Логические и дидактические игры ребенку на 5 лет

ольга ярцева
Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5–7 лет

Дидактические игры

на развития логического мышления и речи

у детей 5-7 лет.

1.«Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?

Цель:Закрепить знания о диких животных: научить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.

Развить активный словарь.

3. научить оборудовать в «зоопарке» соответствующую потребностям животных среду обитания.

Подготовка

1. Подбираются игрушечные белый и бурый медведи, рисунки с их изображениями в естественной среде обитания, желтые и зеленые фишки, мелкий строительный материал, модели для построения загона в «зоопарке».

2. Педагог проводит беседу об особенностях животных.

3. педагог и дети посещают зоопарк.

4. педагог и дети обследуют игрушечных животных, рассматривают рисунки.

Дошкольники должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины, правильно подобрать оборудование для «зоопарка». За более полное выявление различных и сходных при знаков признаков дается желтая фишка. За установление причин различия и сходства – зеленая. Побеждает то, кто наберет больше фишек.

Признаки и различия. Бурый медведь живет в лесу, а белый – во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотиться на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, у белого – из снега.

Причины различия. Цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого в лесу. Шерсть у белого медведя гуще, потому что на севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотиться на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурые и белые медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой — на льдине.

Признаки сходства. По форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие зубы. Медведи – крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.

Причины сходства. Белый и бурый медведи похожи потому, что они – дикие звери одного вида, хищники.

2. «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»

Цели:

1. Нучить детей сравнивать предметы и их составные части.

2. Научить находить зависимость строения мебели от ее назначения.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить детей правильно оборудовать кукольную комнату, используя стол и стул по назначению.

Подготовка

1. Подбираются столы и стулья, игрушечная мебель, рисунки с их изображением, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседу о мебели разного назначения, ее особенностях.

3. Педагог и дети обследуют столы и стулья, рассматривают рисунки с изображением.

Дети должны найти признаки сходства и различия, установить их причины. Затем оборудовать кукольную комнату, разместив на столе посуду, посадив за стол кукол. За правильное выявление признаков сходства и различия дети получают желтую фишку, причин- зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки сходства. Стол и стул сделаны из дерева, имеют по четыре ножки; нужны для того, чтобы человеку было удобно.

Причины сходства.

Стол и стул- мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.

Признаки различия. У стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку можно облокачиваться Столу спинка не нужна, она бы только мешала.

Таким образом в играх, можно целенаправленно развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Источник

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы.

Выполнила: Скуратова Юлия Сергеевна.

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).

• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

• Если два больше одного, то один… (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая… (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно — вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

— Это круг больше красного? (Да.)

— Он больше синего? (Да.)

— Больше желтого? (Нет.)

— Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает…».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

— Что бывает низким (высоким)?

— Что бывает красным (белым, желтым)?

— Что бывает длинным (коротким)?

Игра «Отгадай фигуру по загадке»

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.

1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.

Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.

2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).

Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.

Игровое упражнение «Что лишнее»?

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.

Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:

— Почему она лишняя?
— Чем отличается эта фигура от всех остальных?

Игра «ДА-НЕТ-КА»

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.

Перед тем как играть дети должны ответить на два вопроса:

— На какие две группы можно разбить все эти фигуры?
— Чем отличаются эти две группы.

Ход игры.

Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».

Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.

— Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя?
— Нет.
— Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная?
— Да.
— Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая?
— Нет.
— Значит, это большой красный треугольник.

Игра «ПУМ-ПУМ»

Количество участников: 6-7 человек.

Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур

  • 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;
  • 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;
  • 2 треугольника: большой желтый и маленький красный

Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».

Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.

Игра «Теремок»

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.

Например, первый выбрал машину.

— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— Это я, машина.
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

 

Источник

Наталья Смирнова
Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

1.«Составь из палочек»

Цель игры: Развивать логическое мышление, воображение.Материал: счетные палочки, мел, доска.

Ход игры: 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой.Затем говорит: » Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольника? А у вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте,как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнят задание, он обращает внимание ребят на то, что выполнить задание по разному. Способы выполнения надо зарисовать. Затем даёт задание : -составить два квадрата из 7 палочек; -составить три равных треугольника из 7 палочек;

Усложнение: предложить детям более сложные задачи на перестроение фигур, в которых для изменения фигуры надо убрать определённое количество палочек или перекладывание палочек.Например: составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтоб получился флажок.

2.» Чей силуэт?»

Цель: развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары » предмет-силуэт».Методические рекомендации: Прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, надо объяснить детям лексическое значение слова » силуэт». Ход игры: Выставляются картинки с изображением » помидор»,» тыква», » яблоко». Над этими картинками помещается силуэт яблока. Дети должны определить к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары » предмет-силуэт»дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.Усложнение: можно предложить детям силуэты близких по контору (помидор, яблоко, тыква) и подобрать к ним картинки с изображением. (работа с мал. подгруппой, в которой ведущий воспитатель).

3.» Четвёртый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.

Ход игры: Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.

Усложнение: разделении общей группы предметов по одному отличительному признаку. Например рассмотрим на примере группы — насекомые, итак, на карточке одни насекомые, но все летают, а одно из-них ползает.

4.» Путаница»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует карточку наложенных контуров, 2 предмета » бочки», и «весов»при этом он объясняет детям, что только поначалу всё здесь изображение кажется путаницей. А на самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее контуры, нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено на карточке путаницы, надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Когда дети узнали первый предмет, воспитатель выставляет его цветное изображение. Оно ещё раз сравнивается с контуром. Таким же образом надо узнать и все остальные предметы.

Усложнение: Увеличить количество карточек с наложенными контурами.

5.»Найди отличия и сходства».

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: распечатанные рисунки.

Ход игры:ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:

— 1 пару с одинаковыми элементами (т. е. 2 полностью идентичные картинки);Например: ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных и т. д.

Усложнение: найти 2 пары машинки с одним отличающимся элементом и 1 пару с двумя отличающимися элементами.

и ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.

6 .»Составление предметов по картинкам»

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

7.»Составление предметов по картинкам»

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

Источник