Маша и медведь развитие ребенка

ирина храмова
Конспект занятия по развитию речи «Маша и медведь» во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи «Маша и медведь».

Программные задачи:

1.Обучающие задачи: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой; закрепить умение отвечать на вопросы по тексту.

2. Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать сказку, сопереживать героям сказки; развивать мышление, память, выразительность речи.

3.Воспитательные задачи: Прививать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: Книга «Маша и медведь», игрушка – мишка.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель в сказочном образе предлагает детям подойти и встать полукругом.

Воспитатель: Я сказочница,

В гости к вам пришла

И сказку новую

С собою принесла.

Но для начала я предлагаю вам сделать гимнастику для нашего язычка:

«Слоник»

Головой кивает слон –

Он Андрюше шлёт поклон.

Предложить детям изобразить слоника. Для этого вытянуть губы в хоботок.Сказать:

Губки хоботком тяну-у-у,

Но, как слоник, не могу-у-у.

«Дверки»

Мы в звоночек позвонили

(нажать указательным пальцем на кончик носа ребёнка)

Дверки сразу же открыли

(широко откройте рот).

«Улыбка»

Улыбнись мне поскореё,

Тяни губки до ушей.

Сильней, сильней,

Ай, молодец!

Воспитатель: Пришла я к вам в гости не одна, а угадайте с кем

Загадка: Зверь лохматый, косолапый

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь) ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А вот и он! Достает игрушку – медведя. Где живет медведь? – в лесу. Вот из леса он к нам и пришел

Воспитатель:Посмотрите и скажите:

— Какой, мишка цветом? Ответы детей

— Какого цвета бант на шее? Ответы детей

Воспитатель: А давайте, потрогаем мишку. Какой он? Ответы детей

Воспитатель: Скажите, а какие вы сказки знаете, в которых встречается медведь? Ответы детей

Воспитатель: Хотите ли вы послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая не слушалась взрослых и заблудилась в лесу?

Тогда я прочту русскую народную сказку «Маша и медведь».

Воспитатель : — Я думаю, что и мишка с удовольствием послушает эту сказку. Миша садись на стул поудобнее.

Чтение сказки «Маша и медведь»

Воспитатель: Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька. Позвали как-то подружки Машеньку в лес по грибы, по ягоды (подруги зовут Машу в лес).

Машенька у дедушки и бабушки отпрашивается в лес: «Дедушка, бабушка – отпустите меня в лес с подружками»

Дедушка с бабушкой отвечают: «Иди, только от подружек не отставай – не то заблудишься»

Воспитатель: Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Шла, шла Маша по лесу и заблудилась. Стала она аукаться, а подружки не слышат ее. Устала она, ей бы отдохнуть. И видит она – дом стоит на поляне, дверь открыта, в доме никого. Зашла Маша в дом, села на скамейку и уснула. Разбудил ее медведь.

Обрадовался он девочке: «Ага, не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить. Меня кашей кормить».

Воспитатель:

Давайте мы все вместе поможем Маше кашу сварить (пальчиковая гимнастика).

Машина каша

Маша каши наварила Указательным пальцем

Маша кашей всех кормила правой руки «мешают»

Положила Маша кашу в левой ладошке.

Кошке – в чашку Загибают по одному

Жучке – в плошку пальчику на обеих

А коту – в большую ложку руках на каждое

Читайте также:  Ребенок как субъект и объект развития

В миску курицам, цыплятам название посуды.

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы. Сдувают

Все до крошки раздала воображаемые крошки с ладони

Воспитатель: Слушайте дальше сказку.

Осталась Маша жить у медведя. И вот однажды напекла Маша пирожков и просит медведяотпустить ее навестить дедушку с бабушкой: «Я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке и бабушке»

Не отпустил медведь Машу, а решил сам отнести короб с пирожками, не знал медведь, что Маша в коробе спряталась.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел,устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился,сел и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошел скорее.

Пришел медведь в деревню, а навстречу ему дедушка с бабушкой идут. Медведьпоставил на землю короб и говорит: «Принес вам гостинец от вашей внучки Машеньки»

А в это время выскочили собаки и прогнали медведя, а Маша выскочила из короба и обняла дедушку с бабушкой.

Медведь: Ой, какая грустная сказка.

Воспитатель: Миша, ну не расстраивайся, каждый ребенок должен жить дома с родителями, с бабушками и дедушками. Ребята, а давайте чтобы Мишке не было грустно мы с ним поиграем.

Игра «У медведя во бору»

А теперь нам пора прощаться с Мишенькой.

Дети прощаются.

Воспитатель:Ребята: Мы с вами побывали в лесу, поиграли с медведем, испекли пирожки.

Как называется сказка?

Куда пошла Маша с подружками?

Что случилось с Машей?

Что увидела Маша в лесу?

Чей был домик, в который она вошла?

Чем занималась Маша в домике медведя?

Что случилось, когда пришел медведь домой?

Маша о чем попросила медведя?

Куда положила Маша пирожки для бабушки и дедушки?

Куда спряталась Маша от медведя?

Что произошло с Машей в конце сказки?

Чем закончилась сказка?

Сказочница прощается с детьми.

Источник

Пока все обсуждают наличие или отсутствие политического подтекста в мультфильме «Маша и медведь» мы посмотрим на него с правильной стороны — то есть со стороны детской психологии. Ведь это анимационный сериал для детей и уже в меньшей степени для взрослых (да-да! мультфильм обрел немало фанатов в возрасте 20+). Кстати, по данным ВЦИОМ, более половины взрослых россиян обожают смотреть мультфильмы. Свою любовь к этому жанру наши соотечественники (56 %) объясняют тем, что мультфильмы честные, учат добру, помогают отвлечься от реальности, напоминают о детстве и повышают настроение.

Психолог с кандидатской степенью, автор нескольких книг по психологии и многодетная мама — Лариса Суркова — поделилась своим мнением о мультфильме «Маша и Медведь» в официальном аккаунте Instagram — @larangsovet.

«Я обожаю этот мультик. Смешной, озорной, но…. Мне то 40. А вот детям до 5 лет я бы его не рекомендовала. Или если очень хочется, то одну серию. Мультик шикарный, но с позиции коммерческой выгоды! Его делают умные люди, знающие детскую психологию.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни по месяцам комаровский

Детям важно иметь возможность отследить происходящее от начала до конца. Обычно, в возрасте до 3 лет, это 30-45 секунд. Примерно, как продолжительность рекламы. Маша построена на этом. Каждая серия состоит из мини кусков, по 30-45 секунд. Бежит она, бежит, тут бежать перестала, стала варенье есть, перестала есть, стала дом громить. И так сюжеты меняются без конца. Ребенок воспринимает информацию и в буквальном смыслы зомбируется благодаря этой частой смене деятельности внутри серии. А когда она заканчивается, может выдать солидную такую истерику. Малыш устал и выражает это своим поведением. Да и само поведение героини, вызывает сомнения… В целом это все вместе перевозбуждает маленького ребенка. А вот для детей по-старше, способных делать выводы и обсуждать сюжет он вполне подходящий. Поэтому мой вердикт. Показан детям старше 5 лет.»

Ещё один эксперт дал оценку этому мультфильму. Лидия Матвеева, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ, доктор психологических наук.

«Мультсериал «Маша и медведь» сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет.

Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных — все зверюшки прячутся понадежнее. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Она постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец (русский ментальный образ медведя) не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций. Она даже свою собственную боль, например, когда падает, не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?»

Заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич порассуждал о мультфильме в рамках сравнения современной анимации с советской. «В отличие от мультфильмов советского времени, почти каждый из которых содержал какую-нибудь мораль и был ориентирован на воспитание, нынешние мультфильмы только развлекают, но не воспитывают, что выражает общую траекторию развития нашего общества: от познания и воспитания — к развлечению. Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из «Маши и медведя» лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно».

В этом же ключе искал сходства и различия между мультфильмами Вячеслав Назарук, художник-постановщик мультфильмов «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка» и серий про кота Леопольда. В комментариях «Российской Газете» он сказал следующее:

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка включает

«В мультике «Ну, погоди!» ребенку (в лице главного героя — волка) можно сделать то, что не разрешают мама и папа, например разбить статую в музее. Это называется психологическая реабилитация. Мы смеемся, болеем за зайчика. А Маша — хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает.

Это лишь некоторые мнения психологов о современных мультфильмах. Но самое интересное в их мыслях то, что нельзя 100% перекладывать вину на современные мультфильмы за плохой характер, капризы и неуважительное отношение детей к взрослым, животным и любым окружающим личностям. Как раз в большей степени в таких трансформациях детской психики виноваты лень родителей или недостаток внимания, ласки и любви к ребенку (пусть даже по причине загруженностью работой). Согласитесь, если мама или папа практически всегда, когда есть возможность, занимаются с ребенком (читают, играют, рисуют, поют, объясняют, дарят свою нежность и внимание), то детские эмоции от такого времяпровождения способны перекрыть любой негативный интуитивный подтекст мультика. Потому что родители для малыша — пока ещё авторитет, а этот авторитет делает всё по-доброму и делает это гораздо чаще и в большем объёме, чем Маша, например, творит бардак в 5-минутной серии. Здесь можно сыграть на банальном количестве хорошей и плохой информации, упрощённо назовём это так. «Заливайте» в ребенка больше позитивного и правильного посредством собственного общения с ним. Максимально сократите возможность самостоятельного получения детьми «нелегальной» информации извне. А если таковое происходит — давайте собственные комментарии происходящему. Поверьте, на серьёзные темы можно разговаривать даже с 2-леткой, и он поймёт вас правильно, если вы, конечно, сможете организовать контакт и донести свою мысль.

Оригинальная статья на официальном сайте информационного проекта «Мама знает»

Источник