Малоподвижный ребенок 1 год

Малоподвижный ребенок 1 год thumbnail

Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Если пещерные люди двигались на грани своих физических возможностей, то современные – почти не двигаются вовсе. Мы охотно пользуемся лифтами и эскалаторами, личным авто и городским транспортом. Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Увы, подобный нездоровый образ жизни мы прививаем нашим детям.

Как мы мешаем детям двигаться

Конечно, есть малыши, предрасположенные к гиподинамии. Она может быть вызвана:

  • наследственностью;
  • родовыми травмами;
  • внутриутробным кислородным голоданием (гипоксией).

И все-таки чаще всего способствуют тому, что ребенок мало двигается, именно родители. Каким образом?

*Ставя свои желания выше естественных потребностей крохи.
Вечно спешащие мамы возят детей в коляске чуть ли не до пяти лет и то и дело сужают границы двигательной активности: «Не ходи в грязь – замараешься! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не вздумай забираться на горку – свалишься!» Родители отвозят детей в садик и школу на машине (все равно по пути) и не дают малышам ходить по лестницам, даже если в доме нет лифта – взять на руки и поднять на нужный этаж проще и быстрее, чем терпеливо ждать, пока кроха сам преодолеет это расстояние.

* Стремясь успокоить
Если ребенок гиперактивный (а значит, даже мультиками, не говоря уже о других «сидячих» занятиях, его надолго не увлечь), родители грешат на возбудимость и спешат угомонить чадо любыми средствами. Иногда вместо обеспечения рациональных физических нагрузок дело доходит до самоназначения успокоительных препаратов.

* Перекармливая
Очень часто родители под чутким руководством бабушек и дедушек стремятся с рождения в прямом смысле откормить малыша. Ситуация «сегодня не погулял» для семьи не проблема, тогда как «плохо поел» – трагедия большого масштаба. В результате мамы умиляются пухлым вялым младенцам, у которых все силы уходят на переваривание пищевых излишков, а не на так необходимую им для развития двигательную активность.

Нехватка движений и низкая их интенсивность:

  • негативно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • создает проблемы для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях она может проявляться в негативных реакциях сердца на физическую нагрузку (например, в будущем во время школьных занятий физкультурой);
  • ограничивает совершенствование возможностей дыхательной системы и уменьшает жизненную емкость легких (т.е. количество воздуха, которые ребенок может вдохнуть и выдохнуть);
  • замедляет моторное развитие, а также развитие физической и умственной работоспособности (появляются проблемы с координацией движений, более отчетливо проявляются признаки утомления и переутомления, снижается внимание, увеличивается время мышления, ухудшается память).

Кроме того, нехватка движений в жизни маленьких детей является одной из причин появления лишнего веса, провоцирует снижение и так недостаточно развитой иммунной активности организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

В плане нормального психического развития гиподинамия чревата проблемами в психоэмоциональном и даже в психосексуальном развитии. Ведь детки, которые коммуницируют в основном при помощи гаджетов, не только не развивают навыков общения, но и лишаются тактильного взаимодействия. А в детском возрасте это очень важно, особенно ввиду хронической занятости родителей!

Завести вечный двигатель

Сверхвложений приучение ребенка к активному движению от родителей не потребует, а вот определенные усилия нужно будет приложить. Разумно подбирайте площадки для игр на улице: возможно, из песочницы во дворе вашего дома малыш уже давно вырос? Обновляйте игрушки, которые будут способствовать физическому развитию – например, вовремя заменяйте совочки и формочки на сачок для бабочек и мяч, а четырехколесный велосипед – на двухколесный. Подумайте над вариантами оборудования квартиры спортивными снарядами: если шведская стенка с удобством разместится не в каждой детской комнате, то для турника и фитбола место там должно найтись всегда. И, конечно, изыскивайте возможности как можно больше гулять со своим чадом. Не стоит полагаться на детский сад: в лучшем случае прогулками там восполняется половинная норма необходимого объема движений.

Малоподвижные дети часто вялые и пассивные, быстро устают. В противовес активным детям, умеющим везде найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают занятия, не требующие большого пространства и движений. Таких малышей нужно тормошить – вызывать у них интерес к подвижным видам деятельности.

АЛЕНА КАЗАНЦЕВА, практический психолог:

Действительно, современные дети меньше гуляют, меньше двигаются, чем, например, ребята советской эпохи. И на то есть несколько причин.

* Безопасность. Современные дети в вопросах времяпрепровождения на улице очень зависимы от свободного времени родителей. В 2000-х гг. невозможно представить себе такую картину: дети до темноты бегают во дворе, а мамы из форточки зовут их ужинать. Сегодня дети не могут гулять без родителей (это просто-напросто опасно), а последние все больше обременены работой, так как эпоха нормированного трудового дня тоже давно позади.

Читайте также:  Ребенку 1 год сопли рекой

* Отсутствие активных игр на улице обусловлено еще и тем, что такие игры передаются от «взрослого поколения» детей младшему. Сейчас эта преемственность нарушилась. Старшие дети заняты множеством недетских дел: учебой в школе, когда в день по восемь уроков, кучей секций и репетиторов («чтобы не связались с наркоманами и в институт поступили»). Им некогда возиться с малышней, даже если эту малышню все-таки вывели погулять.

* Компьютерные игры, телевизор, интернет – еще одна причина малоподвижности детей. Электроника вытеснила активные игры и живое общение. Теперь ребенку не нужно бежать в соседний подъезд к другу Кольке, чтобы построить с ним из стульев космический корабль. Можно всего-навсего отправить ему эсэмэску и пригласить в сетевую игру, где уже кто-то придумал космический корабль, а заодно и космических пиратов. Все приключения происходят на экране, а ребенку остается лишь шевелить мышкой.

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории
г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

Читайте также:  1 год ребенку статусы

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то
    неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

Читайте также:  Загноились глазки у ребенка 1 год

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник