Логопедическое обследование ребенка 5 лет с онр
РЕЧЕВАЯ КАРТА
- Дата поступления ребенка в группу___________________________________________________
- Фамилия, имя______________________________________________________________________
- Возраст ____________________________________________________________________________
- Домашний адрес____________________________________________________________________
- Откуда поступил ребенок____________________________________________________________
- Решение ПМПК_____________________________________________________________________
7. Анамнез:
Беременность _____________________________________________ _____________________________
_______________________________________________________________________________________
Роды__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Послеродовый период_____________________________________________________________________________
Раннее развитие:
Стал держать головку____________сидеть___________ходить__________________________________
_______________________________________________________________________________________
Какие заболевания перенес до года?________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Речевое развитии ребенка:
Гуление___________ лепет____________первые слова ________________________________________
Речь фразой____________________________________________________________________________
8. Слух:_______________________________________________________________________________
9. Зрение:_____________________________________________________________________________
10. Хронич. заболевания:________________________________________________________________
11.Особенности речи родителей, др. родственников:_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ(дыхание, голос, просодика)
Дыхание: норма верхнеключичное, диафрагмальное |
Речевой выдох: норма, укороченный |
Темп: норма, замедленный, ускоренный |
Ритм: норма, дисритмия |
Голос: норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, с носовым оттенком |
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Мимика: | 5 лет | 6 лет |
Поднять брови | ||
Нахмурить брови | ||
Прищурить глаза | ||
Надуть, втянуть щеки | ||
Носогубные складки | ||
Гипомимия | ||
Губы: Улыбка | ||
Трубочка | ||
Улыбка — трубочка | ||
Язык: широкий 5 сек. | ||
Узкий: 5 сек | ||
Кончик языка вверх | ||
вниз | ||
Качели | ||
Цоканье | ||
Часики | ||
Тонус: норма, вялый, гипертонус. Темп: нормальный замедленный, быстрый | ||
Переключаемость: нормальная, замедленная, замены, синкинезии, гиперкинеез, тремор, девиация языка влево – вправо. | ||
Губы: толстые, тонкие, дефекты слева, справа, расщелина, шрамы | ||
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | ||
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный | ||
Твердое небо: высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель | ||
Мягкое небо: влево-вправо девиация, укороченное, раздвоенное, отсутствие | ||
Язык: массивный, маленький, географический, с укороченной подъязычной связкой | ||
Саливация |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА_______________________
СЛОВА и ФРАЗЫ: | 5 лет | 6 лет |
Пуговица | ||
Лекарство | ||
Скворечник | ||
Сковорода | ||
Велосипед | ||
Сквозняк | ||
Сыворотка | * | |
Сухофрукты | * | |
Парикмахер | * | |
Простокваша | * | |
Комбинезон | * | |
Инструменты | * | |
Мальчики слепили снеговика. | ||
Сестрёнка развешивает простыни. | ||
Волосы подстригают в парикмахерской. | ||
Водопроводчик чинит водопровод. | * | |
Регулировщик стоит на перекрёстке. | * | |
Экскурсовод проводит экскурсию. | * |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ__
Звуки | 5 лет | 6 лет |
Б – П — М | ||
В – Ф | ||
Д – Т — Н | ||
Г – К – Х | ||
Й | ||
С | ||
С΄ | ||
З | ||
З΄ | ||
Ц | ||
Ш | ||
Ж | ||
Щ | ||
Ч | ||
Л | ||
Л΄ | ||
Р | ||
Р΄ | ||
гласные |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
Слоги | 5 лет | 6 лет | 6 лет |
БА-ПА-БА | СА-ША-СА | ||
ПА-БА-БА | ША-СА-ША | ||
ДА-ТА-ДА | СА-ЦА-СА | ||
ТА-ДА-ТА | ЦА-СА-ЦА | ||
ГА-КА-ГА | ЧА-ТЯ-ЧА | ||
КА-ГА-КА | ТЯ-ЧА-ТЯ | ||
ЗА-СА-ЗА | ША-ЖА-ША | ||
СА-ЗА-СА | ЖА-ША-ЖА | ||
ТА-ТЯ-ТА | ЛА-ЛЯ-ЛА | ||
ТЯ-ТА-ТЯ | ЛЯ-ЛА-ЛЯ | ||
ЩА-СЯ-ЩА | |||
СЯ-ЩА-СЯ |
- Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Показать картинки | 5 лет | 6 лет |
Не смешиваемые в произношении: | ||
Уточка-удочка | ||
Мышка-мишка | ||
Бочка — почка | ||
Катушка-кадушка | ||
Корка-горка | ||
Мышка-мошка | * | |
Пашня-башня | * | |
Сова-софа | * | |
Крот-грот | * | |
смешиваемые в произношении: | ||
Коса-коза | ||
Миска – мишка | ||
Речка-редька | ||
Свет — цвет | ||
Чёлка-щёлка | ||
Рейка — лейка | ||
Лук-люк | * | |
Марка – майка | * | |
Ель-гель | * | |
Плач — плащ | * |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Задание | 5 лет | 6 лет |
Определение наличия звука «Р» в ряду звуков | ||
в слове: майка, шапка, рыба, корова | ||
Выделение начального ударного гласного в слове:(8) Аня,аист,осы,Оля,утка,уши,Ира,иглы | ||
Выделение конечного согласного в слове: кот, сом, суп, лимон, мох, сок (6) | ||
Выделение начального согласного в слове: мост,банка,пол,тапки,дом,нос,вода,фартук,кот,год,хлеб(11) | ||
Определение последовательности звуков в слове: ток, дом, вата, дубы (4) | ||
Определение количества звуков в слове: бык, ваза, ком, банан (4) | ||
Составь слово из звуков: К-О-Т, В-О-Д-А, Л-О-Д-К-А | ||
Владение слоговым чтением |
СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Пассивный словарь
Объём словаря | 5 лет | 6 лет |
Соответствует возрастной норме | ||
Приближен к возрастной норме | ||
Ниже возрастной нормы |
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
- Выполнение инструкций (хлопни руками над головой________________________,
вытяни руки вперёд__________________________________________________________)
- Понимание предлогов ( на_____/_____, под_______/________, за______/______,
в_______/________, перед_______/________)
- Понимание рода_________________________________________________________
- Понимание числа________________________________________________________
- Понимание предложн. конструкций:________________________________________
5 лет: «Покажи мамину дочку. Дочкину маму»
6 лет:» Женя потерял мишку, которого взял у Вали. Чей был мишка?»
«Лошадь обогнала осла. Кто впереди? Кто отстал?»
Исследование состояния экспрессивной речи
Конкретные существительные: (не менее 5 слов)
Лексические темы | 5 лет | 6 лет |
«Игрушки» | ||
«Посуда» | ||
«Одежда» | ||
«Обувь» | ||
«Мебель» | ||
«Овощи» | ||
«Фрукты» | ||
«Домашние животные» | ||
«Дикие животные» | ||
«Транспорт» | * | |
«Ягоды» | * | |
«Птицы» | * | |
«Насекомые» | * |
Названия частей тела и предметов :
5 лет | 6 лет | 5 лет | 6 лет |
Ноги | Сиденье | ||
Руки | Спинка | ||
Голова | ножки | ||
Глаза | Рукав | ||
Уши | Воротник | ||
Нос | Пуговица | ||
Рот | Молния | * | |
Шея | Петля | * | |
Живот | Кузов | ||
Грудь | Колёса | ||
Локоть | * | Кабина | |
Ладонь | * | Руль | |
Затылок | * | Фары | * |
Висок | * | Мотор | * |
Обобщающие понятия:
Назвать одним словом | 5 лет | 6 лет |
Мяч, кукла, машинка | ||
Чашка, тарелка, ложка | ||
Футболка, куртка, шорты | ||
Тапки, сапоги, ботинки | ||
Стол, стул, шкаф | ||
Яблоко, банан, апельсин | ||
Огурец, помидор, морковь | ||
Кошка, собака, свинья | ||
Волк, лиса, заяц | ||
Автобус, самолёт, пароход | * | |
Ворона, сова, воробей | * | |
Клубника, смородина, малина | * | |
Муха, комар, бабочка | * | |
Роза, ромашка, тюльпан | * | |
Берёза, дуб, ель | * |
Антонимы (с 6 лет):
друг | добро |
горе | горячий |
лёгкий | длинный |
давать | поднимать |
Предикативный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 5 лет | 6 лет |
Как передвигается: птица | ||
рыба | ||
змея | ||
лягушка | ||
человек | ||
Как подают голос: кошка | ||
собака | ||
корова | ||
петух | ||
ворона | * | |
кукушка | * | |
лошадь | * | |
овца | * | |
волк | * | |
Что делает : врач | * | |
учитель | * | |
продавец | * | |
повар | * | |
швея | * |
- Атрибутивный словарь
параметры | |
5 лет | 6 лет |
Красный | |
Синий | |
Зелёный | |
Жёлтый | |
Белый | |
Чёрный | |
Оранжевый | |
Голубой | |
Фиолетовый | * |
Розовый | * |
Коричневый | * |
Серый | * |
Солнце круглое | |
Печенье квадратная | |
косынка треугольная | |
Огурец овальный | |
Руль круглый | * |
Окно квадратное | * |
флажок треугольный | * |
слива овальная | * |
Одеяло прямоугольное | * |
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ___________________________________________
Актив | 5 лет | 6 лет |
Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и мн. числа | Стол-столы | |
Кот- | ||
Дом- | ||
Кукла- | ||
Рука- | ||
Окно- | ||
Рот- | ||
Лев- | ||
Река- | ||
Ухо- | ||
Кольцо- | ||
Глаз- | * | |
Лист- | * | |
Стул- | * | |
Дерево- | * | |
Пень- | * | |
Воробей- | * | |
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога | Нет карандаша | |
Я рисую…. | ||
Думаю о … | ||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Шар- шаров | |
Ключ- | ||
Берёза- | ||
Ложка- | ||
Окно- | ||
Карандаш- | * | |
Лист- | * | |
Книга- | * | |
Вилка- | * | |
Ведро- | * | |
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов | он | |
она | ||
оно | ||
они | ||
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительными | Кот | |
Машина | ||
Мяч | ||
Роза | ||
Окно | ||
Пень | * | |
Воробей | * | |
Книга | * | |
Ведро | * |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ______________________________________________________________
Актив | 5 лет | 6 лет |
Образование уменьшительно-ласкательных форм | Стол | |
Чашка | ||
Сумка | ||
Ведро | ||
Замок | ||
Носок | ||
Лента | ||
Окно | ||
Палец | * | |
Изба | * | |
Крыльцо | * | |
Кресло | * | |
Образование названий детенышей животных | У кошки | |
У лисы | ||
У утки | ||
У слона | ||
У зайца | ||
У волка | ||
У белки | ||
У козы | ||
У медведя | * | |
У бобра | * | |
У барсука | * | |
У собаки | * | |
У коровы | * | |
Образование относительных прилагательных от существительных. Из чего сделано? (с 6 лет) | Дерево | * |
Стекло | * | |
Солома | * | |
Кирпич | * | |
Мех | * | |
Шерсть | * | |
Резина | * | |
Снег | * | |
Металл | * | |
Яблоки | * | |
Обр-е притяжательных прилагательных от существительных (с 6 лет) | Очки бабушки | * |
Туфли мамы | * | |
Усы кошки | * | |
Хвост лисы | * | |
Берлога медведя | * | |
Гребень петуха | * | |
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик? (с 6 лет) | Выходит | * |
Подходит | * | |
Переходит | * | |
Обходит | * | |
Входит | * | |
Отходит | * |
Употребление предложно-падежных конструкций
Предлог | 5 лет | 6 лет |
НА | ||
В | ||
У | ||
ЗА | ||
ПО | ||
ПОД | ||
НАД | — | |
ИЗ | — | |
С | — | |
ИЗ-ПОД | — | |
ИЗ-ЗА | — |
Состояние связной речи
5 лет:
Пересказ «Рыбалка»: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. __
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет :
Составление рассказа по серии картинок________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики:
Постоять на одной ноге (попеременно)__________________________________________________
Попрыгать на двух ногах______________________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно)_________________________________________________
Постоять на цыпочках________________________________________________________________
Присесть, руки в стороны______________________________________________________________
Выводы:____________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики, ведущая рука:_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера: (активен/пассивен, деятелен/инертен, работает с удовольствием/из подчинения взрослому, неадекватное поведение, избалованность, конфликтность, колебания настроения, агрессивность)_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Слуховое восприятие(Дифференциация звучащих игрушек, Определение направления источника звука) ______________________________________________________________________________________
2.Восприятие и воспроизведение ритма: _______________________________________________________________________________________
3.Сенсорные представления:______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4.Ориентировка в пространстве:___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
5.Ориентировка во времени:______________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
6.Конструирование(разрезные картинки, палочки)___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
7.Память:______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8.Внимание,работоспособность:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
9.Мышление:
а) классификация предметов____________________________________________________________
б) выделение «4-го лишнего» ___________________________________________________________
в) способность к логическому мышлению__________________________________________________
г)счетные операции_____________________________________________________________________
Логопедическое заключение
5 лет ______
______________________________________________________________
Дата Логопед________________________________
6 лет _______
_______________________________________________________________
Дата Логопед________________________________
Характеристика речевого развития
ФИО________________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Анамнез_____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата__________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Показатели психического развития______________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние словаря____________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Характеристика грамматического строя речи______________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние связной речи_______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа____________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Характеристика фонетической стороны речи_____________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Логопедическое заключение___________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Логопед________________________ Дата_________________________
Источник
Логопедическое обследование детей с ОНР
Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы: данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.
На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.
Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
— где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
— проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
— проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
— проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
— проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)
Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
— подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
— также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
— картинка для называния частей тела(слайд 32)
— подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
— слов — синонимов (слайды 35,36)
Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
— состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
— «Назови первый звук в слове сок …»
— «Назови последний звук в слове мак…»
— «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
— «Определи последовательность звуков в слове сом»
— «Определи количество звуков в слове рак»
— «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.
Презентация на тему: Обследование речи детей
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов
Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Источник