Логопедические занятия для детей с презентациями 4 года ребенку
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация для детей младшего дошкольного возраста. Лексическая тема «Игрушки. Индивидуальное логопедическое занятие №1» Задержка речевого развития.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Лексическая тема: «Игрушки» Занятие №1. Задержка речевого развития. Младший дошкольный возраст Презентацию подготовила учитель-логопед Ильина Екатерина Фёдоровна
2 слайд
Описание слайда:
Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить строить фразу из 2 слов. 4. Развивать внимание, память. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, осязательные ощущения.
3 слайд
Описание слайда:
Сухой пальчиковый бассейн. Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений. Материал: Роль бассейна может играть любая коробочка, банка, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено…) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна. Описание: перед игрой прячем клоуна в пальчиковом бассейне. Предлагаем ребёнку погрузить руки в бассейн и отыскать спрятанную игрушку (клоуна). Посмотри, что я принесла! Как ты думаешь, что в этой коробке? — Хорошо! А сейчас мы проверим, правильно ли ты ответил… На дне – игрушка для детей, Её с тобой достанем без затей. — Скажи мне, что это? -Это клоун. (Это игрушка). — Правильно. Посмотри, какой он весёлый! Мы с ним сегодня будем играть.
4 слайд
Описание слайда:
Там где я — там шутки, смех. У меня во всем успех. Я веселый…клоун!!! И я приглашаю тебя поиграть со мной… Я расскажу тебе сказку, но не простую..
5 слайд
Описание слайда:
Зоопарк (Е.М. Косинова) «Артикуляционная сказка»
6 слайд
Описание слайда:
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк.
7 слайд
Описание слайда:
А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. (щелчок мышкой) Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
8 слайд
Описание слайда:
Бегемотики. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, Да пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. О. Перова
9 слайд
Описание слайда:
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… (щелчок мышкой) Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
10 слайд
Описание слайда:
Лягушки Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
11 слайд
Описание слайда:
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… (щелчок мышкой) слон! Давай покажем какой у слона хобот!
12 слайд
Описание слайда:
Слон Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
13 слайд
Описание слайда:
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… (щелчок мышкой) змея. Давай изобразим змею!
14 слайд
Описание слайда:
Змея. Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
15 слайд
Описание слайда:
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Лошадка Я – веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.
16 слайд
Описание слайда:
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал. Расчёска С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня… расческа.
17 слайд
Описание слайда:
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Часики Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
18 слайд
Описание слайда:
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
19 слайд
Описание слайда:
Шарики Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я. Дыхательная гимнастика. «Надуем шарик» «Сдуй комарика» Массаж Су Джок. «Ежик»
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Что это?». Предложите ребенку назвать игрушки по картинкам. Игрушки
22 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Большой — маленький». Предложите ребенку назвать игрушки по картинкам.
23 слайд
Описание слайда:
Игра «Где спряталась игрушка?» Она («На стуле», «Под столом», «В коробке» и др.) «Угадай игрушку». В бассейне прячут игрушку или предмет и просят ребёнка найти их и назвать. Это наиболее простой вариант. Можно спрятать не одну, а несколько игрушек и попросить ребёнка найти конкретную, названную вами.
24 слайд
Описание слайда:
Игра «Где игрушки?»
25 слайд
Описание слайда:
ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН «Веник». Ребёнок, положив ладошки на дно бассейна, двигает ими вправо-влево и проговаривает: «Веник быстро всё подмёл, оглянулся – чистый пол». «Повар». Ребёнок выполняет круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против неё, проговаривая: «Варим, варим, варим щи. Щи у Вани хороши». «Солим щи». Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши». «Пальчики разбежались». Ребёнок опускает руки в бассейн, прижимая ладони ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы: «Наши пальцы разбежались, но потом опять собрались». «Море шумит». Ребёнок двигает руками внутри бассейна слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному. «Ручеёк». Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности бассейна и слушает, как «журчит ручеёк». «Рыбаки». Морские гладкие камешки («рыбки») перемешиваются с фасолью (горохом и т.д.). Ребёнок должен поймать как можно больше рыбок. В игре могут участвовать несколько детей. После игры подсчитывается количество пойманных рыбок. «Тучка и дождик». Ребёнок сильно зажимает фасоль или др. наполнитель в кулачке, т.е. с напряжением. (Имитация «тучки».) Затем постепенно расслабляем кисть, и фасоль медленно падает на поверхность бассейна. Это «дождик». «Ливень». Ребёнок набирает фасоль двумя руками и удерживает их некоторое время. Затем через щелку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.
26 слайд
Описание слайда:
Молодец!
27 слайд
Описание слайда:
2. Игра «Возьми, не ошибись». Предложите ребенку поиграть. Скажите: «Давай поиграем!», выложите перед ним 3-4 игрушки и дайте задание: Что ты взял? (Я взял машинку.) И т.д. про каждую игрушку. Возьми машинку! (Ребенок должен взять названную игрушку.) 3. Упражнение «Что у тебя?». Дайте ребенку игрушку (машинку, мяч, мишку, зайку) и спросите: Что у тебя? (У меня машинка.) Предложите ребенку покатать машинку. Затем дайте ему мяч и спросите: Что у тебя? (У меня мяч.) Предложите ребенку бросить вам мяч. Дайте ребенку мишку, зайку, задайте вопросы и предложите покачать мишку, а с зайкой попрыгать. Закрепите с ребенком понятие «игрушки». Покажите все игрушки и спросите: Что у тебя? (У меня игрушки.) 4. Выучите с ребенком стихотворение: Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто Домашнее задание 1.Выполнить артикуляционные упражнения. Артикуляционная сказка «Зоопарк»
28 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1119231
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей — помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?
Речевые особенности детей 4-5 лет
Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.
Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.
Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.
Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.
Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:
- фонетическое;
- фонетико-фонематическое;
- общее.
На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.
В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.
Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).
Как правильно проводить занятия дома
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
- Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
- Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
- Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
- Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
- Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
- Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
- Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
- Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
- Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
- Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
- Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
- Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
- Бабушкины ходики
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.
- Воздушные шарики
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.
Игры для развития фонематического слуха
- Что звучит?
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
- Слова-вагончики
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
- Маленькие поэты
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
Источник