Логопедические занятия для ребенка 5 лет звук л

Логопедические занятия для ребенка 5 лет звук л thumbnail

Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Необходимость постановки звука [Л]

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

  • губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после [Л];
  • зубы не соприкасаются;
  • язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
  • голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Проверяется произношение следующими упражнениями:

  • необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
  • имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
  • вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).

Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

  • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.

  1. Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
  2. Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
  3. Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком [Л]

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука [Ы]

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

  • Упражнения постановки от звука [Л´]

[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука [А]

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от [В]

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Читайте также:  5 лет сколько талия у ребенка

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:

  • улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
  • сложи губы трубочкой;
  • произнеси «у», сложив губы квадратом;
  • покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
  • прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.

Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:

  • ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
  • ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
  • ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.

4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли — ливень — ле-ле-ле — лев;
  • ля – ля — ля — лягушка — ле-ле-ле — летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука [Л]:

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение [Л] в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):

Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

4) отработка произношения [Л] в конце слова:

возили – возил, писала —  писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:

  • ЛА – ЛА – ЛА – у меня в руках пила;
  • ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ – мороз мостил мосты.
  • ЛАТ – ЛАТ –ЛАТ – а я сделала салат;
  • УЛЫ –УЛЫ – УЛЫ – рыбы разбежались от акулы.
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – мы шары надули.

Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:

  • Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
  • Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
  • Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
  • Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
  • Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
  • Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».

Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.
Читайте также:  У ребенка ночью поднимается температура а днем нет 5 лет

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:

  • «Посмотри, как она крутится!» — игра с вертушкой.
  • «Остановись, лошадка!» — сделав вдох, расслабить губы и выдохнуть воздух так, чтобы послышалось «прр».
  • «Надуй шарик!» малыш ложится на пол, положив руку на живот (рука почувствует, как «надулся шарик» на вдохе, «сдулся» на выдохе.
  • Если в доме имеются фрукты, можно предложить ребенку угадать их по запаху. Закрыть глаза, понюхать фрукт, втянув воздух через нос, и назвать фрукт на выдохе.
  • Неплохо устроить мини-футбол, но гонять не мяч, а пушинку. При этом важно соблюдать правильное дыхание: вдохнуть, выдохнуть через губы, собранные в трубочку, стараясь, чтобы пушинка залетела в ворота.

Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:

  • Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук [Л].
  • Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести [Л].
  • Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит [Л].
  • Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.

Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.
  • Малышу предлагается закончить фразу:
  1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
  2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
  3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
  4. Лыжник встал (на лыжи).
  5. Подковали копыта (лошадке).
  6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
  7. В доме светло, горит (лампа).
  8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
  • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
  • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
  • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
  • ле-ле-ле: село, весло, лето;
  • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
  • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
  • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Автор: Лукина Лариса Михайловна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:

Источник

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л].  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют  три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет  проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.
Читайте также:  Моноциты у ребенка 5 лет повышены

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание  новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку.  Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра.  Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Правила проведения упражнений

Для  того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость.  Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи.  Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Источник