Логопедическое обследование ребенка 5 лет при заикании

Обязательно ли лечить и может ли оно пройти само?
Проходит ли заикание с возрастом? Если верить статистике, у 89% детей заикание проходит само, остальным же 11% необходима помощь специалистов. Если вы заметили в речи своего ребенка повторение слогов, букв или слов, то не стоит откладывать подход к врачу.
Даже если речевое нарушение пройдет само, нет гарантий возникновения ремиссии. Интересный факт, четыре из пяти заикающихся людей — лица мужского пола.
Считается, что состояние центральной нервной системы у девочек намного стабильнее, поэтому они страдают от данного заболевания намного реже.
Что же касается взрослых? Да, у взрослого человека невротическое заикание вполне может пройти само, без помощи специалиста, но никто не знает, через какой промежуток времени это произойдет. Легче стать на тропу излечения раньше, чем ждать самоизлечения.
Данной болезни следует уделять должное внимание. В случае диагностирования органической формы заикания, необходимо наблюдаться у специалиста и проходить обязательный курс лечения в соответствии с принятыми в науке методами и мерами
Стоит запомнить, что любая форма заикания лечится в любом возрасте. Главное подобрать правильную методику излечения, и приложить немного усилий для достижения поставленной цели.
Возможно ли вылечить навсегда?
Можно ли перестать заикать, как избавиться от заикания раз и навсегда? Нет, навсегда вылечить заикание в принципе нельзя.
Можно адаптироваться к общению с людьми, научиться говорить без запинок и долгих пауз, побороть собственные страхи и комплексы, принимать таблетки, назначенные специалистом, но вылечить заикание навсегда невозможно.
Следует тщательно подойти к выбору врача, практиковаться и улучшать навыки владения речью, приложить определенные усилия, и тогда вы добьетесь значительных речевых улучшений.
Определение места возникновения судорог и их типа
Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.
При голосовом заикании судороги бывают трех видов:
- Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
- Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.
Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.
- Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:
- Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
- Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.
Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:
- Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
- Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
- Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.
Как определить степень заболевания?
Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.
Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.
Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).
Проверка сопутствующих двигательных и речевых нарушений
После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.
Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.
Для этого пациенту нужно:
- вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз,
- сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.
При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.
Основные этапы работы
В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.
Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.
Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.
На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.
На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.
Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.
Способы диагностики
Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:
- медицинского;
- психологического;
- логопедического.
Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.
Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.
Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности
Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.
Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).
Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.
Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.
Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.
Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру
Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения
Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.
Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни
Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.
Основные причины возникновения логоневроза у дошкольников, школьников и взрослых
Специалисты и ученые до сих пор спорят о причинах возникновения недуга у взрослых и детей и к единому выводу так и не пришли.
Однако основными причинами появления данного заболевания принято считать:
- Генетическая предрасположенность. Если у одного из родителя малыша был поставлен диагноз логоневроз, то, вероятнее всего, у ребенка также будет данная форма болезни;
- Состояние нервной системы. Если у человека нестабильное состояние нервной системы, то есть большая вероятность развития нарушения речи;
- Особенности становления речи. Если в детстве ребенок слышал заикание в речи родителей, возможно, с процессом роста ребенка будет развиваться и нарушение речи малыша;
- Психические расстройства.
Это четыре основные причины возникновения заикания у детей и взрослых. На самом деле их намного больше, но подтверждений того, что они верны, нет.
Дифференциальные признаки форм недуга
Неврозоподобное, невротическое
Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).
Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.
Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.
Тахилалия, брадилалия
Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:
Анамнез | Тахилалия | Брадилалия |
Причины | наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС | заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит), |
Симптомы | высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) | замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания |
Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.
Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.
Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.
Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.
Какие существуют методы коррекции?
Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.
Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.
Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).
По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:
- Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
- Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
- Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
- Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
- Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.
Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.
Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.
Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.
Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:
Логоритмические приемы
Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.
Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.
Логопедический массаж
Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.
Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.
Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.
Сбор анамнеза
Анамнез включает в себя следующие сведения:
- состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников,
- анализ общего развития ребенка,
- наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах,
- стрессы и физические травмы в детстве,
- скорость формирования речи,
- условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи),
- психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка),
- наличие заболеваний органов зрения и слуха.
К каким врачам обращаться при подозрении на логоневроз у взрослых и детей?
Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.
Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.
Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.
Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.
На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.
Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.
Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.
При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.
Какие еще специалисты могут потребоваться для консультаций?
Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.
При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.
Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.
Источник
Логопедическая диагностика
заикающегося ребенка
Подготовила:
Павленко Ю.Ю.,
учитель-логопед МАДОУ №8
г. Северодвинск
2016 г.
I. Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания
Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучается ребенок (дома, в детском саду, в детском доме, в общеобразовательной или специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с липами с речевой патологией, наличие двуязычия), культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гипо-гиперопека, перегрузки ребенка различного рода впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту речи ребенка), каковы жалобы родителей (воспитателей, специалистов ДОУ) и какие меры принимались для устранения речевого дефекта.
II. Сбор анамнестических сведений
Анамнестические сведения включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников заикающегося.
Уточняются вопросы протекания беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболевании, акушерских манипуляций и т. п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особое внимание уделяется сведениям о раннем речевом и моторном развитии ребенка (темп развития — в срок, замедленный или ускоренный; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз). Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации.
III. Объективные данные
Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) по заключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитии ребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности из характеристик воспитателя или учителя.
IV. Объективные данные о состоянии речи
1. Общая характеристика речи.
Темп, внятность.
2. Строение артикуляционного аппарата.
При выяснении отклонений в строении артикуляционного аппарата проверяются все его отделы: губы, зубы, челюсти, язык, небо.
3. Фонетическая сторона речи.
Обследование звуков речи начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах, предложениях.
Обращается внимание на то, как произносится звук: самостоятельно или по словесной инструкции логопеда с привлечением внимания к звуку. Ребенку предлагаются картинки с предметами, в названиях которых встречаются исследуемые звуки. Регистрируется качественная сторона каждого дефекта: искажение, замена, смешение. Обследуется произношение многосложных слов.
4. Просодическая сторона речи.
Обследование голоса и интонации направлено на выяснение следующих характеристик:
• сила голоса (тихий—громкий);
• звучание голоса (звонкий—глухой). Интонация оценивалась по мелодике голоса, темпу речи, паузам, логическому ударению;
• мелодика (умеет ли ребенок повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);
• темп (нормальный—замедленный—ускоренный);
• ритм (равномерно идет чередование ударных и безударных слогов);
• паузы (логически обоснованы—необоснованы);
• логическое ударение (умение выделять слова во фразе 1 путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения);
• речевое дыхание (координация дыхания и фонации, длительность фонационного выдоха).
Для оценки просодической стороны речи детям предлагается прочитать любое знакомое стихотворение, а также голос и интонация оценивается в процессе всего логопедического обследования.
5. Фонематическое восприятие.
Для исследования фонематического восприятия звуки дифференцируются попарно (твердые—мягкие; глухие—звонкие; свистящие—шипящие, соноры) в специальных заданиях.
Отмечается, являются ли трудности различения звуков следствием их неправильного произношения.
6. Звуковой анализ и синтез слова.
При обследовании даются задания на определение места гласного или согласного звука в слове, общего количества звуков, определение порядка звуков в слове, угадывание слова по названным звукам.
7. Понимание обращенной речи.
Для выявления особенностей понимания обращенной речи детям предлагается выполнить словесные инструкции различной степени сложности: двух- и трехступенчатые инструкции, где выполнение одного действия связано с другим; последовательные инструкции, где выполнение одного действия не связано с другим.
В процессе обследования понимания обращенной речи учитывается, как ребенок выполняет инструкции: с первого раза или после повторного предъявления, короткий или длительный период времени нужен был ребенку, чтобы понять задание и выполнить его.
8. Словарный запас.
При обследовании качества и объема пассивного словаря детям предлагаются предметные и сюжетные картинки. Ребенку дается инструкция показать те или иные картинки. Выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета или действия. Для исследования объема и качества активного словаря используются задания на подбор обобщающих понятий, антонимов, эпитетов, объяснение назначений предметов и т. п.
9. Грамматический строй речи.
Для получения характеристики грамматического строя речи обследуются навыки предложно-падежного управления, использования в самостоятельной речи простых и сложных предлогов, изменения грамматических категорий по числам и родам, согласования различных частей речи, умение пользоваться способами словообразования.
10. Связная речь.
Для обследования связной речи детям предлагаются следующие виды заданий:
а) пересказать прослушанный текст;
Перед чтением текста дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание текста. Текст читается логопедом дважды. После повторного чтения ребенку предлагается пересказать текст как можно подробнее. Если ребенок испытывает затруднения в процессе воспроизведения текста (делает длительные паузы или отказывается от пересказа), логопед может оказать ему помощь в виде последовательного использования наводящих и уточняющих вопросов.
Для правильной интерпретации содержания текста используются контрольные вопросы, с помощью которых выясняется понимание ребенком содержания и открытого смысла рассказа.
б) составить рассказ по серии сюжетных картинок;
Детям предлагается расположить картинки в соответствии с логической последовательностью изображенных на них событий и составить рассказ, используя в качестве наглядного высказывания последовательность разложенных картинок. Если ребенок испытывает затруднения в расположении наглядного материала, логопед должен помочь ему расположить картинки в правильной последовательности. Во время беседы по содержанию картинок логопед выясняет понимание ребенком изображенных на картинках событий.
в) описание сюжетной картинки;
При затруднениях описания сюжетной картинки даются наводящие вопросы, в которых используются опорные слова и проверяется понимание сюжета, изображенного на картинке.
V. Характеристика проявления заикания
Из беседы с родителями выясняется:
— когда возникло заикание или появились первые его признаки, как внешне выражалось, какие предполагаемые причины могли его вызвать;
— каково течение заикания (постоянное, рецидивирующее, прогрессирующее, волнообразное);
— меняется ли речь в течение суток, года.
Родители или сам ребенок старшего возраста должны описать ситуации, вызывающие резкое ухудшение речи.
Для выявления степени тяжести проявления заикания детям предлагается набор стандартных речевых проб, выполнение которых предполагает демонстрацию речи различной степени самостоятельности и сложности:
1. проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом;
2. повторение нескольких слов, фразы;
3. называние предмета по картинке;
4. называние предмета по наглядной опоре;
5. называние предмета без наглядной опоры;
6. чтение наизусть стихотворения;
7. описание сюжетной картинки по вопросам логопеда;
8. ответы на вопросы;
9. пересказ трех-четырех предложений;
10. рассказ из личного опыта.
Проба №1 соответствует сопряженной форме речи. Проба №2 — отраженной форме речи. Пробы №3—5 и №7—8 — вопросно-ответной форме речи различной степени сложности от элементарной (№ 3—5) до сложной развернутой (№7—8). Проба №6 соответствует заученной стихотворной монологической речи. Проба № 9 — монологической речи в форме пересказа. Проба № 10 соответствует спонтанной монологической речи.
Степень тяжести заикания условно определяется частотой и выраженностью проявления судорог, а также наличием сопутствующих движений в зависимости от формы речевого высказывания:
• тяжелая степень проявления заикания: появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи (пробы № 1—2):,
• средняя степень: появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи (пробы № 3—5, №6, № 7—8);
• легкая степень: появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи (пробы N 8—10).
В процессе речевого обследования определяется симптоматика заикания:
• на слух или зрительно выявляются место локализации судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и их форма (клонические, тонические, смешанные);
• частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения);
• наличие непреднамеренных пауз, их количество и место в высказывании;
• наличие «трудных» звуков;
• наличие сопутствующих двигательных движений, которые могут выражаться судорогами, тиками, непроизвольными движениями, и «уловочных», защитных (произвольные — покачивание головой в такт речи);
• наличие эмболофразии (лишние слова, которые не несут лексического наполнения — э-э-э, ну вот, это самое и т. п.);
• наличие логофобии;
• наличие вегетативных реакций в процессе речевого общения (жар, холод, дрожь, учащение сердцебиения, потливость).
У родителей выясняются причины, вызывающие и усиливающие заикание ребенка: болезнь, неприятные переживания, стрессовая ситуация, волнение, связанное с речью и т. д.
VI. Особенности речевого общения
Отмечается своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения, активность и инициативность в процессе общения.
Так же выявляются ситуации речевого общения, облегчающие или усугубляющие индивидуальные коммуникативные затруднения: внешние отвлекающие факторы, речь наедине с собой, в спокойной семейной обстановке, в напряженной семейной обстановке, в конфликтных ситуациях, разговор с друзьями, речь в присутствии группы людей, по телефону и т. д.
VIII. Особенности личности иэмоционально-волевой сферы
Выявляются из беседы с родителями, характеристик педагогов, в процессе непосредственного обследования. Отмечаются:
— характеристики общего поведения (контактность, инициативность в общении, повышенная возбудимость или заторможенность, решительность);
— характерологические особенности (конфликтность, задиристость, доброта, аккуратность, агрессивность и др.);
— особенности психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления).
Особое внимание уделяется определению степени фиксации ребенка на своей речевом дефекте,его отношению к своему речевому дефекту.
Отношение ребенка к своему дефекту может быть:
— безразличным (не замечает своего дефекта речи);
— умеренным (осознает свой речевой недостаток, но нет постоянного тягостного чувства неполноценности);
— с выраженной степенью болезненной фиксации на своем речевом дефекте (постоянная болезненная фиксированность на своей речевой неполноценности).
Обращается внимание на наличие содружественных движений.
Источник