Материалы дошкольное развитие ребенка
Олеся Шишкина
Дидактический материал для детского сада своими руками
Дидактический материал для детского сада своими руками
«Тактильные мешочки»
Цель: тренировка мелкой моторики пальцев рук, стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» я сшила из плотной ткани. Это подушечка, внутри которой находятся разные фигурки (в них я положила детские маленькие погремушки). Мешочков с одинаковыми предметами должно быть парное количество. «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару, может назвать, то что нащупал.
.
«Волшебные палочки»
Цель: развитие логического мышления, внимания, память, мелкую моторику.
Очень познавательная дидактическая игра для детей.
Уточняем знание геометрических фигур, упражням в количественном и порядковом счете, сравниваем фигуры по величине, выкладываем из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, схемам, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.
Сказка «Репка»
Задачи:
-закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев;
-развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.
Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, я использую это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить. Героев сказки «Репка», я сделала по росту. Определяем кто выше, а кто ниже.
В процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Пособие мы поместили в театрализованный уголок.
Пособие я использую для формирования элементарных математических представлений, окружающего мира. Закрепляем счёт героев, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем)
«Сухой бассейн» в первой младшей группе
Я подумала и вот не плохая идея для «релаксации». Дети могут играть на свое усмотрение, а так же можно поставить перед ними цель. Например разложить крышечки по цветам в разные ведерки, пересыпать с помощью лопатки (и ведра) с одного тазика в другой. Так же можно положить в тазик с крышечками мелкие игрушки от киндера сюрприз и вылавливать их из бассейна (руками, ложкой или лопаткой). Есть и бассейн с крупой и детям ручками достают фигурки животных и другие, можно по темам. Эти занятия не просто интересны детям,но и полезны: развивают координацию движения, аккуратность и внимание.
Разложи крышечки по схемам
Описание: работа будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
-развивать сенсорные способности;
— развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
— развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, карточки «полянки» ведёрко.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: развивать умение различать фигуры по цвету и форме, умение их сравнивать, развивать внимание и мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с образцами рисунков, бусины разного размера и цвета, леска толстая.
Дидактическая игра по ознакомлению с природой
«Кто чем питается?»
Цель:
-Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
— Развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Необходимый материал: вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону баночек, изображения еды животных.
Играть можно двумя способами:
1. Подбирать животному угощение, например, «Ребята, щенок хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть щенок?»
2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковь, кто любит кушать морковь, кого накормим морковью?»
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Описание работы: игра сделана своими руками для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игра может быть полезна в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей. Отличное развитие мелкой моторики рук. Познание окружающей среды.
Материал: карточки с изображением домиков, картинки с изображением животных, птиц, насекомых.
Дидактическая игра «Найди липесток, прицепи прищепку»
Назначение: дидактические игры детям от 3 до 6лет,для развития мелкой моторики, сенсорного развития, для закрепления основных цветов.
Оборудование: Цветной картон, цветные прищепки.
Цель:Изготовление дидактических игр своими руками.
Задачи. Развивать творческое мышление и воображение.
Формировать умения и навыки при создании игр с прищепками.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук,что в свою очередь помогает в развитии речи. Развивает творческие способности и логическое мышление.
Собственно основой всех игр служат цветные липестки из картона, прищепки также соответствуют цветовой политрелипестков и всё игра готова.
Список используемой литературы.
Н. Ю. Микхиева., И. В. Мартин; Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников
А. Н. Давидчук., Л. Г. Селихова; Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие.
С. Е. Большакова; Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Л. Ю. Павлова; Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 4-7 лет.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. А. Венгера.
Г. С. Швайко; Игры и игровые упражнения для развития речи.
Ссылка на эту страницу:https://www.maam.ru/users/720307
Спасибо за внимание. Всегда в поиске чего-то нового и интересного.
Источник
Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.
Посмотреть на примере…
Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.
Раннее развитие ребенка дошкольного возраста
Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.
Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.
Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.
Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.
К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.
Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.
Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».
Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.
Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.
Занятия с детьми
Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.
Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).
Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.
Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.
Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.
Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.
Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.
У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.
Развитие ребенка в домашних условиях
Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.
Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.
К таким ошибкам относятся:
- запугивание,
- подавление самостоятельности,
- злоупотребление наказаниями.
Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:
- всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
- в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
- прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.
Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.
Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.
Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.
Дошкольные центры развития ребенка
Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.
Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:
- мотивацию к обучению,
- способность концентрироваться,
- самостоятельность,
- ответственность,
- организованность,
- дисциплинированность.
Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:
- зона развития двигательной активности;
- зона развития мелкой и крупной моторики;
- зона сенсорных ощущений;
- зона речевого развития;
- творческая зона;
- зона приобретения практических навыков самостоятельности.
Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.
А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.
Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:
- решительности,
- логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
- закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).
Источник
ЕЛЕНА КОСЕНОК
Дидактические пособия своими руками
Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками.
Дидактическая игра
«ЖАДИНА»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 4 листа разноцветного картона; вырезать белые квадраты – «окна», наклеить их на картон, распечатать маленькие слова — мой, моё, моя, мои, вырезать и наклеить вверху, получится «многоэтажный дом». Затем сделать из бумаги конверты для карточек с изображением по лексическим темам (картинки можно найти в интернете, распечатать). Всё пособие за ламинировать, игра готова.
Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.
Что входит в набор: 4 карты — домика, маленькие карточки, инструкция к игре.
Инструкция; Взрослый предлагает детям взять по одной карте — домику. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда дети положит все маленькие карточки на карту — домик.
Варианты игры:
I вариант:
Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т. д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т. д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т. д.).
II вариант
Подберите картинки и предложите ребенку разложить их по домикам: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т. п.
Развивающее лото
«ПРЕДЛОГИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия скачайте в интернете карты, карточки схемы, распечатайте, за ламинируйте и играйте с детьми.
Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов;
сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;
учить составлять предложения по картинке.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.
Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.
Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.
Дидактическая игра
«ГАРАЖИ И АВТОМОБИЛИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 5 листов цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «гаража», вырезать их. Из белой бумаги вырезать прямоугольники наклеить их на «гаражи». За тем за ламинировать. На крышу «гаража» приклеить полосками самоклеящейся бумаги кармашек из пластика. Из цветного картона по шаблону вырезать автомобили, распечатать и вырезать цифры, наклеить их на автомобили, за ламинировать. Пособие готово.
Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 5 человек.
Что входит в набор: карты — гаражи с цифрами, машинки с цифрами, инструкция к игре.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взять по одной карте — гаражу. Педагог берет карточки машинки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Машинка», «Какая цифра на машинке?», ребёнок должен ответить: «Два, это моя машинка, потому что на моем гараже цифра 2» и т. д.
Варианты игры:
I вариант: Цифра на крыше обозначает количество машин в гараже. Ребёнок должен подобрать и поставить машинки с такой же цифрой.
II вариант: Взрослый предлагает детям составить число из двух меньших чисел. Ребенок находит эти числа и выкладывает машинки с числами в гараж.
Дидактическая игра
«БОЖЬИ КОРОВКИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия нужен картон зеленых оттенков, по шаблону вырезать из него листья, распечатать и наклеить цифры, за ламинировать. За тем скачать в интернете картинки с изображением божьих коровок с разным количеством точек на спине, распечатать, вырезать, за ламинировать. Можно играть.
Цели: закрепление навыков счета в пределах 10; развитие умения сравнивать количество предметов.
Что входит в набор: листья с цифрами, божьи коровки с точками, инструкция к игре.
Инструкция: Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек на спине, сколько и на листке.
Варианты игры:
I вариант: Каждая божья коровка должна найти свой листок (и на божьей коровке и на листке должно быть одинаковое число);
II вариант: Разложить божьих коровок и листья в прямом и обратном порядке (от одного до девяти и от девяти до одного).
Игра — головоломка
«ТАНГРАМ»
Алгоритм изготовления пособия: изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 10х10 см. Вырезать его из цветного двухстороннего картона. Потом тот же квадрат разрезать на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. За тем из белой бумаги сделать кармашки по количеству детей, разложить в них квадраты разрезанные на семь частей. Скачать и распечатать схемы – образцы. Игра готова.
Цель игры: развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет.
Что входит в набор: кармашки с семью частями, схемы.
Инструкция: Взрослый предлагает детям составить изображения по образцам и по собственному замыслу.
Варианты игры:
I вариант: Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
II вариант: Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному образцу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Источник