Логопед индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример

Логопед индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы

с диагнозом

общее недоразвитие речи

hello_html_m61002d95.jpg

Составила учитель-логопед ГБДОУ №112

Адмиралтейского района

Алфаидзе Виктория Харлампиевна.

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович

Дата рождения 12.05.2011 г.р.

Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016

Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.

Медицинские сведения.

Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.

Психологическая характеристика

Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.

Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.

Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.

Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.

Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие.

Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.

Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.

Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.

Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.

Физическое развитие.

Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.

Уровень физической подготовки: средний.

Речевое развитие.

Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.

Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.

Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.

Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.

Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Состоянии грамматических процессов.

Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).

Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Латерализацияправосторонняя.

Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.

Познавательное развитие: средний уровень.

Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать  арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.

Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть

Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.

Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.

Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.

Особенности общения: без особенностей.

Взаимоотношения и место в коллективе.

Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.

Читайте также:  Трудовое воспитание в развитии личности ребенка

Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.

План индивидуального сопровождения ребенка в

2016 /2017 учебном году

Медицинское

Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.

Занятия физкультурой в носках.

Психологическое

Развитие познавательной активности.

Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.

Развитие навыков общения.

Логопедическое

Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»

Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия.

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.

Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»

Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»

«Помоги Колобку» «Волшебные очки»

Формирование грамматических процессов.

Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игра «У кого похожая картинка?».

Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Игра «Измени слово».

закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Игра «С какого дерева упал листок?».

Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

«Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Педагогическое

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)

ФИО, год рождения ребёнка

      ИВАНОВ ИВАН                                                        Дата рождения ________

       Группа № 2                                                                 Дата заполнения 14.09.2017 г

Логопедическое заключ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Актуальная проблема

Нарушения развития речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие нарушено). Анализ звукового состава слова доступен на уровне выделения первого гласного звука в слове. Произношение слов сложной слоговой структуры не нарушено. В грамматическом строе речи –предложно-падежный аграмматизм. Словарь, словообразование, связная речь – соответствует возрасту

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

I. Развитие фонематического восприятия

II. Работа по коррекции дефектного звукопроизношения:

  1. постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
  2. автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
  3. дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи .
Читайте также:  Что такое развитие речи ребенка с 3 до 6 лет

III. Звуковой анализ и синтез звукового состава слова.

IV.Совершенствование  произношения слов сложной слоговой структуры.

V. Устранение недостатков в лексико-грамматическом строе речи:

— преобразование единственного числа существительных во множественное;

— образование родительного падежа множественного числа существительных;

— работа над предлогами: над, ссо.

VI. Развитие связной речи  (составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ)

VII. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Методическое обеспечение

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013

— Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!,М.: Вентана-Граф, 2015

— Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп  С-Пб, Детство-Пресс, 2013

—  Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию зв. – М.: Сфера, 2015

— Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:  Просвещение, 2016

Цель

Задачи коррекционно-развивающей работы

Используемые методики, технологии

Срок реализации:        Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г, январь  2018 г.

1. Развитие фонематического восприятия

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Узнавание правильно произносимого и дефектного звуков

Игра «Правильно-неправильно». «Какое слово отличается?». Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» и др.

2. Коррекция дефектного звукопроизношения

1Постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’

2.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;

3.Дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи

Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики:

— «Заборчик» (удержание губ в положении «улыбка»)

-«Барабанщик» (выработка вибрации кончика языка)

— «Парус» (удержания кончика языка за верхними резцами) и др.

Постановка звуков по подражанию и с механической помощью.

Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: «День-ночь», «Кошки-мышки»,

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков

Развитие умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога,  слова. Выделение согласного звука из начала, середины и конца слова. Определение количества звуков в слоге, слове. Определение последовательности звуков в слоге, слове. Составление звуко-слоговой схемы слов

4.Совершенствование  произношения слов сложной слогов.структуры.

Развитие слухового внимания и восприятия, темпа и ритма

Автоматизация поставленных звуков на материале слов сложного слогового состава

5. Устранение ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Расширение и активизация словаря.

— Преобразование единственного числа существительных во множественное;

— Образование родительного падежа множественного числа существительных;

— Работа над предлогами:  под, ссо, из-за, из-под, над.

Пополнение активного словаря. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами-антонимами.

Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные ед. и мн. числа в именительном, родительном падежах на основе автоматизируемых звуков (игра «Один-много», «Много чего?» «Нет чего?»

Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами на основе автоматизируемых звуков (игра «Скажи ласково»

Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе, падеже Практическое овладение простыми и сложными предлогами  (игра «Прятки»)

6. Развитие связной речи

-Составление рассказов по картине, по серии картин. Пересказ.

Составление рассказов  по картине, по серии картин, пересказ

по традиционной методике.

7.Развитие высших психических функций

Развивать внимание, память, мышление

Игры «День-ночь»,  Исключение лишнего предмета. Игра «4-й лишний», «Найди пару», «Ассоциации»

Узнавание предмета по описанию. Использование «Чудесного мешочка»

8.Развитие мелкой моторики рук

Развивать тонкие движения пальцев рук

Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: «Коза-корова», «Кулак-ребро-ладонь», шнуровка, пазлы.

Результаты: цель достигнута, реализована не полностью, видоизменилась, не достигнута по причине (указать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рекомендации по дальнейшей работе ________________________________________________________________________________________________

Источник

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Обучение по АОП/АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психологическое сопровождение по развитию пространство-временных представлений. Медицинское сопровождение.  Протокол № 216-16 от 22.03.2016

Логопедическое заключение

ОНР III уровень. Дизартрия

Актуальная проблема

Ребенок достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, может построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности

Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха,  Нарушения предложно-падежных конструкций.  Четвёртый лишний выделяет с помощью, обобщения не по возрасту

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.  

Пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание

       В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи»(I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; и ,Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет,, О.А.Новиковской, Санкт — Петебург ,,Корона. Век ,,2012г.

Читайте также:  Некоторые развитие прав ребенка

Содержание работы

Совершенстование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Знакомство с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [А], [О], [У], [И], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки.

Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков.

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв и букв, изображённых с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Коррекция произносительной стороны речи:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

Дутье в музыкальные игрушки, упражнения ,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,; ,,Подуй на перья,,

Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков.

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

  • Артикуляционные упражнения для губ:

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [ш]- [ж]

Развитие словаря:

  • Расширение и уточнение словаря по лексическим темам первого периода: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда».
  • Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов и их частей, названий природных явлений.
  • Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
  • Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
  • Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами.
  • Обеспечение понимания и использование в речи слов-антонимов.
  • Расширение понимания значения предлогов и активизация их в речи.
  • Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.
  • Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Работа над слоговой структурой слова

  • Совершенствовать умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Обеспечение усвоения звуко-слоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, жёлуди), и использования их в речи.
  • Закрепление понятия «слог», умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных слов и трёхсложных слов.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  • Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными членами.
  • Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  • Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритм, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
  • Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
  • Совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь, май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

Корректировка программы  _______________________________________________________________________________

Источник