Логопедические игры по развитию речи ребенка
Логопедические игры
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.
11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец
13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос — носы) или трехсложным (дом — домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Если ребенку уже 4 или больше, можно воспользоваться специальными упражнениями для звука Р. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть не только лицо взрослого, но и свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
«Парус»
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом состоянии.
Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
«Прогони комарика»
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
«Прикусывание кончика языка»
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
«Лошадка»
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
«Качели»
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка: отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
«Дятел»
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д. (15-20 секунд).
После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук Р. Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук Р, так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно попросить малыша порычать, подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».
Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.
Можно сказать ребенку: «Попробуй «завести мотор»!». Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют.
Попросите малыша, удерживая язык широким «побарабанить» им за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…). В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца, малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.
Добившись вибрации кончика языка с помощью пальчика, продолжительность ее удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее.
На любом из этапов не следует торопиться. У ребенка может получиться раскатистый звук р с первого раза, а может потребоваться и несколько месяцев. Важно выполнять упражнения ежедневно.
Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук Р ребенок не произносил. Добавив к звуку Р гласные а, э, ы – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком.
мне нравится способ постановки «р» от «грибка».
сперва попросите ребенка пощелкать языком как лошадка, а потом присосать язык к небу, но не цокать. с таким присосанным к небу язычком потренируйтесь сперва просто шумно подышать носом, потом опускать-понимать нижнюю челюсть. через неделю тренировок можно попробовать приступать к рычанию.
попросите ребенка принять горизонтальное положение (лечь), сделать языком «грибок», глубоко вдохнуть носом и резко выдохнуть ртом, не допуская выдыхания через «х» .
этот способ легче всего дает вибрацию.
если получится, через день-два можно пробовать делать тоже самое в вертикальном положении. еще через несколько дней пробуйте добавлять голос.
удачи.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого мы используем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом логопедическом кабинете.
1. Игра «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Логопед: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
3. Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.
4. Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Логопед: От ворот — поворот Вправо и наоборот.
5. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
6. Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
7. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.
Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти до-рожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
8. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа
Выполняется сидя на стульчике.
Вариант 1. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты катаешь мяч? Обе ноги мы на мячик поставим, Взад и вперед покататься заставим
Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч? Круг на полу нарисуем мячом Только ногами — не лбом, не плечом.
9. «Мячик — об пол и поймай — да смотри же, не роняй»
Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.
10. «Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева — два: Не запутался едва.
11. «Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции логопеда, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
12. «Прыгает и скачет по сиденью мячик»
Ребенок обходит вокруг стульчика, производя удары мячом по сиденью.
13. «Вот стоит из стульев ряд. Я ударить в каждый рад»
Три-четыре стульчика выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стульчику, ударяет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по его сиденью и т. д. Задания: • Ударяем мячом в каждый стульчик. • Ударяем мячом в первый стульчик один раз, во второй — два раза и т. д.
14. «Кошечки с мячиком»
Исходное положение — стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево. Мячик катится вокруг — Мой веселый, круглый друг. • Кати мяч вправо. • Кати мяч влево. • В каком направлении ты катишь мяч?
Источник