Маленький язычок у ребенка 2 года

Короткая уздечка языка – с такой проблемой родители сталкиваются примерно тогда, когда их малышу исполняется 3-4 года. Он уже давно пытается говорить, знает много слов, умеет строить сложные фразы, но некоторые слова выговаривает не точно.

Бабушки уверяют, что еще год и ребенок «выговорится», мамы занимаются с детьми по специальным методикам для раннего развития, но проблема не решается. Если ребенок в свои 4 года все еще произносит слова, похожие на лепет, пора посетить детского стоматолога.

Что такое уздечка языка?

Уздечка языка внешне напоминает тончайшую перепонку, состоящую преимущественно из соединительной ткани, функция которой состоит в креплении языка ко дну ротовой полости.

Иными словами, короткая уздечка языка у ребенка – это некоторый дефект в ротовой полости, который мешает сводному движению языка.

В некоторых случаях уздечка выглядит совсем не тонкой, что значительно усугубляет ситуацию. С этой проблемой сталкивается чуть ли не половина всех родителей. И хотя короткая уздечка может быть замечена специалистом даже у новорожденных, родители узнают о ней тогда, когда малыш начинает разговаривать.

Патология уздечки языка бывает врожденной и наследственной. Следует понимать, что это понятия абсолютно разные. Если врожденная патология уже присутствует при рождении, то наследственная наиболее часто уже имеется у кого-то из членов семьи.

Также разделяются понятия полной и частичной короткой уздечки языка у ребенка. От того, какого типа патология, зависит уровень дискомфорта ребенка, вид выбранного лечения (оперативное вмешательство или корректирующие упражнения).

При полной короткой уздечке язык ребенка практически обездвижен, что значительно затрудняет произношения большинства звуков речи. При этом виде патологии происходит формирование мышечных тяжей. В случае частичной патологии уздечки языка роль мышечных тяжей выполняет соединительная ткань.

Чем опасна короткая уздечка

Короткая уздечка – патология врожденная, при которой нарушается развитие и функциональность связочного соединения языка и нижней челюсти. При этом подвижность языка в полости рта ограничивается настолько, что влечет у ребенка проблемы с речью.

Проблемы с уздечкой языка у ребенка могут реализоваться в двух вариантах. У маленьких детей, которые находятся на грудном или искусственном вскармливании и имеют такую патологию, могут возникнуть проблемы с сосанием. Это возникает из-за того, что уздечка языка настолько коротка, что просто не позволяет языку функционировать в адекватном режиме.

При короткой уздечке языка младенец не может полностью находиться на грудном вскармливании, по причине того, что ему трудно высасывать достаточное количество грудного молока. Поэтому в этом случае сразу после рождения малыша у него возникают реальные сложность с кормлением.

Вторым вариантом реализации проблемы, связанной с патологической уздечкой языка, являются дефекты речи и возникают они гораздо позже. Частичная неподвижность языка приводит к тому, что ребенок не в состоянии правильно произносить определенные звуки, его речь остается схожей на лепетание, «сюсюканье».

Причины развития патологии уздечки языка у ребенка

Формирование аномалии, связанной с короткой подъязычной перепонки, закладывается еще до рождения ребенка. Этому предшествуют негативные факторы, к которым относят:

-генетическая предрасположенность;

— инфицирование плода в течение беременности;

— вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью в течение беременности;

— механические травмы живота будущей матери;

— возраст будущей матери старше 35 лет;

— неблагоприятные экологические условия; влияние других факторов невыясненной этиологии.

Как распознать патологию у ребенка

Распознать патологическую уздечку языка у новорожденного может врач-неонатолог, педиатр или сама мама. Если во время первого и последующих грудных кормлений ребенок испытывает трудности, не может правильно захватывать сосок, значит есть повод обратиться к врачу.

Вторым распространенным признаком патологической уздечки языка у детей является возникновение дефекта речи, когда они начинают разговаривать фразами, а именно в 3-4 года. Чаще всего, при этой аномалии дети не выговаривают несколько букв: «ж», «ш», «щ», «ч», «з», «л» и «р». Причем звук «л» легко произносится если за ним идет мягкая гласная, например, «и», «ю», «е», «ё», «я», в остальных случаях он просто «проглатывается». Если имеет место неправильное произношение звуков, то необходим осмотр логопеда.

Наиболее распространенными симптомами короткой уздечки языка у ребенка являются следующие:

— ребенок не в состоянии достать кончиком языка до передних зубов верхней челюсти, неба;

— у ребенка могут появиться сложности передвижения кончика языка из одной стороны в другую;

— передние зубы нижней челюсти могут иметь расщелину между друг другом;

— при вытягивании языка вперед, его кончик остается плоским, квадратным или иметь форму сердечка (то есть передний край языка словно раздваивается);

— проблемы с кормлением у новорожденных.

Важно понимать, что если проблема уздечки языка существует, то рано или поздно ее придется решать. Чем раньше будут предприняты меры, тем легче и безболезненнее перенесет их малыш.

В каких случаях необходимо подрезать уздечку

Операция подрезания уздечки языка носит название френулотомии. Она относится к категории несложный и требует только местного обезболивания.

Читайте также:  Если у ребенка 2 года красный пупок

Обильные кровотечения при проведении френулотомии – большая редкость, уже через пару часов ребенок сможет вернуться к привычному ритму жизни.

Если короткая уздечка мешает новорожденному малышу получать питание, ее необходимо подрезать. Решение об операции принимает детский врач неонатолог.

Младенцам, как правило, операцию проводят без анестезии, поскольку рассекается только подъязычная пленочка из соединительной ткани, которая практически не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний.

Для детей в возрасте 3-5 лет операцию по рассечению уздечки проводят под местным обезболиванием. Решение о том, необходимо ли хирургическое вмешательство, принимает стоматолог, а направление выписывает логопед.

Перед операцией ребенку необходимо сдать кровь на развернутый анализ, в котором будут отображены многочисленные показатели, в том числе количество тромбоцитов и скорость свертываемости крови.

Хирургическое вмешательство проводится при условии, что патология имеет среднюю или тяжелую форму с ограничением подвижности языка. После операции необходимы логопедические занятия.

К проведению френулотомии существует ряд показаний и ограничение подвижности языка не является единственным. Формирование неправильного прикуса у ребенка, смещения и нарушения в формировании зубного ряда, низкая эффективность речевой терапии и артикуляционной гимнастики, а также необходимость установки ребенку зубных имплантов или ортодонтических конструкций.

Патология уздечки языка не всегда требует хирургического вмешательства. Если ребенок не испытывает неудобств при грудном вскармливании, а произношение звуков у него удовлетворительное, то вполне вероятно, что решить проблему поможет логопед. В этом случае малыш посещает специальные занятия, выполняет логопедические упражнения, артикуляционную гимнастику и прочее.

Методы лечения

Проблемы, связанные с короткой уздечкой языка, могут быть решены медикаментозными и немедикаментозными методами.

Медикаментозными методы подразумевают хирургическое вмешательство различной степени.

Если подъязычная перепонка требует рассечения, но она достаточно тонка и эластична, то врач рассекает ее прямо на приеме. Анестезия в этом случае не предусматривается, так как процедуры относится к разряду легких.

К более сложным видам рассечения уздечки языка относят френулотомию, которая показана детям с более толстыми уздечками. Френулотомия проводится при местном обезболивании с рассечением тканей и последующим наложением швов.

Осложнениями данной операции могут быть стоматит, длительное кровотечение из раны, занесение в рану инфекции и прочее. После проведения френулотомии ребенок некоторое время должен получать протертую пищу, так как жевание может быть болезненным.

Немедикаментозные методы лечения включают в себя специальные виды массажа, упражнения для коррекции уздечки языка, индивидуальные занятия с логопедом.

Немедикаментозные методы рекомендованы тогда, когда состояние уздечки языка ребенка не критическое и допускает отказ от операции. Решение об этом принимает врач логопед, педиатр и стоматолог. Занятия с логопедом включают в себя выполнения различных упражнений, артикуляционную гимнастику, скороговорки и стихотворения.

Поскольку короткая уздечка языка вызывает некоторые дефекты речи, то занятия с логопедом необходимы как в послеоперационный период, так и в качестве коррекции.

Массаж, направленный на растягивание уздечки языка, включает в себя перечень специальных упражнений. Важно, чтобы занятия носили систематический характер, чтобы они давали положительный результат.

Массаж вместо рассечения уздечки рекомендован детям в двух случаях: если состояние уздечки не столь критично и проблема может быть решена немедикаментозными методами лечения; если рассечения уздечки припадает на более взрослый возраст ребенка (старше 5 лет) и проблем с дефектом речи операция не решит.

Упражнения для коррекции уздечки языка и в послеоперационный период

Послеоперационные упражнения для растягивания и коррекции уздечки направлены на разработку новых мышечных движений кончика языка внутри и за пределами ротовой полости. Регулярное из выполнения позволит увеличить диапазон движения языка.

Сами по себе артикуляционные упражнения не улучшат речь и не смогут исправить дефект, поэтому очень важно, проводить их совместно с индивидуальными логопедическими занятиями.

Наиболее распространенные и универсальные упражнения для растягивания и коррекции уздечки языка.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ» Вытянуть язык вперед, затем потянуться кончиком вверх к носу, после этого вниз к подбородку. Расслабиться, повторить упражнение несколько раз (вначале достаточно до пяти повторений, постепенно количество повторений необходимо увеличивать, доводя их до двадцати).

— Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, совершая движения языком влево и вправо. Количество повторов так же постепенно доводить до двадцати.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»Рот широко открыть. Кончиком языка коснуться верхних и нижних резцов и стараться провести языком по всем зубам. Во время каждого выполнения мысленно считать до десяти. Количество повторов аналогично предыдущим.

— Упражнение выполняется перед зеркалом. Рот широко открыт. Выполняя упражнение, важно следить за движениями языка. Проговаривать слоги «дар-дар-дар», «нар-нар-нар», «тар-тар-тар» и т.д.

— УПРАЖНЕНИЕ «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Максимально высунув язык вперед, поочередно «облизывать» верхнюю и нижнюю губы.

УПРАЖНЕНИЕ «ОРЕШЕК» Закрыв рот, двигать языком справа налево и обратно, с силой наживая на щеки изнутри кончиком языка.

Для достижения хороших результатов выполнять упражнения следует ежедневно, в несколько подходов, по 15-20 минут. Артикуляция конкретных звуков может быть постепенно исправлена.

Важно! Начинать выполнять упражнения для уздечки языка можно только после полного заживления раны.

Логопедические занятия должны включать в себя упражнения на улучшение функционирования речевого аппарата и устной кинестезии, без которых на значительные улучшения в развитии речи ребенка сложно претендовать. Многие юные пациенты после рассечения уздечки начинают говорить более тихо и более быстро, стараясь «заглушить» речевые проблемы.

Читайте также:  Застенчивый ребенок 2 года рекомендации родителям

Источник

 :: Сообщество логопедов и дефектологовПоделиться | 
    
АвторСообщение
froggi
Осматриваюсь

Сообщения : 5

Тема: Несформированность маленького язычка   Вт 12 Апр 2011 — 16:30

Здравствуйте!
Я начинающий логопед, столкнулась сегодня с необычной для меня ситуацией- ребенку 3,5 лет, у него не сформирован маленький язычок в гортани. Родители сообщили, что ранее они обращались к логопеду, но логопед ничего не заметила, что есть какие то нарушения в строении артикуляционного аппарата. Ребенок до сих пор не говорит. Может ли это влиять на произношение? Дело в том, что помимо физиологических нарушений, у ребенка есть и психологические. Ребенок не реагирует ни на кого, ни на родителей, ни на педагогов в детском саду, присутствует мышечная анимия, отсутствующий взгляд, не интересуется и не пытается вступить со сверстниками в контакт. И я в замешательстве, с чем связано то, что ребенок не говорит, с тем что у него под вопросом олигофрения, либо по причине не сформированного язычка в горле. Если кто сталкивался с подобной ситуацией буду признательна за помощь и совет.

 
Наталья Селютина
Учитель-логопед, олигофренопедагог

Сообщения : 1435
Возраст : 35
Откуда : Город-герой Смоленск
Работа :
Награды :

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Ср 13 Апр 2011 — 0:23

froggi, добрый вечер и добро пожаловать!
Вообще очень трудно заочно делать какие-то выводы, но по вашему описанию очень похоже на аутизм.
Скажите пожалуйста, а кто поставил заключение о несформированности язычка? Ребенок произносит хоть что-нибудь? Хотя бы какие-то звуки?

_________________
Селютина Наталья Юрьевна   [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тел. 8-951-694-41-97    
учитель-логопед, олигофренопедагог
г.Смоленск

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

 
froggi
Осматриваюсь

Сообщения : 5

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Ср 13 Апр 2011 — 14:11

Добрый день, Наталья! Меня педагоги попросили посмотреть мальчика вчера, и я обнаружила что язычка у него нет. Других заключений от специалистов не было, так как мама не желает и не хочет слышать о том, что с ребенком не все в порядке. Когда зашла тема про психоневролога, мама устроила скандал. Это я так понимаю врожденная аномалия, так как травм никаких не было. Ребенок только рычит, периодически пытается издавать какие либо звуки, но ни лепета, ни отдельных фраз он никогда не произносил. Я понимаю, что заключение может поставить только врач невролог, но как мне убедить маму, что необходимо обратиться к врачу. А вот что отсутствует язычок, это я впервые сталкиваюсь, поэтому не могу понять, что могло послужить причиной. А может быть не развитость язычка, как следствие аутизма?

 
Филина Светлана
Учитель-логопед, олигофренопедагог

Сообщения : 2555
Возраст : 39
Откуда : Смоленск, Покровка
Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог
Награды :

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Чт 14 Апр 2011 — 14:44
froggi пишет: Добрый день, Наталья! Меня педагоги попросили посмотреть мальчика вчера, и я обнаружила что язычка у него нет. Других заключений от специалистов не было, так как мама не желает и не хочет слышать о том, что с ребенком не все в порядке. Когда зашла тема про психоневролога, мама устроила скандал. Это я так понимаю врожденная аномалия, так как травм никаких не было. Ребенок только рычит, периодически пытается издавать какие либо звуки, но ни лепета, ни отдельных фраз он никогда не произносил. Я понимаю, что заключение может поставить только врач невролог, но как мне убедить маму, что необходимо обратиться к врачу. А вот что отсутствует язычок, это я впервые сталкиваюсь, поэтому не могу понять, что могло послужить причиной. А может быть не развитость язычка, как следствие аутизма?

froggi, день добрый! Сколько лет мальчику? :107)
Цитирую информацию с сайта https://www.uznaete.ru :
На самом деле, язычок не кожа, а мышца и слизистая оболочка, разделяющие горло и глотку. Основная функция язычка — закрывать носоглотку, когда вы глотаете или разговариваете.

«Язычок контролирует вход и выход пищи в пищеварительный тракт. Он же помогает предотвратить отрыгивание. Если пища касается язычка, происходит спазм горла, не позволяющий человеку поперхнуться. К тому же, если бы язычка не было, пища могла попасть в носовую полость. Таким образом, язычок в процессе глотания формирует защитную перегородку. Существуют люди, у которых нет язычка (в результате дефекта рождения или хирургической операции), и в целом они справляются с этим недостатком, однако не могут сформировать такую же эффективную защиту носоглотки, как люди с язычком. Сочетание мышечных движений язычка и мягкого нёба во время глотания поднимает твердое нёбо, благодаря чему еда и жидкости проходят по ротовой полости в глотку.»
Мальчика, по моему мнению, нужно в первую очередь отправить на консультацию к ЛОРу, хирургу-стоматологу, ортодонту. У него нет расщелины неба? Или субмукозной щели? Такое ощущение, что речь нарушена в результате именно анатомических причин.
Отсутствовать язычок вследствие аутизма никак не может, равно как и вследствие других любых речевых нарушений, т.к. является анатомическим образованием.
Татьяна, а Вы в детском саду работаете? Хорошо бы привлечь еще психолога для разговора с матерью. и вдвоем попытаться ее убедить в необходимости посещения специалистов. Я на работе так и делала в трудных случаях.

_________________
Филина Светлана Александровна
учитель-логопед, олигофренопедагог

тел. 44-56-03, 8-950-705-21-63
г. Смоленск
*диагностика нарушений речи.
*коррекция речевых нарушений у детей дошкольного
возраста, школьников и взрослых.
*подготовка детей к школе.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

 
Наталья Селютина
Учитель-логопед, олигофренопедагог

Сообщения : 1435
Возраст : 35
Откуда : Город-герой Смоленск
Работа :
Награды :

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Чт 14 Апр 2011 — 15:11

Соглашусь со Светланой — причиной несформированности язычка аутизм быть не может. Но вот по поводу нарушения речи — я не думаю, что язычок главная причина.
Отсутствие язычка — это один из видов расщелин мягкого неба, т.е. по сути, у ребенка — открытая форма ринолалии. При этом у него были бы отдельные звуки, и даже лепет, возможно и слова, но с носовым оттенком. Но если с ребенком совсем не занимались, тогда конечно, может и полное отсутствие речи быть.
Но меня смущает поведение ребенка, отсутствие контакта и т.д…возможно, что у ребенка сложный дефект, сочетание ринолалии с чем-то еще, но здесь уже на комиссию ребенка нужно отправлять. И как верно заметила Светлана, ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно показать хирургу-стоматологу! Устанавливать наличие расщелин должен он.
Попробуйте поговорить с психологом, убедить мать в необходимости этих мер.

_________________
Селютина Наталья Юрьевна   [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тел. 8-951-694-41-97    
учитель-логопед, олигофренопедагог
г.Смоленск

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

 
froggi
Осматриваюсь

Сообщения : 5

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Пт 15 Апр 2011 — 11:29

Добрый день! Светлана, Наталья! Благодарю Вас за помощь. Вы мне очень помогли. Сегодня же поговорю с педагогами и немедленно организуем встречу с мамой. Думаю, мне удастся ее убедить в том, что мальчику нужна помощь других специалистов.

 
Наталья Селютина
Учитель-логопед, олигофренопедагог

Сообщения : 1435
Возраст : 35
Откуда : Город-герой Смоленск
Работа :
Награды :

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Пт 15 Апр 2011 — 13:37

froggi, рады, если смогли помочь Надеюсь, что у вас все получится.
Напишите потом, как продвигаются дела.

_________________
Селютина Наталья Юрьевна   [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тел. 8-951-694-41-97    
учитель-логопед, олигофренопедагог
г.Смоленск

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

 
Филина Светлана
Учитель-логопед, олигофренопедагог

Сообщения : 2555
Возраст : 39
Откуда : Смоленск, Покровка
Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог
Награды :

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   Сб 15 Окт 2011 — 12:53

Видела такую аномалию маленького язычка, «несформированность» отчасти- 2 язычка сразу. Причем на речь у этого человека такая особенность нисколько не влияла. Она мне по секрету, как логопеду, показала.

_________________
Филина Светлана Александровна
учитель-логопед, олигофренопедагог

тел. 44-56-03, 8-950-705-21-63
г. Смоленск
*диагностика нарушений речи.
*коррекция речевых нарушений у детей дошкольного
возраста, школьников и взрослых.
*подготовка детей к школе.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

 
Спонсируемый контент

Тема: Re: Несформированность маленького язычка   
 
    
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Сообщество логопедов и дефектологов
Перейти:  

Источник

Читайте также:  Занятия музыкой с ребенком 2 года дома