Логопедия коррекции речи и развития ребенка
Современные логопедические технологии при коррекции речевых нарушений
К современным логопедическим технологиям относятся:
Технология логопедического обследования
Технология логопедического обследования структуры речевых дефектов – это совокупность приёмов, применяемых в логопедии. Технология строится с учетом принципов: развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребёнка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и проч.
Технология коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонематическое или фонематические слух) фонем и развитие речи.
Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи —
Это акустические основы голосообразования у детей. Технология коррекции голоса предполагает восстановление и профилактику нарушений голоса при заикании, дизартрии, моторной алалии, парезах, параличах и ларингитах.
Технология развития интонационной стороны речи
Интонация — совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи (при ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Технология развития интонационной стороны речи предполагает восстановление и коррекцию выше названных компнентов речи.
Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи
Развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Обнаруживается тесная связь между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и поведением человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребёнка. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи (развитие чувства темпо-ритма), координирует деятельность речевого периферического аппарата.
Развитие моторики, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы и речи тесным образом связаны с процессом становления чувства ритма.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи
Формирование лексико-грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии в частности. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его речевых способностей. Лексико — грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.
Технология логопедического массажа
Логопедический массаж применяется для того, чтобы правильно поставить звуки и развить артикуляционный аппарат у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), когда ребёнок готовится пойти в школу, а его речь имеет дефекты и нарушения. Логопедический массаж- это активное механическое воздействие на мимическую и жевательную мускулатуру шеи и лица.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
нейропсихологические технологии
• кинезитерапия,
• гидрогимнастика,
• различные виды логопедического массажа,
• суджок-терапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• различные модели и символы,
• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития…
Выполнила учитель – логопед, дефектлог Дуняшева Ирина Анатольевна
Источник
Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей
Вид речевого нарушения
Направления логокоррекционной работы
Задачи
Планируемый результат освоения
Коррекционной программы
Предпочтительная форма логопедических занятий
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
1. Логопедическое обследование состояния фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.
2. Развитие слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых и речевых звуков.
3. Развитие фонематического слуха: узнавание фонем родного языка среди других звуков, в составе слога и слова, во фразе, в потоке речи; различать слова, схожие по составу фонем; различать слова-паронимы (слова различаются только одной фонемой).
4. Развитие фонематического восприятия: умение обследовать слово как линейную последовательность звуков; умение определять позицию звука по отношению к началу, середине, концу слова; умение определять количество звуков в слове; умение определять количество слогов в слове; овладение навыками звукового анализа и синтеза.
5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие полноценных движений органов артикуляционного аппарата; постановка отсутствующих в речи ребенка звуков традиционными способами, их автоматизация, дифференциация в речи.
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков.
4. Закрепление, уточнение и активизация лексического материала.
5. Закрепление грамматических категорий.
6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи.
7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза.
8. Закрепление навыка чтения.
9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков.
10. Развитие памяти, внимания, мышления.
— дети правильно артикулируют все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцируют все изученные звуки;
называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
— различают понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
— производят элементарный звуковой анализ и синтез слов;
— владеют интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
индивидуальная, подгрупповая и фронтальная
Общее недоразвитие речи 1 уровня
1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
2. Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов.
3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
4. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
5. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.
6. Формирование двусоставного простого предложения.
7. Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности.
1. Формирование умения соотносить первичные представления ребенка о предметах с определенными словами.
2. Стимуляция собственно речевой активности в эмоциональной ситуации игры
3. Развитие точных и направленных движений обеих рук.
4. Воспитание слухового внимания.
5. Развитие понимания названий глаголов
6. Формирование умения соотносить конкретный предмет с изображением на картинке.
7. Развитие зрительного внимания.
8. Воспитание умения «прятать»
9. Развитие умения выполнять действие по показу и инструкции.
10. Обучать выполнять разные действия с одним предметом.
11. Стимулировать употребление указательных слов в ответ на вопрос.
12. Закрепить умение различать в речи взрослых формы единственного и множественного числа.
13. Развитие речеслуховой памяти.
— дети дифференцированно обозначают названия предметов, действий, отдельных признаков, используют простые предлоги в элементарных значениях;
— отвечают на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми собы-тиями окружающей жизни, пользуются в речевых высказываниях уже простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов;
— владеют ритмико-слоговым рисунком двухсложных и трехсложных слов;
— понимают некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы, короткие сказки.
групповые и индивидуальные
Общее недоразвитие речи 2 уровня
1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
2. Развитие понимания речи, т. е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении.
3. Расширение и обогащение словарного запаса; уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов.
4. Нормализация состояния моторных функций.
5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения.
6. Формирование слоговой структуры слова.
7. Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т. д.
8. Употребление в речи распространенных предложений; понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие).
9. Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты).
10. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
1. Развитие понимания речи.
2. Активизация словаря и практического овладения наиболее простыми формами словоизменения.
3. Расширение пассивного словаря на основе знакомства с окружающим миром.
4. Развитие элементарных форм устной речи, умения правильно называть предметы, действия и их признаков, высказать просьбу, кратко сообщить что-то о себе, задать простой вопрос.
— правильно артикулируют поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
— дифференцируют изученные звуки;
— находят в предложении слова с заданным звуком;
— соотносят предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
— узнают по словесному описанию знакомые предметы;
— сравнивают знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
— понимают простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
— воспроизводят отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
— правильно употребляют в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
— используют в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
подгрупповая и индивидуальная
Общее недоразвитие речи 3 уровня
1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
2. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования.
3. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций.
4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза
5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи.
6. Усвоение слов различной слоговой структуры.
7. Обучение элементам грамоты.
8. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
9. Нормализация состояния моторных функций.
1. Сформировать полноценные произносительные навыки.
2. Развить фонематические процессы, научить детей звуковому анализу и синтезу.
3. Сформировать слоговую структуру слова.
4. Сформировать лексико-грамматические категории, расширить словарный запас.
5. Развить грамматически правильную связную речь.
6. Воспитать у детей умение правильно составлять распространѐнные предложения,
употреблять разные конструкции
предложений в самостоятельной речи.
7. Воспитать у детей правильную, чѐткую, умеренно громкую,
выразительную связную речь.
8. Подготовить детей к овладению элементарным навыкам письма и чтения
— развёрнутая фразовая речь
характеризуется недоразвития лексики, грамматического строя и фонетики.
— достаточно
уверенно используют распространённые предложения, некоторые виды сложных
предложений, однако выявляется структурный аграмматизм, например пропуск главных и второстепенных членов предложения.
— в самостоятельной речи употребляют трёх-, четырёх-, пятисложные слова,однако стечение согласных в более простых словах, употребляемых в контекст,может произноситься с пропуском одного из звуков.
— наблюдаются перестановки, уподобление
слогов.
— в самостоятельной речи сокращено число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода,числа,
— используют практически все части речи, однако формирование грамматического
строя языка характеризуется наличием ярко выраженных грамматических ошибок.
— проявляется невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
— словарный запас достаточен лишь для повседневной бытовой ситуации.
— сохраняется тенденция к лексическим заменам.
— могут передать основное содержание
— сохраняются трудности
внутреннего планирования
высказываний и их языкового оформления.
изложения, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии,
— нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте.
— допустимы нарушения звукопроизношения
подгрупповая и индивидуальная
Ринолалия
1. Формирование небно-глоточного смыкания.
2. Работа над физиологическим дыханием.
3. Формирование ротового выдоха.
4. Совершенствование артикуляционной моторики.
5. Борьба с патологическими компенсаторными привычками.
6. Развитие фонематического слуха.
7. Исправление неправильного звукопроизношения.
8. Работа над голосом.
1. Устранение хирургическим путем анатомических нарушений;
2. Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций;
3. Общеукрепляющее лечение;
4. Своевременная отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей);
5. Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его микросоциальное окружение;
6. Ранняя логопедическая помощь,
7. Подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.
— отсутствуют дефекты звукопроизношения и умеют различать правильное и неправильное произнесение звука;
— умеют правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов;
— правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
— умеют произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
— умеют правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
— умеют дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
— умеют осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
— практически владеют основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
— владеют синтаксическими конструкциями различной сложности;
— владеют связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
— сформированы языковые операции, необходимые для овладения чтением и письмом;
— сформированы психофизиологические психологические, лингвистические уровни, обеспечивающие овладение чтением и письмом.
индивидуальные
Дизартрия
1. Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);
2. Формирование речевого дыхания.
3. Работа по преодолению нарушений голоса.
4. Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.
5. Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.
6. Постановка звуков.
7. Развитие и формирование мелкой моторики рук.
8. Развитие и формирование общей моторики.
9. В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.
1. Формирование правильного звукопроизношения, просодической стороны речи и эмоционально — выразительной окраски речи.
2. Развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения
— дети используют вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеют во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
— владеют универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеют дифференцировать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
— самостоятельно выполняют звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
— усваивают новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и предложений.
— подбирают однокоренные и образовывает новые слова.
— согласовывают слова в числе, роде, падеже.
— исправляют деформированное высказывание.
— самостоятельно составляют рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывают тексты, используя развернутую фразу;
— сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
подгрупповая и индивидуальная
Заикание
1. Формирование плавной речи у детей c заиканием:
— организация специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи, соблюдение которого исключает из общения те виды речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки).
— обучение детей навыкам релаксации;
— развитие координации и ритмизации движений в процессе логопедической ритмики.
— формирование речевого дыхания: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания); формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха.
— формирование навыков рациональной голосоподачи: развитие силы и динамического диапазона голоса; формирование мелодических характеристик голоса.
— развитие просодической стороны речи: развитие интонационной выразительности; нормализацию процесса речевого паузирования; формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
— планирование речевого высказывания.
2. Развитие психологической базы речи (восприятия, памяти, внимания, мышления).
3. Психокоррекция личности заикающегося ребенка.
4. Комплексный подход к преодолению заикания предполагает проведение коррекционной работы по двум направлениям:
— сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, на воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом;
— использование системы воздействия разных специалистов: врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, преподавателя по физическому воспитанию.
1. Формирование устойчивой, плавной речи, свободной от заикания.
2. Психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося.
3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания.
— хорошо владеют устной речью, правильным звукопроизношением, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;
— сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
сформирован навык пользования речью без заикания.
— умеют внимательно слушать речь окружающих (взрослых, близких, родных, незнакомых людей, своих товарищей);
— умеют выслушивать до конца и понимать содержание сказанного;
— правильно выполняет просьбу или благодарит за совет, пожелание.
— могут объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на вопрос взрослого.
— могут замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, умеют объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения.
— умеют предварительно мысленно планировать предстоящее высказывание;
— умеют наряду с развернутыми очень обстоятельными рассказами передавать то же самое содержание кратко, называя лишь основные операции в предстоящей работе;
— владеют всеми формами ситуативной и контекстной речи.
подгрупповая и индивидуальная
Алалия
1. Активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляторного
аппарата.
2. Создание механизмов речевой деятельности.
3. Развитие слухо-зрительного внимания.
4. Формирование двигательной и речедвигательной деятельности.
4. Развитие понимания речи.
5. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/ глухость, места образования, способа образования, твердость/мягкость, определение положения фонемы в слове/ фонемного состава слова, называние слов с заданной фонемой).
6. Коррекция звукопроизношения.
7. Развитие пассивного и активного словаря.
8. Развитие предикативной системы и овладение элементами грамматического строя.
1. Формирование мотивационной основы речевой деятельности
(развитие потребности, желания и возможности подряжать им, дифференциации неречевых и речевых звуков).
2. Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
3. Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи).
4. Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.
5. Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
6. Формирование связной речи—особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур.
7. Совершенствование неречевых процессов.
максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Источник