Логопедическое обследование ребенка от года до 3 лет

Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 2 до 4 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальный язык, двуязычие (если есть) ___

Домашний адрес ___

Дата заполнения речевой карты___

Логопед ___

Анамнез

Мать ___

(возраст при рождении ребенка)

Отец ___ (возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___

___

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

___

От которой по счету беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

___

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: когда принесли кормить ___

как взял грудь ___

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписали из роддома ___

если задержались, то почему ___

Раннее развитие

Голову держит с ___

(в N с 1,5 мес.)

Сидит ___

(в N с 6 мес.)

Стоит ___

(в N с 11-12 мес.)

Ходит ___

(в N с 1 года)

Первые зубы ___

(в N в 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года ___

После года ___

До 3 лет ___

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ___ (в N 2-3 мес.)

Лепет ___

(в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета ___

Первые слова ___

(в N около года)

Первые фразы ___

(в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

___

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2.Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3.Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с3 лет.):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4.Исследование зрительно — пространственного гнозиса праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

— пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

Читайте также:  Ребенок 3 года пукает вонючим

— перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

— медленно покружиться на месте;

— бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

— поймать брошенный мяч;

— подпрыгнуть на двух ногах на месте;

— выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

— пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

— перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

— пройти по положенному на пол шнуру;

— прыгнуть в длину с места;

— переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

«покормить» куколку;

— слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

— уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

— расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

— рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

— рисовать круг, тело человека;

— складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко — слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные: ___

Согласные: ___

[б], [п,] [м] ___

[в,] [ф]___

[д,] [т,] [н] ___

[г,] [к,] [х] ___

[й]___

свистящие ___

шипящие ___

аффрикаты ___

[л,] [л’]___

[р,] [р’] ___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

— поднять брови вверх («удивиться»);

— нахмурить брови («рассердиться»);

— прищурить глаза;

— надуть щеки («толстячок»);

— втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка»«трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

Читайте также:  Ребенку 3 года потеет ночью

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол – стул, косы – козы;

папа – баба, горка – корка;

точка – дочка, миска – мишка.

2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

импрессивной речи

1.Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в)понимание действий:

— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя

экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2.Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол – столы рука – руки

мяч – мячи шар – шары

кукла – куклы глаз — глаза

б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол – столик ложка — …

нос — … кукла — …

дом — … кровать — …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Дата ___

Логопед ___

Консультант врачей –специалистов:

ЛОР ___

___

Невролог___

___

Психолог ___

Источник

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

2 – 3 года

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

Читайте также:  Ребенок 3 года спит с мамой

Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию. Покажи, где:

мышка — мишка _______________________ стол — стул____________________________

баба – папа  ___________________________ крыса – крыша ________________________

Слуховое внимание и понимание инструкций.

Проба

2,1 — 2,6 года

2,7 – 3 года

н.г

к.г

н.г

к.г

«Дай куклу»

«Покорми куклу»

«Возьми мячик»

«Дай мячик кукле»

«Возьми мячик и покатай его»

«Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Воспроизведение звукоподражаний

Пробы

2,1 — 2,6 года

2,7 – 3 года

н.г

к.г

н.г

к.г

1.

Кукла плачет: а-а-а

2.

Мышка пищит: пи-пи-пи

3.

Заблудились в лесу: ау-ау

4.

Корова мычит: му-у

5.

Собака лает: ав-ав

6.

Поезд гудит: у-у-у

7.

Бабушка охает: о-о-о

8.

Ребенок плачет: уа-уа

9.

Кошка мяукает: мяу-мяу

Итог:

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

1. Словарь существительных (активный и пассивный).

Словарь по лексическим темам (60 проб).

Тема

Пробы (назови; покажи)

2,1 – 2,6 г.

2,7 – 3 г.

активный

пассивный

активный

пассивный

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Игрушки

1

Мишка

2

Мячик

3

Кубики

4

Машинка

5

Кукла

6

Зайка

Посуда

7

Тарелка

8

Ложка

9

Вилка

10

Нож

11

Чайник

Овощи

12

Лук

13

Морковь

14

Помидор

15

Огурец

Фрукты

16

Яблоко

17

Груша

18

Слива

19

Банан

20

Апельсин

Домашниеживотные

21

Кошка

22

Собака

23

Корова

24

Свинья

25

Лошадь

Дикиеживотные

26

Заяц

27

Лиса

28

Медведь

29

Еж

30

Волк

Частителачеловека, животных

31

Голова

32

Рука

33

Нога

34

Глаза

35

Нос

36

Ухо

37

Лапа

38

Хвост

Дом.птицы

39

Курица

40

Петух

41

гусь

Одежда

42

Юбка

43

Кофта

44

Платье

45

Носки

46

Рубашка

47

Брюки

48

Куртка

Мебель

49

Диван

50

Кровать

51

Стул

52

Стол

53

Шкаф

Транспорт

54

Машина

55

Автобус

56

Поезд

57

Самолет

58

Пароход

Рас-тения

59

Дерево

60

Цветок

Итог:

Узнавание предметов по назначению

Пробы (назови; покажи)

2,1 – 2,6 г

2,7 – 3 г

активный

пассивный

активный

пассивный

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Из чего мы пьем?

2.

Чем кушаем?

3.

Что мы надеваем?

4.

Чем открываем дверь?

5.

Чем можно играть?

6.

Чем мы причесываемся?

7.

Чем копаем?

8.

На чем можно сидеть?

Итог:

2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

Пробы

(назови; покажи)

2,1 – 2,6 г

2,7 – 3 г

активный

пассивный

активный

пассивный

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

Стоит

2.

Сидит

3.

Лежит

4.

Спит

5.

Идет

6.

Бежит

7.

Пьет

8.

Ест

9.

Играет

10.

Рисует

11.

Плачет

Итог:

2,1 – 2,6 г

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

горячо _____________________________  холодно ________________________________

темно _______________________ светло ____________

4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2,7 – 3 года

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

Тема

Пробы

 (назови; покажи)

Актив

Пассив

Размер

НГ