Метод шичиды для ребенка 1 года
Проведя два совместных занятия по методике М.Шичида, из отзывов и комментариев я поняла, что во-первых методика очень известна, популярна и востребована среди мам, а во-вторых, многие и хотели бы заниматься по ней, да не знают как подступиться к странным и непонятным заданиям и где взять материалы.
Информации на просторах интернета достаточно, но не вся она понятна новичку. Чуть меньше года назад я точно так же пыталась из обрывков информации то там, то здесь сложить картинку и понять КАК ЖЕ НАМ ЗАНИМАТЬСЯ? Поэтому сегодня хочу поделиться своим планом занятий по методике М.Шичида.
План подробный, с описанием выполнения базовых элементов методики. Надеюсь, он пригодится новичкам и тем, кто только хочет заниматься по этой методике. Сразу предупрежу — я не претендую на эталонность или аутентичность своего описания выполнения тех или иных заданий. Просто я их понимаю так, и так пытаюсь объяснить ребенку, чего я от него хочу. План подойдет для занятий с детками от 1 до 2-х лет. Может быть и старше, но на этот счет я не уверена, т.к. не знаю в принципе что умеют дети в этом возрасте и как с ними заниматься.
План проведения занятия по методике М.Шичида
1. Гармонизирующая музыка — любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаем негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки. Если ребенок боится музыкального сопровождения, нервничает — можно обойтись и без него.
2. Объятия, внушение, настройка — берете на руки и обнимаете ребенка (либо просто обнимаете). Говорите, что он особенный, самый замечательный, умный, способный и т.д., что он всё может, обязательно говорите, как сильно Вы его любите.
Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься и играть с мамой в разные интересные игры, рассказываю подробности, например, сегодня — что мы обязательно будем рисовать красками и лепить пластилином. Все это на руках и в обнимку.
3. Шар энергии — ребенок собирает энергию в большой шар и «выливает» на себя. Можно посадить ребенка себе на колени и водить его ручками. Посмотреть, как это делается можно по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=tDuwI6kcApU или https://www.youtube.com/watch?v=zpt2M1oXFFA
Шар энергии мы делаем примерно так: я сажу дочку на руки спиной к себе, беру ее ручки в свои, начинаю сначала тереть, а потом делать круговые движения, как-бы формируя шар, постепенно увеличивая его диаметр. Сопровождаю я это действие примерно таким текстом. Сейчас мы потрем с тобой ручки, ручки становятся теплыми. А теперь мы будем собирать лучики солнышка. (Садимся при этом лицом к окну, чтобы было видно, что там светит солнце) Лучики у солнышка горячие и светятся, они сами прилипают к нашим теплым ручкам. А мы их ловим и собираем в горячий светящийся Шар Энергии. Мы их собираем много-много, и шар становится всё больше и больше, он горячий и светится. А потом он становится таким большим, что мы даже не можем его удержать. И мы поднимаем наш Шар и кладем на головку. Лучи солнышка очень полезные, они дают нам Энергию. И эта Энергия растекается по головке, и по ручкам, и по ножкам, и по животику (при этом гладим руками голову, ножки, животик и т.д.). И наши ручки, ножки, животик тоже становятся теплыми от этой Энергии.
4. Упражнения для дыхания — ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места), игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри. Если ребенок еще не умеет дуть — можно попросить его посопеть носиком или «пропеть» за Вами любой слог или даже просто гласную букву.
5. Воспоминания и воображение — вспомните вместе с ребенком как были где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот — расскажите о том, как поедете куда-либо (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретите, чем займетесь.
6. Подготовка глаз к показу карточек — любым ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы ребенок следил за этими движениями глазами. Либо просите ребенка посмотреть на предмет (точку), находящийся близко, а потом находящийся далеко.
7. Показ флеш-карт — Показывайте карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Желательно заранее потренироваться прочитывать названия. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном для Вас формате. Можно использовать любые имеющиеся у вас карточки (презентации) на любые темы.
8. ESP интуиция Угадай где — под любыми одинаковыми стаканчиками, баночками и т.д. прячете любой предмет (орех, цветок, листик, фрукт, игрушка). Либо под одинаковыми листами бумаги прячете карточку с изображением чего-либо. При этом посылаете ребенку мысленно информацию о том, где именно Вы спрятали предмет (изображение), просите ребенка угадать где он. Можно играть несколько раз подряд .
9. ЕSP интуиция Угадай что — предложите ребенку два любых разных предмета, игрушки, карточки. Загадайте один из них и мысленно пошлите образ загаданного предмета ребенку, ребенок в это время должен смотреть Вам в глаза. Попросите угадать, что именно Вы загадали.
Мы играем так. Сначала прошу Катюшу посмотреть на меня, говорю «Мне нравится одна картинка, сейчас я тебе скажу какая». мысленно передаю образ выбранной картинки. Потом достаю обе карточки и спрашиваю «Какая картинка маме нравится?»
10. Instant Memory Game (Сетка памяти) — Положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.
Мы играем так. Я медленно раскладываю карточки по одной, четко называя. Потом повторяю еще раз по порядку, показывая пальцем. Вместе переворачиваем. Спрашиваю «Где слон?» Катя сама берет карточку, переворачивает, смотрит.
11. Linking Memory Game (Абсурдная история) — Расскажите ребенку историю. При этом вместе с произношением всех существительных выкладывайте карточки с соответствующим изображением. Используйте три или более карточек со знакомыми ребенку изображениями. Дайте ребенку запомнить карточки в течение 5-10 секунд. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ — переверните карточки, попросите повторить историю, переворачивайте правильно названные картинки. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОВОРЯТ — не переворачивайте карточки, просто перемешайте. Рассказывайте заново историю, делая паузы вместо существительных, просите ребенка показать на карточку с нужным изображением. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки). Можно играть несколько раз.
Мы играем так. Я медленно и четко рассказываю историю, когда называю существительные — выкладываю карточки. Потом еще раз повторяю, показывая на картинки пальцем. Дальше вместе перемешиваем карточки. Говорю «А давай расскажем эту историю еще раз!». Первую карточку обычно вытаскиваю я. Но сначала обязательно спрашиваю «О ком была история? покажи пальчиком»… пауза (покажет или нет)… » О лягушке» (показываю карточку, достаю ее, кладу с краю). «Лягушка взяла… Что лягушка взяла? покажи пальчиком»… пауза (тут обычно Катя начинает что-то показывать)… «Правильно, яблоко» (выкладываем карточку рядом с Лягушкой) «Положила его… Куда положила? Покажи»… пауза… и т.д.
12. Photo Memory Game (Похожие картинки) — Возьмите два похожих изображения. Покажите ребенку одно из двух похожих изображения в течение 5-10 секунд. Уберите карточку и сразу же покажите уже две похожие карточки. Попросите назвать, какую карточку Вы показывали только что (одну). Можно использовать предметы (игрушки).
13. Танграм — Возьмите готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумайте рисунок, составьте поле — обведите имеющиеся детали и раскрасьте в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали
14. Разрезные картинки — Возьмите готовые пазлы или сделайте разрезные картинки сами. Для этого распечатайте 2 экземпляра любой картинки. Один из них разрежьте на нужное количество деталей (2 и более). Второй дайте ребенку не разрезанным, чтобы он видел, какая картинка в итоге должна получиться. Ребенок должен собрать картинку по образцу.
15. Цветовосприятие — Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.
16. Мандалы — Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.
17. Игры на поиск соответствия и пары — используйте любое имеющееся в наличии лото, мемори, парные картинки.
18. Математика — используйте любые имеющиеся в наличии картинки, пособия, игрушки или предметы, которые можно пересчитывать, сортировать по размеру или по признакам «один-много», «больше-меньше»
19. Логоритмика, музыкальная пауза, танцы — слушайте любые веселые подвижные песни или мелодии, которые нравятся ребенку, пойте, танцуйте, повторяйте движения из песенок.
20. Сенсорное восприятие — Поиграйте с сенсорной коробочкой любого наполнения. Играйте с лото запахов или с лото «шумелок». Угадывайте на ощупь предметы (крупные или мелкие) — для этого их можно поместить в мешочек или накрыть платком. Можно использовать песок (живой, кинетический).
21. Конструирование — используйте любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Постройте высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок — всё, что вам придет в голову.
22. Рассматривание картинок — используйте любую книгу, энциклопедию, виммельбух. Рассматривайте картинки, называйте (ищите) изображения.
23. Естествознание — рассказывайте ребенку любые сведения обо всём, что может быть интересно либо Вам, либо ребенку. О природе и государствах, о флоре и фауне, о людях, явлениях, местах или предметах. Дома или за его пределами.
24. Координация и моторика — пластилиновые заплатки, канцелярские кнопки, проводилки, многоразовые наклейки, выкладывание, перекладывание любых мелких предметов, игры с пинцетом, любые другие игры на мелкую моторику.
25. Творчество Аппликации — любая аппликация на любом рисунке, коробке, ткани и т.д. или в пособии для развития. Используйте любые материалы — бумагу, крупы, сухие листья, перышки, вату, бусины, камешки, фольгу, наклейки.
26. Творчество Рисование — рисуйте всем, чем угодно на всем, где хотите: красками или карандашами на бумаге, мелом на асфальте, овощным пюре на блюде, валиками и штампами на ватмане, раскрасьте коробку или деревянную игрушку. Можно использовать раскраски, а можно творить без темы.
27. Чтение — читайте любую книгу, которая нравится ребенку или Вам: сказки, стихи, поэмы, повести, романы.
28. Еще раз выполняем п. 1 и п.2
После каждой игры не забывайте хвалить ребенка за успешно выполненное задание.
Теперь хочу дать несколько уточнений по поводу проведения занятий.
План разбит на несколько блоков
· Настройка на занятие п. 1- п. 4
· Спокойные занятия, так сказать «сидячие», которые в основном выполняются сидя (за столиком, в стульчике, на полу) п. 5 — п. 18
· Подвижные занятия п. 19 — п. 21
· Опять спокойные занятия п. 22 — п. 23 (для того, чтобы ребенок успокоился после подвижных игр. Но и не требующие большого сосредоточения)
· Творчество п. 25 — п. 26
· Завершение занятия п. 28
Мы занимаемся именно в таком порядке. Начинаем, когда дочка спокойна, например, после сна или после еды: настройка; спокойные занятия с карточками; логоритмика, танцы и песни для разгрузки и поднятия настроения; подвижные занятия; творчество. Вы можете менять местами, как целые блоки, так и занятия внутри блоков и даже играть в произвольном порядке. Но всё же моя рекомендация — сразу после Настройки выполнять пункты Интуиция, Память и Флэш-карты.
Количество игр берите в зависимости от возраста, возможностей и усидчивости своего ребенка. НЕ НУЖНО выполнять всё! Играйте в те игры, которые интересны Вам и малышу.
В одно занятие включайте НЕ БОЛЕЕ ОДНОЙ игры, которая ранее ребенку не была знакома. Если из общего списка Вы с ребенком ранее не использовали (к примеру) 10 пунктов — всё равно выберите для занятия из новых ВСЕГО ОДИН.
Деткам до года рекомендую флеш-карты показывать распечатанные.
Если вы показываете флеш-карты впервые — не нужно стремиться показать сразу 100 штук, а то и больше. Смотрите по своему ребенку. Количество увеличивается постепенно. Деткам до года можно начинать с 15-20 штук за 1 раз, увеличивайте количество не чаще раза в неделю на 5-10 штук, при условии, что ребенок выдерживает просмотр такого количества.
Разбивать занятие можно. НО каждый раз выполняйте Настройку и Завершение занятия.
Данный план я разрабатывала для своей дочери. И может случиться так, что именно для Вашего ребенка кое-что не подойдет. Если какой-то пункт Вам или Вашему ребенку не нравится, не интересен, не получается или не по возрасту, попробуйте заменить чем-то, усложнить или упростить. Если и это не получается — не выполняйте совсем. Потому что занятие должно принести Вам и Вашему ребенку новые эмоции, новые знания, новые умения, радость и веселье.
ВСЕМ ПРИЯТНЫХ ИГР!
Источник
На сегодняшний день существует большое многообразие методик раннего развития детей. Если вы — молодые родители, которые хотят серьезно заняться развитием своего малыша, вам стоит внимательно присмотреться к ним. Какие-то из них вас непременно заинтересуют.
К сожалению, в нашей стране, не все методики раннего развития хорошо известны. Возможно, вы еще не слышали о методике Макото Шичида. Рассмотрим основные дидактические приемы, созданные этим японским профессором, доктором педагогических наук.
Для кого предназначена методика Шичиду
Метод Макото Шичида рассчитан на детей от 6 месяцев до 3 лет. Именно в этом возрасте, как считал профессор, наиболее эффективно проходят предложенные им занятия. Впрочем, если вашему ребенку уже больше 6 месяцев, но меньше трёх лет, не расстраивайтесь. Попробуйте начать уже сегодня, и вы все равно увидите результат от занятий.
Интересно, что дидактические задания, предложенные профессором, предполагают последовательное включение ребенка в решение задач. Для самых маленьких, методика Шичида предлагает только смотреть на предоставленный материал вместе с мамой. Мама показывает и поясняет упражнения малышу. Затем, с возрастом, малютка ощупывает, изучает и пытается решить дидактическую задачу с помощью взрослых. И, в конце концов, он решает задание полностью самостоятельно.
Особенности проведения методики Шичида
Японский профессор полагал, что именно правое полушарие нашего мозга может открыть нам невиданные возможности развития интеллекта. Поэтому весь метод Шичида построен на развитии именно этого полушария. Оно ответственно за воображение, ощущение, внимание, представление, восприятие, поэтому и все занятия ориентированы именно на эти психические познавательные процессы.
Проводить занятия по данному методу необходимо в расслабленной и спокойной обстановке, при условии, что ребенок совершенно здоров и чувствует себя хорошо.
Сами занятия, разработанные профессором, представляют собой цикл самых разнообразных дидактических заданий. Причем каждая из них должна занимать по времени одну или две минуты (максимум 5 минут). Полное занятие занимает около получаса времени. Чем чаще в неделю вы будете проводить такие занятия, тем быстрее будет закрепляться материал и развиваться малыш.
Метод обучения детей дошкольного возраста по Шичиду включает в себя довольно сомнительные, с точки зрения науки, упражнения. Это касается упражнений на развитие интуиции, и телепатии. Не все воспитатели и родители позитивно относятся к этой части данного метода. Но, несомненно, он представляет большой интерес с точки зрения развития ребенка.
Подготовка к занятиям требует от родителей довольно большого количества времени. Необходимо продумать план занятия и подготовить необходимый материал. Материал по методике Шичида, не должен повторяться чаще, чем два или три раза в месяц.
Материалы для занятий по методике Шичида
Этот дидактический метод предполагает наличие большого количества вспомогательных материалов. Так что, если вы всерьез хотите попробовать заняться методикой развития Шичиды, вам необходимо запастись ими заранее.
В этот набор материалов входит:
- Композиции Джеффри Томпсона с альфа-музыкой.
- Материал для дыхательных упражнений: свечи, предметы на нитках, мыльные пузыри, трубочка от сока.
- Набор карточек по методу Шичида с понятными и крупными изображениями предметов, геометрических фигур, растений и животных.
- Конструкторы и мозаики.
- Подборка пар одинаковых книг с многоразовыми наклейками.
- Наборы цветных изображений различных мандал.
- Пазлы и танграмы.
- Мелкие игрушки.
- Подборка mp3 файлов с голосов разных животных и птиц.
- Различного рода емкости (большие и маленькие контейнеры, коробочки, мешочки).
- Разноцветные карточки.
- Цветные карандаши, фломастеры, клей.
- Компьютер, принтер и бумага для распечатки различных заданий.
Упражнения по методике Макото Шичида настолько многообразны, что вероятнее всего вам придется добавлять список необходимых материалов. Кроме того, порой можно проявить фантазию, и видоизменить форму материалов, придумав что-то своё.
Подготовка к проведению упражнений
Прежде чем заняться с ребенком решением различных дидактических задач, вам необходимо грамотно настроить малыша на нужную волну. Метод развития детей по Шичиду предполагает, что для начала вы установите тесный контакт со своим малышом.
Ласково поговорите с ним, обнимите, поцелуйте, рассмешите малыша. После этого, можно включить любимую песню ребенка, с которого вы всегда будете начинать ваши занятия. Посадите малыша на свои колени или просто как можно ближе к вам, чтобы между вами сохранялся тактильный контакт.
План занятий по методике Макото Шичида
- Расслабление под специальную музыку. Занятия по методике Шичиды предполагают специальную настройку правого полушария мозга ребенка. Это достигается с помощью прослушивания музыки с “альфа-волнами”. Сам профессор в своей книге предлагает прослушивать музыку Джефри Томпсона с альфа обработкой. Не стоит слушать эту музыку вне занятий.
- Дыхательные упражнения. Необходимо, чтобы ребенок активно начал дышать. Для этого сгодится любая игра, где необходимо дуть на предметы. Старайтесь на каждом занятии изменять суть игры. Кроме того, с возрастом, когда ребенок станет гораздо старше, можно предложить ему дуть уже на воображаемые предметы. Это будет полезным для развития его фантазии.
- Упражнение на аккумулирование энергии. Суть упражнения состоит в том, что вы предлагаете ребенку представить шар энергии у него в руках. Для начала, вы вместе растираете свои ладошки, а затем мысленно представляете, что между ними разрастается теплый и приятный невидимый ком. Его можно вылить на свою голову, растереть по своему телу, выпить и почувствовать от этого бодрость.
- Аффирмации. Упражнение на внушение ребенку позитивных мыслей. Расскажите ребенку, что он всеми любим, что он очень хороший и у него всегда все получается.
- Развитие воображения. Придумайте вместе с ребенком какую-либо историю из вашей жизни или с любимыми героями малыша. Если ребенок уже достаточно взрослый, предложите ему самому развивать сюжет вашего рассказа.
- Развитие экстрасенсорных способностей. Упражнение на развитие телепатии может представлять собой попытки передать ребенку ваши зрительные образы. Ярко и четко представьте перед собой геометрическую фигуру. Расскажите ребенку, что вы сделали, и предложите ему угадать фигуру. Можно делать то же самое с другими простыми и четкими образами. Упражнения на интуицию предполагают, что малыш начнет угадывать то, что скрыто от обычного взгляда. Спрячьте под одинаковые контейнеры любимую игрушку вашего ребенка, и предложите угадать, где она находится. Со временем, задания можно усложнять, увеличивая количество выборов.
- Упражнения для глаз. Побуждайте ребенка смотреть из угла в угол, в разные стороны, для того чтобы размять глазные мышцы. Можно также смотреть далеко вперёд и прямо перед собой, изменяя фокус зрения.
- Упражнения с флеш-карточками. Необходимо в быстром темпе показывать ребенку карточки с изображением самых разных предметов, животных и растений. Одновременно с показом карточек, вам необходимо также называть, что на них изображено. Быстрый показ карточки активизирует работу правого полушария, а пояснение картинки заставляет работать левое полушарие. Таким образом, происходит синхронизация обеих половинок головного мозга. Особенность разработки профессора состоит в том, что вы не должны показывать одни и те же наборы карточек чаще, чем раз в полгода. Вам необходимо запастись или огромным количеством напечатанных на бумаге картинок, либо просто показывать малышу компьютерные презентации. Последнее, несомненно, гораздо удобнее.
- Упражнения на фотографическую память. Здесь можно использовать разные виды упражнений. Например, в быстром темпе показать ребенку пару разных картин. А потом, выложить перед малышом эти картины, добавив ещё одну, которую он не видел. Ребенок должен вспомнить, какие картинки он уже видел, а какую нет. Постепенно можно усложнить задание, добавив количество показанных картин.
- Сенсорные упражнения. В этой части занятия, вы должны предложить малышу упражнения, в которых он будет развивать цветовосприятие, обоняние, слух, тактильные ощущения.
- Повторные аффирмации. В заключение занятия, необходимо опять подбодрить ребенка ласковыми словами о том, как он здорово справился со всеми заданиями. Это позволяет сохранить позитивный настрой малыша на последующие занятия.
Профессор считал, что для плодотворного проведения занятий необходим, прежде всего, позитивный настрой, а также очень близкие и доверительные отношения между родителем и ребенком. Помните об этом, когда будете придерживаться плана занятий по методике Шичида. Только в этом случае, вы добьетесь быстрых положительных результатов в своих занятиях.
Источник