Логопедические занятия для развития речи ребенка
Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играем, посвященному детям, их развитию и развлечению.
Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?
Вы зашли именно по адресу!
У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.
Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.
Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!
Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?
В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.
В этой статье я представлю Вам:
— задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;
— необходимые памятки для родителей по запуску речи;
— жестовые игры для детей;
— пальчиковую гимнастику.
Рекомендации родителям.
В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.
В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.
Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.
В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:
ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.
Например, замена слов: спит — БАЮ-БАЙ; кушает — АМ-АМ; гуляет — ТОП-ТОП; купает — КУП-КУП; качается — КАЧ-КАЧ и др.
С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.
Как общаться с ребёнком?
Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.
Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.
Как формируется словарь ребёнка?
Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили — то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.
Спасибо большое за внимание!
Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Развивашки для малышей«, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:
— Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет
— Топ крутых мотивирующих постеров в детскую
— Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией
Источник
Логопедические упражнения применяются для коррекции искаженного произношения слов и звуков. Занятия проводит врач-логопед в специализированных кабинетах, можно проводить их в домашних условиях. Такие занятия показаны взрослым и детям при нарушении четкости речи, шепелявости или картавости.
Общие правила и рекомендации
Занятия проводятся последовательно, общий курс составляет от 3 до 6 месяцев. При достижении улучшений следует продолжать занятия, чтобы исключить и предупредить регресс.
Логопедические упражнения помогают улучшить четкость речи
Перспективность логопедических упражнений обусловлена системностью, регулярностью и созданием оптимальных условий для ежедневных коррекционных сеансов:
- в комнате для занятий должна быть благоприятная обстановка;
- необходимо исключить воздействие отвлекающих факторов (играющая музыка, работающий телевизор, компьютер);
- продолжительность одного занятия не менее 15 минут, не менее 3–4 раз в сутки;
- состояние пациента должно быть умиротворенным, спокойным.
Чтобы увлечь ребенка, необходимо постоянное разнообразие. Творческий подход и интересное оформление упражнений помогают обеспечить комфортные условия для восприятия информации детям раннего возраста.
Занятия с детьми
Основной успех коррекционного обучения детей – умение увлечь и разнообразить каждый сеанс. Излюбленными упражнениями для детей любого возраста являются:
- кривляние у зеркала (создание смешных рожиц и гримас);
- ролевые игры, постановочные костюмированные сценки;
- чтение книг вслух;
- игра в пантомимы.
На весь период коррекционной терапии исключают компьютерные игры. Если ребенок упорствует, неверно произносит звуки, не следует проявлять нетерпимость, раздражение. Благоприятная атмосфера при удачах и ошибках должна сохраняться.
Занятия со взрослыми
Логопедические упражнения для взрослых имеют ту же основу, что и в случае коррекционных сеансов в детском возрасте, – манипуляции, направленные на улучшение произношение звуков, речи в целом. Особой эффективностью обладают следующие упражнения:
- разучивание скороговорок, сначала простые, после – более сложные;
- чтение вслух, изучение и рассказ стихотворений;
- пение простых песен со сложными звуками, словами.
Скороговорки следует выговаривать на выдохе, так легче правильно произносить слова. И со взрослыми, и с детьми следует быть терпеливыми. Родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми и корректируют произношение сложных звуков, важно соблюдать системность и регулярность.
Произношение сложных звуков
Правильное произношение сложных звуков – основа красивой и правильной речи. Перед началом занятий важно исключить нарушения анатомии челюстных костей, зубов, альвеол, гортанной и голосовой щелей. Показано предварительное обследование у врача-отоларинголога, стоматолога и педиатра.
Коррекционные занятия для детей помогают не только правильно произносить слова, но и улучшить качество жизни в будущем
Если произношению не мешают внешние и внутренние факторы, то назначается коррекционный курс. Когда ребенок только начинает произносить внятные слова, уже следует начинать проведение элементарных упражнений.
На букву Р
Буква Р считается самой сложной для произношения. Многие дошкольники умеют рычать, подобно животным, однако не у всех звук Р звучит четко. Для занятий дома и лучшего усвоения звука существует целый перечень упражнений:
- упражнение «моторчик» – необходимо попросить ребенка порычать, подобно моторчику, в течение нескольких секунд;
- прятки или где спрятался звук Р – произносить слова и хлопать в тот момент, когда ребенок слышит звук Р, после слово произносят вместе;
- игра «рычание» – показывать картинку с хищными животными, чтобы ребенок произнес соответствующее рычание;
- игра «звонкие дорожки» – придумать вместе с детьми речевки со звуком Р и слогами (например, ра-ра-ра-ра –– нас прогнали со двора; ро-ро-ро-ро – быстро мы нашли ведро; ру-ру-ру-ру – я веселый кенгуру и т.д.);
- подставлять правильный слог – нужно произносить слово, исключая слоги со звуком Р, а детям необходимо произнести подходящий слог.
Логопедический курс для освоения слога Р включает обязательно чтение, частое проговаривание слов и скороговорок со сложными звуками, изучение стихотворений наизусть.
Буква Л
Для четкой речи важно правильно произносить все звуки. Другой сложной буквой является Л. Сложность в произношении встречается у детей 4,5–7 лет.
При адекватных и регулярных уроках проблема решается. Основными упражнениями являются:
- красивое произношение – проговаривать слова с наличием звука Л, особо акцентируя внимание на букве;
- игра «игрушки для Ларисы» – для куклы следует собрать игрушки, еду или предметы ухода на букву Л;
- игра «один или много» – необходимо называть слова, содержащие звук Л в единственном и множественном числе (например, ель-ели, лама-ламы и другое).
Также можно играть в поиск буквы, рассматривать картинки. Уже через неделю постоянных упражнений можно достичь первых положительных результатов.
Буква Ш
Еще один звук, который сложно воспринимается детьми раннего возраста, – Ш. Для автоматизации произношения подходят игры в шипение, поимку звука при произношении слов, содержащих шипящий звук, сочинение речевок. Ежедневная артикуляционная гимнастика приносит положительные результаты.
Дети сталкиваются с проблемами в произношении звуков С, Ш, Щ, Г и Д, Л, П и Б, Р. Родителям рекомендуется обращаться к специалистам для формирования правильной красивой речи. Для эффективности занятий используют не только устные уроки, но и рабочие тетради. Обязательно вводят регулярную зарядку для языка. Системный подход помогает тренировать навыки графики, фантазии, мышления и воображения, внимания.
Смотрите далее: артикуляционная гимнастика
Источник
Когда мама замечает, что ребенок пропускает звуки, не выговаривает полностью слова или шепелявит, она обращается к логопеду. Специалист помогает исправить проблемы с помощью логопедических упражнений.
Занятия с логопедом способствуют быстрому освоению правильной речи. Они включают гимнастику для развития речи, пальчиковые игры, стихи, подражание звукам. Давайте детально разберем, какие логопедические занятия лучше всего подойдут для детей и какие упражнения на каждый день способствуют развитию слуха, артикуляции и мелкой моторики.
Почему возникают нарушения речи?
Когда родители замечают, что ребенок разговаривает не совсем так, как положено по возрасту, они в первую очередь идут к педиатру, который направляет кроху на логопедическое обследование.
Однако во многих случаях малыша должен также осмотреть невропатолог, ортодонт и оториноларинголог.
Все причины проблем с развитием речи можно поделить на 2 группы:
- органические нарушения, к которым привели повреждения ЦНС или органов, формирующих звуки;
- функциональные нарушения, из-за которых речевой аппарат не может нормально работать.
К появлению обеих групп нарушений могут привести разные факторы, например, инфекция у мамы во время вынашивания ребенка, травма во время родов, воспаление уха в раннем детстве, ДЦП, неправильный рост зубов, короткая уздечка, нарушения зрения и так далее.
Кроме того, кроха может перенимать неправильное произношение, если общается с человеком, у которого имеются речевые дефекты.
Кому нужны логопедические занятия?
Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.
- В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
- В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
- В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
- В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.
Виды занятий для развития речи
Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:
- выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
- использовать пальчиковые игры;
- устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
- учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.
Для выбора наилучшей схемы логопедического занятия, которая подойдет вашему ребенку, стоит обратиться к грамотному специалисту.
Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.
Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.
При небольших нарушениях специалист вовлекает в процесс родителей – показывает и рассказывает, как можно заниматься с малышом каждый день дома. Для эффективных самостоятельных тренировок заводится домашняя тетрадь, в которой отмечаются упражнения, длительность занятия и успехи малыша.
Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь. Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша.
Как построить занятие?
Одно из важных условий – упражнения должны быть ежедневными. При этом длительность занятия не должна быть слишком большой, чтобы не утомить малыша.
В возрасте до 4-5 лет достаточно уделять коррекции речи 15-20 минут в день, разделяя это время на несколько небольших занятий.
Артикуляционная гимнастика
Такой вид гимнастических упражнений направлен на укрепление мускулатуры лица и рта. Он имеет большое влияние на правильное развитие звукопроизношения и включает достаточно большой список упражнений. Все они делятся на статические (ребенок должен на некоторое время зафиксировать нужное положение) и динамические (малышу следует двигать языком и губами).
Для лучшего выполнения гимнастики рекомендуется делать ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка. Так он быстро поймет, как правильно нужно их располагать, и упражнения будут эффективнее. Также можете дополнить артикуляционную гимнастику дыхательными упражнениями.
Предлагаем попробовать такие упражнения.
- Выполняйте каждое движение по 30 секунд. Растяните губы в улыбке, оставив рот закрытым. Затем улыбнитесь, открыв зубы. Откройте рот, высуньте язык и сверните его в «трубочку». Положите расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и начните проговаривать слог «пя». Затем, не отрывая язык от губ, медленно проведите его по нижней губе, а потом и по верхней, как будто вы «облизываете варенье».
- Сделайте языком «часики». Для этого улыбнитесь, немного открыв рот, затем дотроньтесь концом языка правого уголка рта. Двигайте языком к левому уголку и обратно под ритм «тик-так».
- Представьте, будто чистите языком зубы. Улыбнитесь и слегка откройте рот, после чего прижмите конец языка к внутренней поверхности нижних зубов. Проведите вправо-влево 7-10 раз, а затем повторите для верхних зубов.
- Имитируйте змейку. Откройте рот, высунув кончик языка и спрятав его назад несколько раз. Не притрагивайтесь к губам и зубам.
- Сделайте «гармошку». Откройте рот, но язык при этом прижмите к небу. Оттягивайте нижнюю челюсть вниз, стараясь не отрывать язык.
Пальчиковые игры
Такие упражнения дадут максимальный эффект, если выполнять их каждый день, пусть даже по 5 минут. Они хорошо сказываются на развитии мелкой моторики, а она, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи.
Именно поэтому стишки, во время исполнения которых выполняются движения пальчиками, стимулируют воображение, реакцию, мышление, эмоциональное развитие и внимание. В результате малыш запоминает текст, а его речь становится лучше.
Игры с пальчиками отлично подойдут для физкультминутки во время логопедического занятия. Они переключают ребенка на другую деятельность, но при этом не рассеивают внимание и не мешают обучению.
Они полезные и веселые, помогают согласовать движения обеих рук,учат повторять за взрослым, положительно сказываются на памяти и усидчивости.
Вот несколько интересных игр.
- «Птичка». Скрестите ладони, сцепив их большими пальцами, которые будут «головой» птички, а остальные пальцы станут «крыльями». На слова «Птичка полетела» начните двигать свободными пальцами, будто машете крыльями. Сказав «Села, посидела», прижмите ладони к груди, а затем снова помашите под слова «Дальше полетела».
- «Кошка». Положите ладони пальцами вниз на стол, сжав их в кулаки. Скажите «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка» и в это время, стараясь не оторвать руки от стола, выпрямите пальцы.
- «Цветочки». Соберите пальцы каждой руки вместе подобно бутонам цветов. Проговаривайте строчки стихотворения «Солнце поднимается – бутончик распускается», разводя в это время пальцы в стороны. Далее скажите «Солнце садится – цветок спать ложится» и сделайте из пальцев опять «бутоны».
- «Печем торт». Проговаривая строчки стиха, имитируем сказанное. Сожмите и разожмите несколько раз пальцы, сказав «Тесто ручками помнем», затем вообразите, будто мнете тесто, и скажите «Вкусный тортик испечем». Выполняя круговые движения ладонями по столу, проговорите «Серединку смажем джемом», потом потрите одну ладонь о другую тоже круговыми движениями и скажите «А верхушку – сладким кремом». Притворитесь, будто посыпаете торт сверху и проговорите «И украсим мы немножко все кокосовою крошкой». Сказав далее «А потом заварим чай – друга в гости приглашай», пожмите одной рукой другую, как при знакомстве.
Развитие слуха
Ребенок не сможет нормально разговаривать, если у него не будет достаточно развитого речевого (его также называют фонематическим) слуха. Именно он отвечает за то, что малыш в норме различает отдельные звуки, понимает их и воспроизводит.
Если слух развит недостаточно, восприятие речи другого человека будет искажено, поэтому карапуз будет говорить нечетко и неправильно.
Чтобы улучшить фонематический слух, можно:
- выбрать несколько предметов, послушать, какие звуки они издают, а затем угадывать каждый предмет, спрятав его за спиной;
- угадывать с закрытыми глазами, в каком месте комнаты звенит колокольчик в руках у взрослого;
- подражать голосам животных и птиц (кар-кар, з-з-з, му-у-у, мяу, гав-гав), а также бытовому шуму (кап-кап, дзынь, чик-чик, тук-тук);
- петь песенки, под которые нужно совершать какие-то движения (таких песен очень много и на русском, и на английском языке).
Пополнение словарного запаса
Чтобы развитие речи проходило гармонично и активно, следует заботиться о постоянном изучении новых слов. Для этого малышу стоит читать вслух детские книжки, стихи и сказки. При этом речь родителей должна быть правильной – упрощенные слова используют лишь для общения с младенцем первого года жизни или во время занятий с 2-3-летним ребенком, если он вообще не разговаривает.
Если сын или дочка картавит, шепелявит или пропускает какие-то буквы, копировать такую речь в разговоре с малышом нельзя.
С крохой нужно много разговаривать, поощряя попытки ребенка повторять сказанное вами. Предлагайте ребенку дополнять ваши предложения, например, подбирать слова для описания предметов и явлений, которые видит кроха. Это может быть ручка, автомобиль, дерево, какое-то животное, товар в магазине и так далее.
Потренируйтесь в составлении уменьшительных слов, к примеру, кошка – кошечка, стул – стульчик, мяч – мячик. Называя животных, изучайте и названия их детенышей: кошка – котята, собака – щенята, зайчиха – зайчата, медведица – медвежата. Также учитесь образовывать прилагательные из существительных, например, зима – зимний, солнце – солнечный, дерево – деревянный. Для таких упражнений стоит подобрать подходящие картинки, которые помогут ребенку быстро сообразить, что от него требуется.
Отлично стимулируют речь и скороговорки. Это небольшие стишки на 1-2 строчки, в которых повторяют определенное сочетание звуков. Их проговаривание способствует улучшению дикции, совершенствованию речевого слуха, развитию грамотной и четкой речи.
Такие скороговорки представлены в большом количестве в специальной детской литературе. Начинать их изучение надо с небольших стихотворений.
В 6-7 лет показывайте ребенку картинки и предлагайте придумать по ним истории. Интересным вариантом будет также прослушивание какой-то мелодии, после чего вы будете делиться с дочкой или сыном впечатлениями, которые оставила музыка. Еженедельно учите новые стихотворения, обсуждая их смысл.
Проговаривайте разные чистоговорки, а в случае проблем с отдельными звуками уделите внимание играм на их распознавание.
К примеру, если ребенок плохо выговаривает «р», устройте соревнование, кто придумает больше слов на эту букву. Если у крохи трудности со звуками «ж» и «ш», повторяйте слова, в которых есть слоги жи, жо, жа, жу, же, ша, ши, шу, ше.
Советы
- Никогда не заставляйте малыша заниматься, чтобы не отбить у него желание. Постарайтесь заинтересовать ребенка занятиями, подобрав увлекательные игры.
- Не стоит надолго занимать кроху, иначе даже интересная игра ему вскоре наскучит. Лучше пусть задания будут короткими по времени (2-5 минут), но частыми.
- Не следует резко реагировать на неудачи ребенка. Вы должны относиться к нему с пониманием, не кричать, а пытаться разобраться в причине, почему не получается то или иное упражнения.
Пример логопедических игр с детьми смотрите в видео.
Источник