Мастер класс развитие личности ребенка

Елена Илюшникова
Мастер-класс «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности»

Слайд № 1

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

что он узнал» В. А. Сухомлинский.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю мастер- класс на тему: «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности»

Слайд №2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас не только научить ребенка, но и рассмотреть в нем его индивидуальность, развить такие качества как: любознательность, инициативность, активность, способность воспринимать новое. Как показывает мой опыт работы, именно театрализованная деятельность позволяет научить детей быть творческими личностями, и через общение со сказочными героями, получить знания об окружающем мире в котором ребенок живет и пытается понять.

Цель мастер- класса:

Показать возможность использования метода моделирования для раскрытия индивидуальных возможностей детей.

Задачи:

1) учить детей находить выход из проблемной ситуации, создавать образ сказочного героя из подручных материалов;

2) наделять образ героя личностными качествами в зависимости от игровой ситуации.

В ходе мастер- класса я раскрою Вам варианты использования создания вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, в которых дети осваивают способы художественно- творческой деятельности.

Я надеюсь, что предложенный мной материал несет в себе методическую и практическую ценность для дошкольного образования.

МАСТЕР КЛАСС

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна. А вас? Я буду давать вам мяч (цветок, любой предмет, а вы назовете свое имя. Все ваши имена разные и красивые.

1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть? Начинается игра «Разминка театральная». Сказки любите читать? Артистами хотите стать? Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису, или на волка или козу? (изменить внешность, надеть костюм, парик и т. д.) А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер? Или в дождик, иль в грозу? В бабочку или в осу? Что поможет здесь, друзья? (жесты и мимика) Что такое мимика? (выражение нашего лица). Правильно, а жесты? (Это движения) Бывает, без сомнения разное настроение. Его я буду называть, А вы попробуйте его показать.

Воспитатель называет,а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, восторг…

А теперь пришла пора общаться жестами. Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. Воспитатель называет,а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «нельзя», «погоди у меня», «да», «нет» и т. д.

Подошла к концу разминка… Постарались вы сейчас. А теперь, сюрприз, ребята! Чудеса нас ждут сейчас!

А разминку мы проводили не зря, сегодня в детский сад придут гости. Они услышали про наш кукольный театр и очень захотели побывать на спектакле.

ААААхххххх, я же забыла, что все герои на гастролях. Как же нам показать сказку? (ответы)

У меня есть волшебный сундучок, он нам и поможет,только нужно сказать слова: «Крибле, крабле, бумс!» (можно другие слова, открывает сундучок) Что же в нем? Это ложки, которые мы превратим в сказочных героев.

В каких героев вы бы хотели превратить их? (дети называют,воспитатель уточняет:какой твой герой: злой или добрый, старый или молодой, веселый или грустный? и т. д. Показывает материал, который понадобится в приготовлении куклы.) Дети изготавливают кукол.

Воспитатель: Я вижу, сказочные герои у вас готовы. А теперь мы сочиним сказку. Сочинять будем «цепочкой», т. е. один начинает, другой продолжает. Какими словами можно начать сказку? (варианты ответов: жили-были, дело было осенью, однажды в лесу, как-то раз)Воспитатель: Как бы вы хотели закончить сказку? С хорошим или плохим концом? (ответы детей)

Итак, наша сказка начинается!

Жил-были… В некотором царстве…

Однажды пошли они… захотелось ему (ей… пришли к ней…

Итог: все молодцы, ваши герои совершили путешествие в сказку (встретились с приключениями, в следующий раз мы придумаем новые образы и сочиним другую сказку.

Подведение итогов. Рефлексия (обращение к коллегам – участникам)

Воспитатель раздает участникам фишки и предлагает лист с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро.

— Те, кто считает, что всю информацию возьмет с собой, положите фишку на «чемодан», те, кто переработает и возьмет с собой – на «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной, – выбросите в «мусорное ведро».

Источник

Наталья Вавилина
Мастер-класс «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на развитие, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее важным в этих подходах является направленность на создание условий для всестороннего личностного развития ребенка, развитие его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества в различных видах деятельности. Таким образом, приходим к выводу, что всю педагогическую работу надо строить исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости, принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования, как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство-период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Л. С. Выготский).

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальные события и вымышленные, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют театрализованные игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Мы педагоги усиленно ведем поиски профессиональных алгоритмов, которые позволили бы стабильно и эффективно решать эту задачу. Однако Синяя Птица Творчества все время ускользает. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть эту заветную дверь в мир детского сознания поможет игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е., умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр и театрализованные игры.

Читайте также:  Занятия для развития 5 месячному ребенку

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла мое внимание.

Таким образом, тема «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» является актуальной.

ЦЕЛЬ МАСТЕР — КЛАССА:

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТАК ЖЕ НА РЕЧЕВОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Ход МАСТЕР — КЛАССА:

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театрализованной деятельности и пополнить вашу методическую копилку играми, упражнениями, этюдами, которые направлены на развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

В мою работу включены методические разработки:

• Этюдный тренаж (работа над этюдами);

• Упражнения для тренировки голоса и выразительности речи;

• Мимика и пантомимика (развитие эмоций);

ЭТЮДНЫЙ ТРЕНАЖ

«Одно и то же дело — по-разному»

Предлагаю назвать вам любое действие (думает, идет, сидит, слушает, читает). Сидит. Нам надо оценить правдивость, достоверность исполнения и обсудить особенности и различия, похожесть и нарушения правды в каждом исполнении.

Марина сидит у пруда, ловит рыбу.

Таня сидит у окна автобуса.

Лариса — перед телевизором.

Наташа — на уроке.

Если далее рассматривать то, как сидит ученик на уроке — как сидит прилежный, рассеянный, хулиган — все это разные поведения, разные последовательности действия. Хотя все случаи в быту определяются одним словом — сидит.

Аналогично можно задавать слова, несколько движений, жест, позу.

• Этюд «Превращение»

С помощью особых действий «превратить» группу, например, в лес. Во-первых, надо определить, как это сделать; во-вторых, суметь хорошо превратиться самому.

Предположим, если первый исполнитель, предложивший превратить группу в лес, сам превращается в медвежонка, то по цепочке все превращаются в кого-то или что-то. Предметы вокруг превращаются в деревья, кусты и т. д. И ко всем, принимающим участие в превращении, предъявляются требования правды, логичности и внимания к партнеру.

«Тело в деле»

Исполнитель задает позу, по которой все остальные угадывают, где он находится и что делает, и придумывают, что можно делать вместе с ним, рядом.

Вот, например, угадав мою позу, вы становитесь каждый в свои позы, и должны будете мне подыгрывать.

Каждое из приведенных упражнений позволяет решить комплекс задач в формировании исполнительской театральной культуры ребенка. Это и собранность внимания на подлинности дела, это и импровизационный характер игры, и активизация воображения.Следующее задание для вас:

• Этюды на перевоплощение.

1 этюд — придумать и сыграть сцену с предложенным предметом (с палкой). Как вы думаете, что это может быть? (трость, шпала, ружье, указка)

Ведь зачастую в играх используется как пистолет для мальчиков, то есть происходит моментальное перевоплощение ребенка и абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, важно их определить и включить ребенка в эти предлагаемые обстоятельства. На эти качества указывал Станиславский, когда призывал своих актеров учиться играть у детей.

2 этюд — на словесное действие, заключается в том, что одну и ту же фразу (например, «Подойди сюда») надо сказать от лица бабушки, мамы, учительницы, а так же от лица сказочных героев, зверей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени.Каждой возрастной группе соответствуют свои требования к овладению речевыми навыками:

Во II младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Использовать для этого можно любую потешку, любое стихотворение А. Барто, предложив роль желающим детям, где нужно обратить внимание на интонационную выразительность и на имитацию движений.

А. Б. «Лошадка».

В средней группе развивать элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомима, учить детей четко произносить слова чистоговорок с различными интонациями.

Мяч скучал на чердаке

Мячик ищут в сундуке

Ищут, ищут мячик

Девочка и мальчик

Эта скороговорка заучивается, затем предлагается произнести её с различными интонациями (сердито, с чувством отчаяния, сожаления).

Так же можно использовать диалоги в стихах, при этом, использовать маски.

В старших группах совершенствовать художественно-образные исполнительские умения и навыки, развивать творческую самостоятельность, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, развивать мелкую моторику пальцев, интонационную выразительность речи.

Серьезным помощником в работе над дикцией является скороговорка. Её надо вырабатывать через очень медленную преувеличенную чистую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.

Предлагаю варианты работы с новой скороговоркой:

1. Мысленно произнести про себя.

2. Активная артикуляция без участия голоса.

3. Медленное тихое проговаривание вслух.

4. Проговаривание вслух голосом обычной громкости с нарастанием темпа.

«Из — под топота копыт, пыль по полю летит»

А дальше можно включить интонационную выразительность, если делать ударение последовательно,на каждое слово:

1 на 1 слово,

2 на 2 слово,

3 на 3 слово.

проговаривая столько раз, сколько слов в скороговорке.

«Проворонила, ворона, вороненка»

Следующий вариант работы над интонацией — сказать скороговорку от лица какого-нибудь сказочного персонажа (волка, зайца, медведя и т. д.).

Сказать скороговорку радостно, вопросительно, грустно, с обидой.

.Для того чтобы разработать тембральный диапазон голоса можно использовать кричалки — диалоги :

— Что везешь?

— Сено.

— Какое сено! Ведь это дрова!

— А коли видишь, что спрашиваешь? и т. д.

На следующем этапе работы детям предлагаются игры — упражнения:

«Кто говорит».

Дети распределяются на 2 команды: разделяются ширмой. Произносят фразы измененным голосом (писклявым, грубым, с заткнутым носом, с высунутым языком и т. д.).

«Подбери голос».

Вспомним «Аленький цветочек». Обратиться к батюшке с просьбой. Кто ласковей скажет.

А привези мне батюшка, цветочек аленький….

• Фонетическая импровизация.

Произнести на любой слог (ля, бу, до) просьбу, приказ, возмутиться, обрадоваться, спросить.

Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции, но и помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющую речи ребенка-дошкольника.

МИМИКА И ПАНТОМИМИКА

Чтобы обучить детей элементам техники выразительных движений, жестов, предлагаю следующие этюды-игры на тренировку, как отдельных групп мышц, так и на развитие внимания,связанного с координацией движений:

Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка в центры раннего развития

• Этюд «Спать хочется».

Ребенок долго борется со сном.

Выразительные движения: зевота, голова клонится вниз, глаза закрываются.

• Этюд «Дружная семейка»

Каждый занят своим делом, (придумать, каким)

Бабушка… папа….

Мама…. сестренка….

Дедушка…. брат…

(Имитация дел).

«Прими позу» — болит живот, холодно, устал, жарко, смотрю телевизор и т. д.

«Передай другому»(мяч мал, большой, камень, ежик, котенок, песок и т. д.)

«Тень», «Зеркало»-(работа парами, повторение всех действий как

отражение в зеркале, или тень).

«Мы идём» (где).(по грязи, горячему песку, канату, траве и т. д.)

«Передавалки», (Передать улыбку, сердилку, хлопок, испуг, страшилку, смешинку, приветствие).

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка.Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Ежедневное включение театральныхигр по все формы организации педагогического процесса: что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

3. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Источник

Светлана Чопей
Мастер-класс для педагогов «Развитие личности в процессе общения»

Оборудование: листы цветной и белой бумаги, набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент «Встреча педагогов».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Чопей Светлана Валентиновна, я работаю воспитателем в МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк». Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс по теме: «Развитие личности в процессе общения».

Цель мастер-класса: представить педагогический опыт работы по развитию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения.

II. Теоретическая часть.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения, а также с недостаточным социально-нравственным развитием детей. Считаю, что это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Как показывают результаты соцопроса сегодня ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Именно поэтому приоритетным направлением в своей деятельности выбрала решение вопросов связанных с нравственным и социально-коммуникативным развитием детей в процессе общения.

Мною были поставлены следующие задачи:

Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

В ходе анализа и освоения нормативной базы,научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были изучены:

основные нормативные документы – это ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

программы и методические рекомендации Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду»;

методические пособия такие, как Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с дошкольниками», Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. «Учим детей общению», Панфилова М. А. «Игротерапия общения» и др.

На основе изученной литературы разработала и внедрила в работу с детьми дошкольного возраста игры и игровые ситуации по формированию социальных навыков общения, перспективные планы работы по разным видам деятельности с усложнением возрастных образовательных задач, которые направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь – моральных и нравственных. Кроме того определила наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по речевому и социально-коммуникативному развитию.

В систему своей работы включила основные разделы,которые направлены на формирование у детей социально-коммуникативных навыков:

• социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

• ребенок в семье и сообществе;

• самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

• формирование основ безопасности.

Для эффективной деятельности с детьми по формированию культуры общения необходима определенная развивающая предметно пространственная среда, которая в моей группе преобразована с учётом пяти образовательных областей и отвечает основным требованиям ФГОС.

Учитывая принципы развивающей предметно – пространственной среды всё пространство группы включает в себя наличие центров, в которых находятся различные материалы, игры, игрушки, оборудование, обеспечивающие свободный выбор для детей с учетом их возрастных, и индивидуальных особенностей и интересов, как девочек, так и мальчиков.

Находясь в постоянном поиске новых методов и средств, способствующих становлению личности дошкольника, стараясь не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития ребенка, начиная со среднего дошкольного возраста, регулярно организую этические беседы, которые позволяют познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами и нормами общения.

Этические беседы объединила по темам: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость, которые раскрывают для детей разные стороны нравственного общения.

В основе каждой беседы лежит художественное произведение. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения.

Понять детям главное в нравственном содержании текста помогают вопросы и объяснения, которые способствуют осознанию, почему совершается тот или иной поступок. Так, например, знакомя с понятием «вежливость»начинаю беседу с вопросов: что вы говорите, приходя в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте», нужны ли вежливые слова? Подобные вопросы и объяснения стимулируют детей к общению и способствуют накоплению базовых представлений о нравственных нормах.

Основные правила, с которыми знакомлю воспитанников в ходе бесед, использую в повседневной жизни. Например, при ссоре детей вспоминаем, почему «… в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы помогают детям вспомнить правила поведения.

Для закрепления нравственных норм и моральных ценностей организую разнообразную деятельность детей: коммуникативную, чтение с инсценированием литературных произведений, трудовую деятельность, игровую деятельность, продуктивную, например, рисование доброго и злого носорога.

Но поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др., то я в воспитательно-образовательном процессе широко использую игровую технологию, как одну из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка 9 месяцев

Для формирования целостного представления о собственном «Я»и отработки коммуникативных навыков организую с детьми такие игры как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (например, за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Игровое упражнение для педагогов «Закончи предложение».

Уважаемые коллеги, предлагаю провести игровое упражнение, которое я провожу со своими воспитанниками в форме метода незаконченных предложений.Цель упражнения: развивать у детей навыки общения, учить детей вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать

«Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…». Молодцы!

Необходимо отметить, что эффективными в работе с детьми являются и игровые приемы ситуации, направленные на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, например,обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них: «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Что можно сделать для друга». Аналогичные игровые приемы способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Кроме вышеперечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков использую различные методы и приёмы:

Традиционные:

проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения,

чтение художественной литературы для выражения детьми эмоционального сопереживания,

проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки,

организация совместной деятельности с детьми из других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);

Нетрадиционные:

минутки шалости; (дети превращаются в любимое животное, сказочного персонажа и т. д.);

минутки вхождения в день.

Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому успешно использую так называемые ритуалы «вхождения в день», в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Своё настроение дети отмечают смайликами, которые вывешивают на свою кабинку. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» использую и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.

Основная цель «минуток вхождения в день» — это развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Для соответствующего настроения использую музыку. Минутки вхождения в день, утренние настрои –помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.

В этих минутках я, как воспитатель являюсь равноправным участником и союзником, делюсь своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями и ни в коем случае нельзя здесь играть роль учителя.

Хочется отметить, что все «минутки» будут эффективными, если в своей деятельности вы не будете применять метод оценивания детей, добиваться правильных ответов и насильно привлекать к играм.

В настоящее время реализация федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования без психолого-педагогического сопровождения невозможна, поэтому в ДОУ отработано тесное взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно с ним мы используем систему игр, которая направлена на укрепление эмоционального благополучия, развитие эмоций, формирование социальной адаптации.

Регулярно с педагогом-психологом мы проводим игры,направленные на сближение детей друг с другом такие как: «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. Данные игры способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Игровое упражнение для педагогов «Массаж чувствами»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игровое упражнение «Массаж чувствами».Данное упражнение с детьми я провожу следующим образом: дети стоят или садятся «цепочкой» и подушечками пальцев упираются в спину ребенка, который находится впереди. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, страх, злость, любовь и т. д. А вам я предлагаю разбиться по парам и по моему сигналу изобразить на спине рядом сидящего коллеги чувство радости, волнения, уверенности…

Массаж не только сохраняет и укрепляет физическое здоровье детей, но и вызывает положительный эмоциональный отклик, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости.

С этой же целью проводим мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (например, нахмурься,как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (например, походи, как младенец, как старик, как медведь и др.). Часто подобные упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в совместную образовательную деятельность с детьми в начало занятия, заключительную часть или в физкультминутку.

Находясь в постоянном поиске, я активно распространяю свой педагогический опыт через участие в научно-практической конференции, в городских конкурсах и Неделях профессионального мастерства:

21.03.2014г., педагогическоемероприятие с детьми второй младшей группы по теме: «Тили-тили бом, мы потушим Кошкин дом», неделя профессионального мастерства на тему: «Детский сад и семья – безграничное пространство для формирования личности современного ребенка в образовательном мире», сертификат участника.

14.11.2014г., педагогическоемероприятие в средней группе по теме: «Когда мои друзья со мной», неделя профессионального мастерства «Профессиональная палитра», сертификат участника.

10.11.2015г., городской конкурс среди ДОУ «Маленькая страна», направленный на создание предметно — развивающей среды в контексте ФГОС ДО, сертификат участника.

29.01.2016г., IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», статья в сборнике.

Выводы, перспектива.

Практика показала эффективность работы над данной проблемой. По итогам наблюдений и ежегодных мониторинговых исследований отмечается удовлетворенность родителей педагогической деятельностью с детьми. Результатом эффективности работы является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

С целью подготовки детей к школьной жизни в содружестве с педагогами и родителями планирую продолжать работу по формированию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения. Также планирую продолжать активно привлекать родителей к решению данной проблемы.

Опыт моей работы предполагаю распространить на региональном и Всероссийском уровнях.

III. Практическая часть. «Создание дерева «Формула успеха»

А сейчас я предлагаю вам в рамках мастер-класса заняться совместной работой. У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги).

Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые приходят к нам в детские сады из маминых рук в руки воспитателей. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики — это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем — это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-лис