Логопедическое сопровождение развития ребенка в доу

Логопедическое сопровождение развития ребенка в доу thumbnail

Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО

Целью  работы логопеда ДОУ является своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера  и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ. Во ФГОС дошкольного образования говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Для каждого логопеда в условиях перехода на ФГОС ДО важно продумать какими формами работы, какими приёмами, методами, средствами организовать сотрудничество детей и взрослых для полноценной амплификации детского развития и формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования? Каким образом при построении образовательной деятельности учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка?

Одним из основных принципов, заложенных в нормативных документах, на основе которых был разработан стандарт дошкольного образования, является принцип уважения личности ребёнка. Ребёнок не объект, а субъект образования и равноправный участник образовательных отношений, поэтому у него есть выбор содержания своего образования. Современному ребёнку необходимы качества:

  • интерес к миру и культуре;
  • избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
  • самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
  • творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Для развития этих качеств для каждого возрастного периода – 0-1год, 1-3 года, 3-6(7) лет, 6(7)- и дальше по мере взросления с учётом ведущей деятельности перед логопедом ДОУ стоит задача проектирования социальной ситуации развития ребёнка.

Уже в безречевом периоде через эмоциональное общение ребёнок способен освоить нормы отношений в кругу окружающих его людей и выражать своё состояние через интонированное гуление и лепет.

Дальше начинается знакомство ребёнка с предметным миром. В первой младшей группе усваиваются различные способы деятельности, в том числе органами артикуляции. Ребёнок  играет с составными и динамическими игрушками, предметами-заменителями, оречевляет свои действия, пробует менять положение языка, губ, воспроизводит различные артикулемы, звукоподражания, слоги, а затем и слова. В результате начинает происходить  быстрое пополнение пассивного и активного словарного запаса, восприятие смысла стихов и сказок, звуков музыки.  Речь окружающих, воспитателя и родителей в этот период трудно переоценить. Она должна являться эталоном – чёткой, чтоб ребёнок смог слышать порядок звуков в слове, правильной с точки зрения построения предложений. Роль логопеда в этот период очень значима в плане профилактики речевых нарушений. Необходимо тесно взаимодействовать с воспитателем, родителями, проводить консультации и обучающие семинары по культуре речи.

С трёх лет и до поступления ребёнка на следующую ступень образования, в школу, ведущей деятельностью выступает игра. В игре ребёнок осваивает социальные нормы, устанавливает закономерности взаимоотношений между людьми, проигрывает разные роли, выстраивает интересные для него ситуации и примеряет различные виды речевого поведения. В непринуждённой обстановке игры легче формируется лексико-грамматический строй речи, фонемный строй. Ребёнок не боится ошибиться. Он занимается словотворчеством. Ребёнку пока не знакомы общепринятые нормы языка в полном объёме, законы словообразования и словоизменения, употребления предлогов и т.д. Но он уже экспериментирует, придумывает свои слова. И пусть у него пока в игре кошка с котёнком, а собака с собачонком. У ребёнка есть возможность права выбора  средств реализации и содержания своей деятельности. Ребёнок мыслит, ребёнок обязательно сравнит, как придумал он сам произнести нужное ему слово, и как произносят это слово окружающее. Логопеду важно в этот период понимать значимость ведущей деятельности. При построении образовательных ситуаций опираться на онтогенез развития речи ребёнка. Не стоит форсировать события. Ребёнок имеет право ошибиться. Он должен пройти период ошибок. Когда ребёнок только учился ходить, он падал и не раз, а теперь уверенно себя чувствует. Ребёнок осваивает родной язык и окружающую его среду. Логопеду в этот период стоит, применяя метод следящей диагностики, отслеживать динамику речевой активности ребёнка во время режимных моментов, самостоятельной деятельности, чтобы не упустить момент своевременного выявления нарушений речевого развития ребёнка, грамотно выстроить образовательную траекторию сопровождения на период преодоления дефекта.

Читайте также:  Упражнения для ребенка 6 лет для развития памяти

Стандарт определяет направленность программ дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым в Стандарте является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют развитие личности ребёнка.  Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и  с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

В Стандарте выделено пять образовательных областей. В работе логопеда эти направления развития идут параллельно. Ребёнка надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения – это социально-коммуникативное развитие; много знал — это познавательное развитие; смог выразить свои мысли- это речевое развитие; видел красоту окружающего мира  — это художественно-эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику – это физическое развитие.

Всё это позволит при планировании коррекционной работы с ребёнком и в процессе образовательного процесса воплотить принципы дошкольного образования:

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация ) детского развития личностно-развивающий характер выстраивания взаимоотношений на практике;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • поддержка инициативы ребёнка во всех видах деятельности;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Стандарт определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Список использованной литературы:

  1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ. редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с. ISBN 978-5-9925-0936-6
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5

Источник

В нашем дошкольном учреждении логопедическая
работа осуществляется по двум основным
направлениям — коррекционному и
профилактическому
. Коррекционная работа
проводится учителем-логопедом, воспитателем под
его руководством и другими специалистами
(педагогом-психологом, инструктором по
физическому воспитанию, музыкальным
руководителем, воспитателем по ИЗО деятельности)
в специальных группах для детей с нарушениями
зрения и речи. Для педагогов общеобразовательных
групп ДОУ важно профилактическое направление, которое
осуществляется учителем-логопедом через
организацию профработы и обеспечивает индивидуальное
логопедическое сопровождение каждого ребенка.

Профилактическое направление логопедического
сопровождения детей в ДОУ состоит из трех блоков:

  • диагностического;
  • собственно коррекционного;
  • контрольного.

и включает разные формы работы:

  • профилактическую коррекционную работу с детьми;
  • работу с педагогами;
  • взаимодействие с социально-педагогической
    средой города;
  • сотрудничество с родителями.

Остановлюсь на сотрудничестве логопеда с
родителями
детей общеобразовательных групп.
Работа с родителями предусматривает проведение
специалистом логопедом:

— родительских собраний;
— подгрупповых консультаций- практикумов;
— индивидуального консультирования;
— занятий в «Школе заботливых родителей» для
неорганизованных детей.

Это дает возможность родителям стать
субъектами и полноправными участниками
образовательного процесса в ДОУ,

Так, после обследования детей 2 младшей группы в
октябре месяце, учитель-логопед проводит собрание
для родителей «Особенности развития речи 3-х
летних детей».

Приведу в качестве примера свое выступление.

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым
увеличением словарного запаса слов (до 1500 и
более), так как деятельность детей становится
более сложной и разнообразной.

К 3 годам произносительная сторона речи детей
еще недостаточно сформирована. Остаются
некоторые несовершенства в произношении звуков,
многосложных слов, слов со стечением согласных
звуков.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 3 лет игры

Речь еще недостаточно четкая и внятная. Дети
этого возраста не всегда умеют правильно
пользоваться своим голосовым аппаратом
(недостаточно громко отвечают на вопросы,
рассказывают стихи или, наоборот, не переходят на
тихую речь в нужной ситуации.).

К 3 годам допускаются такие недостатки
звукопроизношения, как:

— отсутствие или замена на более простые звуки
шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ])
— отсутствие твердого звука [Л] или замена его на
мягкий звук [ЛЬ]
— отсутствие звуков [Р] и [РЬ] или замена на звук
[ЛЬ]
— отсутствие звука [Ц]

Все эти нарушения могут носить временный
характер. Но, наряду с физиологическими
нарушениями (возрастными), в последнее время все
чаще встречаются патологические (стойкое
неправильное произношение звуков), которые могут
возникнуть вследствие:

— нарушений речевого слуха;
— неправильного строения артикуляционного
аппарата;
— поражения в речевом отделе коры головного
мозга.

Так как наша речь осуществляется на выдохе, то
особое внимание нужно уделять развитию
воздушной струи
, от силы и направленности
которой зависит произношение многих звуков.

Необходимо дифференцировать с ребенком
носовой и ротовой вдох и выдох:

— вдох носом – выдох носом;
— вдох ртом – выдох ртом;
— вдох ртом – выдох носом;
— вдох носом – выдох ртом.

При этом выдох лучше осуществлять на
«султанчик», ватку или бумажку для зрительного
контроля за выработкой направленной воздушной
струи. Для достижения слияния визуальных
(зрительных), слуховых, тактильных и мышечных
ощущений используются различные виды
упражнений:

  • сдуть листик, снежинку и т.д. с ладони (тем самым
    создается ощущение воздушного потока);
  • подуть на кончик пальца, при этом палец
    перемещаем в стороны, отодвигаем ото рта
    (тренируем способность ребенка менять
    направление выдыхаемой воздушной струи);
  • поддувание на снежинки, листики, капельки
    бумажные, прикрепленные ниткой к палочке плавно
    или толчком для развития силы выдоха и способа
    подачи воздушной струи;
  • сдувать со стола мелко нарезанные цветные
    бумажки, ватку, задувать их в ворота («Забей гол»);
  • дуть на легкие пластмассовые игрушки, плавающие
    в тазу;
  • задувать пламя свечи на резком и длительном
    выдохе;
  • поддерживать в воздухе перышко на длительном
    выдохе;
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть в музыкальные инструменты;
  • надувание воздушных шаров и надувных игрушек
    для отработки объема выдыхаемого воздуха.

Дыхательные упражнения выполняются не более 5
раз или 15 секунд для исключения возможности
возникновения головокружения.

На основе правильного дыхания у детей
развивается голосовая функция,
формируется красивый звучный голос.

В ходе специальных игр и упражнений:

— у детей вырабатывается умеренный темп речи;
— они учатся пользоваться своим голосом в
соответствующей ситуации;
— учатся говорить без напряжения;
— совершенствуется плавность произношения;
— развивается интонационная выразительность
речи.

Для развития голоса полезно пропевание гласных
звуков на выдохе:

  • укачиваем куколку: аааааааааааааа;
  • волк воет: уууууууу;
  • заблудились в лесу: ау
  • ребенок плачет: уа и т.д.

Развивая ритмико-мелодическую сторону речи,
можно использовать такие игры и упражнения:

— «Едет паровозик», «Плывет кораблик»
(удаляется, приближается), «Эхо»
— проговаривание речевого материала (звуки,
слоги, слова, фразы, предложения)

с изменением:

  • силы голоса;
  • высоты голоса;
  • темпа речи;
  • интонации;

— инсценировка русских народных сказок
«Теремок», «Три медведя», «Колобок»

Чтобы научить ребенка правильно и четко
произносить звуки, ясно и отчетливо выговаривать
слова, прежде всего нужно научить его слышать и
слушать звуки вокруг нас а также речь окружающих.
Умение слышать неречевые звуки, различать их
является базой для развития фонематического
слуха (способностью четко отличать одни речевые
звуки от других). Для этого используют игры и
упражнения на развитие слухового внимания
(умение на слух определять то или иное звучание и
направление звука) и речевого слуха.

Развитие слухового внимания к окружающим
звукам можно обеспечить в быту и на прогулках.
Важно научить ребенка:

Читайте также:  Особенности развития логического мышления ребенка 6 лет

— быстро реагировать на

  • неречевые звуки;
  • имя;
  • речь нормальной громкости и шепотную;

— узнавать, что звучит;
— определять направление звука;
— оценивать;

  • расстояние до источника звучания;
  • интенсивность звучания;
  • длительность звучания;
  • темп звучания.

— понимать значение звуков окружающей среды
— устанавливать связь звуков с другими
свойствами предметов (почему лает собака, гудит
машина и т.д.)

Развитие речевого слуха помогает
воспринимать смысл сказанного. Дети в
повседневной жизни учатся различать:

  • мужской – женский голоса;
  • взрослый – детский;
  • голоса детей группы;
  • речь- пение;
  • хоровое – сольное исполнение;
  • интенсивность речи.

Основой для правильного звукопроизношения
является артикуляционный аппарат (губы,
нижняя челюсть, язык, мягкое небо). Его нужно
готовить к правильному произношению звуков с
помощью артикуляционной гимнастики.
Детям 2-4 лет эта гимнастика помогает обрести
целенаправленность движений языка, способствует
достижению правильного звукопроизношения
малышей. Артикуляционную гимнастику лучше
проводить в игровой форме, в виде сказки 5-7 минут
перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает
его язык.

С трехлетними детьми для укрепления мышц губ,
щек, языка и развития их достаточной подвижности
(движения непроизвольные) проводят такие
упражнения:

  • «птенчики»
  • «лопаточка»
  • «часики»
  • «дудочка»
  • «улыбка»
  • «вкусное варенье»
  • «котенок лакает молоко»
  • «лошадка» и др.

Важны и такие упражнения, как — покашливание

— позевывание;
— пожевывание;
— глотание;
— массаж мочек ушей;

На ранних этапах речевого развития ребенок
заменяет сложные звуки более простыми. Эти звуки:
[И], [Ы], [Т], [Д] помогают овладеть сложными звуками
речи. Для формирования правильного
звукопроизношения необходимо четко, на хорошем
выдохе произносить гласные звуки. Большое
внимание уделяется звукоподражаниям:

— ветер дует, вьюга воет;
— пароход гудит, самолет летит;
— комар звенит;
— водичка бежит;
— листья шуршат и т. д.

Не рекомендуется сюсюкать с детьми, переходить
на детскую, лепетную речь.

Большое внимание в этом возрасте уделяется развитию
активной речи
детей. Активизация речи детей
происходит в процессе непосредственного общения
взрослых с детьми, в играх, совместных действиях.
Необходимо:

  • сопровождать речью все действия ребенка;
  • обговаривать совместную деятельность;
  • задавать вопросы для активизации мыслительной
    деятельности детей;
  • вести с ребенком диалоги;
  • проводить совместные наблюдения;
  • использовать прием поручений;
  • создавать ситуации непонимания;
  • раскрывать мотивацию (зачем моем руки, надеваем
    шапку и т. д.).

Речевое развитие детей зависит от общей и
мелкой моторики и идет параллельно развитию
тонкой мускулатуры пальцев рук.

Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и
разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и
ребенок не может произвести изолированные
движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.

С раннего возраста нужна свобода действий, т.к.
движения сопутствуют развитию речи. Полезны
прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для
развития ловкости рук. Каждый день нужно
делать ребенку массаж кистей рук.

Необходимо уделять внимание развитию мелкой
моторики
. Можно предложить детям:

  • застежки;
  • шнуровки;
  • мозаику;
  • конструктор мелкий;
  • пластилин;
  • обводки;
  • раскрашивание;
  • перебирание круп;
  • нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

Полезны и пальчиковые игры, которые

— благотворно влияют на исправление речи детей;
— совершенствуют память, внимание, мышление;
— готовят руку к письму.

Сначала пальчиковые игры и упражнения
проводятся с помощью взрослого и под его речевое
сопровождение

— на правой руке;
— на левой руке;
— на обеих руках одновременно.

Затем упражнения выполняются на правой и левой
руках поочередно, на обеих одновременно с
речевым сопровождением ребенка.

Развитие речи – это непрерывный процесс. В 3-4
года ребенок активно познает грамматический
строй родного языка, от простых фраз и
предложений переходит к сложным. Он употребляет
слова, обозначающие не только предметы и
действия, но и признаки предметов, их количество.
Словарный запас детей постоянно увеличивается,
но его качественное преобразование происходит с
помощью взрослых. Качественную сторону речевой
деятельности детей формируют взрослые в
процессе общения.

Источник