Метод проекта речевого развития ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»
Выступление
на педагогическом совете
«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».
Воспитатель: Мордик И. С.
Г. Кашира 2017г.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.
Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»
Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка со взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи я хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.
В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты у нас могут и краткосрочные — неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным (2 недели)
Планируя образовательную деятельность, серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.
Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:
На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.
На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).
На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог
продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.
В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области — «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми); и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы: «Будь здоров» (Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни), Зимующие птицы-наши друзья» (Цель: Нравственное воспитание) , «Овощная грядка» (Цель: Ознакомление детей с процессом прорастания семян при благоприятных условиях и беседа о «Делах огородных»); «Выращиваем фасоль» (Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности), «Наураша в стране Наурандия» (Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.)
В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты: педагогический проект на тему: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» и творческий «В стране сказок».
В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.
Список литературы
1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. — С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5528
2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
Источник
Светлана Назарова
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста
Нами было разработана серия краткосрочных проектов.
Например: «Едет с поля урожай», «Мама лучше всех на свете», «Книга лучший друг». Хочу, остановится на проекте «Книга лучший друг».
При разработке конкретного проекта принимали во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами — это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, поэтому использовали поэтапное «совместное обучение».
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Исходя из актуальности проблемы,были поставлены следующие задачи:
— расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;
— формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
— воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду
взрослых, обучить правилам обращения с книгой;
— поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной
деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
— развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
— расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
— использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов,
упражнений по данной лексической теме;
— привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
Далее планировали предполагаемые результаты:
1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.
2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3. Повышение уровня развития речи детей.
4. Активное участие родителей в жизни детского сада.
5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.
6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник). Вся работа осуществлялась поэтапно.
1- этап — определение проблемы. На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, актуальную и интересную для всех предполагаемых участников проекта Мы использовали, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том,что мы задавали детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.
Использоваласьмодель трех вопросов:
1. Что я знаю о книгах?
Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.
2. Что хочу узнать?
Как появляются книги, откуда берутся
Кто их изготавливает, люди, каких профессий
Где и как изготавливают книги, что для этого нужно
Зачем нам нужны книги и где хранятся
3. Как могу узнать?
Спросить у взрослых (родителей и педагогов)
Сходить со взрослыми в библиотеку
Найти информацию в интернете
Узнать из книг, журналов, фотографий
2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т. д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах.
3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе мы помогали детям выбрать наиболее интересные для них формы работы.Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?
Реализация проектаосуществлялась через:
1. Непосредственно образовательную деятельность
2. Совместную деятельность педагогов и детей
3. Работу педагогов с родителями
4. Создание предметно-развивающей среды
5. Совместную свободную деятельность детей и родителей
4- этап – этап организации работы над проектом
Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную и т. д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.
5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.
Итоги проекта «Книга-лучший друг».
После проекта дети узнали:
— о разнообразии книг, жанрах произведений;
— узнали историю происхождения и изготовления книг;
— о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
— правила общения с книгой;
— обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.
— стали бережнее относиться к книгам.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование. Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.
В результате работы по реализации технологии метода проектовдобились следующих результатов:
воспитанники:
— обрели навыки исследовательской деятельности;
— проявляют активный интерес к предложенной деятельности;
— активно включаются в процесс познания;
— проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;
— достаточно сформированы тонкая и общая моторика;
— обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;
— дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
— развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
родители:
— активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;
— установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;
— с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.
Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.
Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений. Предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития, что соответствует основным критериям гуманизации процесса образования и воспитания.
Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А.Амонашвили:
«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».
Литература.
1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г
2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.
4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5
5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.
Источник