Любознательность ребенка в 5 лет

Любознательность ребенка в 5 лет thumbnail

Причины апатии и любознательность у детей 5-6 лет

Иногда фонтан бесконечных «почему» вдруг иссякает, и ребенок 5-6 лет, от природы неугомонный и любознательный, теряет желание узнавать что-то новое. Становится апатичным, равнодушным к окружающему миру. Это тревожный сигнал для родителей, им необходимо срочно пробудить любознательность ребенка! Но как это сделать, если маленький человек вообще ничего не хочет узнавать и его ничем невозможно заинтересовать?

На заметку. Любознательность – внутренняя потребность человека самостоятельно узнавать окружающий мир.

В детской психологии и дошкольной педагогике есть несколько приемов, которые помогут вывести ребенка из «спящего» состояния.

Причины апатии ребенка к окружающему миру

Развивающие занятия как способ пробудить любознательность у ребёнка

Для начала важно понять, что же явилось причиной потери любознательности, почему ребенок вдруг утратил интерес ко многим вещам.

Чаще всего ребенок 5-6 лет становится апатичным и нелюбопытным в силу следующих обстоятельств:

  • кризис 7 лет (у некоторых детей он может наступить в 5-6 лет), когда ребенок переосмысливает свое положение в мире, перестраивает принципы взаимодействия с окружающими;
  • потеря интереса из-за переизбытка информации и навязчивости родителей;
  • неспособность родителей удовлетворить или подогреть интерес ребенка;
  • ребенок не чувствует ценность полученных знаний, не видит области их реализации.

Если родители четко понимают, в чем проблема, они могут самостоятельно, без привлечения психолога пробудить любознательность ребенка.

Методика пробуждения любознательности

Получение знаний детьми

Родители должны уяснить – во всех случаях потери любознательности, кроме кризиса семи лет, работа над ее возвращением лежит на плечах взрослых. Ребенок не может «включить» интерес к окружающему миру, но может развить или вспомнить, как это здорово.

Простые и надежные правила общения с ребенком 5-6 лет, которые пробудят детскую любознательность:

Вовлеченность
Родители не должны самоустраняться, какими бы настойчивыми и даже назойливыми ни были вопросы ребенка. Надо обязательно отвечать на все «почему», показывать свою личную заинтересованность этим вопросом.

Поощрение и поддержка
Полезно хвалить ребенка, отмечать его уровень знаний, постоянно говорить – молодец, умница, хорошо, что ты запомнил/увидел/приметил/сравнил. Ребенок должен чувствовать родительскую гордость за его успехи, знать, что взрослые одобряют его тягу к изучению нового и всячески способствуют этому.

Также необходимо учитывать еще несколько способов для пробуждения любознательности:

Создание условий
Ребенок получает информацию из разных источников и чем разнообразнее они будут, тем лучше. Книги, игры, картинки, развивающие занятия (например, задания и игры для детей 5-6 лет, которые вы можете найти на нашей платформе), ответы на вопросы, разговоры со взрослыми – для ребенка важен каждый источник.

Актуальность информации
Идеально, если ребенок сразу видит практическую приложимость полученных знаний, например, наблюдает за дождем и тучами, пробует воду в море, поливает цветы.

Дозированность
Любознательность – внутренняя потребность, и у всех людей она разной силы. Нельзя перегружать ребенка и давать больше информации, чем он способен переварить на данный момент, больше, чем ему сейчас надо.

Потеря любознательности – серьезный симптом, который нельзя игнорировать. Через познание окружающего мира ребенок осваивает новое, расширяет кругозор, нарабатывает эрудированность, развивается. Поэтому очень важно вовремя заметить равнодушие и скорректировать общение с ребенком, открыть для него интересный мир.

Источник

Возраст до 7 лет – это время открытий. Ребёнок видит мир во всей его яркости и пытается понять, как же здесь всё устроено. Взрослые могут стать его помощниками и спутниками в трудном, но интересном познании природы и общества. Ведь любопытство малыша – залог его стремления к знаниям в более старшем возрасте.

Для развития любознательности у детей дошкольного возраста можно использовать самые разные средства, речь о них пойдет ниже.

Участие в интересных мероприятиях

Специально для детей младшего возраста создаются увлекательные развивающие программы. В их число входят:
• экскурсии;
• выставки;
• тематические встречи;
• мастер-классы;
• конкурсы.

Эти мероприятия могут проводиться в музеях, детских библиотеках, культурных центрах, домах детского творчества. Какие-то из них обязательно вызовут у ребёнка огромный интерес. Возможно, в дальнейшем это станет его основным увлечением.

Походы и поездки

Посещение новых мест всегда вызывает много ярких эмоций и необычных вопросов. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность путешествовать вместе с детьми.

Но для получения новых впечатлений совсем необязательно ехать в другую страну или город. История родного края может стать предметом глубокого интереса как детей, так и взрослых.

Наглядные пособия

Малыши интересуются всем, что видят. Карта мира не может не пробудить интереса к географии. А если на карте наглядно показаны места обитания животных или территории проживания разных народов, понадобятся ответы на новые вопросы. Без помощи взрослых тут не обойтись.

Именно родители должны научить сына или дочь пользоваться пособием и дополнить сухие сведения интересными рассказами. За дополнительной информацией можно обращаться к фильмам и книгам.

Читайте также:  У ребенка 5 лет болят ноги не может вставать

Настольные игры

Игры – это интересно. Благодаря им можно и учиться. В продаже имеются целые серии развивающих настольных игр.

С помощью тематических карточек дети и взрослые могут узнать, как выглядят иностранные флаги, что за необычные животные обитают по всему миру, какие достопримечательности есть в нашей стране и за рубежом. А каждый интересный факт рождает новое стремление к знаниям.

Художественная литература

Книги были и остаются помощниками в развитии любознательности у детей. Но нужно помнить, что не все дошкольники способны вдумчиво изучать страницы энциклопедий.

Для подвижных малышей хорошим вариантом будет книга с клапанами, кармашками и яркими иллюстрациями. Пусть в ней будет не слишком много текста, но он вызовет живой интерес. Более серьёзные книги можно читать детям вслух. Именно так развивается любовь к литературе.

Развивающие мультфильмы

Конечно, все дети любят мультфильмы. Именно поэтому в России и за рубежом выпускаются целые мультсериалы, рассказывающие о разных интересных вещах. Полезная информация доносится до детей в доступной лёгкой форме.

К сожалению, мультфильмы могут вызывать у детей подобие зависимости, заставляя требовать всё новых просмотров. Поэтому время у телеэкранов для малышей до 7 лет должно быть ограничено.

Развитие детской любознательности во многом зависит от поведения родителей. Многочисленные вопросы ребёнка – это его путь познания мира. Да, у всех наступает период, когда ребенок начинает «почему-кать» каждые 5 минут. В этот период очень важно отвечать на все его вопросы подробно, без раздражения. Он так познаёт мир. И если подавить это желание на начальной стадии, то потом мы можем увидеть пассивного ребёнка, которому ничего не интересно.

А если мама и папа чего-то не знают, можно вместе с ребёнком найти необходимый ответ.

Хорошего вам дня! Будем рады, если вы поставите нам лак!

========

© Развитие и Воспитание

Источник

Светлана Костина
Развитие любознательности у детей 5–6 лет. Консультация для родителей

Есть у меня шестеро слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде…

Зовут их: «Как и почему,

Кто, что, когда и где…»

Р. Киплинг

В Толковом словаре С. И.Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни.Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий — лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Читайте также:  Блюда из кабачка для ребенка 1 5 лет

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать,что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаю вашему вниманию некоторые из таких игр.

Очевидная надпись

Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного восприятия.

Ход игры

Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры, а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).

Что я делаю?

Цели: развитие любознательности, воображения.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Ход игры:

Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).

«Что я видел не скажу, а что делал покажу».

Цели: развитие воображения, любознательности.

Ход игры

Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу, пьет, читает, рисует и т. д.). Отгадавший становится ведущим.

Источник

   Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни.

Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, и составляет как бы первую ступень познавательного отношения, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.  

 В развитии любознательности детей 4-5 лет решающее значение имеет

четыре основных направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей  и  зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов  детей; формирование положительного отношения к окружающему миру предусмотренных программой ДОУ.  Любознательность дошкольников выражается,  в их многочисленных вопросах, с которыми они обра щаются к взрослым.   Побуждению вопросов  и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией,  новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом.   С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире.  Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка . И прежде всего это проходит в процессе  поисково-исследовательской  деятельности  путем проведения экспериментов и проектов.   Я вижу, что это вызывает у детей интерес, восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, в процессе игры: два ребенка с увлечением играют в песочнице. Один — чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками, листиками, цветочками, а другой — в поисках жучков.

            При беседах, наглядных пособий, тематических занятий по темам дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки,  поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки.

  В процессе такой деятельности подвожу ребенка   к тому, чтобы он увидел   и сформулировал проблему —  поставил вопрос и получил возможность узнать   ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому.   Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов,  что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это  открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .

Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, радуга!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: «Зачем человеку глаза?», «Почему мы смеемся?».  О человеческих взаимоотношениях, например: «Почему нельзя отнимать игрушки?», «Как спросить о помощи у взрослого?», «Что такое дружба?»  Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Толя, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только  отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым  мысль ребенка, побуждая к сравнениям,  вызывающим припоминание прошлого или  рассуждения.

Читайте также:  У ребенка 5 лет кисло во рту

Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические  пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие  познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно  — образное мышление. Ребенку необходимо  рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний?», «Где спрятан предмет?» и т.д.

 Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это  способствует успеваемости в дальнейшем. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность несущая познавательную функцию.

Источник

Юлия Синчинова
Развитие любознательности у детей 4–5 лет. Памятка

• Используйте путаницы,

нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

• Поощряйте создание детских

«коллекций», помогайте их пополнять.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

МБДОУ комбинированного вида детский сад №30 «Теремок»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие любознательности у детей 4-5 лет.

Составитель: Синчинова Ю. В.

ст. Ленинградская

Есть у меня шестеро слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде…

Зовут их: «Как и почему,

Кто, что, когда и где…»

Р. Киплинг

В Толковом словаре С. И.Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.

Появление представлений у пятилетних детей создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления.

Ребенок 4-5 лет играет не только с

игрушками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи,он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться.

Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

• Важно знакомить ребенка с

предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

• Например, для мальчиков,

которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-раскраски и т. д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления.

Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно, что вызывает у них интерес.

• Можно использовать рассказы из

реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей.Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?.» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т. д.

• Новая информация должна

отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия, где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т. д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе пойти в библиотеку, поискать ответ энциклопедии или интернете.

Источник