Логопед индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы
с диагнозом
общее недоразвитие речи
Составила учитель-логопед ГБДОУ №112
Адмиралтейского района
Алфаидзе Виктория Харлампиевна.
Индивидуальная карта
Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович
Дата рождения 12.05.2011 г.р.
Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016
Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.
Медицинские сведения.
Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.
Психологическая характеристика
Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.
Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.
Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.
На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.
Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.
Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.
Педагогическая характеристика
Социально-коммуникативное развитие.
Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.
Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.
Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.
Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.
Физическое развитие.
Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.
Уровень физической подготовки: средний.
Речевое развитие.
Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.
Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.
Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.
Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.
Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.
Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.
Состоянии грамматических процессов.
Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Латерализацияправосторонняя.
Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.
Познавательное развитие: средний уровень.
Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.
Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть
Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.
Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.
Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.
Особенности общения: без особенностей.
Взаимоотношения и место в коллективе.
Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.
Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.
План индивидуального сопровождения ребенка в
2016 /2017 учебном году
Медицинское
Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.
Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.
Занятия физкультурой в носках.
Психологическое
Развитие познавательной активности.
Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.
Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.
Развитие навыков общения.
Логопедическое
Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.
Упражнения для губ, для щек, для языка.
Элементы массажа и самомассажа.
Просодическая сторона речи.
Комплекс упражнений для развития силы голоса.
Игры на звукоподражание, игры- драматизации,
Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.
Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»
Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.
Учить передавать ритмический рисунок слова.
Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»
Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.
Развитие фонематического восприятия.
Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.
Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.
Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.
Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»
Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»
«Помоги Колобку» «Волшебные очки»
Формирование грамматических процессов.
Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.
Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Игра «У кого похожая картинка?».
Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Игра «Измени слово».
закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Игра «С какого дерева упал листок?».
Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
«Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Педагогическое
Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)
ФИО, год рождения ребёнка
ИВАНОВ ИВАН Дата рождения ________
Группа № 2 Дата заполнения 14.09.2017 г
Логопедическое заключ.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Актуальная проблема
Нарушения развития речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие нарушено). Анализ звукового состава слова доступен на уровне выделения первого гласного звука в слове. Произношение слов сложной слоговой структуры не нарушено. В грамматическом строе речи –предложно-падежный аграмматизм. Словарь, словообразование, связная речь – соответствует возрасту
Цель
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи
I. Развитие фонематического восприятия
II. Работа по коррекции дефектного звукопроизношения:
- постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
- дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи .
III. Звуковой анализ и синтез звукового состава слова.
IV.Совершенствование произношения слов сложной слоговой структуры.
V. Устранение недостатков в лексико-грамматическом строе речи:
— преобразование единственного числа существительных во множественное;
— образование родительного падежа множественного числа существительных;
— работа над предлогами: над, ссо.
VI. Развитие связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ)
VII. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Методическое обеспечение
Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
— Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!,М.: Вентана-Граф, 2015
— Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп С-Пб, Детство-Пресс, 2013
— Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию зв. – М.: Сфера, 2015
— Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2016
Цель
Задачи коррекционно-развивающей работы
Используемые методики, технологии
Срок реализации: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г, январь 2018 г.
1. Развитие фонематического восприятия
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звуков на фоне слова.
Узнавание правильно произносимого и дефектного звуков
Игра «Правильно-неправильно». «Какое слово отличается?». Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» и др.
2. Коррекция дефектного звукопроизношения
1Постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
2.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
3.Дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи
Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики:
— «Заборчик» (удержание губ в положении «улыбка»)
-«Барабанщик» (выработка вибрации кончика языка)
— «Парус» (удержания кончика языка за верхними резцами) и др.
Постановка звуков по подражанию и с механической помощью.
Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: «День-ночь», «Кошки-мышки»,
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков
Развитие умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова. Выделение согласного звука из начала, середины и конца слова. Определение количества звуков в слоге, слове. Определение последовательности звуков в слоге, слове. Составление звуко-слоговой схемы слов
4.Совершенствование произношения слов сложной слогов.структуры.
Развитие слухового внимания и восприятия, темпа и ритма
Автоматизация поставленных звуков на материале слов сложного слогового состава
5. Устранение ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Расширение и активизация словаря.
— Преобразование единственного числа существительных во множественное;
— Образование родительного падежа множественного числа существительных;
— Работа над предлогами: под, ссо, из-за, из-под, над.
Пополнение активного словаря. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами-антонимами.
Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные ед. и мн. числа в именительном, родительном падежах на основе автоматизируемых звуков (игра «Один-много», «Много чего?» «Нет чего?»
Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами на основе автоматизируемых звуков (игра «Скажи ласково»
Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе, падеже Практическое овладение простыми и сложными предлогами (игра «Прятки»)
6. Развитие связной речи
-Составление рассказов по картине, по серии картин. Пересказ.
Составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ
по традиционной методике.
7.Развитие высших психических функций
Развивать внимание, память, мышление
Игры «День-ночь», Исключение лишнего предмета. Игра «4-й лишний», «Найди пару», «Ассоциации»
Узнавание предмета по описанию. Использование «Чудесного мешочка»
8.Развитие мелкой моторики рук
Развивать тонкие движения пальцев рук
Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: «Коза-корова», «Кулак-ребро-ладонь», шнуровка, пазлы.
Результаты: цель достигнута, реализована не полностью, видоизменилась, не достигнута по причине (указать)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
рекомендации по дальнейшей работе ________________________________________________________________________________________________
Источник
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО, год рождения ребёнка
Обучение по АОП/АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психологическое сопровождение по развитию пространство-временных представлений. Медицинское сопровождение. Протокол № 216-16 от 22.03.2016
Логопедическое заключение
ОНР III уровень. Дизартрия
Актуальная проблема
Ребенок достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, может построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности
Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, Нарушения предложно-падежных конструкций. Четвёртый лишний выделяет с помощью, обобщения не по возрасту
Цель программы
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Содержание
В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи»(I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; и ,Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет,, О.А.Новиковской, Санкт — Петебург ,,Корона. Век ,,2012г.
Содержание работы
Совершенстование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
Знакомство с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук».
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [А], [О], [У], [И], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки.
Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков.
Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв и букв, изображённых с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
Коррекция произносительной стороны речи:
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.
Дутье в музыкальные игрушки, упражнения ,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,; ,,Подуй на перья,,
Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков.
Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
- Артикуляционные упражнения для губ:
—
- Постановка и автоматизация звуков: шипящих
- Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [ш]- [ж]
Развитие словаря:
- Расширение и уточнение словаря по лексическим темам первого периода: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда».
- Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов и их частей, названий природных явлений.
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
- Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
- Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами.
- Обеспечение понимания и использование в речи слов-антонимов.
- Расширение понимания значения предлогов и активизация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
- Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
- Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
- Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
- Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
- Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.
- Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Работа над слоговой структурой слова
- Совершенствовать умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечение усвоения звуко-слоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, жёлуди), и использования их в речи.
- Закрепление понятия «слог», умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных слов и трёхсложных слов.
Развитие связной речи и речевого общения
- Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными членами.
- Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
- Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритм, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
- Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
- Совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Январь, май
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Особенности речевого развития ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы _______________________________________________________________________________
Источник