Метод контролируемого плача для ребенка 1 год

03.09.2014
26
Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.
Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач – это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.
Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?
Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.
Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод – окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.
Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»
- Если ваш малыш не достиг 6 месяцев с даты ПДР – важно, чтобы были развиты принципиальные когнитивные навыки.
- Если ваш малыш болен — дискомфорт от недомогания только усложнит задачу
- Если сейчас в семье происходят серьезные перемены: переезд, рождение нового малыша, смерть родственника, выход мамы на работу.
- Если ваш ребенок в какой то момент подвергался серьезному физическому или эмоциональному насилию.
- Если не все члены семьи согласны с этой методикой — слишком велика вероятность, что вы сдадитесь на полпути, только запутав малыша в своих требованиях.
- Если ваш ребенок старше 2,5 лет и/или уже не в детской кроватке — важно исключить возможность травмы
О детском плаче и сне
Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка – это способ коммуникации с окружающим миром. Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.
Со временем каждая мама учится различать разные типы плача – зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.
Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».
Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.
Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.
Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?
— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом – но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? – никто этого не знает наверняка).
Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится – мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом.
При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.
В течение этих дней периоды плача сокращаются от возможных 4 часов за первые сутки (максимальное время, указанное при опросе более 40 коллег, практикующих по всему миру) до 30 минут к 4-5 дню, что в среднем составит около 6-7 часов из 168 часов (7 суток). И как только сон налаживается — ребенок научился засыпать, переходит между циклами сна, не просыпаясь, его общее самочувствие и настроение резко улучшаются, снижая периоды плаксивости, связанные с усталостью на годы вперед – сколько тут слез сэкономлено никто подсчитать тоже не может.
Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.
Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже
— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена – мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.
Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.
Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме – где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит – мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.
И еще одно сравнение, которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:
якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.
Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.
Метод методу рознь
Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно – котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель!!!), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.
Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).
Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.
Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.
В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.
Научная сторона
На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.
Все эти исследования (привожу ссылки на исследования, полные тексты которых можно посмотреть без платного доступа к источнику в англоязычном формате) признали, что:
- методики, включающие плач (в т.ч. в его наиболее прямом виде) эффективны, т.е. дети действительно осваивают навык самостоятельного засыпания, при их корректном применении;
- в разных сроках оценки (от четырех недель до 5 лет) не было выявлено негативного влияния на здоровье ребенка;
- результат подобных интервенций включал общее улучшение материнского самочувствия и общего климата в семье за счет улучшения качества отдыха всех членов семьи.
Лично для меня самым убедительным было исследование, которое провели ученые в Австралии.
В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.
Напоследок
Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.
Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.
- Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial
- Улучшение младенческого сна и материнского психического здоровья) Harriet Hiscock, Jordana Bayer, Lisa Gold, Anne Hampton, Obioha C Ukoumunne, Melissa Wake Arch Dis Child.92(11): 952–958.
- Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial (Пятилетнее исследование вреда и пользы от поведенческой интервенции в младенческий сон) Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock Pediatrics 2012; 130:4 643-651
- Reducing Bedtime Tantrums: Comparison Between Positive Routines and Graduated Extinction. (Уменьшение истерик при укладывании: сравнение между позитивным ритуалом и контролируемым плачем) Lisa A. Adams and Vaughn I. Rickert. Pediatrics 1989;84;756
- A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children. (Систематический обзор подходов для решения проблем с самостоятельным засыпанием и ночными пробуждениями в детском возрасте) Paul Ramchandani, Luci Wiggs, Vicky Webb, and Gregory Stores. BMJ 2000;320:209
- Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children. (Поведенческая коррекция проблем укладывания и ночных пробуждений для младенцев и дошкольников) Jodi A. Mindell, PhD, Brett Kuhn, PhD. SLEEP, Vol. 29, No. 10, 2006
- Behavioral Parent-Training Approaches for the Treatment of Bedtime Noncompliance in Young Children. (Поведенческий подход к обучению родителей для коррекции сложностей укладывания у дошкольников) Camilo Ortiz & Lauren McCormic. JEIBI, Vol.4, No 2, 2007
- Reducing Nocturnal Awakening and Crying Episodes in Infants and Young Children: A Comparison Between Scheduled Awakenings and Systematic Ignoring. (Уменьшаем ночные пробуждения и эпизоды плача у младенцев и младших дошкольников: Сравнительный анализ между запланированными пробуждениями и систематическим исключением присутствия взрослого) Vaughn I. Rickert, C. Merle Johnson. Pediatrics, 81, 203-212
Понравиласть статья? Оцените:
Источник
Наладить сон ребенка, чтобы он самостоятельно засыпал и спал всю ночь, не просыпаясь, мечта всех молодых родителей. Метод контролируемого плача может в этом помочь. Что это за метод и в чем его преимущества?
С проблемой, когда грудной ребенок плохо спит ночью, сталкивается огромное количество родителей совершенно здоровых детей. И, пожалуй, наиболее известным способом ее решить, который нередко советуют мамы и бабушки – дать ребенку накричаться, пока он, наконец, не устанет и не заснет. В пример приводятся многочисленные случаи, когда дети в течение нескольких дней научались таким образом засыпать самостоятельно, и больше не доставляли по ночам проблем своим родителям. Обратите внимание – речь идет не о комфорте ребенка, а о комфорте его родителей. В помощь родителям метод контролируемого плача.
В чем сущность метода контролируемого плача?
Один из основоположников метода Ричард Фербер, утверждает, что умение самостоятельно засыпать – это такой же навык, как и многие другие, необходимые человеку. И, как другие навыки, его необходимо искусственно вырабатывать и тренировать. Если ребенок привык к тому, что перед сном его постоянно укачивают, или привык засыпать только с грудью, научиться засыпать самостоятельно «просто так» он не сможет. Когда он просыпается ночью – а просыпаются ночью не только дети, но и взрослые – он не сможет снова вернуться ко сну, так как подобного навыка у него попросту нет. И он будет плачем требовать от родителей предоставить ему привычные условия для сна. Если же ребенок научится сам себя успокаивать, этот же навык он сможет использовать во время своих ночных пробуждений – и будет возвращаться ко сну, не требуя внимания родителей.
Фербер является одним из основоположников данного метода – но не единственным его приверженцем. Педиатр Марк Вайсблут, автор популярной книги «Здоровый сон – счастливый ребенок», правда, не рассматривая способ «дать поплакать» в качестве самостоятельного метода, все же отмечает, что плач может быть неизбежной частью обучения сну для некоторых детей. Вариацией метода Фербера является и метод, предложенный Джоди Минделл, автором другого популярного пособия для родителей. Ее методика является более мягкой и щадящей.
Практическое применение метода контролируемого плача
Прежде всего, необходимо убедиться, что ребенок физиологически и эмоционально готов в тому, чтобы спать в течение всей ночи. Такая готовность наступает обычно между 4 и 6 месяцами. Фербер не обозначает точный возраст, в котором можно начинать использование его техники, так как это в значительной степени зависит от ребенка. Если применение метода встречает у ребенка сопротивление, обучение необходимо прекратить и возобновить через несколько недель.
Шаг 1. Положите ребенка в кровать, когда он успокоится и начинает засыпать, но еще не спит.
Шаг 2. Пожелайте ребенку спокойной ночи и выйдите из комнаты. Если он плачет, после того, как вы уйдете, оставьте его одного на заранее определенный период времени.
Шаг 3. Вернитесь обратно в комнату на минуту или две, не больше, чтобы ласково погладить ребенка и успокоить его. Свет должен быть приглушенным, а ваш голос – тихим и успокаивающим. Не берите ребенка на руки. Оставьте его снова, даже если плачет.
Шаг 4. Оставайтесь снаружи несколько дольше, чем в первый раз, и по возвращении повторите все те же действия. Так нужно поступать несколько раз, каждый раз увеличивая интервалы между возвращениями. Уходить от ребенка нужно, пока он еще не заснул.
Шаг 5. Вышеописанные действия нужно повторять дот тех пор, пока ребенок не заснет в ваше отсутствие.
Шаг 6. Если позже ребенок снова проснулся, те же действия, пока ребенок снова не уснет.
Шаг 7. В дальнейшем, время между визитами в спальню постепенно увеличивается от ночи к ночи. В большинстве случаев, как утверждает Фербер, дети научатся засыпать самостоятельно через три или четыре дня, максимум через неделю. Если ребенок не засыпает через это время, лучше прервать обучение и возобновить через несколько недель.
Как правильно оставлять ребенка одного?
Многие мамы знают: ответ на вопрос «почему плачет грудной ребенок» часто заключается в том, что ребенок чувствует себя одиноким и требует общения, внимания со стороны мамы. Как же оставить его плачущим, и не нанести при этом ущерба его чувству защищенности и уверенности в своей безопасности? Фербер считает, что этого позволит достичь тщательное определении времени, в течение которого ребенок будет оставлен один на один со своим плачем.
Он предлагает в первую ночь определить продолжительность отсутствия родителей таким образом:
- Первый выход – 3 минуты
- Второй выход – 5 минут
- Третий и последующий выходы – 10 минут.
Во вторую ночь:
- Первый выход – 5 минут
- Второй выход – 10 минут
- Третий и последующий выходы – 12 минут.
Каждую последующую ночь эти интервалы должны увеличиваться еще на несколько минут.
Сразу необходимо оговориться, что указанная продолжительность вовсе не является незыблемым правилом метода Фербера. Каждая мама может определять ее самостоятельно, исходя из потребностей ребенка. Но каждый последующий интервал обязательно должен быть дольше, чем предыдущий.
Родители, заинтересованные в том, чтобы ребенок хорошо спал ночью, без сомнения, знают о необходимости установления определенного ритуала перед отходом ко сну. Этот сформированный ритуал должен стать основой для применения метода контролируемого плача. Ритуал должен повторяться каждый вечер, в одно и то же время. А теперь к нему будет добавлены еще и мероприятия, призванные наладить сон ребенка, и научить его засыпать самостоятельно. Важно также следить за тем, чтобы соблюдалось расписание дневных снов.
Далее, родителям важно разработать четкий план. И самим быть готовым к тому, чтобы придерживаться его неукоснительно. План лучше начать применять тогда, когда ничто не отвлекает родителей от обучения в течение хотя бы двух недель. К примеру, желательно, чтобы на это время не было запланировано командировок или других мероприятий, требующих отсутствия одного из супругов. Или, к примеру, визита родственников, которым придется уделять значительное количество времени, и которые могут поколебать вашу уверенность своими замечаниями. Подготовка должна носить не только сугубо практический, но еще и эмоциональный характер. Оба родителя должны понимать, чего они пытаются достичь, и каким способом они будут действовать, чтобы иметь возможность поддерживать друг друга и малыша.
Как только вы приняли план, придерживайтесь неукоснительно. Родители, которые уже применяли тот или иной метод, призванный научить ребенка спать самостоятельно, отмечают, что именно постоянство является ключом к успеху. Отклониться от заданного плана имеет смысл только в том случае, если вы обнаружите, что ребенок физически или эмоционально не готов к его реализации. В этом случае, продолжить обучение можно будет через пру недель.
Когда ребенок проснется в два часа ночи, искушение укачать его, как обычно, будет очень велико. Но если вы ему поддадитесь, вся уже проделанная работа пойдет насмарку, и все придется начинать заново.
Можно дать и еще несколько рекомендаций:
• Будьте готовы к тому, что несколько ночей вам придется очень мало спать. Поэтому начинать применение метода лучше в одну из таких ночей, когда отсутствие сна может пройти сравнительно безболезненно для всех членов семьи – к примеру, перед выходными, вечером в пятницу. Таким образом, пропущенное время сна можно будет наверстать на выходных утром или днем.
• Приготовьтесь к тому, что легко не будет. Да, слышать, как плачет малыш, невыносимо – об этом знает любой родитель. В периоды, когда нужно будет выходить из комнаты, желательно ставить таймер на запланированное время, и уходить в другую комнату, или включать музыку, чтобы не слышать плач ребенка. Первые пара ночей будут действительно сложными и для ребенка, и для его родителей. Постарайтесь взять себя в руки: ведь то, что вы делаете, направлено на благо самого ребенка и всех членов вашей семьи, которые в случае успеха будут наслаждаться полноценным здоровым сном.
• Пользуйтесь поддержкой других членов семьи. В течение периодов, когда вы выходите из комнаты, поддерживайте друг друга, или найдите себе приятное занятие. Возможно, один из супругов может даже принять ванну, в то время, как другой «несет вахту».
• Применяйте метод в таком виде, в каком он удобен вашему малышу и всей вашей семье. Если вы считаете, что метод в том виде, который здесь изложен, неприемлем для вас, вы можете слегка смягчить его основные положения. К примеру, вместо 7 дней применять его в течение 14 дней, увеличивая время нахождения вне комнаты малыша не каждый день, а каждые два дня. Помните о своей главной цели: в конце обучения, добиться того, чтобы ребенок хорошо спал ночью, и обеспечить себе и всем членам семьи нормальный ночной отдых.
Интересно узнать ваше мнение по поводу метода контролируемого плача, применяли ли вы его, какие были результаты, или вы противник таких методов и почему. Как у вас получилось наладить сон ребенка. Пишите в комментариях.
Источник