Мать подавляет развитие ребенка
Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.
1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.
Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.
2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.
Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка. Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика. В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.
3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.
Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей.
Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.
4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.
Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу. Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо. В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.
5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.
Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями. Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты. В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.
6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.
Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.
Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.
7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.
Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него. В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание. Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.
8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.
Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.
9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.
Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.
10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.
В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.
Источник
Хочется затронуть очень важную тему для каждого человека. А именно поговорить о роли матери в жизни ребенка. О том, какое влияние она оказывает на него и его будущее.
Мама это первый и самый важный человек на свете. И именно материнское влияние оказывает, наверное, главную роль на будущее детей. И поэтому очень важно увидеть себя со стороны, для того чтобы взять ответственность за свои действия совершенные по отношению к детям. Это важно знать, хотя бы для того, чтобы не думать, что во всем что происходит с детьми, виноваты только сами дети. Давайте начнем с нас матерей. Нам посвящают песни, стихи, даже праздник посвятили в честь нас. Но всегда ли мы этого заслуживаем? Да, благодаря нам, рождаются дети. Мы их любим и заботимся о них. Но всегда ли наша любовь и забота о них, ведет к счастливому, безмятежному детству? И как мы проявляем себя с ними? Все ли наши действия идут им на благо? Это статья поможет посмотреть на себя со стороны. И понять, как мы взаимодействуем с детьми и какое влияние на них оказываем.
И так представлю вам несколько образов матери, личностные черты которых неблагоприятно влияют на психоэмоциональное развитие ребенка. Их описал А. И. Захаров в книге » Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез». Возможно, ознакомившись с ними, вы увидите себя. Не отрицайте, если это так. Потому — что это важно для ваших детей.
- Образ «Царевны – Несмияны». И так такая мама всегда чем-то озабочена, обеспокоена, принципиальна и честолюбива, эмоционально сдержана, никогда не смеется. Также ее сдержанность распространяется на проявление любви и отзывчивости. К детским шалостям и непосредственности относится строга, так как считает это пустым времяпрепровождением. Больше всего боится избаловать ребенка, поэтому постоянно читает мораль, выискивает недостатки. Всегда поступает подчеркнуто правильно. И поэтому, не проявляет к ребенку любовь.
- Образ « Снежной королевы». Такая мама любит повелевать, держать всех на расстоянии. Она жестока и непреклонна, холодная и не отзывчивая. Равнодушная, эгоистичная, расчетливая. И любую критику в свой адрес воспринимает как злой умысел.
- Образ «Спящей красавицы». Такие мамы склонны к мечтательности, они воспринимают окружающий мир через призму пессимизма и депрессии. Они заторможенные и самовлюбленные. Они пребывают в идеализированном мире, находясь в постоянном поиске « идеального» принца. Разочарованная и отстранённая от внешнего мира и от своих детей.
Эти три образа объединяет, то, что они:
всегда молоды и прекрасны;
много времени уделяют себе;
учитывают только свою точку зрения;
высокомерны по отношению к тем, кого считают ниже себя;
стремятся, во что бы то ни стало доминировать в отношениях;
больше всего боится остаться без восхищения и внимания.
- Образ «Унтер Пришибеев» Недостаточно чуткая, грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности. Она легко раздражается и выходит из себя. Она часто выражает свой гнев и раздражение. Нетерпима к слабостям и недостаткам, придирчива. Часто прибегает к физическим наказаниям, злопамятная.
- Образ «Суматошной матери» Она неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях непостоянная, она часто впадает в крайности. Часто взрывается, кричит, из всего создает трагедию из ничего и бурно на это реагирует.
- Образ «Наседки» Она жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, ограничивает самостоятельность детей, старается предупредить любые трудности, часто мнимые. Ограничивает общение со сверстниками, старается все сделать за ребенка.
- Образ «Вечного ребенка» проявляется в том, что она еще не повзрослела. Она по-детски капризна и обидчива. Она драматизирует любые события, в своих действиях часто противоречива. Жизнь считает очень сложной, дети для нее обуза. Сама себя считает жертвой и постоянно ищет поддержки, покровительства. Не может справиться с самыми простыми проблемами своих детей, постоянно сдает их «на поруки». Часто чувствует себя беспомощной и бессильной.
Приведенные образы могут взаимодополнять друг друга и их тенденции в отношениях к детям. Дети таких матерей часто страдают неврозами и впоследствии перенимают черты характера и поведения. Часто в таких случаях говорят « яблоко от яблони не далеко падает».
Образ матери всегда идеализируется в обществе и ассоциируется только со светлыми и чистыми красками, где в каждом оттенке отображается любовь и чистота. Самый известный является образ Девы Марии. И тем сильнее на ее фоне контрастируют образы матерей с их не идеальными проявлениями.
Источник
Продолжаем тему психологического насилия над ребенком.
Повторюсь.
Токсичные родители – это родители, которые оказывают давление на психику ребенка. Это может делаться осознанно, либо по незнанию. Как вариант, такие родители сами выросли в дисфункциональной семье и переняли деструктивные модели воспитания (извините, не получилось написать проще).
Чтобы оставить след в психике ребенка, психологическое насилие не обязательно должно быть регулярным. Иногда одна лишь обидная фраза (которой сами родители не придали никакого значения) способна привести к глубокой травме.
Да, мы не можем постоянно отслеживать все, что говорим нашим детям. Мы устаем, нас дергают на работе, да и дети запросто могут вывести из себя. Эта статья призвана лишь напомнить о тех методах воспитания, которые в будущем негативно скажутся на жизни ребенка.
Итак, еще один тяжелый сундук с коллекцией приемов, подавляющих личность.
Сундук с коллекцией приемов, которые используют токсичные родители
1. Излишний контроль и гиперопека.
Родители постоянно делают выбор за ребенка. Они лучше знают, что ему должно нравиться, а что нет. Как ему одеваться, с кем общаться. В какой кружок ему ходить. Какую профессию выбрать.
У ребенка нет права голоса на том простом основании, что он ребенок. «Вот вырастешь, будешь сам решать»; «Вот когда ты будешь сам зарабатывать…»; «Вот будешь жить в своей квартире» и т. д.
Родители лишают ребенка всякой инициативы.
Они тщательно «отбирают» для него друзей. Постоянно роются в карманах, обнюхивают одежду на предмет курения.
Как вариант, любые проявления самостоятельности ребенка, бойкотируются фразами типа: «Ты сведешь меня в могилу!»; «Куда ты собрался, я же буду переживать!»; «Ах, у меня сердце разболелось, давление поднялось — даже не вздумай никуда идти!».
Последствия:
· Казалось бы, таких родителей не за что упрекнуть. Со стороны можно подумать, что они всю свою жизнь положили на благо ребенка.
· А если ребенок вдруг считает иначе, то: «Вот ты бессовестный! Мы с отцом все для тебя (и за тебя) делаем. Спину гнем, чтобы тебе всего хватало! А ты смеешь быть недовольным?!»
· Удивительно, но факт. Такой ребенок вырастает в инфантильного взрослого, который не знает, чего он хочет от жизни. Он работает по выбранной родителями специальности. Он не умеет принимать решения и ждет, пока их за него примет кто-то другой. Он дезориентирован и тихонько плывет по течению жизни, время от времени натыкаясь на рифы чьих-то активных действий, чьих-то взглядов на него и намерений относительно него.
2. Эмоциональная холодность одного или обоих родителей.
Прямо противоположная ситуация. Один или оба родителя принимают в ребенке лишь формальное участие. Например, родители заняты своей жизнью, своими проблемами, а от ребенка просто откупаются. Не удовлетворяют его базовую потребность в любви и принятии.
Такая семья может казаться очень благополучной. Например, оба родителя – успешные люди, занятые построением карьеры или бизнесом.
Фильм «Что-то не так с Кевином» — отличный пример модели семьи с эмоционально отстраненным родителем
Последствия родительской отстраненности:
· Неуверенность в себе.
· Поиски человека, который заполнит пустоту в том месте, где должна быть родительская любовь.
· Впадание в различные виды зависимостей как способ заполнения душевной пустоты.
· Впадание в зависимость от отношений. Причем находится именно эмоционально холодный партнер. Таким образом отыгрывается сценарий из детства – человек болезненно ждет любви от того, кто не способен ее дать.
· Человек неосознанно повторяет родительскую модель поведения уже со своими детьми.
3. Родители периодически угрожают бросить ребенка.
Когда ребенок ведет себя не так, как хотелось бы родителям, они применяют фразы типа: «Я тебя сейчас здесь оставлю»; «Вот ты проснешься утром, а меня нет»; «Я сдам тебя в детский дом».
Последствия:
· В ребенке навсегда поселяется страх быть брошенным.
· Будучи уже взрослым, он или начинает сторониться близких отношений с кем-либо (контрзависимость у мужчин), или же намертво «прилипает» к партнеру, боясь его потерять (чаще выражено у женщин).
4. «Ты должен быть лучше всех, но идеал недостижим».
Родители ждут от ребенка, что он будет лучшим во всем, всегда и везде. При этом все его достижения воспринимаются как нечто само собой разумеющиеся. А вот промахи – как что-то непозволительное.
Также этот вариант возможен в семьях, где есть несколько детей, и все они постоянно соревнуются между собой.
Последствия:
· Ребенок рано или поздно устает гоняться за морковкой, до которой никогда не дотянется. Теряет мотивацию для новых достижений.
· Такой ребенок, став взрослым, бывает чересчур требователен к себе. Он может всю жизнь заниматься саморазвитием, бесконечно что-то в себе улучшать. При этом всегда остается недовольным собой.
· Выросший ребенок становится перфекционистом (страдает синдромом отличника). Голоса родителей в его голове продолжают повторять, что он должен быть лучшим. В итоге он начинает бояться сложных задач на работе. Боится браться за новые проекты. В нем сидит страх провалиться, не потянуть. В результате страдает его карьера.
«Ты должен быть самым лучшим!»
5. Родители постоянно попрекают ребенка.
Родители обеспечивают ребенка, но при каждом удобном случае напоминают ему о том, какой он неблагодарный человек. И насколько сильно он от них зависит.
Что-то вроде: «Куда ж ты без нас?»; «Как брать, так ты первый, а вот как помочь, так не дозовешься!»; «Вот, сидишь у родителей на шее!».
Причем частенько такие родители не позволяют выросшему ребенку с этой самой шеи слезть.
Я сейчас говорю не о тех детях, которые привыкли, что родители им что-то должны. Я говорю о семьях, в которых родители обеспечивают необходимым своих несовершеннолетних детей, при этом неустанно попрекая их деньгами. (Как вариант, звучит что-то вроде: «Ну и дорого же ты обходишься!»).
6. Наказание молчанием.
Изощренная форма манипуляции. Ее цель – навязать ребенку чувство вины. Заставить его просить прощения, даже тогда, когда он вообще ни при чем.
7. Истеричная мать или мама-симулянтка.
Аккурат после конфликта с ребенком у нее сдает здоровье. Она падает в обморок или жалуется на сильную головную боль. Или делает недвусмысленные намеки, рассыпав на кухонном столе пачку таблеток. Либо же без устали глотает валерьянку.
Часто ухудшение состояния наблюдается после того, как у дочери появляется приличный кавалер, или сын знакомится с интересной девушкой.
8. Депрессивная мать.
У матери случилась затяжная депрессия (которая может растянуться на несколько лет). И ребенок живет в состоянии, когда неизвестно, чем ей помочь, как ее вытянуть из этого.
Мать настолько погружена в свою депрессию, что у нее нет никаких сил и эмоций для своего чада. А ребенок, видя ее такой, понимает, что лучше ему спрятаться, ужаться, не высовываться, не надоедать – лишь бы матери не стало еще хуже.
«Лучше не высовываться — вдруг сделаю только хуже?»
9. Ребенка нагружают взрослыми проблемами. При этом у него по-прежнему нет никаких прав, ибо он всего лишь ребенок.
Некоторые взрослые вовлекают детей в семейные скандалы. Вынуждают слушать свои жалобы. Дети почему-то должны утешать родителей в их сложных жизненных ситуациях. Совсем не детских, между прочим.
И, как вариант, мама обсуждает с ребенком папу, выставляя его в негативном свете. Или, наоборот, это делает папа в отношении мамы. Или же один из родителей жалуется ребенку на своего собственного родителя, то бишь на его бабушку или дедушку.
Самый треш – это когда ребенка вынуждают перейти на сторону одного из родителей и согласиться с тем, что второй его родитель – полное ничтожество.
Такое никак не может уложиться в голове ребенка. Он бессилен в этой ситуации. Он это свое бессилие осознает, и чувствует себя крайне подавленным.
Причем не имеет значения, сколько ребенку лет. Он может быть уже взрослым, но родители – это всегда родители. И нельзя требовать от ребенка сделать этот невозможный для него выбор. (Ведь, по мере взросления он способен сам сформировать свое мнение о том, «who is who». Зачем же пытаться навязать ему это мнение раньше времени?)
Читайте первую часть статьи о токсичных родителях
Надеюсь, что материал был вам полезен!
Делитесь своими мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал!
Источник
Просмотров: 0
Сколько себя помню, ощущение, что все дети как дети, а я урод, не такой, как все, постоянно преследовало меня и, в конце концов, стало моим вторым я. А как ещё можно назвать ребёнка, который приносит маме только огорчения и не даёт ей счастливо жить? Часто приходили в голову мысли, что ей было бы лучше, если бы меня совсем не было.
Мал ещё с матерью спорить!
С самого раннего детства я был тихим и спокойным ребёнком. Ни в детском саду, ни в школе на меня никогда не жаловались. Я ни с кем не дружил, никуда не ходил. «Эти дети тебе не друзья, сиди дома. Мать старше и лучше знает, что и когда тебе делать.» — «Хорошо, мамочка.» Я молчал, моего мнения не должно было быть по определению. «Мал ещё иметь своё мнение.»
Мне следовало точно исполнять все указания мамы, если не хотел наказания. Я не хотел. Но их всё равно было слишком много. Каждый день. Забыл вытереть пыль на верхней полке, не достаточно хорошо вычистил ботинки, купил чёрный хлеб вместо серого… Я выслушивал длинные нравоучения о том, какой я грязнуля, невнимательный, что меня никто не просит думать и проявлять инициативу, моё дело беспрекословно слушаться и уважать старших.
Затем следовало наказание. Я лишался общения с мамой, должен был сидеть один в комнате и думать над своим поведением, а потом прийти, подробно рассказать, что я понял, какой я плохой, и молить о прощении. Сердце разрывалось от страданий, слёзы катились по щекам. «Какой я отвратительный и ничтожный. Так хочется быть с мамой, говорить с ней, смеяться, гулять за руку. Но я недостоин этого.»
Мама считала, что она великий педагог, ведь ни разу за свою жизнь она не ударила меня. А я, став старше, мысленно спрашивал её, чувствует ли она, как больно избивала меня изо дня в день своими придирками, критикой, запретами самых простых вещей, унижением. Каждое острое слово словно гвоздь вбивалось в душу, делая меня всё меньше и незаметнее. Человеком без лица, без мыслей, без желаний. Почему мама подавляет меня всю жизнь?
Почему же так происходит?
В потенциале такая женщина способна быть лучшей на свете матерью. Ведь семья и дети — это ценность анального вектора, к обладателям которого относится такая мама согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
А для того, чтобы она могла проявить свои лучшие качества, необходима достаточная реализация врожденных свойств и устремлений в обществе. Например, когда женщина реализует себя в качестве преподавателя и получает уважение и почет на работе, она счастлива, ее врожденные желания реализуются. Когда же реализации нет, у женщины копится внутреннее ощущение неудовлетворенности — страдание.
И чем дольше отсутствие реализации, тем больше неудовлетворенность, которой некуда деваться, и тогда она находит выход дома. Невозможность реализовать себя в обществе компенсируется на детях.
Желание передать опыт другим людям проявляется как домашняя тирания, постоянное поучение своего ребенка, а любое проявление недовольства или инициативы с его стороны начинают восприниматься матерью как непослушание старшим.
Прошлое является ценностью анального вектора, и старшие по определению авторитетны для такого человека, и потому их надо уважать и слушаться во всем. А так как она старше, у нее больше опыта и знаний, то в ее восприятии она всегда лучше знает, что хорошо для ребенка. И когда ребенок хочет делать все по-своему, это воспринимается, как попытка перечить старшим.
Это становится поводом для компенсации неудовлетворённых желаний, и мама начинает подавлять ребенка, не дает ему проявить инициативу. Заставляет слушаться во всем, и любое инакомыслие и действие ребенка «по-своему» ощущается ею как неуважение. Она может, например, говорить ему, что он никто и что он еще не дорос до нее, чтобы с ним считаться.
А такое замечательное качество анального вектора, как способность к конструктивной критике с целью довести до совершенства то, над чем человек трудится, без достаточной реализации превращается в свою противоположность. И мама может постоянно критиковать ребенка, находя в нем и в том, что он делает, лишь одни недостатки.
Обиды
Если анальный вектор матери находится в состоянии обиды, то свойства вектора реализуются не на благо общества, а себе во вред. Превосходная память вместо запоминания больших объемов информации в какой-либо науке или предмете для дальнейшей передачи в будущее, используется для запоминания всего плохого, что человек получил от людей.
Психика человека с анальным вектором устроена так, что он бессознательно воспринимает окружающую реальность через равенство и неравенство. Любое несправедливое по мнению обладателя анального вектора действие со стороны окружающих вызывает перекос «линии равенства» — обиду.
В этом случае, чтобы прийти в равновесие, человек может начать мстить. Но надо понимать, что делает он это неосознанно, он просто стремится выровнять свое внутреннее состояние.
Если отец ребенка поступал с матерью несправедливо, то ее обида на него может проецироваться на малыша. И тогда она может проявлять в его отношении вербальный садизм (оскорбления, унижения и обесценивание “Из тебя ничего не выйдет, ты никто”), крики или даже рукоприкладство.
В особенности если ребенок — мальчик со схожими с отцом векторальными свойствами. А если отец бросил мать с маленьким ребенком, ситуация еще больше усложняется, так как мать теряет ощущение защищенности и безопасности, которое получала от мужчины. Она как бы постоянно находится в стрессе.
Когда обида переносится на ребенка, мать может даже начать обвинять его во всем том, в чем обижена на его отца. Например, если отец проявлял скупость, то она может говорить ребенку: “Ты весь в отца, такой же жадный”.
Делая что-то для ребенка, она может требовать от него благодарности, чтобы было «поровну», и бессознательно ждать компенсации всего того, что ей недодал его отец. Благодарность в ее восприятии — это послушание, поэтому при любом недовольстве ребенка или попытке проявить себя не так, как ожидает мать, она может начать упрекать его за все, что когда-либо ему купила и сделала.
Последствия подавления для ребенка с анальным вектором
В результате подавления воли с детства у человека — в том случае когда в его векторальном наборе присутствует анальный вектор — формируется обида на мать, он теряет ощущение защищенности и безопасности. Во взрослом возрасте обида буквально тормозит всю жизнь и не дает сдвинуться с места.
Немаловажно и то, что дети с анальным вектором имеют особую связь с матерью, и потому вся их дальнейшая судьба зависит от того, как складываются отношения с ней. Так уж устроена психика человека с анальным вектором. Он во всем опирается на первый опыт, а самый первый опыт общения с окружающим миром он получает именно от матери. Обида на мать проецируется в дальнейшем на всех женщин.
Кроме того, дети с анальным вектором еще и очень нерешительны от природы. В том случае, когда любая инициатива ребенка подавляется матерью и, более того, она акцентирует внимание на том, что он ничего не умеет, и на его ошибках, — у ребенка формируется патологическая неуверенность в себе.
Он просто будет бояться проявить инициативу и не сможет адаптироваться в обществе. Ему все время будет казаться, что лучше ему ничего не делать и ни за что не браться, тем более, что за любую малейшую провинность он может получить наказание.
А в следствие постоянной критики ко всему прочему может с детства развиться чувство вины, которое нет возможности компенсировать. Ребенок будет чувствовать, что он плохой по определению, ведь если он плох для матери, что говорить про других людей? Слова матери воспринимаются ребенком с анальным вектором на веру. В его восприятии, если мама сказала, что он плохой и ничего не умеет, значит так и есть.
Влияние поведения мамы на самых эмоциональных, самых шустрых и самых сосредоточенных
Для ребенка со зрительным вектором описанное поведение мамы может обернуться вечными страхами и фобиями на всю жизнь. Но главное — социофобией. Дети со зрительным вектором очень чувствительны и эмоциональны, они рождаются с сильным страхом за свою жизнь, страхом смерти который при правильном развитии должен «выйти наружу» и превратиться в сострадание к другим людям. Для этого им очень важно иметь эмоциональную связь с мамой, чтоб ощущать защищенность и безопасность.
В том случае, если мама подавляет ребенка, кричит, для него это настоящий кошмар. Вместо того чтобы развиваться, он остается в страхе на свою жизнь.
В будущем он будет бояться что-либо делать среди других людей, так как бессознательно будет ощущать от них опасность. Ему будет страшно проявить инициативу, сказать и сделать что-то, так как любое действие может вызывать недовольство других людей, а значит и их агрессию, крик.
Ребенок с кожным вектором очень быстрый и способен легко адаптироваться к любым изменениям. От природы он устремлен к первенству, социальному и имущественному превосходству.
Когда такого ребенка подавляют морально, унижают, говоря, что он никто и из него никогда ничего не выйдет, это удар по главным ценностям его психики. Это невыносимое страдание, и тогда, чтобы погасить страдание, его мозг начинает выделять естественные опиаты, эндорфины.
В итоге он переучивается: его бессознательный принцип удовольствия формируется таким образом, что он не может получать удовольствие никак иначе, кроме как через унижение. В дальнейшем это ведет к патологическим неудачам в жизни. Сознательно человек будет хотеть достичь успеха, а бессознательно делать все, чтобы ничего не получилось.
У ребенка со звуковым вектором в результате подавления, вербального садизма, криков и оскорблений нарушается способность к сосредоточению. Ухо — его самый чувствительный сенсор. При нормальном развитии он учится сосредотачиваться на внешних звуках, в результате чего в будущем у него возникают гениальные мыслеформы.
Крик же заставляет его уходить в себя, прятаться от внешнего мира. В подростковом возрасте могут возникнуть тяжелые состояния депрессии, ощущения бессмысленности жизни. А оскорбительные и обесценивающие слова приводят к сокращению способности сосредотачиваться на смыслах, и это создает проблемы при обучении через слух.
В школе это может проявляться как неспособность усвоить информацию на уроках. Ребенку объясняют предмет, а он не понимает смысл сказанного, от оскорбительных слов могут даже отмирать некоторые нейронные связи.
Где же выход?
У человека, осваивающего системное мышление, получается увидеть, что скрыто в психике, понять по-настоящему и самого себя, и окружающих, включая и маму. Осознание всех психологических особенностей матери позволяет понять, почему она поступала именно так, а не иначе, ведь по сути у нее не было выбора. Это естественным образом дает избавиться от обид и их последствий. Раскрытие своего бессознательного дает возможность освободиться от всех психологических травм и якорей, которые появились в результате подавления в детстве.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это инструмент, помогающий понять бессознательное. Понимание и осознание скрытого в психике освобождает от негативных жизненных сценариев, так как то, что мы раскрываем, больше не управляет нами.
«…Системная психология обещала мне, что «налаживаются отношения с родителями». Но я этому прямо скажем не верила (таких обещаний было много и на других тренингах — не работало), да и не это привлекало меня в системной психологии, она давала ответы совсем на другие мучившие меня вопросы. Но вот где то через полгода занятий на Круге я заметила, что придя в гости к родителям, мы все чаще сидим с мамой подолгу за кухонным столом и мне хочется оставаться в этой теплой атмосфере. Я начала видеть в ее словах и поведении совсем другие мотивы, нежели раньше. Я думаю, надо же, мама наконец-то поняла, что хватит учить меня жизни, упрекать и заставлять чувствовать себя виноватой. Но стоп! Мама же не изменилась! Вот они те же ее слова, которые выводили меня из себя так часто, и вот она… моя улыбка в ответ и понимание, что на самом деле ею движет. Вот я осознаю внутри себя две разные реакции на ее слова, и вот выдается та реакция, которая не ведет ни к какому конфликту, ни к какой обиде. Хотя и эту обиду я как будто понимаю, ощущаю, но уже не в сердце, а где-то в голове, т.е. она осознается как деструктив и не отравляет мне жизнь. Это происходит само собой, без каких либо внутренних усилий. Сейчас я ощущаю родителей своими детьми, ну и веду себя «по-взрослому», благодаря новому мышлению…»
Элина С., IT специалист, Москва
Если вы хотите преодолеть все последствия подавления воли — запишитесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология»!
Авторы: Виктория Семибратская и Александр Чернов
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Похожие статьи
5 комментариев
Оксана Васильева
19.02.2018 в 02:13
«постоянно критиковать ребенка, находя в нем и в том, что он делает, лишь одни недостатки» — страшнейшие последствия для судьбы ребенка. Нет смысла браться за что либо — нет похвалы…в свое время я к пятому классу просто перестала учить уроки — не было стимула….только теперь поняла эту свою неожиданную эскападу и панику отца — вдруг из отличника ребенок превратился за полгода в двоечницу…О какие шикарные тетради мне тогда купили)))
Наталья Жалнина
26.02.2018 в 00:47
как важна роль матери. Если задумать, то получается, именно мать чаще всего закладывает фундамент отношений ребенка с внешним миром.
Светлана
15.04.2018 в 06:56
Статья просто бомба для меня, весь букет о моем детстве и о моем теперешнем обращении со своими детьми. Распечатаю ее крупным текстом и повешу в рамочку на самое видное место, чтоб всегда помнить к какому будущему ведет крик и неуемная критика ребенка.
Света, может ты и права, и боль твоя реальна и долговременна. И статья тебе созвучна, и авторы хотят только добра. А где мама, одна из главных действующих лиц? Что с ней? Она живёт как ни в чём не бывало? Авторы статьи не хотели бы выслушать и её мнение? Ведь на Суде всегда присутствуют все- и адвокат, и проку