Логопедическое обследование ребенка 2 года
1. Исследование фонематической стороны речи
- Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
- Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
2. Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
- Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
- Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
- Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
- Понимание действий.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
- Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
- Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
- Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
- Назови существительные
Игрушки | Одежда | Части тела | Посуда |
Машина | Шапка | Нос | Чашка |
Кукла | Платье | Уши | Ложка |
Пирамида | Брюки | Глаза | Тарелка |
Мишка | Юбка | Рот | Вилка |
Мяч | Шарф | Волосы | Нож |
- Глаголы (вопросы по картинкам)
— Что делает?
— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
- Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(~)
Вышивает, вяжет, шьет
- Прилагательные
- По картинкам назвать
- Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.
5. Исследование грамматического строя
экспрессивной речи (активной)
Обследуется при наличии фразовой речи.
- Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
- Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
- Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика
- Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
6. Состояние связной речи
Обследуется при наличии фразовой речи:
- перессказ рассказа;
- составление рассказа по картинке.
_________________________________________________
7. Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
- Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
кукла плачет – а-а-а…,
ребенок плачет – уа-уа-уа…,
поезд гудит – у-у-у…,
ослик кричит – иа-иа-иа…,
мышка пищит – и-и-и…,
кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
- Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
8. Состояние звукопроизношения
Гласные___________________________________________
Согласные_________________________________________
б, п, м_____________________________________
в, ф______________________________________
д, т, м_____________________________________
г, х, к_____________________________________
й________________________________________
- Свистящие__________________________________________
- Шипящие__________________________________________
- Аффрикаты________________________________________
л,р______________________________________
р,р______________________________________
9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
- Челюсти.
- Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
- Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
10. Состояние речевоймоторики
- Состояние мимической мускулатуры:
- Поднять брови вверх (удивиться).
- Нахмурить брови (рассердиться).
- Прищурить глаза.
- Надуть щеки (толстячок).
- Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
- Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
- Губы –улыбка –трубочка.
- Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
- Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)
Характеристика голоса.
- Громкость (нормальный, тихий, громкий).
- Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
- Атака голоса (мягкая, твердая).
- Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).
- Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
- Ритм (нормальный, аритмия).
- Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
- Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Заключение___________________________________________________________________
Источник
Логопедическое обследования ребенка 2-3 года жизни
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 1 мес. — 1 год. 3 мес.
1.Понимание названий окружающих предметов (три-четыре игрушки):
Где машина,часы, мячик, собака?______________________________________________
Где штаны, шапка, ботинки, платье?____________________________________________
2.Понимание действий:
Дай мяч____________________________________________________________________
Покорми куклу_____________________________________________________________
Положи куклу _______________________________________________________________
3.Ориентируется в комнате:
Найди часы________________________________________________________________
Подойди к столу____________________________________________________________
4.Активная речь:
лепетные слова____________________________________________________________
звукоподражания___________________________________________________________
облегченные слова__________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 4 мес. — 1 год. 6 мес.
1.Понимание речи:
Обобщение предметов по существенным признакам в понимании речи:
Покажи, где игрушки________________________________________________________
Покажи , где посуда_____________________________________________________________
2.Понимание предлогов в,на:
Спрячь машинку в коробку ___________________________________________________
Поставь машинку на коробку _________________________________________________
3.Слуховое внимание и фонематический слух (неречевые звуки):___________________
Покажи, что звучит часы, поезд, машина________________________________________
4.Активная речь:
лепетные слова_____________________________________________________________
звукоподражания___________________________________________________________
облегченные слова__________________________________________________________
слова______________________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 7 мес. — 1 год. 9 мес.
1.Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке «Дети поливают цветы» :______________________________________________________________________________
2.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под»:
Спрячь машинку под коробку__________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа:
Покажи, где машина и машины_______________________________________________
Покажи, где кукла и куклы____________________________________________________
Покажи, где мяч и мячи_____________________________________________________
4.Понимание слов-действий:
Покажи, где рисует, поливает, моет, прыгает, кормит
______________________________________________________________________
5.Понимание слов с уменшительно-ласкательным суффиксом:
Покажи, где мячик, домик, машинка ______________________________________ _______________________________________________________________________
6.Слуховое внимание и фонематический слух (различение речевых звуков):
гласные звуки__________________________________________________________________
согласные звуки_______________________________________________________________
7.Активная речь:
полные слова______________________________________________________________
образцы двухсловных предложений __________________________________________
характер аграмматизма в предложении_________________________________________
8.Слоговая структура:
употребление односложных слов____________________________________________
употребление двухсложных слов____________________________________________
9.Звуковая сторона слова:
гласные звуки_______________________________________________________________
согласные звуки____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 10мес. — 2 года
1.Понимание короткого рассказа без показа, бывшего в опыте ребенка:
___________________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «у», «с»:
Поставь машинку у дома ________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа глагола:
Покажи, где едут машины — едет машина_____________________________________
Покажи, где летят самолеты — летит самолет__________________________________
4.Слуховое внимание и фонематический слух — различение высоты голоса
Игра «Тихо-громко»: _________________________________________________________
5.Активная речь:
пользуется трехсложным предложением, употребляя прилагательные и местоимения
_____________________________________________________________________________
характер аграмматизма_________________________________________________________
употребление винительного падежа___________________________________________
употребление предложного падежа слов уменьшительно-ласкательной формы
__________________________________________________________________________
употребление винительного падежа множественного числа с окончанием»ы» и «и»
__________________________________________________________________________
6.Слоговая структура слова:
употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, сапоги
_________________________________________________________________________
7.Звуковая сторона речи:
гласные звуки____________________________________________________________
согласные звуки___________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 года 1мес. — 2 года 6 мес.
1.Понимание слов , обозначающие предметы, действия,признаки:________________________________________________________________________
2.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «за», «по», «до», «над»:
__________________________________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа прилагательного:
Покажи, где маленький мяч и маленькие мячи _____________________________________
Покажи, где красное яблако и красные яблаки____________________________________
4.Понимание настоящего и прошедшеге времени глагола:
Покажи, где мальчик нарисовал?_______________________________________________
Покажи, где мальчик рисует?____________________________________________________
5.Слуховое внимание и фонематический слух , разлечение слов близких по звучанию: Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________
Покажи, где стол и стул______________________________________________________
Покажи, где коза и коса____________________________________________________
6.Активная речь:
пользуется многословным предложением______________________________________
характер аграмматизма_____________________________________________________
употребление родительного падежа___________________________________________
употребление дательного падежа_____________________________________________
употребление творительного падежа___________________________________________
употребление единственного и множественного числа существительного ___________________________________________________________________________
употребление возратных глаголов_____________________________________________
употребление единственного и множественного числа глаголов
_________________________________________________________________________
появляются вопросы__________________________________________________________
7.Слоговая структура слова:
употребление двухсложных слов (лимон)_______________________________________
8.Звуковая сторона слова:
гласные звуки_______________________________________________________________
согласные звуки_____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 год 7 мес. — 3 года
1.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «через», «около», «перед»:
Встань перед стулом________________________________________________________
Встань около стола__________________________________________________________
Перепрыгни через веревочку_________________________________________________
2.Понимание слов с суффиксом увеличительности:
Покажи, где дом — домище______________________________________________________
Покажи, где дуб — дубище_____________________________________________________
_
3.Понимание префиксальных отношений:
Где, машина уехала- приехала____________________________________________________
где девочка входит-выходит____________________________________________________
4.Слуховое внимание и фонематический слух :
Покажи, где уточка и удочка____________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________
5.Активная речь:
Употребления сложных придаточных предложений
_________________________________________________________________________
Появления вопросов: почему? когда?
___________________________________________________________________________
6.Усвоения частей речи:
существительные____________________________________________________________
глаголы___________________________________________________________________
прилагательные, наречия, местоимения________________________________________
числительные______________________________________________________________
предлоги__________________________________________________________________
союзы___________________________________________________________________
употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного:
___________________________________________________________________________
7.Слоговая структура слова:
употребление слов со стечением согласных (вилка, чашка, мишка, зайка)
__________________________________________________________________________
8.Звуковая сторона слова:
гласные звуки______________________________________________________________
согласные звуки_____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Источник
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Нарушение предпосылок формирования речи у детей раннего возраста -это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка раннего возраста нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу и таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).
Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес. 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес. 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес. 1 год 10 мес. — 2 года, а на 3-м году — в пределах полугодия: 2 года I мес. — 2 года 6 мес. 2 года 7 мес. — 3 года.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания. зажмуривания . Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.
Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).
Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.
Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.
Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го годов жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у него совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес он начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.
На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку) и будущем ( куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке). Он может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.
В разделе «Активная речь» отмечается возрастная сформированность лсксико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.
Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.
Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит». «Угадай, кто тебя позвал».
При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.
В разделе «Мелкая моторика рук» отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения.
Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и отставание в развитии.
Источник