Медведева т развитие познавательной деятельности ребенка

Медведева т развитие познавательной деятельности ребенка thumbnail

Описание слайда:

Дидактические занятия, методика Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий. I.Внимание и память Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается необходимым при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять; пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко на плите; вспомнить про ключи прежде, чем дверь захлопнута. Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка (Представление о постоянстве объекта) Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор», пары карточек II. Размер, форма, цвет Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования. Сортировка с опорой на образец Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок. Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки Формирование понятия «средний» Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки III. Конструктивная деятельность Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей. Конструирование по жесткой схеме Конструирование по образцу Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.) Складывание целого из частей Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета IV. Логические задания Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале. Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый… Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок. V. Обучение счету Обучение счету включает в себя: знание числовой последовательности от 1 до 5, пересчет предметов с подведением итога, умение взять по просьбе заданное количество предметов, соотнесение количества и числа, решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала VI. Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна. Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Источник

Медведева Т.А., Саенко М.А.

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева Т.А., Саенко М.А. Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/05/2160 (дата обращения: 07.02.2019).

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С шелестом листьев, с пением птиц, со звоном ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой мир. Передо мной встала задача помочь малышам познать окружающую их природу, почувствовать ее красоту – в тот период, когда интерес особенно велик. Дети должны знать, что от всех нас вместе зависит, будут ли завтра рыба в реках, звери в лесу, птицы в лесах, садах и парках, а на лугах цветы.

Человеку трудно прожить без красоты, не случайно мы хотим, чтобы на площадке детского сада было красиво, чтобы каждый мог любоваться цветами, деревьями.

Помните!

Звери, лес, трава, цветок и птица –

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. Детям интересно говорить о том, что они понимают, о чем могут рассуждать, раздумывать? Конечно, на прогулках дети чувствуют себя раскованно, свободно. Прогулки позволяют мне не только учить детей набираться знаний в природе, но и воспитывать их. Идя на прогулку, стремлюсь к тому, чтобы она преследовала определенную цель с учетом ярких образов. А яркость и образность стараюсь подчинить содержанию беседы. Важно, чтобы дети не только умели слушать, но и слышать речь воспитателя. Вопросы должны будить мысль ребенка, заставлять его самого приходить к определенным выводам, поэтому их ставлю точно и четко, без лишних слов. Ответы детей не должны сводиться к словам «да» или «нет». Не требую от детей немедленного ответа на вопрос, надо дать детям подумать.

Читайте также:  Гармоничное физическое развитие ребенка это

Вопросы следует ставить в определенной последовательности, один вопрос должен быть продолжением предыдущего, как бы вытекающим из него. Конечно, при составлении вопросов обязательно учитываю общее развитие детей и конкретные знания.

Ранней осеню в теплый солнечный день обращала внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена, а с приходом холодных дней подчеркиваю, что деревья стоят потускневшие, усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Спрашиваю у детей: «Как вы думаете, почему это происходит?» Ребята делают самые разнообразные предположения, вкладывая в них те знания, которые у них есть. Затем предложила детям послушать сказку Ю.Дмитриева «Зеленое и желтое». Разобрав сказку в доступной форме, дети получили сведения об изменении окраски листьев осенью.

Повышению познавательной активности детей на прогулках служат дидактические игры: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось в природе?» и другие.

Часто спрашиваю:

-Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?

-Что интересного увидели в природе, когда шли в  детский сад?

Вот о чем рассказали дети:

«Когда мы с мамой шли в детский сад, т я заметил кустарники, которые были покрыты мокрым снегом. Им было тяжело над ним. И они выглядели так, словно стоят старушки в широких юбках, склонив и опустив руки вниз.

Ваня А.

«Я слышала, как голые деревья жалобно стонали от холодного ветра.

Света О.

Я видел, что в кормушке гостили воробьи и весело чирикали. Я спросил у мамы: «Почему им весело?» Мама ответила, что сыты.

Тема Б.

Каждый ребенок поделился своими наблюдениями и был отмечен только похвалой.

Постоянно довожу до сознания детей, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – осенние, зимние холода. Дети пришли к выводу, что птицы улетают на юг не из-за холодов, а из-за отсутствия корма. К концу лета в воздухе становится мало насекомых. Стрижам, ласточкам, журавлям становится голодно, поэтому они первыми улетают.

Ушло тепло с полей

И стаю журавлей

Ведет вожак в заморский край зеленый.

Летит печально клин,

И весел лишь один,

Один какой-то журавленок несмышленый.

В беседе с детьми выяснили значение слов (клин, вожак, несмышленый). Журавли летят клином, что есть у стаи вожак. Медленно, медленно плывут они над землей, держась так высоко, что звуки журавлиных голосов доносятся неясным хором. Это была осенняя песнь, которую улетающие журавли оставили людям.

Конечно, грустно, что птицы улетают, но они обязательно вернуться к нам.

Остаются те птицы, которые могут прокормиться, однако и им надо помочь.

Читаю стихотворение А.Яшина «Прокормите птиц зимой»

Прокормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетелись, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть ода нужна.

Горсть одна – и не страшна.

Будет им зима.

Дети сами обратили внимание, что с приходом холодов оживление в птичьих столовых.

Обращаю внимание детей на правила подкормки птиц!

  1. Во время подкорми птиц не сорить: не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты.
  2. Кормушки для птиц должны быть скромными.
  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена, крошки хлеба, кусочки несоленого сала.
  4. Кормить птиц нежно регулярно.

Прошу детей подумать:

-Какие еще правила поведения у птичьей кормушки вы можете добавить?

Предлагаю детям подумать и отгадать, о каких птицах загадки?

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»

(Дятел)

  1. Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(Сорока)

  1. Грудка ярче, чем заря,

У кого?

(У снегиря)

4. Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

(Воробей)

5. Я по дереву стучу,

Червяков добыть хочу.

(Дятел)

  1. За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птице стало.

(Синица)

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

— Как-кар! (Ворона)

— Чик-чирик, чив-чив! (Воробей)

— Ча-ча-ча! (Сорока)

— Курлы-курлы! (Журавль)

— Синь-синь-синь! (Синица)

— Рюм-рюм-рюм! (Снегирь)

Таким образом, каждая прогулка, по-моему, должна удовлетворять потребности детей не только в движении, но и в познании живой природы, которая окружает нас и зависит только от нас.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Саенко Марина Анатольевна»

Источник

Методические пособия по развитию детей с синдромом Дауна
Малыш с синдромом Дауна. П.Л.Жиянова, Е.В.Поле – https://yadi.sk/i/c7vs6ZLze2ff3
Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об основных этапах развития малыша, найдет здесь подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, а также описание методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации. Их вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Мы надеемся, что она окажется полезной и широкому кругу специалистов, работающих с детьми.
Ребенок родился с синдромом Дауна. Беседы психолога. А.Е.Киртоки, Н.В.Ростова – https://yadi.sk/i/n6izvKVse2ft4
У каждого из нас в жизни случаются события, к которым мы не готовы. Рождение ребенка с
синдромом Дауна может восприниматься родителями как непосильный труд, тяжкий крест, а может стать событием, которое обогатит семейную и социальную жизнь семьи, откроет новые
перспективы. Получать радость от общения со своим ребенком, видеть его уникальные качества,
а не только отличия от обычных детей – это, по мнению авторов, – верный путь обретения
счастливого родительского опыта. Брошюра содержит рассуждения психологов-практиков по поводу самых актуальных вопросов, которые им приходится слышать в беседах с родителями, в ней описаны реальные ситуации взаимоотношений, даны рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию начиная с первых месяцев жизни.Издание адресовано семьям детей с особенностями развития, педагогам, врачам, психологам и социальным работникам.
Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы. Сьюзен Дж. Скаллерап – https://yadi.sk/i/5rMYJh1le2fuu
В данном издании представлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. В книге рассказывается о природе синдрома Дауна, об особенностях, присущих детям с этой хромосомной аномалией, об эмоциях, которые испытывает семья при появлении на свет такого ребенка. Авторы делятся советами по уходу за малышами, обсуждают возможные медицинские проблемы, вопросы развития и обучения этих детей. Читатели также найдут в книге правовую информацию, координаты зарубежных и российских служб поддержки, список полезной литературы и интернет-ресурсов. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. А.В.Мерковская, Т.П.Есипова – https://yadi.sk/i/RgQmkWwre2fwZ
В настоящем пособии родителям предлагаются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в дошкольном детстве — младенческом и раннем возрасте, исходя из закономерных этапов развития ребенка и особенностей, присущих детям с синдромом Дау-
на. Описание каждого этапа начинается с его характеристики. Далее приводятся общие советы по стимуляции и развитию ребенка с синдромом Дауна с описанием специальных игр и упражнений. В конце каждого этапа имеется лист-тест проверки навыков и умений. Это позволит родителям выявить уровень развития их ребенка, определить «слабые звенья» и наметить дальнейший образовательный маршрут. При наличии возможности лучше сделать это со специалистом (педагогом-дефектологом).

Читайте также:  Институт развития речи ребенка

Синдром Дауна. Факты – https://yadi.sk/i/Mx0hOqf8e2g3z
В брошюре собрана краткая информация о том, что такое синдром Дауна, описана его специфика и отмечен ряд важных моментов, на которые следует обратить внимание родителям и специалистам. Брошюра предназначена родителям, но может быть полезна медикам, специальным педагогам, дефектологам и логопедам, работающим с детьми с синдромом Дауна раннего, преддо-школьного и дошкольного возраста.
Дневник развития ребенка. П.Л. Жиянова – https://

Источник

Александра Дедова
Развитие познавательной деятельности дошкольника

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому

дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных

возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный

процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов,

получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной

образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать

вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего — то просто избавляясь.

Читайте также:  Развитие ребенка в конце 7 месяцами

Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

— намечать план действий;

— отбирать способы решения поставленной задачи;

— добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес — направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.Благодаря которому:

— у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;

развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;

— проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;

— совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;

— формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;

развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;

— обнаруживается готовность к решению проблемных задач;

— проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель,а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Источник