Логопедические проблемы у ребенка 3 года
Первое слово, фраза, а затем и первое связное высказывание — очень важные вехи во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. С какими проблемами, связанными с речью, логопеды сталкиваются чаще всего, рассказывает эксперт «О!» Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Задержка речевого развития
Это более позднее или более медленное по сравнению с возрастными нормами овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста. Ее важно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых — в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем. Отсутствие речи может быть следствием невыявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.
И не стоит думать, что можно спокойно ждать трехлетнего возраста, а потом речь сама появится. Да, такие случаи бывают, но часто происходит совсем другое: драгоценное время, когда нервная система была максимально восприимчива и способна к компенсации, проходит безвозвратно. Особенно печалят горе-специалисты, которые не могут оказать ребенку раннюю помощь, в том числе по стимуляции речи. Вместо этого они успокаивают родителей и убеждают подождать.
К трем годам словарь ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возраст ребенок значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.
Непонимание обращенной к ребенку речи
Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер. Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени. Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).
Если ребенок раннего возраста не понимает абстрактной речи, оторванной от наглядной ситуации, это допустимо. Но если он не реагирует на речь взрослого в принципе — это тревожный признак. А уж если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то это в любом случае должно вызвать беспокойство.
Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.
Отсутствие связной речи
Связная речь — это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Когда дошкольники оперируют лишь простыми отдельными фразами, это не тот уровень развития речи, который должен быть в этом возрасте. У таких малышей бедный словарный запас, они испытывают трудности в усвоении грамматических норм родного языка, им тяжело общаться со взрослыми и друг с другом.
Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь есть, но на самом деле это не так — это эхолалия, повторение речи собеседника вместо формулировки собственного высказывания. Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?». А если вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить последнюю часть: «Шарик большой или маленький?» — «Маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяя за ним. В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь ребенок не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.
Нарушение произношения
Дети могут произносить определенные звуки неразборчиво, искажают их, заменяют более легкими по артикуляции или просто пропускают. Насколько серьезна эта проблема для разных возрастов? Есть тревожные родители, которым хочется, чтобы ребенок сразу четко произносил все звуки. А если этого не происходит, спешат обратиться к логопеду. Не стоит столь строго относиться к ребенку раннего возраста: его артикуляционный аппарат еще формируется, и этот процесс завершится только в дошкольном возрасте.
Однако плохая разборчивость и качество речи могут быть вызваны речедвигательными нарушениями. Специалисту эта проблема видна уже в первые месяцы и годы жизни, и с этим не только можно, но и нужно как можно раньше начать логопедическую работу. В этом случае лучшими методами работы будут массаж артикуляционной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика (от активной она отличается тем, что не сам ребенок выполняет то или иное движение, а взрослый своими руками).
Что еще должно насторожить родителей? Общая смазанность речи, так называемая каша во рту, когда даже близким непонятно, что говорит ребенок, а также проблемы с голосом, речевым дыханием, интонацией, темпом и ритмом речи. Если у малыша есть проблемы с жеванием твердой пищи — это тоже может быть симптомом. Также стоит серьезно отнестись к обильному слюнотечению: если у ребенка уже прорезались все зубы, оно говорит о неврологической симптоматике.
Распад речи
Такая проблема встречается не так часто, как перечисленные выше, но не упомянуть о ней нельзя. Это частичная или полная утрата речевой функции: ребенок перестает говорить или начинает говорить хуже, чем раньше — это может касаться как содержания высказывания, так и его звукового оформления. И это может быть симптомом серьезных нарушений нервной системы: нарушения мозгового кровообращения, опухоли или воспалительных заболеваний в мозге, последствием травмы, судорог, энцефалита.
Важно не перепутать это состояние с мутизмом — отказом от речи при сохраненном речевом аппарате. Он может быть обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы; быть следствием сильного стресса или психологической травмы; может проявляться при смене обстановки или при общении с определенными людьми. Это не каприз, а именно проблема, которую поможет решить специалист.
Что делать?
Итак, вы обнаружили у ребенка как минимум одну проблему из этого списка. Первое, что вам нужно сделать, — исключить нелогопедические проблемы. Проверьте слух ребенка, для этого есть точные аппаратные методы. Самым распространенным видом анализа остроты слуха является аудиометрия. Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Врач может назначить процедуры для визуализации головного мозга, его структур и процессов. Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы.
Если вышеперечисленные нарушения исключены, то можно и нужно обращаться к логопеду. Впрочем, если одна из проблем подтвердилась, все равно ребенку потребуется коррекционно-логопедическая помощь. Просто она будет вестись параллельно с другими направлениями комплексной психолого-медико-педагогической работы.
Второе важное направление — развитие речи. В раннем возрасте оно происходит в процессе предметной деятельности при участии и направлении взрослого. В этот период ребенок накапливает значительную базу лексики и усваивает грамматические категории родного языка. В дошкольном возрасте речь развивается через игру, общение, диалог, в процессе взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Отдельным пунктом хочу выделить чтение. Если вы много читаете своим детям, если, вырастая, они и сами стремятся к книгам, то они будут обладать совершенно другим уровнем речевой культуры, грамотности, кругозора в принципе, чем нечитающие малыши. Сейчас, к сожалению, дети стали читать гораздо меньше, потому что появилось слишком много других развлечений. Но в ваших силах «повернуть» ребенка к книгам.
Ничто так хорошо не прививает нормы родного, да и иностранного языка, как чтение. Когда ребенок много раз видел какое-то слово, напечатанное в книге, происходит «насмотренность», у него сформируется зрительный образ и он не ошибется в его написании. А когда малыш слышал слово много раз, но ни разу не видел, то он и напишет его как слышит, и наверняка ошибется, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием.
Почему все указанные проблемы так важно исправить в дошкольном возрасте? Потому что если их не решить вовремя, они обязательно проявят себя в школе — при чтении, письме, восприятии речи на слух, в образовательном процессе в принципе. Нарушения звукопроизношения и различения фонем родного языка на слух всегда порождают ошибки на письме. Чем более серьезны проблемы с пониманием и порождением речи, тем сложнее ребенку будет учиться. Будьте внимательны и терпеливы по отношению к своим детям!
Читайте также:
Зачем читать детям русские сказки?
10 сказок для тревожных детей
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
Фото: Evgeny Atamanenko/Oksana Kuzmina/Africa Studio/CandyBox Images
Источник
РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев
В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.
Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.
Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.
У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.
Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
Аутизм. После года. | Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. | Психолог, Психиатр |
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. | См. Специализированные сайты. | Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог. |
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. | Не слышит никаких звуков окружающей среды. | ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог |
Ринолалия, Сразу после рождения | Расщелины губы, нёба. | Хирург, Логопед-дефектолог |
Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после рождения | Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. | ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог. |
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет | Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. | ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог. |
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье. | Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка. |
(ЗРР) (ЗПРР — Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье) | Психолог, Логопед-дефектолог. |
Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет | В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. «Говорил фразами, а потом замолчал.» | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. | Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года. | Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. | Логопед-дефектолог |
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР ) в 2,5 года. | Говорит на своём непонятном «птичьем» языке, вместо ответов на вопросы — дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. | Логопед-дефектолог |
Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.
- Наличие негрубой родовой травмы;
- Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
- Неблагоприятное воздействие речевой среды;
- Просчеты воспитания;
- Дефицит общения.
Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».
- Нарушения мозгового кровообращения,
- Ишемия,
- Черепно-мозговые травмы,
- Опухоли,
- Инсульты,
- Тромбоэмболии,
- Инфекционные заболевания головного мозга.
1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;
2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;
3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;
4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;
5. Невротические расстройства.
1. Врожденный порок развития гортани;
2. Врожденный подголосовой стеноз гортани;
3. Ангиома гортани;
4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;
5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;
6. Неврологические заболевания;
7. ДЦП;
8. Астенические состояния;
9. Миастения;
10. Эндокринные нарушения;
11. Травмы голосового аппарата;
12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);
13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;
14. Операции на органах шеи;
15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;
16. Химические ожоги.
Врождённые:
1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
2. Низкая масса тела при рождении;
3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;
5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретённые:
1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
2. Хроническая инфекция ушей;
3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);
4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
5. Травмы головы или уха;
6. Чрезмерный шум;
7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;
8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;
2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;
3. Патология во время беременности;
4. Осложнения во время родов;
5. В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
4. Наследственные факторы.
5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
6. Нарушения познавательных функций и речи.
7. Нарушения эмоциональной сферы.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.
Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;
Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.
Также причиной могут стать хромосомные нарушения:
1. Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.
2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра- и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.
3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.
4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.
5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.
6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.
7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.
8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.
9. Синдром кольцевой хромосомы 18. Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.
10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.
11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.
12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.
13. Синдром Энгельмана (синдром «счастливой куклы»). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.
14. Синдром Вильямса (лицо «эльфа»). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.
Настоящие причины:
1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)
Неточный предварительный диагноз:
Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.
Важно:
У логопедов есть 2 обследования: Первичное — где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР — предварительный диагноз. И Динамическое обследование — после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз — то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.
1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.
Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2
Наверх
Источник