Математические упражнения для ребенка 5 лет
Математические упражнения для старших дошкольников
Предлагаем вашему вниманию пособие для детей 5-7 лет, которое познакомит дошкольников с числами и цифрами. Дети освоят прямой и обратный счет в пределах 10, научатся писать цифры.
Пособие содержит упражнения, способствующие развитию логического и образного мышления, внимания, памяти, сообразительности, мелкой моторики руки.
Задания расположены по степени возрастания сложности и сопровождаются интересным текстом.
Уважаемые дети!
В чудесной стране Наука живет королева Математика со своими волшебными помощниками — цифрами, числами, знаками.
Познакомься с ними поближе и соверши увлекательное путешествие по страницам этой книги. Тебя ожидает встреча и с другими жителями королевства.
Возьми с собой в дорогу цветные карандаши или фломастеры, и они помогут тебе выполнить интересные задания.
Веселого путешествия!
Самые главные помощники королевы — это цифры — знаки, обозначающие число на письме. Давай с ними познакомимся.
Цифры живут в своих домиках. Найди домик каждой цифры. Какой из них самый высокий, а какой самый низкий?
У королевы Математики есть волшебная палочка, с помощью которой она может превращать своих помощников в невидимых. Но палочка потерялась. Обведи точки и помоги цифрам опять стать видимыми»
Цифры — большие шалуны и забияки. Однажды они играли и перепутались. Помоги им, расставь цифры по порядку от 0 до 10.
Как-то раз цифры нашли на чердаке различные старинные предметы и хотели сложить их в сундук. Все ли предметы поместятся в сундуке? Обозначь предметы цифрами в порядке возрастания их величины. Покажи самый большой и самый маленький предметы. Какой из них не войдет в сундук?
Королева Математика — большая модница. Есть у нее и шкатулка с украшениями. Эти бусы, самые любимые, она надевает только на праздничные приемы. Раскрась каждую бусинку в соответствии с образцом в рамке. Сосчитай, сколько всего бусинок. Сколько бусинок красного, а сколько — синего цвета?
Задание Королевы
Какой цифры не хватает в каждом кружочке?
В замке есть огромный аквариум с рыбками. Королева очень любит ухаживать за ними. Раскрась рыбок и обозначь их цифрами от 1 до 10 в порядке убывания их величины. Посчитай, сколько из них плывет в левую, а сколько в правую сторону?
Королева Математика со своей сестрой королевой Астрономией играли в домино. По правилам игры нужно выстроить «змейку» таким образом, чтобы количество точек на одной половинке кости домино совпало с количеством точек на половинке другой кости. Но они допустили ошибки. Найди места, где кости лежат неправильно.
Однажды придворный художник нарисовал необычные картины. Назови цифры, которые он использовал в своих рисунках.
Придумай свои изображения предметов с помощью цифр и нарисуй их в квадратах.
Перед королевским замком располагается чудесная клумба, на которой растут красивые цветы» Посчитай, сколько цветов каждого вида на клумбе» Какой цветок тебе понравился больше всего и почему?
Над большим обеденным столом в гостиной замка висит огромный натюрморт (натюрморт — это картина, на которой изображены плоды, букеты цветов, вазы, кувшины и др.). Посчитай, сколько яблок, груш, слив изображено на картине? Ответ запиши в пустые клеточки.
□ — яблоки, □ — сливы, □ — груши
В замке королевы Математики есть старинная книга с пословицами и поговорками. Прочитай и найди в них числа. Впиши нужные числа в клеточки. Попроси взрослых объяснить тебе смысл пословиц и поговорок.
Цифры играли в лесу в прятки. Найди спрятавшиеся цифры, соедини точки и раскрась изображение.
Гуляя в осеннем лесу, королева собрала листья разных деревьев, чтобы сделать из них букет. Листья каких деревьев она собрала? Сколько листьев каждого вида дерева пойдет в букет?
Королева Математика поручила своим помощникам раскрасить стены, но забыла дать им краску. Раскрась стены в нужные цвета.
На королевской кухне случился большой переполох. Придворный повар разбил посуду для чая. Теперь обитателям замка не из чего пить. Соедини половинки.
Сколько всего чашек получилось? □
А сколько всего блюдец? □
Подбери к каждому блюдцу чашку. Какому блюдцу не хватило пары?
Как-то раз королева поехала в гости в соседнее королевство, но сначала решила погостить у цифр.
Каким путем ехала королева? Впиши в кружочки цифры, домики которых не посетила королева.
Задание Королевы
Найди в скороговорках спрятавшиеся числа» Прочитай скороговорки и попробуй произнести их как можно быстрее.
➣ Шесть мышат в камыше шуршат.
➣ У четырех черепашек по четыре черепашонка.
➣ Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
➣ Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
➣ Три сороки-тараторки тараторили на горке.
➣ У Федота Митрофаныча три сына Феофаныча.
➣ Летят три пичужки через три пустых избушки.
➣ Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
➣ На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова,
Два дрова,
Три дрова,
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Осенью в королевстве собирают урожай плодов, делают заготовки на зиму. Посчитай, сколько орехов, яблок, грибов, моркови, свеклы, лука было собрано. Соедини нужное количество плодов с соответствующей цифрой.
В большой корзине, принесенной из леса, перемешаны съедобные и несъедобные грибы. Помоги придворному повару отобрать грибы для супа.
Сколько съедобных грибов в корзине? □
Сколько груздей? □
Белых грибов? □
Каких грибов в корзине больше — съедобных или несъедобных?
Задание Королевы
На каждой полке должны стоять 4 разных предмета. Дорисуй недостающие предметы.
Весной, когда на деревьях набухли почки и распустились листья и цветы, в лесу появилось необычное дерево, на котором выросли цветы и плоды различных растений. Но в королевстве этому никто не удивился, так как там все время происходят всевозможные чудеса. Можно ли такое дерево увидеть в вашем лесу или парке и почему? Плоды и цветы каких растений выросли на дереве? Сколько их?
Задание Королевы
Посчитай, сколько раз здесь встречается каждая цифра.
Задание королевы
Впиши в пустую клетку нужную цифру.
Март — □ месяц года.
На руке □ пальцев.
У стула □ ножки.
У человека □ руки и □ ноги.
В неделе □ дней.
Июль — □ месяц лета.
На двух ногах □ пальцев.
У кошки □ лапы.
Понедельник — □ день недели.
□ цветов радуги.
У машины □ колеса.
□ времени года.
В понедельник перед замком было вывешено объявление:
Помоги жителям королевства определить, в какой день недели им следует явиться на бал,
Собираясь на бал, королева случайно задела столик, на котором стояли 2 вазы Они упали и разбились. Посчитай, на сколько частей раскололась каждая ваза.
Соедини точки в порядке возрастания чисел и узнай, какой подарок получила королева в день рождения. Раскрась получившееся изображение.
Задание Королевы
Напиши каждой цифре соседей (цифру, стоящую до и после нее).
Королева очень любит лесные ягоды. Расставив буквы по порядку, узнай, ягоды какого растения она любит больше всего. Соедини точки и раскрась изображение.
Автор: Алла Валентиновна Блaгoнрaвoвa
Рекомендуем посмотреть:
Стихи для обучения детей счету
Математические задачи игры для дошкольников
Методики раннего обучения детей математике
Логические игры по математике для дошкольников
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Источник
ирина прокопович
Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений
Картотека игр с детьми 5-7 лет
по формированию элементарных математических представлений
Игра «ПУТАНИЦА» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
Игра «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игра «УБИРАЕМ ЦИФРЫ» Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т. д.
Игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», которая направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами.
В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детй водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.
Игра СКОЛЬКО?
Упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов.Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы ан карточке и покажет цифру.Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов.Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Игра «УБЕРИ ЧИСЛО».Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрат
Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.
Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.
Я – число 10. Убери 2 числа передо мной.
Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.
Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.
Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (усложненный вариант)
Педагог объясняет правила игры,вызвав двух детей: «Вы закроете глаза. Сколько раз я ударю в бубен, столько матрешек каждый из вас достанет из мешочка. Один из вас поставит их близко друг к другу, другой на некотором расстоянии друг от друга».
Дети закрывают глаза. Педагог или кто-то из детей ударяет в бубен три раза. Открыв глаза,дети выполняют задание взрослого: «Посмотрите: у одного вот сколько (разводит руки, а у другого вот столько (приближает руки одна к другой). Почему?». Пусть дети выскажутся. После этого матрешки кладутся в мешочки и игра продолжается, но на этот раз надо достать грибочки.
Игра «НЕ ОШИБИСЬ»
Дети образуют круг, Ведущий становится в центре круга, бросает кому-либо мячи называет число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно.
Игра «НАЗОВИ ЦИФРУ»
Педагог предлагает детям встать в круг, каждому по очереди показывает цифру от 1 до 5. Ребенок должен назвать число, которое ему показали и следующее за ним. Если он отвечает неверно, то присаживается, а сосед пытается дать правильный ответ. В игре каждый ребенок должен поучаствовать 2-3 раза.
Игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО ДВА» (ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ?
Дети называют предметы, каких бывает по два (два глаза, две руки, две ноги и т. д., по четыре (четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стула, четыре этажа в доме и т. д., по пять (пять пальцев на руке и ноге, пять концов у звезды. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.
Игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»?
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.
Игра «РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР «
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать,где расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т. д.
Игра «ХУДОЖНИКИ».
Ведущий предлагает детям нарисовать картину.Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, — трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот.В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ».
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна. Сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменят направление движения, количество направлений не может быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Игра «ГДЕ ИГРУШКА»?
На листке картона разложены мелкие игрушки. Детям нужно описать их расположение (медвежонок находится в центре, котенок находится в правом верхнем углу, зайчик находится слева от медвежонка и т. д.)
Игра СКАЖИ НАОБОРОТ
Дети образуют круг. Взрослый становится в середину,бросает мяч ребенку и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая», — отвечает ребенок и бросает мяч обратно.Задания могут быть самыми различными: ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а стульчик маленький т. д.
Игра КТО БОЛЬШЕ?
Дети встают в круг, педагог становится в центр круга и бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает,например: «Кто больше: корова или коза». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.Возможные вопросы: «Кто больше: птица или пчела? Муравей или муха?».Также можно спросить у кого больше ног: у коровы или у теленка? И т. д.
Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур, Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.
Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК может также проводиться с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.
Игра КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? На доске в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагается назвать как можно больше различных фигур, которые были на доске. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий выслушивает каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит больше фигур.
Игра НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ. Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
Игра НАЙДИ СВОЙ ДОМИК. Дети получают по одной ьмодели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.
Игра НАЙДИ ПАРУ. На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и квадрат, на другой круг и треугольник, на третьей два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО. Детям раздаются карточки, на которых в ряд расположены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигуры совпадали. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
Игра НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ. Дети обводят пальцем нарисованные на карточках фигуры, выясняют, чем отличаются фигуры, какая лишняя.
Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
С целью развития у детей мышления, я использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи», а также различные игры и упражнения.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Игра ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели.
Игра ЧТО ЗАЧЕМ?
Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос,например: «Утро. А за ним?».Поймавший отвечает на него: «День» и бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
— Ночь. Что за нею?
— Что делают утром?
— День. Что за ним? И т. д.
Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»
Котенок
Поставить точку в любом углу клетки;
7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
3 клетки влево
Глядя на образец, выполнить рисунок до конца
* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
В класс вошла Маринка,
А за нею – Иринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Что бы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
В садике гулял павлин,
Подошел еще один.
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами!
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два. Малыш,
Сколько их, сообразишь?
Источник