыша в домашних условиях.
Основной целью является формирование из дошкольника творческой мыслящей личности, которая способна искать нестандартные варианты решения задач. Конечно, пособие ориентировано в первую очередь на работе в ДОУ, однако отдельные элементы и задания могут быть взяты на вооружение родителями. Так, очень интересными представляются рекомендации, размещенные во введении:
- Проводить любое обучение ребенка в естественной для него среде, легкой и непринужденной обстановке, не навязывая скучные уроки, а превращая их в игру.
- Использовать специальную игрушку-помощника, которая будет предназначена исключительно для этих целей.
- В конце каждого занятия проводить с «учеником» анализ того, что удалось узнать, что получилось, а что – не очень, в чем была причина неудач.
- Использовать «тризовский подход» не только в обучении, но и в быту.
Большая часть задач ориентирована на возраст 4+, но отдельные примеры могут быть адаптированы для трехлеток.
Развитие речи
Малышам от 3 лет можно предложить рабочие тетради для детей-докшолят. Благодаря увлекательной и легкой форме изложения материала ребенок без проблем освоит даже самые трудные звуки, расширит словарный запас тематической лексикой, поможет освоить связную речь.
Задача родителей – подсказать малышу, как выполняются задания, показывать пример правильного произношения.
С окошками
Для малышей 3-4 лет особую ценность в книжках приобретает их красочное оформление, вот почему наиболее интересны для них цветные книжки с окошками. Преимущества подобных изданий:
- Возможность развития мышления, памяти, воображения в легкой ненавязчивой форме.
- Ребенок выполняет разноплановые задания одно за другим, учась переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Узнает новую информацию, запоминает внешний вид различных объектов реального мира.
- Если использовать различные варианты литературы с окошками на одну и ту же тему, у ребенка сформируется понятие о том, что каждый объект действительности может быть представлен в различных интерпретациях.
Итак, рассмотрим список лучших книг для малышей, популярных у современных родителей. Прежде всего, это Брукс Фелисити «Мои первые слова». Это целая серия детских книжек, изготовленных из плотного картона, каждая из них способна стать любимой у маленького «читателя». Вот некоторые издания из серии:
- «Играем и учим цвета». Помогает решить актуальный для многих родителей вопрос о том, как познакомить малыша с миром цветов и оттенков в легкой непринужденной форме. Страниц немного, всего 16, но материал важный и интересный, подан в доступной для восприятия ребенком форме. Особенно понравится дошкольникам большое количество окошек.
- «Мой первый словарик». Очень интересное пособие с окошками для детей, которые учатся читать. Используются два типа заданий: слова скрываются под картинками с изображением животных и наоборот, под словом скрыто изображение предмета или существа.
- «Играем и учим числа». Красивое красочное издание, благодаря которому ребенок в наглядной форме получит представления о числах. Структура книжки очень проста: каждому числу посвящен собственный разворот, открыв который, ребенок попадает на яркие цветные страницы, в центральной части которых – окошко. Раскрыв его, можно увидеть определенное число предметов или живых существ.
Познакомить ребенка с геометрическими фигурами помогут книги «Кто бывает высоким» и «Кто бывает круглым». Издания яркие и красочные. Главными их персонажами являются животные.
Русское издание с картинками Елены Цветаевой «Где живет птичка» выполнено в позитивном добродушном стиле и помогает ребенку познакомиться с миром лесных обитателей и их жилищами. Главный герой – забавный щенок – непременно придется по вкусу детям 3-4 лет. Единственная сложность – родителям придется первое время читать текст, но очень скоро дети запомнят несложные фразы и смогут сами перелистывать страницы, проверяя, где кто живет.
Еще полезные книги
Вот еще несколько вариантов книжек с окошками для детей 3-4 лет:
- «Волшебные створки». Позволяет малышу в ненавязчивой легкой форме получить информацию о строении человеческого тела и узнать массу других полезных фактов.
- «Железная дорога». Позволяет «заглянуть» внутрь вагонов, узнать, что такое вагон-ресторан, как работает машинист, почему движется состав, какие кнопки и рычаги есть в кабине машиниста, в чем специфика высокоскоростного поезда и многое другое.
- «В саду». Эта книжка с клапанами предполагает знакомство малыша с растительным миром, есть 4 задания на поиск предметов (например, найди картинку подсолнуха, цветущего и отцветшего). Очень важно правильно выполнить все задания одновременно. Подсказка имеется на последней странице пособия.
- «В море». Знакомит с ребенком с миром обитателей моря и океана. Также есть 4 задания, 20 предметов для поиска.
- «В лесу». Ребенку предстоит найти тайник для белки, познакомиться с местом жительства большой жабы, узнать интересный факт о летучих мышах.
- «В джунглях». Еще одно занимательное пособие для изучения мира дикой природы. Дети узнают об особенностях хамелеона, попробуют найти следы слона, жирафа и бегемота, обнаружат льва, пантеру и розового фламинго. И, конечно, выполнят стандартные 4 задания. Книжка очень яркая, красочная, имеет все шансы на то, чтобы стать любимой.
Все перечисленные издания увлекательные и красочные. Однако следует отметить такие недостатки:
- довольно внушительная стоимость;
- если приобрести только одно подобное пособие, велик риск того, что оно быстро надоест малышу;
- некоторые книжки снабжены текстом, поэтому без участия родителей обучающий процесс не продвинется.
Однако достоинств, без сомнения, больше.
Наборы карточек
Кроме книг для 3-4 лет можно использовать специальные карточки, плюсы и минусы которых представлены в таблице:
Преимущества | Недостатки |
Помогают ребенку узнать много нового об окружающем мире | Дорогая стоимость готовых наборов |
Яркие и красочные | Если ребенок не приучен к порядку, может растерять в первый же день |
Могут использоваться в различных играх и упражнениях | Некоторые содержат текст, поэтому, если малыш не умеет читать, без помощи родителей не обойтись |
Материал можно изучать постепенно – сначала показать ребенку несколько каточек, постепенно их число увеличить | Одни и те же карточки могут надоесть |
Разнообразие вариантов – можно без проблем учесть вкус конкретного малыша | Все, что малыш хочет знать об окружающем его мире, невозможно уместить на небольшую по размерам карточку |
В целом, плюсов много, карточки можно использовать для работы с дошкольниками, но они не должны стать единственным способом познания мира.
Очень хороший вариант – Гита Сташевская «Величина, цвет, форма. Набор развивающих карточек для детей 3-4 лет». Он снабжен «волшебным» маркером, поэтому забава обещает быть интересной. Есть следующие типы заданий:
- На поиск. Обвести все квадраты и окружности и найти самый большой круг.
- Соединение. Провести линию, объединяющую цветки одинакового цвета.
- Рассуждение. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу.
- Рисование. Специальный лист дает возможность изобразить «каляки-маляки».
В целом, развивающих пособий для 3-4 лет довольно много, самое главное при выборе – ориентироваться на вкус конкретного малыша, покупать те, которые будут ему полезны и интересны.
Источник
В этом посте хочу собрать наши пособия для развития ребенка 3-4-ёх лет, которые мы используем, некоторые еще лежат, ждут своего часа.
Хотелось бы начать вот с этого замечательного методического пособия для планирования занятий с детьми 3-4 лет (есть такие пособия и для других возрастов) — Лункина Е.Н. Растим малыша.
Вначале этого пособия есть рекомендации по режиму дня, по закаливанию, есть советы психолога, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкутьтминутки и другое, затем идут планы занятий на каждый день, также сдесь дается список пособий, которые бут нужны для занятий. В конце приложен списо художественной литературы для занятий (какие сказки, рассказы, стихи вы должны прочитать с ребенком), мультфильмов, а также список музыкального репертуара для детей 3-4 лет. Вообщем это комплексный план по организации занятий с детьми 3-4 лет. Очень рекомендую это пособие, правда сама не смогла ни где его найти в продаже, поэтому пришлось скачать.
Еще хочу показать одно пособие, с которого у нас началась любовь к математике, его тоже не так просто наити в продаже.
Пособие довольно простенькое, но моему малышу оно очень понравилось, на нем мы тренировались закрашивать, считали и учили цифры.
Сейчас мы занимаемся математикой по пособию Е.В.Колесниковой Матиматика вокруг нас. 120 учебно-игровых задания для детей 3-4 лет. Я считаю,что это одно из лучших пособий для этого возраста.
Это довольно таки объемное пособие, с достаточно плотными листами, с яркими красочными картинками, задания разнообразныепомима счета и изучения цифт, много заданий на графоматорику — обвести, раскрасить, провести линии, задания по развитию речи, памяти и внимания. Также сдесь дается много рекомендаций для родителей, какие вопросы задать, на что обратить внимание ребенка и др.Вообщем очень хорошое пособие, позже, я его еще раз буду покупать, так как это мы уже почти прошли.
Другие пособия по математике.
Раньше я считала, что Игралочка Петерсона — это лучшая методика для дошкольников (со старшем прошли почти все), после того как я познакомилась с пособиями Колесниковой, поняла что ошибалась, но Игралочку иногда все же используем для разнообразия.
Е.В.Колесникова Я начинаю считать — это пособие меня немного разочаровало, даже не столько содержанием (содержание похоже на Матиматика вокруг нас), а её объемами всего 8 листов. К ней я купила еще Методическое пособие, с которым я надеюсь наши занятия будут обширнее и интереснее.
К.В. Шевелев Знакомство с числами и цифрами преобрела его, тк уже занимались со старшим подготовкой к школе по Шевелёву, могу сказать, что эти пособия мне понравились больше всех, однако это — восторга не вызвало, простенькое, не большое пособие, но для разнообразия пойдет.
Е.В Колесникова Математические прописи не большое, черно-белое пособие для отработки навыков проведения различных линий, раскрашивания и др. Несмотря на то,что возраст указан 4-5 лет, пособие подойдет и для более раннего возраста.
Матиматика для малышей. Серия «Рабочии тетради для дошкольников» тоже тоненькое черно-белое пособие, также для развития графомоторных функций малыша.
Е.В. Колесникова Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет и Е.В. Колесникова Раз-словечко, два — словечко.
Рекомендую покупать и пособие и метод. рекомендации, так как в метод. рекомендациях дается много дополнительного материала для родителей. Этими пособиями я тоже очень довольна и мы их часто используем, для развития речи, изучения букв и звуков, развития мелкой моторики и графических навыков.
Е.В. Колесникова 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет и Рабочая тетрадь к ней. Слушай, смотри, делай!
500 игр — большое толстое пособие в твердом переплете, однако оформление довольно блеклое, чем то похоже на предыдущую серию, только намного полнее и объемнее. Очень много заданий для развития речи, изучению букв, звуков, математических представлений, развития зрительной и слуховой памяти и многое многое другое.
Рабочая тетрадь к ней идет для отработки графических навыков.
Еще пособия Е.В. Колесниковой Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет и Дорисуй. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.
Не большие, цветные пособия, для разнобразия, пока лежат, ждут своего часа.
Еще мы используем такие комплексные развивающие пособия в наших занятиях.
Ну вот пока и все, буду очень рада если кому то пригодиться наш опыт.
Источник
Кузнецова М.И.
Журова Л.Е.
Султанова М.Н.
Ушакова О.С.
Ушакова О.С.
Султанова М.Н.
Салмина Н.Г., Глебова А.О.
Кузнецова М.И.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Тарасова Н.В.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Доронова Т.Н., Доронов С.Н., Хайлова Е.Г.
Доронова Т.Н., Доронов С.Н., Хайлова Е.Г.
Доронова Т.Н., Доронов С.Н., Хайлова Е.Г.
Доронова Т.Н., Доронов С.Н., Хайлова Е.Г.
Нужна помощь?
Источник