Логопедическое обследование ребенка 1 год
Ю.А. Разенкова «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни — это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка 1-го года жизни нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу на 1-м году жизни ребенка и, таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
Предлагаемая методика основывается на комплексном изучении ребенка 1-го года жизни: оценка его доречевых и предречевых возможностей проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств. Это определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в условиях патологии. Поэтому комплексное обследование проводится на основе диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии (анализ выписок из истории развития, из истории болезни и т.д.), а также данных наблюдения и обследования ребенка.
Общий осмотр необходимо начинать с наблюдения за ребенком в период бодрствования в кроватке, манеже и т.д., не привлекая к себе его внимание. Это дает возможность оценить положение тела ребенка, его поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения.
Затем обращают внимание на форму черепа младенца в целом и соотношение величины мозговой и лицевой частей черепа. У новорожденных форма черепа может быть самой разнообразной, что связано с ее временной деформацией при прохождении родовых путей, но обычно преобладает брахицефалическая. Деформация головы, связанная с родами, через 2-3 нед. исчезает. Редко череп имеет башенную форму. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой особенно выражено. При микроцефалии, наоборот, преобладают размеры лицевой части черепа.
Необходимо отметить также наличие черепно-лицевых асимметрий. Асимметрия костей мозгового и лицевого черепа может быть конституциональным признаком, а может быть обусловлена и дизэмбриогенезом (Табл.).
Таблица. Основные дизэмбриогенетические стигмы
Локализация | Характер аномалии |
---|---|
Череп | Форма черепа микроцефальная, гидроцефальная брахицефалическая, долихоцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков. |
Лицо | Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок. |
Глаза | Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихназ(двойной рост ресниц) колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков. |
Уши | Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низкорасположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки. |
Рот | Микростомия, макростомия, “карпий рот”, высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык. |
Шея | Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки. |
Туловище | Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи. |
Кисти | Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый 5-ый палец, искривление всех пальцев. |
Стопы | Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга. |
Половые органы | Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора. |
Кожа | Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы. |
О нормальной иннервации мимической мускулатуры свидетельствуют симметрия глазных щелей и складок на лице как в спокойном состоянии, так и при крике, симметричное смыкание век, плотное захватывание соска, соски.
При парезах и параличах мимической мускулатуры наблюдается комплекс симптомов: расширение глазной щели — лагофтальм; при крике, когда ребенок пытается зажмурить веки, глазные яблоки смещаются вверх, а глазная щель остается несомкнутой и видна белковая оболочка под радужкой — феномен Белла, один угол рта может быть опущен, одна носогубная складка может быть выражена больше другой. Во время крика отмечается неравномерность образования складок на лбу, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватывание соски, подтекание пищи из угла рта. Все это может свидетельствовать о периферическом поражении лицевого нерва. При центральном поражении лицевого нерва лагофтальм и феномен Белла отсутствуют, наблюдается сглаженность носогубной складки, при крике рот перетягивается в сторону более глубокой складки. Тонус мимических мышц, как и наличие или отсутствие пареза и паралича определяется логопедом при совместном с невропатологом осмотре ребенка.
Исследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, положения в покое при общем симметричном положении тела ребенка, оценку непроизвольных движений артикуляционного аппарата во время еды (сосания, глотания, снятия пищи с ложки, питья из чашки, откусывания, жевания и др.), при мимических проявлениях, при голосовых и звуковых реакциях, а также наличия или отсутствия парезов, параличей, насильственных движений. Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.
При активном сосании положенное количество молока ребенок высасывает за 10-15 мин., молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.
Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голоса, это говорит о бульбарных или псевдобульбарных нарушениях.
При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием небного и глоточного рефлексов, свисанием мягкого неба, вытеканием пищи через нос, саливацией. В период новорожденности и первые месяцы жизни саливация может быть не выражена или выражена слабо, чаще всего она проявляется к 4 мес при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. При бульбарной симптоматике ребенок находится на зондовом вскармливании. При псевдобульбарной симптоматике усиливаются небный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва существенно не нарушает сосания и глотания. Заставив ребенка покричать, можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва).
Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыраженность кончика языка, ограниченная способность языка двигаться вниз, назад и т.д. Все это не дает возможности формировать разнообразие звуков в гулении, лепете, а в дальнейшем и в речи.
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре характеризуются его повышением (гипертонусом), приводящим к спастичности артикуляционных мышц, когда отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен, отодвинут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.
Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что в дальнейшем повлечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3-6 мес уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. До 3-4 мес у детей преобладает физиологический гипертонус.
Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться, пища подтекает из углов рта, при жевании пища вываливается изо рта. При этом может отмечаться нозализация звуков гуления, лепета, крика.
Нарушения тонуса могут проявляться в виде дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, а при звуковых реакциях тонус резко нарастает.
Оценка состояния тонуса артикуляционной мускулатуры должна проводиться логопедом совместно с врачом-невропатологом. Исследуется мышечный тонус в артикуляционной и мимической мускулатуре при пассивных движениях органов артикуляции. Пассивные движения нижней челюстью (пассивное открывание и закрывание рта) при симметрично расположенном теле ребенка (ребенок в позе «на спине») дают возможность оценить тонус мышц нижней челюсти, жевательных мышц. Пассивные движения губ ребенка: открывание — закрывание губ, растягивание губ — сведение их в «трубочку» — дают возможность оценить тонус в мышцах губ, круговой мышце рта. Пассивные движения языка при толкании языка в стороны, кзади (надавливая на кончик языка и продвигая его назад), при захвате кончика языка двумя пальцами с подтягиванием его вперед дают возможность оценить тонус мышц языка.
Совместно с врачом-невропатологом логопед оценивает безусловные рефлексы, отсутствие или наличие патологических рефлексов орального автоматизма при обследовании детей с тяжелым органическим поражением ЦНС, детей с синдромом двигательных расстройств, детским церебральным параличом (ДЦП).
Следующим этапом обследования ребенка 1-го года жизни является оценка его дыхательной деятельности. Нарушения дыхания у детей с различными церебральными нарушениями обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функции.
Дыхание значительно совершенствуется после рождения ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. После 6 мес. брюшной тип дыхания заменяется смешанным, дыхание становится глубже и реже. У детей с церебральной патологией часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, сосанием, глотанием, а также между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерные нарушения ритма дыхания: при звукопроизношении дыхание учащается, после произнесения звуков делается поверхностный судорожный вдох, нарушается активный выдох. Тяжесть дыхательных нарушений соответствует тяжести общего двигательного поражения.
Затем логопед в ходе наблюдения за ребенком оценивает его голосовые реакции, связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного и ребенка первых месяцев жизни относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.
Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности даже этих голосовых реакций.
Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка слабым, тихим. Крик может быть пронзительным, болезненным, с носовым оттенком при аномалиях строения носоглотки, бульбарных или псевдобульбарных нарушениях. Голосовые реакции могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения ЦНС.
К 2 мес. у здорового ребенка крик возникает при прекращении общения с ним или при изменении положения его тела, а не только как реакция на голод, дискомфорт и пр.
На последующих этапах крик приобретает характер активной реакции протеста: в 6-9 мес. здоровый ребенок может кричать при появлении незнакомых людей, в 12 мес. ребенок громко кричит в ответ на то, что отобрали игрушку. У детей с церебральной патологией, генетическими и хромосомными заболеваниями крик долгое время не приобретает интонации, выразительности, или имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым, или остается единственным средством общения ребенка со взрослым на протяжении всего 1-го года жизни (в случаях тяжелой патологии ЦНС).
Первые голосовые безусловно-рефлекторные реакции ребенка логопед оценивает методом наблюдения. Рекомендуется наблюдать за ребенком сразу после сна, перед кормлением и после кормления, при засыпании.
В ходе логопедического обследования методом наблюдения оценивают звуковые реакции ребенка: гуканье, гуление, лепет. Для логопедического обследования важно не только отсутствие или наличие этих звуковых реакций, но и их качественные характеристики. Развернутая система определения раздражителей, которые значимы для конкретного ребенка, позволяет наметить пути стимулирования звуковых реакций.
Логопед должен точно установить уровень общения ребенка со взрослым: то ли это только тактильно-эмоциональный уровень (что очень характерно для детей с тяжелой церебральной патологией, хромосомными заболеваниями), или эмоционально-речевой, или сочетание тактильно-эмоционального общения с эмоционально-речевым, присущее детям с перинатальной патологией, недоношенным детям, воспитывающимся в доме ребенка, или уровень предметно-действенного общения. Знание уровня общения и значимых раздражителей дает возможность выбрать правильное направление в коррекционной работе.
При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. О наличии у ребенка общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18-20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.); стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.
До тех пор, пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же налицо все четыре признака, общение является сложившимся.
На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, «делового» общения или предметно-действенного общения.
Самый короткий — этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.
Второй этап эмоционального общения охватывает время приблизительно 2-6-й месяц жизни ребенка.
Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни ребенка. Общение становится «деловым», оно включается в практическое сотрудничество ребенка со взрослым.
Логопедическое обследование завершается заключением логопеда и рекомендациями коррекционной работы с данным ребенком.
Печать
Библиография
Будет напечатана текущая страница статьи
Распечатать фрагмент
Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001. Альманах №3 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda
(Дата обращения: 23.09.2020)
- Дети–сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред Е.А. Стребелевой – М.: Полиграф сервис, 1998.
- Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции / Институт коррекционной педагогики РАО, Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой. — М. Полиграф сервис, 1999.
- Разенкова, Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю.А.Разенкова. – М., 1997. – 169 с.
- Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка. Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. — № 3.
- Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
Источник
Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальный язык, двуязычие (если есть) ___
Домашний адрес ___
Дата заполнения речевой карты___
Логопед ___
Анамнез
Мать ___
(возраст при рождении ребенка)
Отец ___ (возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___
___
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
___
От которой по счету беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
___
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание: когда принесли кормить ___
как взял грудь ___
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписали из роддома ___
если задержались, то почему ___
Раннее развитие
Голову держит с ___
(в N с 1,5 мес.)
Сидит ___
(в N с 6 мес.)
Стоит ___
(в N с 11-12 мес.)
Ходит ___
(в N с 1 года)
Первые зубы ___
(в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ___
После года ___
До 3 лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ___ (в N 2-3 мес.)
Лепет ___
(в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета ___
Первые слова ___
(в N около года)
Первые фразы ___
(в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
___
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2.Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3.Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с3 лет.):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4.Исследование зрительно — пространственного гнозиса праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
— пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
— перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
— медленно покружиться на месте;
— бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
— поймать брошенный мяч;
— подпрыгнуть на двух ногах на месте;
— выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет:
— пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
— перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
— пройти по положенному на пол шнуру;
— прыгнуть в длину с места;
— переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
— «покормить» куколку;
— слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
— уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
— расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
— рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
— рисовать круг, тело человека;
— складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко — слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ___
Согласные: ___
[б], [п,] [м] ___
[в,] [ф]___
[д,] [т,] [н] ___
[г,] [к,] [х] ___
[й]___
свистящие ___
шипящие ___
аффрикаты ___
[л,] [л’]___
[р,] [р’] ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
— поднять брови вверх («удивиться»);
— нахмурить брови («рассердиться»);
— прищурить глаза;
— надуть щеки («толстячок»);
— втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» — «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2.Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка, миска – мишка.
2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1.Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в)понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2.Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);
а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы рука – руки
мяч – мячи шар – шары
кукла – куклы глаз — глаза
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол – столик ложка — …
нос — … кукла — …
дом — … кровать — …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата ___
Логопед ___
Консультант врачей –специалистов:
ЛОР ___
___
Невролог___
___
Психолог ___
Источник