Математические и логические игры с ребенком 5 лет
ирина прокопович
Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений
Картотека игр с детьми 5-7 лет
по формированию элементарных математических представлений
Игра «ПУТАНИЦА» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
Игра «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игра «УБИРАЕМ ЦИФРЫ» Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т. д.
Игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», которая направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами.
В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детй водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.
Игра СКОЛЬКО?
Упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов.Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы ан карточке и покажет цифру.Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов.Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Игра «УБЕРИ ЧИСЛО».Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрат
Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.
Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.
Я – число 10. Убери 2 числа передо мной.
Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.
Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.
Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (усложненный вариант)
Педагог объясняет правила игры,вызвав двух детей: «Вы закроете глаза. Сколько раз я ударю в бубен, столько матрешек каждый из вас достанет из мешочка. Один из вас поставит их близко друг к другу, другой на некотором расстоянии друг от друга».
Дети закрывают глаза. Педагог или кто-то из детей ударяет в бубен три раза. Открыв глаза,дети выполняют задание взрослого: «Посмотрите: у одного вот сколько (разводит руки, а у другого вот столько (приближает руки одна к другой). Почему?». Пусть дети выскажутся. После этого матрешки кладутся в мешочки и игра продолжается, но на этот раз надо достать грибочки.
Игра «НЕ ОШИБИСЬ»
Дети образуют круг, Ведущий становится в центре круга, бросает кому-либо мячи называет число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно.
Игра «НАЗОВИ ЦИФРУ»
Педагог предлагает детям встать в круг, каждому по очереди показывает цифру от 1 до 5. Ребенок должен назвать число, которое ему показали и следующее за ним. Если он отвечает неверно, то присаживается, а сосед пытается дать правильный ответ. В игре каждый ребенок должен поучаствовать 2-3 раза.
Игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО ДВА» (ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ?
Дети называют предметы, каких бывает по два (два глаза, две руки, две ноги и т. д., по четыре (четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стула, четыре этажа в доме и т. д., по пять (пять пальцев на руке и ноге, пять концов у звезды. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.
Игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»?
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.
Игра «РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР «
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать,где расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т. д.
Игра «ХУДОЖНИКИ».
Ведущий предлагает детям нарисовать картину.Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, — трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот.В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ».
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна. Сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменят направление движения, количество направлений не может быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Игра «ГДЕ ИГРУШКА»?
На листке картона разложены мелкие игрушки. Детям нужно описать их расположение (медвежонок находится в центре, котенок находится в правом верхнем углу, зайчик находится слева от медвежонка и т. д.)
Игра СКАЖИ НАОБОРОТ
Дети образуют круг. Взрослый становится в середину,бросает мяч ребенку и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая», — отвечает ребенок и бросает мяч обратно.Задания могут быть самыми различными: ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а стульчик маленький т. д.
Игра КТО БОЛЬШЕ?
Дети встают в круг, педагог становится в центр круга и бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает,например: «Кто больше: корова или коза». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.Возможные вопросы: «Кто больше: птица или пчела? Муравей или муха?».Также можно спросить у кого больше ног: у коровы или у теленка? И т. д.
Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур, Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.
Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК может также проводиться с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.
Игра КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? На доске в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагается назвать как можно больше различных фигур, которые были на доске. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий выслушивает каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит больше фигур.
Игра НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ. Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
Игра НАЙДИ СВОЙ ДОМИК. Дети получают по одной ьмодели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.
Игра НАЙДИ ПАРУ. На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и квадрат, на другой круг и треугольник, на третьей два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО. Детям раздаются карточки, на которых в ряд расположены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигуры совпадали. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
Игра НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ. Дети обводят пальцем нарисованные на карточках фигуры, выясняют, чем отличаются фигуры, какая лишняя.
Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
С целью развития у детей мышления, я использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи», а также различные игры и упражнения.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Игра ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели.
Игра ЧТО ЗАЧЕМ?
Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос,например: «Утро. А за ним?».Поймавший отвечает на него: «День» и бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
— Ночь. Что за нею?
— Что делают утром?
— День. Что за ним? И т. д.
Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»
Котенок
Поставить точку в любом углу клетки;
7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
3 клетки влево
Глядя на образец, выполнить рисунок до конца
* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
В класс вошла Маринка,
А за нею – Иринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Что бы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
В садике гулял павлин,
Подошел еще один.
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами!
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два. Малыш,
Сколько их, сообразишь?
Источник
Советы родителям и примеры увлекательных заданий по математике. Занимательные задачи, головоломки, упражнения и тесты с ответами и решениями.
Польза занятий логикой и математикой
Элементарные математические представления помогают сформировать в детском саду. Базовые математические способности развивают в школе.
А чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно — обычных арифметических и геометрических задач недостаточно.
Уже в дошкольном возрасте желательно выработать привычку ежедневно выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления.
Благодаря регулярным тренировкам:
- ребёнок учится рассуждать, анализировать и делать правильные выводы;
- развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
- успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе, вдохновляют на победы в математических олимпиадах и конкурсах.
Дети 5-12 лет с удовольствием проходят курс ЛогикЛайк в игровой форме. Тем временем они учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
Математические задачи по возрасту
Заинтересовать дошкольников 5-7 лет, учащихся начальных классов проще всего. Главное — предложить разнообразные занимательные задания, сделать процесс решения задач увлекательным, с элементами игры, и обеспечить умеренную сложность задач.
Примеры заданий по возрасту
К 3-4 классу мотивация у школьника часто снижается. Родителям важно не упустить этот момент и объяснить ребёнку, зачем вообще заниматься математикой и учиться решать задачи.
Логико-математические и другие развивающие игры по возрасту
Занимательные задачи по типу
В плане регулярных тренировок в любом возрасте должно быть выполнение заданий минимум 5-7 типов. Это поможет комплексному развитию логики у ребенка, познавательных, творческих и математических способностей.
Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку:
- Классические логические задачи. Учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.
- Арифметические ребусы. Отличная отработка ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
- Задачи на закономерности, последовательности. Помогают развить аналитические способности и творческое мышление.
Примеры заданий по типу
Источник
Игры на развитие логики у детей дошкольного возраста
Логические игры, приведенные ниже, способствуют развитию у дошкольников элементарных математических представлений, помогают освоить несложные логические построения: сравнение, умозаключение, аналогии, обобщения. Предлагая ребенку логические игры, используйте наглядный материал, предметные картинки и картинки-раскраски.
Игры на смысловое соотнесение
Игра 1. Предложите ребенку четыре группы картинок, в каждой из которых четыре предмета: лодка, спасательный круг, стул, часы; ваза, расческа, барабан, гармошка; лампа, цветок, юбка, брюки; гвозди, пила, книга, матрешка. Он должен отобрать из каждой группы парные и обосновать свой выбор.
Игра 2. Предложите ребенку парные картинки: кошка-коте- нок, рука-варежка, рыбка-аквариум, кастрюля-половник. Пусть, соотносясь с данными парами, он составит смысловые пары из следующих картинок: собака, щенок, туфелька, птичка, ложка, клетка, тарелка.
Игра 3. Предложите ребенку парные картинки: платье-отрез ткани. К картинке дом нужно по аналогии подобрать пару из числа следующих картинок: кукла, велосипед, крыльцо, кирпичи.
Следующая пара картинок: кошка- котенок. Пару нужно подобрать к картинке курица из ряда: утка, цыпленок, зайчонок, петух.
Игра 4. Разложите предметные картинки в группы по три, в которых две картинки должны иметь смысловое соотношение, а третья должна быть лишней по смыслу. Группы картинок следующие: тигр-волк-ворона, чай-кофе-конфета, купальник-платье-бассейн, шляпа-туфли-сапоги, стрекоза-муравей- сачок. Ребенок должен назвать лишнюю картинку, и объяснить, почему он считает ее лишней.
Игра 5. Предложите ребенку дополнить группы предметных картинок еще одной, подходящей по смыслу и назвать их одним словом. Группы следующие: чашка, ложка, стакан,…(посуда), собака, лошадь, кошка,…(животные), яблоко, апельсин, груша,…(фрукты), морковь, капуста, огурец,…(овощи).
Игры-задачи
Игра 1. Предложите ребенку предметные картинки с изображением животных: слон, лошадка, мышь. Прокомментируйте: лошадка меньше слона, но больше мышки. Какое животное больше всех? Почему? Пусть малыш расположит картинки слева на право от самого большого к маленькому.
Игра 2. Предложите ребенку три предметные картинки с изображением животных: слон, жираф, носорог. Прокомментируйте: слон выше носорога, но ниже жирафа. Кто выше всех?
Пусть ребенок расположит картинки слева направо от самого низкого животного к самому высокому.
Игра 3. Хомячок меньше зайца, а заяц меньше лисички. Кто меньше всех? Расположить картинки от самого маленького к самому большому.
Игра 4. Вам понадобятся 3 домика-картинки (можете сделать их из цветной бумаги или нарисовать) и изображения белочки, лисички и мышки. Расселите животных в домики, расположив домики в соответствии с условием задачи: домик лисички между домиками мышки и белки. Кто живет дальше от белки — мышь или лиса? (Мышь).
Игра 5. Предложите вниманию ребенка три рисунка, один из которых цветы, другой — кораблик, третий — матрешка. Скажите, что их нарисовали три подруги — Аня, Оля и Маша. Аня и Маша рисовали не цветы. Что нарисовала Оля? (Цветы).
Игра 6. Вова и Саша живут на одном этаже. Миша живет выше Вовы. Кто живет ниже — Саша или Миша? (Саша.)
Игра 7. Нарисуйте в один ряд трех мальчиков разного роста, по возрастанию: маленького роста, среднего, высокий. Предположим, их зовут Андрей, Вася и Петя. Скажите, что Андрей ниже Васи, Вася ниже Пети. Пусть ребенок определит по рисунку, кто есть кто и даст имя каждому.
Игра 8. Росли три дерева: рябина, сосна и кедр. Рябина ниже сосны, сосна ниже кедра. Какое дерево самое высокое?
Игра 9. Мелом на асфальте нарисуйте пересекающиеся квадрат и круг одного размера, так, чтобы диаметром круга стала одна из сторон квадрата. Предложите ребенку нарисовать внутри круга — треугольники, внутри квадрата звездочки, внутри круга и квадрата кружочки. (В общей части должны оказаться все фигурки).
Игра 10. Поставьте перед ребенком три вазы с цветами разного цвета: в первой два желтых и два красных цветка, во второй вазе два красных и три желтых цветка, в третьей один желтый и два красных. Вопросы, на которые может ответить ребенок: сколько ваз на столе? Которая по счету с четырьмя цветками? С тремя? С пятью? В какой вазе больше цветов — в первой или в третьей? В какой вазе меньше цветов — во второй или первой? Как сделать так, чтобы во всех вазах было по четыре цветка? Как сделать так, чтобы во всех вазах были одинаковые цветы?
Игра 11. И грает группа детей. На полу в разных местах комнаты лежат три обруча. В один обруч помещают красный бумажный круг, в другой желтый, в третий — зеленый. У детей по одной цветной геометрической фигуре, не круглой. Дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с кругом того же цвета, что и их фигура. Подойдя к детям, взрослый просит назвать, какие фигуры возле обруча и почему (по цветовому соответствию).
Игры-отрицания
Игра 1. Из группы картинок отложить все, кроме тех, на которых изображены не растения.
Игра 2. На картинке-раскраске раскрасить все, кроме тех, на которых изображены не животные.
Игра 3. Из группы картинок найди и отбери все не деревья.
Игра 4. Из группы геометрических фигур (квадраты, шары, прямоугольники, треугольники) найти и выбрать все треугольники.
Игра 5. Из группы предметных картинок найти и выбрать все круглые предметы. Картинки следующие: пенал, бабочка, книга, мячик, тетрадь, ручка, клубок, сумка, воздушный шар.
Игра 6. Из группы предметных картинок отобрать все картинки с квадратными предметами.
Картинки следующие: книга, коробок спичек, флажок, воздушный шар, бант, чашка, кораблик.
Игра 7. Из картинок с изображениями животных и их детенышей отобрать только те, на которых детеныши.
Игра 8. Отобрать из предметных картинок сначала все с изображениями насекомых, потом — птиц, затем — животных.
Во всех приведенных играх ребенок должен называть, что изображено на картинках, находить обобщающее слово и мотивировать свой выбор.
Игры-систематизации
Игра 1. Для этой игры понадобится карандаш и тетрадный лист в клеточку. Нарисуйте и предложите ребенку продолжить начатый вами ряд геометрических фигур или цифр в нужной последовательности, не нарушая закономерности.
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,…
Квадрат большой, средний, маленький,…
Круг, квадрат, круг, два квадрата, круг, три квадрата, круг,…
Квадрат, внутри которого кружок, квадрат, внутри которого треугольник, квадрат, внутри которого квадратик, квадрат, внутри которого кружок…
Ряд цифр: 2,3,4,2.
Игра 2. Проведите на листе несколько волнистых линий — это гирлянды. На каждой из них нарисуйте — нанижите последовательности фигур. Пусть ребенок продолжит каждую:
2 треугольника, кружок.
Квадрат, треугольник, квадрат.
Прямоугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Игра 3. 9 клеток. Начертите квадрат, разбейте его на 9 одинаковых частей — клеток. Вам понадобятся также набор предметных картинок, в котором будет три группы по три одинаковых предмета. Предложите ребенку расположить в клетках квадрата картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых рисунков.
Вы можете предложить ребенку варианты этой игры: в клетках квадрата вместо картинок располагать геометрические фигуры или цифры.
Игра 4. Кружки, звездочки, палочки. Разложите перед ребенком три ряда карточек по четыре в каждом ряду. На карточках первого ряда кружочки, в количестве от 1 до 4 по группам в порядке возрастания. На карточках второго — звездочки, аналогично от 1 до 4, в порядке возрастания. На карточках третьего ряда — геометрические фигуры, со сторонами одной Длины: треугольник, вертикальный отрезок, по длине равный ребру треугольника, квадрат, со стороной, равной стороне треугольника, два параллельных вертикальных отрезка той же длины, что и сторона квадрата. Предложите ребенку расположить карточки третьего ряда в соответствии с карточками первого и второго ряда. Правильным решением будет следующее расположение: отрезок, два отрезка, треугольник, квадрат, так как отрезки являются сторонами фигур и в данном случае располагаются в порядке возрастания их числа.
Игры — головоломки
Шестиугольник
Вырежьте вместе с ребенком из плотного белого картона шестиугольник. В каждом углу нарисуйте по яркому кружочку и один кружочек в центре. Вам понадобятся также три тонкие прямые палочки одинаковой длины. Длина должна быть достаточной, чтобы пересечь шестиугольник в любом месте. Предложите ребенку разделить (разметить) палочками так, чтобы каждый кружок оказался один на участке.
Непрерывная линия
Из листа белого картона вырежьте квадрат со стороной 30 см. Расчертите квадрат на 9 равных квадратиков со стороной 10 см. Затем ярким фломастером расчертите на нем ломанную линию так, чтобы она захватила своими изломами все квадратики. Разрежьте квадрат на квадратики, перемешайте их. Предложите теперь ребенку снова собрать их в квадрат так, чтобы линия не прерывалась.
Постройте из палочек следующие фигуры:
1. Сложить из 7 палочек два квадрата.
2. Сложить из 7 палочек три треугольника.
3. Сложить из 6 палочек прямоугольник.
4. Сложить из 5 палочек два равных треугольника.
5. Из 9 палочек составить четыре равных треугольника.
6. Из 10 палочек составить три равных квадрата.
Логические игры с шариками и «волшебным мешочком»
«Волшебный мешочек» — известная игра, широко используемая в практике при работе с дошкольниками. Она представляет собой обычный тканевый мешочек, наполненный разными геометрическими формами и фигурками небольшого размера и разного цвета. «Волшебный мешочек» используют в играх, способствующих формированию представлений у детей о геометрических формах, а также в играх по развитию сенсорного восприятия и в логических играх-задачах.
Для следующих игр вам понадобятся «волшебный мешочек» — это может быть обычный тканевый мешочек, вы можете изготовить его сами, и набор из шести шариков, три из которых одного цвета, а три другого, например 3 желтых и 3 красных шарика.
Игра-задача 1. В волшебном мешочке лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым?
Это довольно сложная задача, и чтобы подготовить ребенка к ее решению, надо провести несколько предварительных наглядных опытов.
Опыт 1. Покажите ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (желтый и красный). Положите шарики в мешочек. Спросите ребенка: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Ребенок ответит: «В мешочке два шарика: один желтый, другой красный». Теперь пусть малыш поочередно, несколько раз, не заглядывая в мешочек, достанет один из шариков и назовет его цвет, а затем положит шарик обратно. Он увидит, что нельзя заранее угадать цвет, вынимая только один шарик.
Опыт 2. На этот раз положите в мешочек два желтых и два красных шарика. Повторите с ребенком опыт 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Потом, предложите ему доставать из мешочка не глядя по два шарика за один раз. Пусть он проделает этот опыт несколько раз. Оказывается, если доставать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба желтыми, или оба красными, или один из шариков будет желтым, а другой красным. Вместе с ребенком убедитесь на практике, что других вариантов в этом случае не бывает.
Затем проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо вы достанете два красных шарика и один желтый, либо два желтых и один красный.
Вы провели наглядные опыты, после которых уместно поставить вопрос: « Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался желтым». Поясните ребенку выражение «хотя бы один». Большинство детей догадывается, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.
Игра-задача 2. Эта игра является логическим продолжением игры-задачи 1.
Теперь положите в мешочек три желтых и три красных шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору трех шариков. Проверьте все возможные случаи: все три вынутых шарика красные, два красных и один желтый, два желтых и один красный, все три вынутых шарика желтые. Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с двумя желтыми и двумя красными шариками: «Сколько надо достать из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из них оказался красным?» (Больше половины, 4).
Логические задачи с обручами и цветным блоками
Блоки — объемные геометрические разноцветные фигуры разных форм. Данные логические задачи в зависимости от сложности доступны детям от 4 (с 1 обручем) до 5 (с двумя) и 6 (с тремя) лет.
Игра-задача 1. Для игры вам понадобится гимнастический обруч и набор блоков. Набор блоков представляет собой 48 пластмассовых (или деревянных) фигур, обладающих 4 свойствами — формой, цветом, величиной, толщиной. В наборе блоков присутствуют 4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и 3 цвета: белый, синий, красный, две величины: большой и малый и две толщины: толстый и тонкий.
Положите обруч на пол и предложите ребенку расположить внутри обруча блоки одного вида, а вне обруча все остальные. Варианты могут быть разные. Пусть ребенок опишет и мотивирует свои действия. Например: расположить внутри обруча все синие блоки, а вне — все остальные. В данном случае ребенок руководствуется в отборе блоков разделением по одному признаку: цвет. Можно усложнить задачу: расположить внутри обруча все треугольные красные блоки — классифицировать блоки придется уже по двум признакам — цвет и форма, и т. п. Решая подобные логические задачи, дети получают представление о классификации объектов.
Игра-задача 2. Разложите на полу два обруча разного цвета, так, чтобы они пересекались, образуя общую зону. Затем попросите ребенка расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались, например, все красные блоки, а внутри желтого все круглые. Следует обратить внимание ребенка на то, что классификация блоков в этой задаче идет по двум признакам— цвету и форме. Выполняя это задание, дети часто допускают следующую ошибку: заполняя красный обруч красными блоками, они располагают все красные, в том числе и круглые вне желтого обруча, затем все остальные круглые блоки располагают внутри желтого, но вне красного обруча таким образом, общая часть обручей может остаться незаполненной. Вы можете поправить действия ребенка наводящим вопросом: «Все круглые блоки лежат внутри желтого обруча?», и, скорее всего, он заметит ошибку и переложит круглые красные блоки в общую часть обручей. Попросите его прокомментировать свои действия, объяснив, почему они должны лежать именно там: «Внутри красного обруча — потому что красные, внутри желтого — потому что круглые. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы: какие блоки лежат: 1) внутри обоих обручей; 2) внутри красного, но вне желтого обруча; 3)внутри желтого, но вне красного обруча; 4) вне обоих обручей. Еще раз напомните, что блоки следует в этой задаче разбирать и называть по двум признакам — форме и цвету.
Игра-задача 3. Усложнить игру можно используя три разноцветных обруча. Скорее всего, решение этой задачи потребует вашего активного участия. Разложите красный, зеленый и желтый обручи так, чтобы всех три пересекались, имея общую площадь. Прокомментируйте данную позицию, соответствующим образом назвав каждую образовавшуюся плоскость (всего их будет восемь): внутри всех трех обручей; внутри красного и желтого, но вне зеленого и т. д. В данной игре вам придется классифицировать блоки по трем признакам. Попробуйте вместе с ребенком разместить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри желтого все квадратные, а внутри зеленого все большие.
После того, как расположите нужным образом все блоки, ответьте вместе с ребенком на восемь стандартн?