Логопедическое обследование ребенка 5 лет с заиканием
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные.
Фамилия, имя__________________________________________________________________________
Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________
Диагноз при поступлении ________________________________________________________________
Сведения о семье.
Мать__________________________________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания_____________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________
Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________
Общий анамнез.
Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________
Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________
Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________
После выписки из роддома:
Особенности сна______________________________________________________________________
Особенности бодрствования____________________________________________________________
Особенности грудного вскармливания______________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
До одного года________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
после одного года_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие.
Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________
Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________
С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________
Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________
Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________
излишне заторможен _______________________________________________
Ранее речевое развитие.
Время появления гуления____________ Лепета_________________
Первых слов_________________ Фразы___________________
Особенности речевого развития__________________________________________________
Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________
Возникновение заикания.
Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________
_______________________________________________________________________________________
Как проявилось заикание _________________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
В семье____________________________________________________________________
В общении со сверстниками___________________________________________________
В д/с ______________________________________________________________________
В незнакомой обстановке_____________________________________________________
Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________
Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________
Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________
_____________________________________________________________________________
Состояние дыхания.
Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________
Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________
Состояние просодических компонентов речи.
Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________
_____________________________________________________________________
Характеристика голоса:
Сила голоса________________________ Высота_____________________________
Тембр______________________ Особенности модуляций______________________
Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________
_____________________________________________________________________
Внятность речи______________________________________________________________
Симптоматика заикания.
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.
I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________
Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________
Самостоятельный рассказ_______________________________________________________
Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________
_____________________________________________________________________________
II.
Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________
Локализация судорог:
- Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
- Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
- Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
- Смешанные________________________________________________________________
Степень заикания _____________________________________________________________
III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________
_____________________________________________________________________________
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
1. Моторных__________________________________________________________
а) произвольные ______________________________________________________________
б) непроизвольные ____________________________________________________________
2. Речевых:___________________________________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________
3. Изменение стиля речи________________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________
_____________________________________________________________________________
IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка.
Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________
_____________________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________
– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________
– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________
Другие особенности__________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
1. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________
б) определение направления звука _____________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание цветов __________________________________________________________
б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________
4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:
а) право, лево _______________________________________________________________
б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________
в) складывание разрезных картинок ____________________________________________
г) складывание фигур из палочек:
— по образцу ______________________ — по памяти _________________________
5. исследование общей моторики:
Сила _____________________________ Точность ________________________________
Темп _____________________________ Координация ____________________________
Переключаемость ___________________________________________________________
6. Исследование мелкой моторики:
Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________
Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________
Переключаемость ___________________________________________________________
Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________
Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________
Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________
Звукопроизношение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование речевой моторики.
1. Состояние мимической мускулатуры.
Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________
Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________
Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________
2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)
а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________
в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________
г) переключение от одного движения к другому _________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________
е) точность выполнения ______________________________________________________
ж) длительность удержания заданного положения ________________________________
з) замены движений _________________________________________________________
и) добавочные и лишние движения ____________________________________________
к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________
Исследование звукослоговой структуры слова.
1. Воспроизведение слов:
помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________
температура ________________________ простокваша _________________________
милиционер ________________________ скворечник __________________________
лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________
2. Воспроизведение предложений:
Мальчики слепили снеговика _________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________
Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________
Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).
1. Повторение слогов:
па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________
ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________
ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________
Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________
4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):
__________________________________________________________________________
5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):
___________________________________________________________________________
6. Определение согласного звука
— в начале слова _____________________________________________________________
— в конце слова ______________________________________________________________
— место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________
7. Определение
— последовательности звуков __________________________________________________
— количества звуков __________________________________________________________
— соседей заданного звука _____________________________________________________
— какой по счёту заданный звук ________________________________________________
8. Придумать слово
— с заданным звуком _________________________________________________________
— с заданным количеством звуков ______________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивный словарь).
1. Пассивный словарь:
Объём _____________________________________________________________________
Точность понимания значения слов ____________________________________________
Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.
2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________
а) понимание словосочетаний
— покажи ключом карандаш — где собака хозяина
— покажи карандашом ключ — где хозяин собаки
б) понимание простых предложений: __________________________________________
Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.
в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________
Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?
3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________
Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________
Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).
I. Исследование активного словаря: ______________________________________________
1) Существительные
а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________
б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________
в) части предметов (объектов) _________________________________________________
2) Глагольный словарь
Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________
3) Прилагательные
а) называние цвета __________________________________________________________
б) называние формы _________________________________________________________
4) Подбор антонимов (с 6 лет)
Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________
Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________
II. Состояние словоизменения:
а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа
Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________
Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________
б) существительные в косвенных падежах
У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________
Я рисую _______________
в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)
Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________
Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________
г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):
шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________
д) согласование числительных 2 и 5 с существительными
Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________
Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________
Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________
е) Употребление предлогов ___________________________________________________
III. Состояние словообразования
а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________
Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________
б) называние детёнышей животных
У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________
У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________
в) образование прилагательных от существительных
Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________
Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________
г) образование притяжательных прилагательных
Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________
д) образование приставочных глаголов
Ходит — ______________________________________________________________________
Бежит — ______________________________________________________________________
е) образование глаголов совершенного вида
Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________
Состояние связной речи.
Перессказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Осмотр специалистов:
Дневник логопеда:
Источник
Обязательно ли лечить и может ли оно пройти само?
Проходит ли заикание с возрастом? Если верить статистике, у 89% детей заикание проходит само, остальным же 11% необходима помощь специалистов. Если вы заметили в речи своего ребенка повторение слогов, букв или слов, то не стоит откладывать подход к врачу.
Даже если речевое нарушение пройдет само, нет гарантий возникновения ремиссии. Интересный факт, четыре из пяти заикающихся людей — лица мужского пола.
Считается, что состояние центральной нервной системы у девочек намного стабильнее, поэтому они страдают от данного заболевания намного реже.
Что же касается взрослых? Да, у взрослого человека невротическое заикание вполне может пройти само, без помощи специалиста, но никто не знает, через какой промежуток времени это произойдет. Легче стать на тропу излечения раньше, чем ждать самоизлечения.
Данной болезни следует уделять должное внимание. В случае диагностирования органической формы заикания, необходимо наблюдаться у специалиста и проходить обязательный курс лечения в соответствии с принятыми в науке методами и мерами
Стоит запомнить, что любая форма заикания лечится в любом возрасте. Главное подобрать правильную методику излечения, и приложить немного усилий для достижения поставленной цели.
Возможно ли вылечить навсегда?
Можно ли перестать заикать, как избавиться от заикания раз и навсегда? Нет, навсегда вылечить заикание в принципе нельзя.
Можно адаптироваться к общению с людьми, научиться говорить без запинок и долгих пауз, побороть собственные страхи и комплексы, принимать таблетки, назначенные специалистом, но вылечить заикание навсегда невозможно.
Следует тщательно подойти к выбору врача, практиковаться и улучшать навыки владения речью, приложить определенные усилия, и тогда вы добьетесь значительных речевых улучшений.
Определение места возникновения судорог и их типа
Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.
При голосовом заикании судороги бывают трех видов:
- Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
- Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.
Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.
- Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:
- Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
- Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.
Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:
- Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
- Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
- Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.
Как определить степень заболевания?
Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.
Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.
Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).
Проверка сопутствующих двигательных и речевых нарушений
После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.
Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.
Для этого пациенту нужно:
- вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз,
- сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.
При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.
Основные этапы работы
В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.
Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.
Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.
На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.
На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.
Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.
Способы диагностики
Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:
- медицинского;
- психологического;
- логопедического.
Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.
Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.
Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности
Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.
Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).
Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.
Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.
Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.
Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру
Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения
Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.
Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни
Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.
Основные причины возникновения логоневроза у дошкольников, школьников и взрослых
Специалисты и ученые до сих пор спорят о причинах возникновения недуга у взрослых и детей и к единому выводу так и не пришли.
Однако основными причинами появления данного заболевания принято считать:
- Генетическая предрасположенность. Если у одного из родителя малыша был поставлен диагноз логоневроз, то, вероятнее всего, у ребенка также будет данная форма болезни;
- Состояние нервной системы. Если у человека нестабильное состояние нервной системы, то есть большая вероятность развития нарушения речи;
- Особенности становления речи. Если в детстве ребенок слышал заикание в речи родителей, возможно, с процессом роста ребенка будет развиваться и нарушение речи малыша;
- Психические расстройства.
Это четыре основные причины возникновения заикания у детей и взрослых. На самом деле их намного больше, но подтверждений того, что они верны, нет.
Дифференциальные признаки форм недуга
Неврозоподобное, невротическое
Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).
Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.
Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.
Тахилалия, брадилалия
Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:
Анамнез | Тахилалия | Брадилалия |
Причины | наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС | заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит), |
Симптомы | высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) | замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания |
Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.
Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.
Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.
Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.
Какие существуют методы коррекции?
Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.
Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.
Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).
По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:
- Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
- Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
- Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
- Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
- Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.
Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.
Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.
Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.
Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:
Логоритмические приемы
Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.
Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.
Логопедический массаж
Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.
Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.
Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.
Сбор анамнеза
Анамнез включает в себя следующие сведения:
- состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников,
- анализ общего развития ребенка,
- наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах,
- стрессы и физические травмы в детстве,
- скорость формирования речи,
- условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи),
- психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка),
- наличие заболеваний органов зрения и слуха.
К каким врачам обращаться при подозрении на логоневроз у взрослых и детей?
Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.
Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.
Диагн?