Медленное развитие у ребенка

Медленное развитие у ребенка thumbnail

Пишу это для всех мам, оказавшихся в такой же ситуации, как и я. Все мы в курсе, что темпы развития детей очень индивидуальны, что ребенок никому ничего не должен, что мальчики в среднем развиваются медленнее девочек. Но потом рождается малыш, который развивается медленнее, чем его сверстники, и начинается….

— А что, Алеша еще не встал на четвереньки?

— Ну что, Алеша сел? Как, нет еще??? Ой-ой-ой, что же это такое… Ну, наверное, рано еще…

— Как? Вы еще не встали? А мы уже во всю в кроватке стоим.

— Ой, а у меня дочка в полгода уже и стоит, и садится. В 5 села, а в 6 встала.

— В смысле, в девять месяцев только на четвереньки учится вставать???

— Ой, а мы во всю уже бегаем!

— Ну он хоть встает сам, без поддержки?

Как вы уже поняли, в нашем случае речь идет о более медленном развитии крупной моторики. Но, в каком бы плане малыш ни развивался медленнее, думаю, у мам, оказавшихся в такой ситуации, схожие чувства: полная фрустрация, постоянно обуревающие мысли о том, что с малышом что-то не так, и желание уничтожить всех, кто спросит еще хоть что-то о развитии ребенка. Еще и публикуемые повсеместно нормы развития ребенка подливают масла в огонь. Честно, сильно перепсиховала, когда в одном издании прочитала, что в 7 месяцев ребенок должен уметь катать машинку за веревочку, а в 10 – собирать пирамидку.

Так вот, в качестве морально-психологической поддержки всех мам, оказавшихся в схожей ситуации, предлагаю небольшой план действий:

1)      Убедиться, что с малышом действительно все в порядке. Для этого есть план диспансеризации.

2)      УСПОКОИТЬСЯ. Для меня это был самый сложный пункт, но он просто жизненно необходим.

3)      Поверить в то, что прогресс не остановить. В нас генетически заложена программа развития, и сомнения в этом быть не должно! Просто сроки могут варьироваться, и порой значительно. Мы до 9 месяцев не садились, не ползали, только перекатывались. Это при том, что прошли 3 курса массажей. Невролог была в шоке, но, проверив сына, сказала, что он просто ленится, а мышцы все в норме. Посоветовала принудительно учиться сидеть, ползать и тд. Через 2 дня мы уверенно сели, а вот ползать учиться отказывались так, что слышно на первом этаже было! Еще мы попробовали поставить Алешу на ножки, и выяснилось, что он уверенно стоит. Врач сказал, что если он уже узнал, что можно стоять, он уже не поползет. Ан-нет! В 10 месяцев мы сами встали, а в 11 поползли! За день до дня рожденья сынуля стал стоять без поддержки. Сейчас, в год и два, бегает так, что не остановить, и все во дворе восхищаются, как он хорошо ходит. Так что, что бы мы ни пытались форсировать, из-за чего бы ни переживали, программа в ребенка заложена, и он все положенное сделает, но тогда, когда ЕМУ это будет нужно. И все столь часто встречающиеся волнения по поводу того, что точно ли он встанет-сядет-пойдет на самом деле безосновательны!

4)      Послать мысленно далеко, надолго и от души всех знакомых с «детьми-акселератами»! Вы столько всего умеете? Что ж, мы очень за вас рады! А мы никуда не спешим!

5)      Развивать умения и навыки, интересные ребенку на данный момент. Все дети разные! К примеру, моему сыночку глубоко безразличны пирамидки, да и вообще большинство игрушек. Ему уже сто раз показывали, как с ними играть, уверенна, что он про все уже знает, но вот интересны нам кастрюли! И еще, мы не машем пока-пока. Хоть показывали тоже сто раз, как это делать. Зато, когда стукаемся, сразу начинаем тереть головку, показываем, что больно (замечу, что этому ребенка никто не учил! Сам стал делать). А еще умеем ручки в разные стороны разводить и показывать, что нету ничего, морщить носик, когда что-то из еды не нравится, играть в прятки с занавеской. Этим жестам мы научились за один день. А вот махать не хочется нам, и все тут. И пусть все во дворе обхвастаются, как замечательно они машут!

Каждый ребенок – это уникальный мир с уникальными умениями и талантами. Всех под одну гребенку равнять нельзя. Мне очень импонируют издания, которые используют формулировку «может делать к такому-то возрасту». Может, но не должен, не обязан. А мы будем любить наших крох такими, какие они есть, и развивать в них те уникальные дары, которые были предназначены именно для них!

Источник

Задержка роста у детей — состояние, когда у ребенка по какой–то причине или причинам снижаются темпы роста, характерные для его пола и периода жизни. При этом важно знать, что многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, поэтому и возникают сложности в выявлении причины низкорослости и назначении адекватной терапии.

Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка с рождения

Но наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Критические периоды развития и снижение темпов роста

Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост.

В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.

С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Выделяют три стадии темпов роста ребенка:

  • I стадия — младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год — на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
  • II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
  • III стадия — период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.

При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.

При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост — ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста — необходима консультация детского эндокринолога.

Конституциональная задержка роста

В большинстве случаев низкорослость у детей связана с особенностями роста и развития и имеют наследственный характер.

Конституциональная задержка роста и полового созревания или синдром позднего пубертата — это одна из самых распространенных форм задержки роста.

Показатели продукции гормонов соответствуют возрастных норм, костный возраст незначительно (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, поэтому позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни.

Причины этого состояния до конца не изучены.

Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. При этом отец и/или ближайшие родственники по отцовской (женской) линии этих детей имеют те же особенности развития.

Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.

Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет.

С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. При этом отмечается более позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста.

Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников.

В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью.

В большинстве случаев дети не нуждаются в лечении, но требуют обследования и наблюдения детского эндокринолога.

Кроме ежегодного мониторирования темпов роста, определения «костного» возраста, определения ИФР -1 (инсулиноподобного фактора роста), который определяет выделение гормона роста, гормонов щитовидной железы, а после 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков – половых гормонов и их регуляторов.

Семейная низкорослость

Это довольно частый вариант задержки роста, который характеризуется наследственной предрасположенностью — родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост.

Задержка темпов роста отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы.

При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год.

Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы.

Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).

Читайте также:  Шестой месяц развития ребенка комаровский

Секреция гормона роста у детей не изменена, как и другие функции гипофиза, признаков эндокринной патологии не выявлено.

При молекулярно-генетическом обследовании патологических изменений генов не выявлено.

Но при этом необходимо провести полное обследование ребенка — диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит гормона роста, заболевания, которые сопровождаются низкорослостью и другие). Обязательно определяется ИФР-1, патологии эндокринной системы, исключить тяжелые соматические заболевания (сердца, почек, ЖКТ, печени, обменные и генетические патологии).

Важно исключить соматотропную недостаточность — гипопитуитаризм – дефицит гормона роста в связи с повреждениями гипоталамических или гипофизарных структур, нарушением периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного гормона роста.

Это наиболее тяжелая форма низкорослости, которая лечиться введением гормона роста.

Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

Источник

К сожалению, неполадки в организме матери и любые нарушения течения беременности довольно часто сказываются на развитии еще не родившегося малыша. Поэтому бывает так, что в какой-то момент плод начинает плохо расти, медленно набирать вес, заметно отставать в физическом развитии, не соответствуя установленным для данного гестационного возраста медицинским нормам.

Такую ситуацию специалисты называют синдромом задержки развития плода (ЗРП), и именно она говорит врачу о том, что ребенка подстерегает серьезная опасность. Но как ему помочь? Чем грозит дальнейшее развитие синдрома и можно ли его предотвратить? Попробуем в этом разобраться.

Читайте также:  Ведущие линии развития ребенка в раннем возрасте

Возможные причины задержки развития плода

ЗРП представляет собой следствие многочисленных неблагоприятных факторов, оказывающих прямое воздействие на внутриутробное существование крохи. Их можно разделить на несколько основных групп, а именно:

  • Нарушения репродуктивной функции матери

развитие плодаВероятность возникновения синдрома ЗРП выше у женщин, имевших длительный период бесплодия, выраженные нарушения менструальной функции, привычные выкидыши, осложненное течение предыдущих беременностей и родов. Эти факторы могут стать причиной нарушений формирования плаценты, что в дальнейшем скажется на плодово-маточном обмене.

  • Заболевания и патологические процессы, развившиеся в организме матери до беременности

Сюда относятся всевозможные гематологические, эндокринные, аутоиммунные, сердечно-сосудистые и другие хронические заболевания, воспалительно-инфекционные процессы, невысокий рост и низкая масса тела матери, аномальное строение гениталий. Данные факторы также могут способствовать как гибели эмбриона на ранних сроках, так и развитию плацентарной недостаточности во второй половине беременности.

  • Медицинские проблемы, возникшие во время вынашивания плода

К подобным факторам относятся угроза прерывания беременности в I и II триместрах, гестозы, токсикозы, железодефицитная и серповидно-клеточная анемия 2-3 степени, эндокринные нарушения, заболевания мочевыделительной системы, несовместимость матери и плода по крови или резус-фактору, острые инфекционные заболевания, преждевременная отслойка плаценты, плацентарная недостаточность, аномалии пуповины и многоплодие.

  • Патологии развития плода

Этот тип нарушений включает наследственные генетические патологии, последствия внутриутробной инфекции, аномальное строение организма плода, врожденные нарушения обмена веществ и гормональной функции.

  • Негативные социально-бытовые причины

Этому фактору соответствуют такие показатели, как: возраст матери младше 17 или старше 30 лет, низкий социальный уровень, наличие вредных привычек, профессиональные вредности, сильные стрессы, тяжелый физический труд, несбалансированное питание.

Основные признаки и методы диагностики задержки развития плода

Задержка внутриутробного развития плода наблюдается во второй половине беременности и встречается в одном из двух вариантов:

  • Симметричная (встречается в 30% случаев)

Отмечается пропорциональное уменьшение всех параметров тела плода (размеров живота, головы, длины бедра) в сравнении с нормами, установленными для данного срока беременности. Ее очень сложно достоверно определить, поскольку небольшие размеры тела плода могут быть его конституциональной особенностью, переданной генетически. Этот вид задержки развития может быть связан как с неправильным развитием системы «мать-плацента-плод», так и с хромосомными патологиями, что нередко требует проведения инвазивных методов исследования (амнио- и кордоцентез).

  • Асимметричная (встречается в 70-90%)

Асимметричная задержка отличается отставанием размеров живота от размеров окружности головки плода, при этом другие параметры остаются в пределах физиологической нормы. Этот вид задержки развития формируется после 30 недель беременности на основе нарушений маточно-плацентарного кровотока, и может сочетаться с хронической гипоксией плода, маловодием, уменьшением толщины плаценты и ее преждевременным созреванием. Врожденные пороки развития плода и генетические аномалии при данной патологии беременности наблюдаются редко.

Выявить признаки ЗРП можно с помощью акушерского исследования (наружная пальпация и измерение), а также ультразвукового сканирования (так называемой фетометрии). Этот вид диагностики позволяет определить высоту дна матки, при отставании которой от установленных норм на два и более сантиметра ставится предположительный диагноз, а затем оценить форму и степень задержки роста плода.

Отставание в развитии плода по фетометрии может быть представлено несколькими уровнями: при 1 степени результаты исследования отличаются от нормативных на 2 недели, при 2 — на 3-4 недели, при 3 — более чем на 4 недели. Для подтверждения диагноза исследование проводят три раза с временным интервалом не менее двух недель.

Чем опасна задержка развития плода?

задержка внутриутробного развитияДети, у которых во время беременности отмечалась задержка роста, зачастую тяжело переносят родовой стресс и в дальнейшем имеют различные нарушения развития. Так, со временем у таких малышей могут наблюдаться неврологические изменения разной степени выраженности, гормональные сбои, сердечно-сосудистые и психические заболевания, нарушения функций легких, кишечника, печени и надпочечников. Кроме того, они чаще страдают рахитом, болеют пневмонией, имеют более низкий коэффициент интеллектуального развития, а во взрослом возрасте у них нередко развивается сахарный диабет, гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Лечение и профилактика задержки развития плода

Тактика лечения синдрома ЗРП зависит от вызвавших его причин, срока беременности и выраженности процесса. Как правило, основу терапии составляет коррекция плацентарной недостаточности — ее проводят с помощью препаратов, расслабляющих мускулатуру матки, сосудорасширяющих средств и средств, улучшающих микроциркуляцию в матке и плаценте. Во время лечения оценивают темпы роста плода и его функциональное состояние с помощью ультразвукового исследования, КТГ и доплерометрии. И если показатели развития улучшаются, то беременность продлевают. В противном случае женщину направляют на досрочное родоразрешение.

Лучшая профилактика развития задержки развития плода во время беременности — тщательное обследование и, при необходимости, устранение проблем со здоровьем перед планируемым зачатием. Так, необходимо избавиться от очагов инфекции, тщательно пролечить хронические заболевания, отказаться от вредных привычек и по возможности свести к минимуму другие неблагоприятные факторы. Кроме того, во время беременности не стоит забывать о хорошем отдыхе, правильном питании, приеме витаминов, а также регулярном посещении врача. Здоровый образ жизни, правильный подход к планированию беременности и ее вынашиванию — залог правильного развития малыша.

Источник