Медленная речь у ребенка 5 лет
Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Специалисты квалифицируют её как нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер. Брадилалия проявляется в качестве:
- самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;
- симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность.
Специалистами различаются разные степени брадилалии. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии. Мозжечковую брадилалию относятся к отдельной категории. Она характеризуется скандированной речью.
Признаки брадилалии
Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. В первом случае наблюдается:
- замедление разговорной речи;
- возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);
- монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;
- растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);
- медлительность ребёнка при чтении и письме.
К невербальным признакам относятся:
- нарушения мимики и моторики;
- невнимательность, заторможенность и плохая координация;
- ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;
- сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может быть характерно повторение одного и того же движения);
- замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.
Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.
Причины возникновения
Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.
Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:
- олигофрении;
- болезни Паркинсона;
- травмы головного мозга;
- менингита;
- депрессивного расстройства;
- опухоли головного мозга;
- энцефалита.
Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.
Диагностика брадилалии
Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалисту. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Ребёнку могут быть назначены:
- МРТ головного мозга;
- ПЭТ;
- реоэнцефалография;
- ЭЭГ и т. д.
Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.
Коррекция речевой патологии
Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:
- приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
- лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
- консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
- развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
- ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.
Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.
Как проходят занятия с педагогом?
Для ребёнка, страдающего замедлением речи, наиболее эффективным методом коррекции является логоритмика. На занятиях малыши бегают, маршируют или выполняют другие физические упражнения под ритмичную музыку. Также проводятся игры, сопровождающиеся произнесением различных предложений и слов.
Речь ребёнка на занятиях с педагогом стимулируется постепенно. Занятия по коррекции включают четыре основных этапа.
- Педагог проговаривает очень простое предложение, например «са-са-са по лесу идёт лиса». При этом он задаёт темп при помощи хлопков, постукиваний по столу или движений руками. Ребёнку необходимо повторить предложение несколько раз. Темп, который задаёт педагог, постепенно увеличивается. Поэтому ребёнку приходится говорить фразу всё быстрее и быстрее.
- Ребёнку предлагается выучить несколько простых стихотворений. Затем он должен быстро проговаривать строчки из них. Если ребёнок уже знает стихи, то можно использовать его любимые.
- На третьем этапе ребёнку необходимо научиться не только быстрому темпу речи, но и её выразительности. Поэтому на занятиях дети говорят по ролям, разыгрывая отрывки из сказок.
- На последней стадии дети учат скороговорки. Это позволяет ребёнку закрепить приобретённые в ходе коррекции навыки.
Своевременное выявление брадилалии у ребёнка даёт возможность приступить к коррекции. Комплексный подход к устранению патологии позволяет добиться хороших результатов. Однако помимо занятий ребёнку требуется помощь родителей. Они должны внимательно следить за тем, чтобы малыш снова не начал говорить медленно. Рекомендуется повторять стихи и скороговорки дома.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность. В качестве профилактики рекомендуется:
- вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;
- оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;
- поддерживать режим дня и питания;
- следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;
- разговаривать с малышом, учить стихи и песни.
Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии. Но если вы волнуетесь за своего малыша, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги помогут скорректировать речевое нарушение.
Источник
- Главная
- Архив
Время: 03:09 Дата: 06 сен 2006
Сыну 5 лет. Ребенок умненький,
очень рассудительный, но говорит слегка
медленно. Даже знакомые некоторые
спрашивают, а почему он у вас так говорит?
Папа наш сказал, что надо
наверное логопеду показать, медленная речь
это не есть хорошо. А я думаю, какой в этом
смысл, логопед ведь исправляет дефекты
речи, а скорость ….
Я
представила, если бы меня вдруг заставили
говорить быстро, тараторить, меня бы
наверное это напрягало, так же и ребенка
наверное.
В общем не знаю, что
делать, и можно ли вообще что-нибудь
сделать?
ну врачу или логопеду показать
можно, вдруг все же есть какие-то
отклонения корректирующиеся. А так скорее
всего тип психики. Я вот тараторю как из
пулемета, у меня язык не поспевает за
мыслями.. А в классе училась девочка, ну
такая медленная с моей точки зрения (и не
только с моей:-)), она к доске то минуты 3
выходила, пока рот откроет, пока А скажет,
я уже успевала рассказ рассказать, но это
ей не мешало хорошо учиться, получить 2
высших, завести семью и пр. говорить и
двигаться с возрастом она быстрее не
стала:-)
Сообщение 22202506. Ответ на сообщение
22194411
Автор: ФЕЯ
Статус:
Пользователь
Время: 02:35 Дата: 07 сен 2006
Правильно вы заметили,
наверное это тип психики. Он телец по
гороскопу, все предпочитает делать
медленно. Вот, и я, понимая, что в жизни
таким детям приходится возможно труднее,
чем живчикам, хочу это
подкорректировать.
Я тоже с таким ребенком
училась, только это мальчик был:-) Он когда
пришел в класс (7)и начал говорить, все
даже смеяться стали, настолько медленно и
необычно. А потом все привыкли — и учителя
и дети. Очень способный и хорошо учился.
Просто такая особенность у человека. Не
недостаток, а особенность.
Ну а
Ваш малыш еще маленький очень, может с
возрастом быстрее станет говорить.
В маму, наверно, судя по
написанному? 😉
Сообщение 22202501. Ответ на сообщение
22195011
Автор: ФЕЯ
Статус:
Пользователь
Время: 02:34 Дата: 07 сен 2006
Да нет, не в маму, я говорю с
нормальной скоростью. Просто представила,
если бы меня, с моей средней скоростью,
вдруг заставили тараторить, мне бы наверное
было очень сложно привыкнуть, если вообще
возможно.
Но так как ребенок пока
маленький, а речь у него медленная, я
думаю, может все же возможно поднять
скорость хотя бы до нормальной?
Мое глубокое имхо, что не
нужно ничего делать. Мне кажется, гораздо
хуже, кода ребенок тараторит, не успевая
мыслью за словами. А так он каждое слово
через себя пропускает, его гораздо легче
понять окружающим, чем когда слова-части
слов в быстром разговоре проглатыватся.
Может и выправится все, скорость речи
ускорится. Вырастет в такого
рассудительного философа:) Мне конечно
сложно судить, насколько медленно говорит
ваш ребенок, но мне, например, очень
нравится, что мой сын очень «павольна»
разговаривает, речь очень красивая у него,
литературная, мне почему-то кажется, что я
так в детстве не могла. Есть подозрение,
что это оттого, что мы много читаем. А вот
я иногда и тараторю:), хотя и «поэкать»
могу.
Мне помнится, что учась в
школе и имея способность говорить ооочень
быстро, я страдала! 🙁
Моя
учительница по англ.языку ставила мне
тройки ни за что, а на родительском
собрании поясняла это так: ОНА СЛИШКОМ
БЫСТРО ГОВОРИТ, ВДРУГ(!!!!!!) ОНА ТАМ
ДЕЛАЕТ ОШИБКИ! Я НЕ УСПЕВАЮ СЛУШАТЬ!
Так что лучше уж медленно, чем
быстро! 🙂
я бы показала логопеду если
речь очень медленная. есть такое нарушение
речи как брадилалия (замедленный темп речи)
этим тоже логопеды занимаются.
Сообщение 22293203. Ответ на сообщение
22235143
Автор: ФЕЯ
Статус:
Пользователь
Время: 01:59 Дата: 11 сен 2006
Спасибо за совет, именно это я
и хотела узнать. Попробуем сходить к
логопеду.
Сообщение 22222434.
Автор: Юлек
Статус:
Пользователь
Время: 19:59 Дата: 07 сен 2006
Телец — точно! У меня подруга
такая, все пинать ее надо, клуша-клушей — в
детстве есть могла 3 часа, все думает)))))
Но умная, как черт)))
Сообщение 22231745.
Автор: Offset
Статус:
Новичок
Время: 03:24 Дата: 08 сен 2006
ребенка.
Дело в том, что
сын говорит ооочень
медленно.
Фраза: «Да, я
пошел», может звучать секунды
4.
Дааооааа, яя
поооошеееееллл.
Бывает,
что, закончив произносить длинное
предложение, я уже забываю, с чего он
начинал((
Мы то
привыкли, вроде уже и нормально даже, я
даже стал замечать, что сам медленнее стал
говорить. Недавно мы ездили в отпуск 2е
суток на поезде (сутки туда и сутки
обратно), так вот все, с кем он в поезде
разговаривал, спрашивали, почему так
медленно
говорит?
Хотя
бывает, что он и нормально скажет что нить,
т.е. говорить вроде как бы
умеет.
Никто не говорит
про тараторство, ну говорить с нормальной
скоростью я думаю надо. Может есть методики
какие, способные как то ускорить речь?
Все-таки я думаю медленная речь — это
неудобство в общении и если сейчас это
возможно исправить, то лучше попытаться это
сделать.
Сообщение 22236487. Ответ на сообщение
22231745
Автор: Ялина
Статус:
Ветеран
Время: 11:25 Дата: 08 сен 2006
Извините, но вы так написали,
что сын растягивает слова, как буд-то он
заикается? Может дело в этом? Вам кажется,
что он медленно говорит, а на самом деле он
заикается и быстрее сказать не может?
Сообщение 22293237. Ответ на сообщение
22236487
Автор: ФЕЯ
Статус:
Пользователь
Время: 02:02 Дата: 11 сен 2006
Да вроде не заикается, говорит
четко, но я опасаюсь, что если начать его
торопить, он может начать заикаться.
Сталкивалась с такой
проблемой, но в том случае парню было уже
18. Когда он говорил, мне хотелось ему
пинка дать — это безумно раздражало, но
спасало (меня в первую очередь) то, что
парень был действительно умным. Для начала
я предложила ему записывать свои ответы,
для 5-летнего мальчика — это конечно не
подходит, а вот 2 вариант наверное уже
можно использывать. Я договорилась с этим
юношей, что сначала он произнесет всю фразу
про себя и только потом начнет ее говорить,
я не буду его торопить. пару занятий было
жутко, я оставляла его последним, что бы
других не задерживал, а потом он втянулся и
стал говорить намного четче и быстрее. Еще
ему помогло, что он не только отвечал на
мои вопросы — мы просто с ним разговаривали
«на околостуденческие темы» , ближе к концу
семестра у меня он разговорился. На других
занятиях было хуже, слышала, что там его
постоянно подгоняли…
предложения про себя» мне кажется подходит
в том случае, если, так сказать, мысль не
идет.. Начинают говорить «ЭЭЭЭ», думая, что
сказать дальше.
Ребенок
соображает нормально, если что сказал и его
не услышав переспросили, то он дословно
повторит предложение, так же
медленно.
По поводу
заиканий — нет, это не заикание, он просто
тянет и гласные и согласные (которые можно
растянуть), говорит, так сказать, в
удовольствие.
Сообщение 22297512.
Автор: AnzhelikaNL
Статус:
Пользователь
Время: 11:24 Дата: 11 сен 2006
Да уж, против природы-матушки
не попрешь. Мне всегда казалось, что я
жуткая торопыга, но на деле: вечно (в шоле,
институте, на аэробике) в переодевалке все
уже оделись и ушли, а я все в колготках и в
лифчике!
А на дочку свою сейчас
смотрю: вот где черепаха-Тортилла! Пока
оденется-разденется — ужин можно успеть
приготовить, пока 3 игрушки за собой
уберет: братик в 10раз больше разбросает,
сядем делать уроки, пока начнем, уже спать
пора ложиться! Эх! Так вот и живем, две
улитки среди шустриков… ;):):)
Источник
Темп речи является одним из выразительных средств устной речи, он
зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых
звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и
предложениями. Нормально говорящий человек произносит за одну секунду
от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20
звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и
разборчивости.
Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и
такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят
быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные
процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая,
торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном
возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый
темп речи приводит к возникновению заикания.
В процессе развития речи
быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может
привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей
неряшливости в речи.
Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в
секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства
речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки
слогов, слов, неясность произношения фраз… Однако при привлечении
внимания к речи запинки исчезают.
В
зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности
симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых
ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в
моменты возбуждения, спора.
Тахилалия
часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов,
эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому
преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений:
замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности,
плавности.
Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
D. Weiss считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением
центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит
наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи
с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная
речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.
М.
Е. Хватцев основной причиной тахилалии считал врожденную
речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую,
неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного
исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки
моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г.
Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения
восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие
того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется
следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал
причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные
испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.
Речевая
симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:
ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится
20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается
неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться
расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания,
перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения
фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией
происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней
речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих,
запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии
интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в
многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное
слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д.
произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения
выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых
артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить
тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние
коры головного мозга на течение речи.
Наряду
с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней
речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое
слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На
письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов.
Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по
написанию.
У
человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и
стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка,
гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время
сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с
объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и
моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее
артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко
возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:
покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость
рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными.
Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что
отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.
Брадилалия
— неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность
голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков
речи.
Брадилалия
может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в
клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в
неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при
дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы,
травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с
брадикинезией (замедленностью всех движений) астенизацией, общей
заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.
Как
самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц
флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности
речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной
формой речи.
Речевая
характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность
темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов
чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное
замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое
произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).
Звуки
и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях,
хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими
паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться
артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или
слов.
При
брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну
и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент
меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется
кверху или книзу.
Дети с брадилалией
произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных
звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с
окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания,
неприятные ощущения и утомление.
Указанные
выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в
диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста,
рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не
способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова
правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более
фразы.
Неречевая
симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики,
тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения
замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему,
наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и
психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия,
внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с
трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не
сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к
стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
При
слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы
самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется
осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.
Заикание (логоневроз),
т. е. нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного
сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи
(экспрессивная речь) является одним из самых распространенных
расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно
начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).
Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Источник