Материал по особенностям развития ребенка для родителей

Людмила Еромова
Разработка рекомендаций для родителей. Беседа «Особенности развития детей 4–6 лет»

Цель: пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое становление ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Дошкольное детство условно разделяют на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, средний дошкольный возраст (4-5 лет, старший дошкольный возраст (5-6 лет). Более подробно мы остановимся на интересующем нас возрасте: 4-6 лет.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Большую часть своего времени дошкольники проводят в разнообразных играх. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники (3-4 гг.) еще не умеют по настоящему общаться со сверстниками, поэтому играют, как правило, в одиночку. Однако, постепенно, к среднему возрасту (4-5 лет) игры становятся совместными, и в них включается все большее количество детей. Главным в этих играх становится не воспроизводство поведения взрослых, а имитация определенных отношений между людьми, которых дети постоянно видят в своем окружении (родные, близкие). Дети выделяют роли и правила, на которых строятся взаимоотношения и строго следят за их соблюдением. Поэтому такие игры называют сюжетно-ролевыми. К старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) сюжетно-ролевые игры становятся гораздо более разнообразными по тематике, действиям, появляется больше используемых ролей. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, т. е. подчинение правилам, складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Однако не нужно надеется, что самоконтроль сразу же возьмет да и появится! Он начинает формироваться только к концу дошкольного возраста. Поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре, или взрослых. Дети контролируют сначала друг друга, а уж потом – каждый самого себя. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, формируется творческое воображение, происходит становление произвольной памяти, развитие речи, внимания и многое другое.

Давайте поговорим о развитии познавательных (психических) функций нашего ребенка 4-6 лет. В этом возрасте у ребенка активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях, что проявляется в любознательности и любопытстве ребенка. Дошкольника интересует уже не просто какое-то явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Это влечет за собой резкое увеличение числа вопросов, адресованных взрослому. Ни в коем случае нельзя «отмахиваться» от таких вопросов. Постоянно спрашивая и не получая ответа, ребенок перестанет интересоваться окружающим, а следовательно развитие ребенка тормозиться. К концу дошкольного детства в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык становится средством общения и мышления ребенка. В это время язык для ребенка действительно становится родным. Развивается звуковая сторона речи. Дети 5-ти лет начинают осознавать особенности своего произношения и стесняться, если оно сильно не соответствует требованиям родителей и других взрослых. С 4-х лет интенсивно растет словарный состав речи. Доказано, что словарный запас больше у тех детей, с которыми больше общаются близкие взрослые. Так же развивается грамматический строй речи. Дети начинают усваивать закономерности порядка построения предложений, фраз. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Это и монологи, рассказы, диалоги и т. п. Следующая особенность этого возраста – бурный расцвет фантазий, т. е. воображения ребенка. Грамотная поддержка этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать поворот сюжетной линии, давать нравственные оценки воображаемым героям. Никогда нельзя в этом возрасте говорить такие слова: «Что ты врешь!», «Ну и что ты обманываешь» и т. п. Ведь ребенок обычно (за редким исключением) не врет, он создает для себя новую воображаемую ситуацию и отвечает на вопрос адекватно ей, а не заданному вопросу взрослого. /Можно привести различные примеры. / Такой процесс как восприятие теряет свое значение. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Вообще восприятие тесно связано с мышлением. К 4-м годам наглядно-действенное мышление переходит к наглядно-образному, а в конце дошкольного возраста и к словесному мышлению. Однако, основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Внимание! Нужно помнить, что логика ребенка может очень сильно отличатся от взрослого. Никогда не судите ребенка по решению предложенной задачи. Очень часто решение неправильно не потому, что ребенок не прав, а потому, что вы, взрослые, неправильно сформулировали задачу. Например, детям 4-х лет показали игрушки: 3 машинки и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины в гаражах?». Обычно дети говорят, нет. Поэтому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком задачи. Он не понимает другое — поставленные перед ним условия. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого делает вывод: 4-ая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, «взрослое» утверждение «что все машины в гаражах», для него не имеет смысла. Вообще лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Дошкольный детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т. п.).

Однако нужно помнить, что наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в основном только в процессе игры. Например, играя роль продавца, ребенок способен запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень товара. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, обычно он с ним не справляется. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

В 4-5 лет у ребенка начинает складываться индивидуально — мотивационная система. У него появляется очень много мотивов, обладающих разной силой и значимостью для него. На их фоне выделяются главенствующие мотивы, которые влияют на всю деятельность дошкольника. Например, у одних – это соперничество, у других – попытка быть всегда первым, лидером, у третьих – помочь другим, и т. п. В этом возрасте дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Однако нужно помнить, что первоначально ребенок (4-5 лет) оценивает только чужие поступки: близких взрослых, в том числе родителей, других детей, сказочных персонажей. И только к 6-ти годам ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение. К 5-6 годам у ребенка формируется механизм эмоционального предвосхищения. Т. е. еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Однако неправильные действия взрослых могут нарушить правильное формирование этого механизма.

Читайте также:  Как правильно выбрать игрушки для развития ребенка от года

Например, если за один и тот же хороший поступок ребенок получил разную оценку близких взрослых (равнодушную и похвалу, то в следующий раз ребенок не захочет его совершать, не зная точно, что он получит от взрослых. Или плохой поступок – оценили наказанием и простили, в следующий раз ребенок его повторит, а вдруг не накажут, вдруг простят.

Самосознание — оно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Одна из линий развития самосознания – это самооценка ребенка. Его самооценка в этом возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, и, прежде всего с оценкой близких взрослых, т. е. родителей. Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких, его воспитывающих. И если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе искажаются. Это способствует возникновению у дошкольника неадекватной самооценки. При такой самооценке ребенок боится того, что он не соответствует ожиданиям родителей и близких ему взрослых. Такое напряжение держит дошкольника в состоянии постоянной тревоги и очень негативно влияет на его дальнейшее развитие. Другая линия развития самосознания – это осознание своих переживаний. Если в раннем дошкольном детстве ребенок говорит так: «мне радостно», «мне взгрустнулось», то к 5-6 годам он говорит: «я сердит», «я рад», «я огорчен». Также у ребенка идет осознание себя во времени. Ребенок начинает представлять: «когда я был маленький», «когда я стану большим».

Итак, дошкольное детство:

— период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учиться общаться со сверстниками.

— период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение (фантазии, особая логика мышления.

— период первоначального становления личности. У ребенка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценка, усложнение и осознание переживаний, усвоение первых этических норм.

Таким образом, жизнь нашего дошкольника очень насыщена, активна и сильно нагружена различными переживаниями, действиями. В это время в структуре личности нашего маленького человечка нет ничего незыблемого, устойчивого. Вся личность претерпевает изменение и постоянное развитие. Появляется «что-то новое», сглаживается «что-то старое». Очень часто взрослые не поспевают за ребенком: тот уже подрос, а для них совсем еще малыш.

В эти годы интенсивно формируются такие эмоции, как любовь. Нежность, сочувствие, сострадание. Слова взрослых: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой разговаривать», «Отстань от меня» и т. п. воспринимаются детьми крайне болезненно и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). Недопонимание очень сильно влияет на ребенка. Заставляет его постоянно переживать и тревожиться. И очень плохо, когда такая тревога становится постоянной спутницей нашего маленького человека. Такая тревожность негативно влияет на дальнейшее развитие и саморазвитие ребенка.

Поэтому главная задача окружающих его взрослых создать как можно более комфортные условия для развития ребенка, давая ему возможность развиваться без сильных стрессов и ненужной тревоги.

Совет 1. Помните, что главный путь преодоления тревоги – это теплая, доверительная атмосфера в семье, уверенность ребенка в любви и защите со стороны взрослых.

Совет 2. Старайтесь не показывать детям страшных фильмов, мультфильмов и не читать страшных историй, особенно на ночь. Перед сном посидите с ребенком, и почитайте ему сказку или просто поговорите. Поцелуйте на ночь.

Совет 3. Не рассказывайте при посторонних о тревогах и страхах детей – это только усугубит боязнь новых ситуаций и новых людей, усиливая тревожность ребенка.

Совет 4. Никогда не грозите ребенку тем, что вы его разлюбите или поменяете на другого, более хорошего.

Совет 5. Оценивайте всегда только поступки, но не самого ребенка.

Совет 6. Старайтесь быть объективными, хвалите и порицайте ребенка только за конкретные поступки, объясняя ему, за что его ругают или хвалят.

Совет 7. Больше общайтесь со своим ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в театр, на выставки, выходы на природу.

Совет 8. Для снятия излишнего мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт с ребенком. Т. е., поглаживайте его, обнимайте и т. д. Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Источник

Юлия Анискова
Консультации для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 1 часть

Уважаемые родители!

Предлагаю Вашему вниманию очень интересные и познавательные консультации по теме:

«Возрастные особенности детей дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: познакомить родителей с особенностями развития детей от раннего возраста до подготовительной группы, повысить психолого — педагогическую компетенцию родителей.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать у родителей практические знания в области взаимодействия с детьми разных возрастных групп.

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка от младенчества до школы.

3. Максимально сблизить всех участников образовательного процесса.

Задумывались ли Вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. В данных консультациях подобран основной материал к каждой возрастной группе детей. Здесь Вы ознакомитесь с психологическими и педагогическими особенностями в развитие Вашего ребенка от 2 до 7 лет. Эта информация поможет Вам грамотно строить взаимоотношения с ребенком. Предостережет от неверных шагов в вопросах воспитания ребенка. К каждым консультациям прилагаются презентации, в которых в интересной форме изложен материал.

Желаю Вам успехов!

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»

В возрасте 2-3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. В это время активно развивается речь ребенка.

В этом возрастевашему ребенку важно:

Читайте также:  Динамика развития ребенка с овз в школе

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть,поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам, как его родителям,важно знать:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.

Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 2-3 ГОДА

Ознакомление с окружающим

Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.

•Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.

• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.

•Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.

Речевое развитие

• Иметь активный словарный запас (не менее 1000 1200 слов).

• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание

• Ответить на понятный вопрос взрослого.

• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).

• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Художественная литература

Слушать стихи, сказки, рассказы.

При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.

Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).

Математика

• Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один»

— Различать большие и маленькие предметы.

• Узнавать шар и куб.

Изодеятельность

Знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Радоваться своим рисункам, называть, что на них изображено.

• Знать, но на глины можно лепить, что она мягкая.

• Раскатывать комок глины прямыми u круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу

• Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

Конструирование

• Различать основные формы деталей строительного материала.

• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.

• Рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.

Музыкальное воспитание

• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий, низкий)

• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

•Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

•Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

Происходит формирование воли, что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Читайте также:  Если у ребенка задержка развития 4 года

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции,как взрослых, так и детей на его поступки.

Игра становится коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам, как его родителям,важно знать:

С терпением и пониманием относиться к проявлениям «воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного его мира.

Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом, мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 3-4ГОДА

РИСОВАНИЕ

Правильно работать карандашом и кистью

Умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии.

Рисовать предмет округлой формы

Умение ритмично наносить штриховку и мазки.

Изображать простейшие предметы и явления действительности.

ЛЕПКА

? Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей

? Владеть навыком округлого раскатывания (шар)

? Владеть навыком прямого раскатывания (столбик)

? Навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев

? Владеть навыком рационального деление пластилина

? Владеть навыком аккуратной работы с пластилином.

АППЛИКАЦИЯ

Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)

Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.

Соблюдения порядка на рабочем столе.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

? Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).

? Располагать кирпичи, пластины вертикально.

? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

? Различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).

МАТЕМАТИКА

? Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».

? Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»

? Понимать вопрос «сколько?»

? Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну

? Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)

? Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, называть их.

? Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый, знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый.

?Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Растения.

? Называть основные части растений стебель, лист, цветок

? Находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья

? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов

? Выделять растительные группы (дерево, куст, трава)

Животные.

?Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы

? Называть приспособленияживотных к среде обитания: рыбы плавают в воде,

? Птицы летают и т. д.

? Знать и называть домашних и диких животных.

? Домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух.

? Дикие – заяц, лиса, медведь, волк.

? Учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида (у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

• Различать и называть игрушки

• Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения.

• Различать и называть части тела животного и человека.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

? Говорить не торопясь, внятно.

? Отвечать на вопросы взрослого

? Рассказывать об увиденном в 2-4 предложениях.

? Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных

? Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

? Употреблять предложения с однородными членами.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.

Читать наизусть небольшие потешки и стихотворениях.

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

ФИЗКУЛЬТУРА.

? Ходить и бегать не наталкиваясь на предметы, изменяя направления.

? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед.

? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.

? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров.

? Лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене

? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

? Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок).

? Учить замечать непорядок в одежде и устранять его.

Источник