Лурия в развитии ребенка

МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.
„Учитесь, учитесь, учитесь ежечасно, ежедневно… Следите за ходом нашей науки, кто не следит постоянно за ее достижениями, тот, конечно, быстро катится назад — от науки к ремеслу,“ — так завещал отец сыну: Роман Альбертович Лурия — Александру Романовичу. И сын внял, и сын учился — ежечасно, ежедневно, привлекая к своему любимому делу всех, кто так же, как он — жил этим. И рождались новые направления в психологии, и родилась новая наука — нейропсихология.
— Какими компенсаторными воздействиями вы пользуетесь в практике работы с детьми с ограниченными возможностями? — спрашивает коллегу детский психолог.
— «Гимнастика мозга». Вы знаете — очень хорошая динамика. Воздействуя физическими упражнениями на определенные локальные участки мозга у детишек — получаем замечательные результаты и в когнитивной сфере, в поведенческом плане. Особенно если еще и социальное окружение способствует этому.
Да, сейчас, когда уже доказана локальность мозга — мы можем применять различные техники и технологии для развития компенсаторных возможностей у детей с патологией или с задержкой психического, а также психоречевого развития. Развивая межполушарное взаимодействие (мозолистое тело мозга), мы получаем хорошие результаты в развитии различных сфер малыша — и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, меняется и физическое состояние ребенка, и его речевая деятельность. Но откуда у нас эта информация? Это долгие исследования наших выдающихся ученых, известных педагогов, психологов, физиологов, дефектологов. И большой вклад в этот пласт внес А. Р. Лурия.
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Со студенческой скамьи увлекаясь и исследуя аффективные состояния человека, затем, будучи соратником и последователем Л.С.Выготского, он развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализацию в различных видах деятельности. Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. Работая в различных областях психологии — общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.
На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) он изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним. Большое внимание уделяя изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий, он разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.
Учитывая все эти «открытия» в психологии развития ребенка, мы сегодня акцентируем внимание на то, насколько развита мышечная сила рук, ног, спины, насколько развита манипулятивная возможность пальчиков. Ведь все эти параметры напрямую сказываются на психологическом развитии малыша. Применяя пальчиковую гимнастику, мы развиваем речь ребенка, т.к. точно знаем, что «язычок напрямую связан с кончиками пальцев». Да, действительно, это так. Лурия А.Р. своими работами доказал, что локальные участки мозга, отвечающие за речь, находятся в непосредственной близости с локальными участками, отвечающими за мелкую моторику, и компенсируют друг друга в случае их незначительного (не органического) повреждения.
Главные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга послужили основой формирования нейропсихологии и нейропсихологической диагностики. В годы Великой Отечественной войны, будучи руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя в поселке Кисегач Челябинской области, оперируя и наблюдая раненых с травмами головы, организуя серию исследований, изучая каждый отдельный случай, сопоставляя, анализируя и делая определенные выводы, применяя инновационную реабилитацию посредством трудотерапии — Лурия А.Р. внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Он разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3).
Исследование динамики развития ВПФ ребенка требует применения таких методов, которые, прежде всего, могут ответить на вопрос, какие качественные изменения происходят в его психической сфере. Таким методом является нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурии, в основу создания которой был положен принцип системного строения высших психических функций и их динамической локализации. Я считаю очень важным исследование формирования психических функций уже в дошкольном периоде детства с целью ранней диагностики и коррекции. Переход от среднего дошкольного (4-х лет) к старшему дошкольному (5–7 лет) возрасту характеризуется существенными качественными изменениями в психическом развитии детей. Старший дошкольный возраст — важный этап, который в значительной мере определяет последующее развитие ребенка. Этот период характеризуется развитием всех функций ребенка.
Пробы на реципрокную координацию, динамический праксис, графическая проба и задания, направленные на исследование процессов программирования и контроля произвольных действий и деятельности — выполнение ритмов по инструкции, реакция выбора, свободные и направленные ассоциации, проба «пятый лишний», рассказ по серии сюжетных картинок, праксис позы пальцев правой (ведущей) руки, пробы Хеда, пробы на слухоречевую и зрительную память, ошибки понимания слов, близких по звучанию и значению, восприятие перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений — вот неполный перечень тестов нейропсихологической диагностики ребенка дошкольного возраста, который предложил Лурия А.Р., учитывая при этом «левополушарных» и «правополушарных» детей, т.е. их латеральность (ведущая рука, нога, глаз, ухо).
Применение нейропсихологического метода диагностики и сегодня является адекватным и чувствительным в отношении изучения динамики развития различных групп ВПФ у детей дошкольного возраста.
А.Р. Лурия — автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: «Речь и интеллект в развитии ребенка»(1927), «Этюды по истории поведения»(1930), «Учение об афазии в свете мозговой патологии»(1940), «Травматическая афазия»(1947), «Восстановление функций после военной травмы»(1948), «Умственно отсталый ребенок»(1960), «Мозг и психические процессы»(1963,1970), «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга»(1962,1969), «Основы нейропсихологии»(1973), «Нейропсихология памяти»(1974,1976), «Основные проблемы нейролингвистики»(1976), «Язык и сознание»(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира. Хорошо известны его работы и в области дефектологии. В 1950-е гг. Александр Романович с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности.
14 августа 1977 года стал тем днем, когда отечественная психология и новая наука — советская нейропсихология, рожденная Лурия А.Р. в нескончаемых поисках и исследованиях, научных и лабораторных работах, — потеряли своего зачинателя, мыслителя и труженика. А мы, современные педагоги и психологи, по сей день пользуемся его практическими наработками, наследием, плодами его жизненного труда, и бесконечно благодарны выдающемуся психологу, нейропсихологу, физиологу, дефектологу Александру Романовичу Лурия за то, что стало достоянием наших практических решений в развитии, воспитании и образовании детей, вверенных нам для понимания меры ответственности и принятия своевременных методов, техник и технологий в возможном устранении патологии либо облегчении состояния в их развитии.
Ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович
2. https://www.psyoffice.ru/5-psychology-3685.htm
3. https://studopedia.org/8-73911.html
4. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00108640_0.html
5. https://ru.citaty.net/avtory/roman-albertovich-luriia/
Источник
Лу́рия, Алекса́ндр Рома́нович (16 июля 1902, г. Казань — 14 августа 1977) — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского.
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представителя ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств (см. Афазия) и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом.
Основные публикации
- Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
- Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
- Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
- Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
- Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
- Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
- Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
- Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
- Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
- Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
- Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
- Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.
Источник
Александр Лурия вслед за Л. Выготским изучал свойства высших психических функций в их многочисленных комплексных связях с мозговой активностью. Новым для мирового сообщества подходом, предложенным советским исследователем, стало изучение по принципу доминирования именно психологических позиций (в западной традиции нейропсихология вырастает из медицины и теснее связана именно с этой отраслью знаний). Причем, опять-таки, в отличие от западных коллег, Лурия изучал качественные, а не количественные параметры искажений мозговой деятельности и возникающих вследствие этого речевых афазий. Его девизом было: «вначале – теория, и только потом эксперимент», но никак не наоборот.
Ученый считал, что достаточным обоснованием для эксперимента должна служить вначале научная концепция, которая может подтвердиться или нет в ходе эксперимента. Но проведение эксперимента без научной базы – это не что иное, как изучение отдельных явлений, и говорить о системном подходе здесь нет возможности. Такой принцип ученый считал непродуктивным. И подход Лурии более чем оправдан даже в современном научном знании, не говоря уже о первой трети ХХ века. Фактически советскому ученому удалось синтезировать физиологию, медицину и психологию, а на закате своей жизни он написал итоговый труд «Язык и сознание», интересный даже лингвистам – о связях речетворческой активности и работы мозга, о влиянии сознания на речь и наоборот. Мы рассмотрим различные направления науки, в которых вклад А. Р. Лурии оказался продуктивным и востребованным со стороны ряда последователей не только в России и СНГ, но и во всем мире – США, Канаде, Польше, Франции и других странах.
Что такое высшие психические функции?
Это и было основным предметом изучения для А. Лурии с позиций различных областей знания. В советской психологической школе их понимали как возникающие при жизни, опосредованные, координируемые комплексные формы деятельности психики, в состав которых входят мотивация, целеполагание, фрагменты исполнительской деятельности и функции контроля. Психическая функция – это больше, чем мозговая активность, но на каких-то этапах ее фрагменты прочно связаны с мозговыми структурами корки и подкорки.
Лурия как раз изучал то, какие именно зоны мозга отвечают за разные стороны психических функций, в том числе, на основе исследования лиц, получивших черепно-мозговые травмы в Первой Мировой войне. Ученому удалось разработать уникальную «теорию системной динамической локализации в мозге высших психических функций». Сегодня ее используют в ходе диагностики и регенерации искажений мозговых функций. А ведь это была, скорее, интуитивная догадка ученого: зачастую положения этой теории могли быть экспериментально проверены лишь после смерти исследуемого.
А. Р. Лурия как исследователь оперировал понятиями «фактор», «системность», «уровневая организация функций», «блоки мозга», выявил методику систематизации, которая помогала диагностировать мозговые поражения у пациентов. Он разработал также ряд мнемонических методик, позволяющих тренировать память [1].
А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии
Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой [2, С. 68 — 77].
При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.
Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии
Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.
А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.
Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).
Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.
Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.
А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество [3].
С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.
Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.
Литература:
- 1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: https://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 19.03.2018.
- 2. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук. — Вопросы психологии, 1977. №9.
- 3. Лурия A.Р. Язык и сознание: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/369427-aleksandr-luriya-yazyk-i-soznanie.html. Дата доступа: 17. 03. 2018.
Автор: Павловская Гражина, психолог.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Источник