Маршрут развития на ребенка с умственной отсталостью
Раздел программы
Работа с ребенком
Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД, брошюры/
Развитие ручной моторики
Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж
- Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»
- Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук
развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
- Брошюра «Игры для развития хватательных движений»
- Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.
развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
- Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»
- Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины
подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
- Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»
- Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.
развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв; письмо букв в прописях
- Информация на стенде «Развитие графических навыков»
- Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.
Развитие речи
а) Развитие импрессивной стороны речи
- Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
- Развивать понимание инструкций
- Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
- Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, со сверстником
- Учить понимать действия, изображенные на картинке
- Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»
- Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи
б)Развитие экспрессивной стороны речи
- Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха
- Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками — учить воспроизводить звукоподражания
- Накопление словаря по лексическим темам
- Работа над слоговой структурой слов
- Учить строить фразу из 2-3 слов
- Учить высказывать свои потребности в активной речи
- Учить составлять описательный рассказ с опорной схемой
- Учить составлять предложения по картине
- Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.
- Выполнение домашних заданий по лексическим темам
Формирование элементарных количественных представлений
- Выделять 1, 2 и много предметов из группы;
- Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
- Находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
- Различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
- Составлять равные по количеству группы предметов;
- Пересчитывать предметы в пределах трех-пяти;
- Осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
- Выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех
- Информация на стенде «Закрепление математических знаний в играх»
- Выполнение дома упражнений на закрепление математических представлений: закреплять умение считать в пределах 5, название геометрических фигур, величин, составлять аппликации из геометрических фигур, выкладывать фигуры из счетных палочек
Сенсорное развитие
а) зрительное
восприятие
- Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.
- Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.
- Сличение величин («такой — не такой»), затем большой — маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий — низки, длинный — короткий и т.д.)
- Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)
- Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»
- Брошюра «Игры на различение цвета, величины, формы»
- Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?»
- Изготовление пособий по сенсорному развитию и презентация их на родительском собрании совместно с ребенком.
- Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие
б)слуховое восприятие
- Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
- Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
- Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
- Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
- Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
- Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».
в)тактильное восприятие
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4);
- определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Развитие психических процессов
а)память
б)внимание
в)мышление
Развитие процессов переработки сенсорной информации
Развитие внимания (объем, концентрация, устойчивость)
Развитие памяти (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного)
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Развитие познавательной активности
- Информация на стенд «Развитие высших психических функций»
- Изготовление пособий «Игры и упражнения для развития психических процессов»
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросам интеллектуального развития ребенка
Социальное развитие
а) Развитие навыков самообслуживания
б) Развитие коммуникативных навыков
а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.
б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).
- Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»
- Изготовление совместно с ребенком альбома «Моя семья»
- Изготовление поделок по темам «Любимое животное», «Любимая игрушка» (аппликация, рисунок, поделка из природных материалов)
- Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.
(подпись родителей) (расшифровка)
Источник
Тема итоговой работы: «Организация инклюзивного
образования в соответствии с ФГОС»
Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой степенью умственной отсталости.
Разработала: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Малютина Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Сергей П. Дата рождения — 03.07.2005 г.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Формы организации образовательной деятельности: надомное обучение с частичным включением в образовательную среду класса.
Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение во 2 классе по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.
Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:
— Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;
— Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени, у мальчика страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается дедушкой и бабушкой, которая является законным представителем (родителей нет). Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответствен-ные |
1этап Диагнос-тический | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; -определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи); — установочное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота» | сентябрь 2015г. – октябрь 2015г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
2 этап Реализа-ции програм-мы | -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; — коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей; -промежуточное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота» | ноябрь 2015 г.-апрель 2016г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
3 этап Анализа и коррек-ции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; — мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). — итоговое заседание ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ» | май 2016 г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Наблюдение;
— Эксперимент;
— Анкетирование, опрос;
— Консультирование;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
— Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
— Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2015г. по 15 мая 2016 г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
— повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
— развитие личности учащегося;
— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
— восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
— коррекция несформированных психических функций;
— успешная адаптация к школьному обучению;
— развитие познавательной и учебной мотивации;
— развитие познавательных процессов;
— развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№/ № | Сроки | Коли- чество заня- тий | Содержание деятельности | Примеры используемых методик и упражнений |
1. | Сентябрь | 4 | Входная диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |
2. | Октябрь | 2 | Диагностика уровня школьной мотивации | Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе» |
3. | Октябрь | 8 | Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации | Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций). |
4. | Ноябрь | 8 | Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания. | Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.) |
5. | Декабрь | 8 | Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений | «Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д. |
6. | Январь | 4 | Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы | «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля. |
7. | Февраль | 8 | Развитие пространст-венного мышления и мелкой моторики | «Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора |
8. | Март | 6 | Развитие познавательных процессов. | Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др. |
9. | Апрель | 8 | Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения | Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. |
10. | Май | 4 | Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «Перепутанные линии», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |
Литература
1. Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. МПСУ — 2014.
2. Боровская И., Ковалец, И. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. В 2 частях. Ч. 1.
3. Грищенко, Т. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. — 2000
4. Добролюбов, Н. А. Ученики с медленным пониманием //Избр. пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1952.
5. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2010.- 594 с.
6. Завражин, С., Фортова, Л. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Издательство: Академический Проект, Трикста, 2005. 145 с.
7. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. https://www.twirpx.com/file/354841/Издательство Сфера, 2009. — 320 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Редактор: Марина Староверова Издательство: Владос. – 2013. — 168 с.
9. Конвенция о правах инвалидов.
10. Конституция Российской Федерации . – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.
13. Мардахаев, Л. Социальная педагогика.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с умственно отсталыми детьми. М.: Владос.- 2010.- 520 с.
15. Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом. -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.
16. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Издательство: Книга по Требованию. – 2006. — 176 с.
17. Староверова, М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Изд.: ВЛАДОС, 2013. Ст.: 30
18. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Издательство Питер, 2008г.- 192 с.
19. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 167
Источник