Маршрут индивидуального развития ребенка в подготовительной группе
Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка подготовительной группы «Сказка» на 2018 – 2019 г.
Воспитатель: Теппоева И.В.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся — лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
— принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка подготовительной группы на 2018 – 2019 г.
Воспитатель: Теппоева И.В.
Дети с пропусками д/с: 1. Даниил Ф.
№
Ф. И. ребенка
Основное направление
развивающей, коррекционной
работы.
Цели, задачи
развивающей,
коррекционной работы.
Основное
содержание
развивающей, коррекционной работы.
Прогнозируемый результат.
1
Фёдор П.
Развитие конструктивной деятельности.
— Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), учить использовать их с учетом конструктивных свойств.
— Обучать приемам конструирования из бумаги.
— Сооружение построек из крупного и мелкого строительного материала.
— Индивидуальное обучение приемам конструирования из бумаги.
— Рассматривание иллюстраций, картинок с образцами построек.
— Вовлечение в строительные игры с детьми.
— Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
— Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
— Умеет делать простейшие поделки из бумаги.
2
Соня М (Т)
Развитие продуктивной деятельности в рисовании.
— Направлять внимание на соотношение предметов по величине.
— Формировать умение закрашивать рисунки кистью и карандашом только в одном направлении.
— Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.
— Показ приемов и способов рисования.
— Рассматривание ярких и красочных экспонатов для рисования.
— Работа с книжками — раскрасками.
— Пример и оценка детских работ.
— Изображает предметы путем создания отчетливых форм.
— Передает несложный сюжет , объединяя в рисунке несколько предметов.
3
Наташа П.
Развитие продуктивной деятельности в лепке.
— Закреплять приемы лепки, освоенные ранее.
— Развивать умение прищипывать, оттягивать, сплющивать, вытягивать.
— Показ приемов и способов лепки.
— Внесение ярких образцов для лепки.
— Пальчиковая гимнастика.
— Игры на развитие мелкой моторики.
— Создает образы разных предметов и игрушек.
— Использует многообразие усвоенных приемов лепки.
4
Ксюша Р.
Сохранение и укрепление физического здоровья.
— Продолжать работу по укреплению здоровья (профилактику и лечение плоскостопия и аллергии), закаливанию организма и совершенствованию его функций.
— Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп.
— Ходьба по ребристой доске, по веревке, по массажным коврикам.
— Катание на санках, на лыжах, на велосипеде.
— Гидроаэробика.
— Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий.
— Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
— Знает о пользе утренней зарядки и физических упражнений.
5
Маша В.
Развитие трудовой деятельности.
— Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
— Приучать аккуратно складывать и вешать одежду.
— Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его.
— Пример других детей группы.
— Работа с родителями.
— Чтение художественной литературы.
— Индивидуальный подход.
— Сюжетно-ролевые игры.
— Самостоятельно одевается,
раздевается, складывает и убирает одежду.
— Самостоятельно выполняет обязанности дежурного.
6
Вероника С.
Развитие трудовой деятельности.
— Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
— Приучать аккуратно складывать и вешать одежду.
— Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его.
— Пример других детей группы.
— Работа с родителями.
— Чтение художественной литературы.
— Индивидуальный подход.
— Сюжетно-ролевые игры.
— Самостоятельно одевается,
раздевается, складывает и убирает одежду.
— Самостоятельно выполняет обязанности дежурного.
7
Женя С.
Развитие произносительной стороны речи.
— Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
— Отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков.
Игры на формирование правильного произношения звуков: логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» , «Логический поезд», «Кто быстрее соберёт вещи?» , «Собери букет» , «Найди пару», «Магазин», «Поезд», «Найди место картинке», « Волшебная палочка», «Чей рассказ лучше?», «Покатаем на машине», «Назови продукты», «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз ), «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками.
— Отчетливо произносит слова и словосочетания.
— Называет слова, начинающиеся на определенный звук.
8
Егор Ф.
Развитие продуктивной деятельности в рисовании.
— Направлять внимание на соотношение предметов по величине.
— Формировать умение закрашивать рисунки кистью и карандашом только в одном направлении.
— Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.
— Показ приемов и способов рисования.
— Рассматривание ярких и красочных экспонатов для рисования.
— Работа с книжками — раскрасками.
— Пример и оценка детских работ.
— Игры на развитие мелкой моторики.
— Пальчиковая гимнастика.
— Изображает предметы путем создания отчетливых форм.
— Передает несложный сюжет , объединяя в рисунке несколько предметов.
9
Максим Д.
Приобщение к моральным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
— Формирование личного отношения к соблюдению моральных норм.
— Формирование доброжелательных отношений к детям, сочувствия к обиженному и несогласия с действиями обидчика.
— Рассказы о том, чем хорош каждый воспитанник группы.
— Чтение художественных произведений о хороших и добрых поступках детей.
— Вовлечение в совместные игры с детьми и определение ведущих ролей в играх.
— Примеры хороших поступков детей.
— Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр.
— Умеет считаться с интересами товарищей.
— Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
10
Кирилл Л.
Развитие трудовой деятельности.
— Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
— Приучать аккуратно складывать и вешать одежду.
— Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его.
— Пример других детей группы.
— Работа с родителями.
— Чтение художественной литературы.
— Индивидуальный подход.
— Сюжетно-ролевые игры
— Самостоятельно одевается,
раздевается, складывает и убирает одежду.
— Самостоятельно выполняет обязанности дежурного.
11
Вера А.
Формирование интереса и потребности в самостоятельном чтении.
— Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части.
— Учить составлять слова из слогов (устно).
— Познакомить с буквами алфавита.
— Подвести к понятию самостоятельного чтения.
— Работа с картинками.
— Дидактические игры по развитию речи.
— Знакомство с кассой букв.
— Упражнения на составление слов из слогов.
— Различает понятия звук, слог, слово, предложение.
— Находит слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
— Пытается самостоятельно складывать слоги в слова.
12
Диана С.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.
— Формирование правильной осанки.
— Развитие физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота).
— Развитие активности в играх с мячами, скакалками, обручами.
— Закрепление умения ползать, пролезать, подлезать.
— Ходьба на носках, на пятках, с выполнением заданий.
— Ползание, лазанье, различные виды бега.
— Прокатывание мячей, обручей, метание предметов.
— Выполнение знакомых упражнений и движений под музыку.
— Владеет основными движениями в соответствии с возрастом.
— Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
13
Даниил Ф.
(с пропусками д/с).
Сохранение и укрепление физического здоровья.
— Продолжать работу по укреплению здоровья (профилактику и лечение плоскостопия и аллергии), закаливанию организма и совершенствованию его функций.
— Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп.
— Ходьба по ребристой доске, по веревке, по массажным коврикам.
— Катание на санках, на лыжах, на велосипеде.
— Гидроаэробика.
— Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий.
— Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
— Знает о пользе утренней зарядки и физических упражнений.
14
Соня М (Д)
Развитие игровой деятельности.
— Развивать интерес к различным видам игр.
— Побуждать к активной деятельности в игре.
— Формировать умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
— Организация сюжетно-ролевых игр, обогащение сюжета.
— Внесение предметов и изготовление новых атрибутов для игр (участие).
— Приобретение новых дидактических игр.
— Распределение ролей, выделение главной роли в игре.
— Рассматривание иллюстраций и картин об играх детей.
— Чтение художественной литературы.
— Владеет способом ролевого поведения, ведет ролевые диалоги.
— Проявляет инициативу и предлагает новые роли.
— Обогащает сюжет, обустраивает место для игры.
15
Семён М.
Формирование элементарных математических представлений.
— Формировать представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета.
— Развивать умение уравнивать неравные группы двумя способами.
— Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества.
— Совершенствование умение считать в пределах пяти: «Рики-Тики», «Найди свой домик», «Найди пару», «Джек, будь ловким», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько», «Динь, динь».
Закрепление навыков порядкового счета в пределах пяти: «Петрушкины гости», «Который по счету?», Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял предмет?
— Различает состав групп предметов.
— Умеет считать до 5.
— Сравнивает количество предметов в группах на основе счета.
16
Ваня Т.
Развитие всех компонентов устной речи.
— Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
— Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
— Беседы
— Дидактические игры
— Ситуативный разговор
— Составление и отгадывание загадок
— Сюжетные игры
— Коммуникативные тренинги для детей
— Игры с правилами
— Развито умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
— Пополнен словарь.
— Рассказывает о содержании сюжетной картинки; повторяет образец описания игрушки.
17
Софья Б.
Формирование интереса и потребности в чтении.
— Развивать формирование целостной картины мира.
— Развивать литературную речь.
— Чтение художественных и познавательных книг.
— Рассматривание иллюстрированных изданий знакомых произведений.
— Слушание сказок, рассказов, стихотворений.
— Знакомство с книгами, оформленными Васнецовым, Рачевым, Чарушиным.
— Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть стихотворение.
— Проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
18
Арина Е.
Развитие произносительной стороны речи.
— Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
— Отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков.
Игры на формирование правильного произношения звуков: логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка»,«Логический поезд», «Кто быстрее соберёт вещи?» , «Собери букет» , «Найди пару», «Магазин», «Поезд», «Найди место картинке», « Волшебная палочка», «Чей рассказ лучше?», «Покатаем на машине», «Назови продукты», «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз ), «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками)
— Отчетливо произносит слова и словосочетания.
— Называет слова, начинающиеся на определенный звук.
19
Катя Г.
Развитие всех компонентов устной речи.
— Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
— Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
— Беседы
— Дидактические игры
— Ситуативный разговор
— Составление и отгадывание загадок
— Сюжетные игры
— Коммуникативные тренинги для детей
— Игры с правилами
— Развито умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
— Пополнен словарь.
— Рассказывает о содержании сюжетной картинки; повторяет образец описания игрушки.
Источник
Развитие речи
Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.
Развитие лексической стороны речи:
- Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;
- Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;
- Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;
- Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;
- Знакомить с простейшими антонимами;
- Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка¸ножки; гладить ходить ; новый, сильный)
Формирование грамматического строя речи:
- Упражнять детей в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;
- Учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.п мн.ч.;
- Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе);
- Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);
- Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;
- Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);
- Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой ;
- Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);
- Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-);
- Учить образовывать глаголы с помощью приставок;
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);
- Знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);
- Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;
Начать знакомить с видами простых предложений ( повествовательные, вопросительные, побудительные)
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:
- Развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;
- Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;
- Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;
- Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;
- Способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.
Развитие связной речи:
Продолжать развивать диалогическую речь детей:
Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию)
Игра-лото «Родовые понятия»
Игра: «Подбери пару»
Игра: «Кто победит»
Игра «Высокий — низкий»
Игра «Тяжёлый — лёгкий»
Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»
Игра «Скажи наоборот»
Игра «Назови, что видишь?»
Игра «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу»
Игра «Выбери нужную картинку»
Игра «Кто закончит правильно предложение»
Игра «У кого такая картинка»
Игра «Найди, где спрятались предметы»
Игра «Путаница»
Игра «Отгадай загадки»
Игра «Кто самый внимательный»
Игра «Звуки спрятались»
Игра «Найди друзей»
Игра «Замкни цепочку»
Игра «Не заблудись в лабиринте»
Игра «Друг за другом»
Игра «Рассели животных по домам»
Рассказывание по картинке
Рассказывание по серии картинок
Пересказ текста
Чтение:
сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, рассказов К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б.Заходера, А.Н. Майкова, Ф.И.Тютчева
Источник