Любознательный ребенок 5 лет

Иногда фонтан бесконечных «почему» вдруг иссякает, и ребенок 5-6 лет, от природы неугомонный и любознательный, теряет желание узнавать что-то новое. Становится апатичным, равнодушным к окружающему миру. Это тревожный сигнал для родителей, им необходимо срочно пробудить любознательность ребенка! Но как это сделать, если маленький человек вообще ничего не хочет узнавать и его ничем невозможно заинтересовать?
На заметку. Любознательность – внутренняя потребность человека самостоятельно узнавать окружающий мир.
В детской психологии и дошкольной педагогике есть несколько приемов, которые помогут вывести ребенка из «спящего» состояния.
Причины апатии ребенка к окружающему миру
Для начала важно понять, что же явилось причиной потери любознательности, почему ребенок вдруг утратил интерес ко многим вещам.
Чаще всего ребенок 5-6 лет становится апатичным и нелюбопытным в силу следующих обстоятельств:
- кризис 7 лет (у некоторых детей он может наступить в 5-6 лет), когда ребенок переосмысливает свое положение в мире, перестраивает принципы взаимодействия с окружающими;
- потеря интереса из-за переизбытка информации и навязчивости родителей;
- неспособность родителей удовлетворить или подогреть интерес ребенка;
- ребенок не чувствует ценность полученных знаний, не видит области их реализации.
Если родители четко понимают, в чем проблема, они могут самостоятельно, без привлечения психолога пробудить любознательность ребенка.
Методика пробуждения любознательности
Родители должны уяснить – во всех случаях потери любознательности, кроме кризиса семи лет, работа над ее возвращением лежит на плечах взрослых. Ребенок не может «включить» интерес к окружающему миру, но может развить или вспомнить, как это здорово.
Простые и надежные правила общения с ребенком 5-6 лет, которые пробудят детскую любознательность:
Вовлеченность
Родители не должны самоустраняться, какими бы настойчивыми и даже назойливыми ни были вопросы ребенка. Надо обязательно отвечать на все «почему», показывать свою личную заинтересованность этим вопросом.
Поощрение и поддержка
Полезно хвалить ребенка, отмечать его уровень знаний, постоянно говорить – молодец, умница, хорошо, что ты запомнил/увидел/приметил/сравнил. Ребенок должен чувствовать родительскую гордость за его успехи, знать, что взрослые одобряют его тягу к изучению нового и всячески способствуют этому.
Также необходимо учитывать еще несколько способов для пробуждения любознательности:
Создание условий
Ребенок получает информацию из разных источников и чем разнообразнее они будут, тем лучше. Книги, игры, картинки, развивающие занятия (например, задания и игры для детей 5-6 лет, которые вы можете найти на нашей платформе), ответы на вопросы, разговоры со взрослыми – для ребенка важен каждый источник.
Актуальность информации
Идеально, если ребенок сразу видит практическую приложимость полученных знаний, например, наблюдает за дождем и тучами, пробует воду в море, поливает цветы.
Дозированность
Любознательность – внутренняя потребность, и у всех людей она разной силы. Нельзя перегружать ребенка и давать больше информации, чем он способен переварить на данный момент, больше, чем ему сейчас надо.
Потеря любознательности – серьезный симптом, который нельзя игнорировать. Через познание окружающего мира ребенок осваивает новое, расширяет кругозор, нарабатывает эрудированность, развивается. Поэтому очень важно вовремя заметить равнодушие и скорректировать общение с ребенком, открыть для него интересный мир.
Источник
- Используйте путаницы,
нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.
- Поощряйте создание детских
«коллекций», помогайте их пополнять.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
МАДОУ МО г.Нягань Д/С «Дубравушка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие любознательности у детей 4-5 лет.
Составитель: Воспитатель Гаджиева Фаиза Омаровна
г. Нягань
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, —
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.
Появление представлений у пятилетних детей создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления.
Ребенок 4-5 лет играет не только с
игрушками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться.
Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.
- Важно знакомить ребенка с
предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
- Например, для мальчиков,
которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-раскраски и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления.
Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно, что вызывает у них интерес.
- Можно использовать рассказы из
реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?…» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.
- Новая информация должна
отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе пойти в библиотеку, поискать ответ энциклопедии или интернете.
Источник
Елена Емельянова
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей 5–6 лет»
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, —
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?
У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий — лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.
Очевидная надпись
Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного восприятия.
Ход игры
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры, а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
Что я делаю?
Цели: развитие любознательности, воображения.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
Ход игры:
Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Цели: развитие воображения, любознательности.
Ход игры
Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу, пьет, читает, рисует и т. д.). Отгадавший становится ведущим.
Источник
Возраст старшего дошкольника – 5-7 лет. В это время происходят физические, психологические, социальные изменения в развитии ребенка. А развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста становится одним из важным в его познавательной деятельности. Играет огромную роль в подготовке к обучению в школе.
Дошкольное развитие ребенка
Этот период отмечается интенсивным развитием самопознания. Эмоциональное восприятие становится осмысленным. Идет совершенствование наглядно-действенного мышления, улучшается наглядно-образное и логическое.
Активно развивается речь. Она логична и осознанна. Увеличивается словарный запас.
У ребенка формируется восприятие, мышление, запоминание становится более сознательным.
Все дети рождаются с желанием познавать окружающий их мир. Познание проявляется в таких физических процессах, как воображение, внимание, восприятие, мышление. Ребенок получает и пытается анализировать информацию. Остро реагирует на людей, новые предметы и события.
Ввиду активного формирования мышления идет развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Что включает в себя любознательность
Любознательность основывается на познании. Ребенок стремится узнавать все новое, проявляет к нему искренний интерес. В этом возрасте дети могут сами придумать, а потом и решить всеми возможными способами познавательную задачу.
Развитие детей старшего дошкольного возраста видно в проявлении сообразительности, догадливости. Часто дошкольники с удовольствием проводят эксперименты, интересуются историческими событиями, животным и растительным миром.
Старших дошколят можно назвать большими фантазерами, они пытаются сочинять рассказы и стихотворения, различные истории.
Любознательность ребенка видна в общении. Он с удовольствием делится со взрослыми своими мыслями, рассуждает, просит рассказать, прочитать или что-то объяснить. Очень часто дети задают вопросы, и чтобы они не утратили интерес, важно на них отвечать.
Развитие детей дошкольного возраста зависит от того, насколько развито у них мышление, речь и познавательная деятельность.
Критерии уровня развития любознательности:
- вопросы, которые задают дети; по ним видно насколько глубоко они рассуждают, познают окружающий мир;
- желание долго наблюдать за предметами и явлениями;
- насколько эмоционально активен ребенок во время беседы или обсуждения.
Если у малышей позитивные эмоции, то можно сказать, что они воспринимают окружающий мир интересным, ярким и увлекательным.
Методы и способы развития любознательности
Развитие любознательности – это сложный и длительный процесс. Любознательность малыша можно и нужно развивать. Это во многом зависит от самих взрослых. Формирование этого качества может проходить в несколько этапов:
- Вызвать желание в приобретении новых знаний и умений.
- Показать ребенку, как это можно делать.
- Создать условия, при которых детям легко будет самостоятельно получать знания.
- Помочь увидеть им практическую пользу любознательности.
Традиционные методы развития любознательности у детей дошкольного возраста:
- основные формы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- словесные; это может быть чтение художественной литературы, обсуждения, беседы;
- практические методы; сюда относятся различного рода игры: развивающие, экспериментальные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные.
Развить любознательность детей дошкольного возраста можно с помощью художественной литературы. Применяют следующие приемы и методы:
- словесные; включают в себя чтение, пересказ, перекрестные вопросы;
- наглядные методы; это может быть демонстрация или показ фотографий, иллюстраций с целью понаблюдать за объектом;
- проведение занятий с целью познакомить ребенка с природой, ее особенностями; ознакомить с жизнью животных в разные времена года; в игровой форме научить основным правилам дорожного движения;
Можно воспитать любознательность ребенка несколькими способами:
- Поддерживать проявляемый интерес, эмоции, радость. Если малыш что-то разбирает, желая узнать, как это устроено, очень важно помочь ему. Нужно обратить внимание на разные детали и с помощью наводящих вопросов помочь найти ответ. Важно разделить с ним радость от нового открытия. Если ругать ребенка за попытки узнать то, что его интересует, можно подавить желание к познавательному процессу.
- Отвечать на задаваемые вопросы.
- Стараться «заразить» ребенка собственным интересом и радостью, удовольствием от наблюдения, исследования, положительными эмоциями.
- Своим примером показывать уважение к людям, которые совершили открытие или сделали изобретение, придумали что-то новое. Этим взрослые покажут, что уважают достижения малыша, ведь для него может быть достижением то, что давно известно.
Самым главным учителем ребенка являются родители. Никто лучше не сможет развить у малыша любознательность, желание узнать окружающий мир и заложить любовь к обучению.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк ????
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал
Наш сайт: Winku.ru Мы в социальных сетях: VK, OK
Источник
Оксана Петросян
Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки»
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.
Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно.
На пятом году в жизни ребёнка появляются новые источники эмоциональных реакций. У ребёнка появляется новая способность: сопереживать вымышленным персонажам. Данная способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.
Внимание остаётся ещё в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется.
Память также остаётся в основном непроизвольной. Но появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных предметно-действенных ситуаций. Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми.
Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым.
Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и сложные качества.
Сформирована операция сериации — построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда. Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда и продолжать ряды в соответствии с ними.
Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка.
Дети начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления.
Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это
открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребёнок именно около 4 лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры».
Игра имеет характер ведущей деятельности. Отметим, что игра, воспроизводящая бытовую ситуацию, передаёт опыт ребёнка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга.
Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и телепрограмм, поэтому они постоянно меняются. Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят строить для себя дом.
Возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.
Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются
различные оттенки. Возникает ролевой диалог. Участие взрослого в играх детейполезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, характер исполнения роли также определяется детьми. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
Дети обожают путешествия и приключения.
У ребёнка в возрасте 4—5 лет появляется то, что мы называем продуктивным целеполаганием. У детей появляется желание не использовать какую-то готовую вещь, а самому создать что-то новое. Это новообразование означает, что до начала действия у ребёнка появляется представление о том, что он хочет сделать и что должно стать результатом его усилий. Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочки связанных между собой целей: чтобы играть в поезд, надо построить его из модулей и т. п.
Следующее, более сложное изменение в психологическом портрете ребёнка 4-5 лет — это обогащение и дальнейшее развёртывание уже реализованных целей. Построив гараж для машины, ребёнок решает построить дорогу, а потом ещё и бензоколонку. Одновременно появляется способность в течение относительно длительного времени разворачивать и удерживать систему взаимосвязанных целей.
Ещё одно направление в развитии деятельности детей — усовершенствование уже сделанной работы за счёт постановки дальнейших целей. Особенно успешно эта работа идёт в изобразительной деятельности. Сделанный рисунок можно усовершенствовать в разных направлениях — более тщательно дорисовывая или дополняя новыми деталями и предметами.
Новообразования в развитии сознания детей проявляются в том, что на пятом году жизни дети способны в своём познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с данного возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии детей.
Моральные представления. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам.
Значительно увеличивается значение речи как способа пере-
дачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей — наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте.
Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве — столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также интересуются жизнью динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают и истории из жизни воспитателей или других людей.
К 4 годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения.
Для становления личности очень важным является формирование в психике ребёнка созидательного отношения, выражающегося в стремлении создавать что то нужное, интересное и красивое. Атмосфера успеха и одобрения результатов продуктивной деятельности каждого ребёнка, подчёркивание его новых возможностей позволяют закладывать основы такого созидательного отношения.
Расширение объёма знаний и кругозора ребёнка служит почвой для возникновения познавательного отношения к миру, бескорыстной потребности в знаниях. Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к его собственным умственным поискам и их результатам. Отсюда не следует, что нужно одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Педагог должен не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им на равных, а не свысока.
В этом возрасте взрослый нужен ребёнку прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.
Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которые получают от вас больше порицаний и негативных оценок, чем другие. Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы
становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера ребёнка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте каждого ребёнка независимо от его поведения. Оценивайте поступок, а не личность в целом.
Источник