Литературное развитие ребенка цель

Надежда Маясова
Литературное развитие дошкольников

О красоте русского языка, его музыкальности и богатстве говорили многие тонкие ценители и иностранные эксперты. Однако, в наши дни мы нередко отмечаем, что речь детей бедна, невыразительна, словарный запас узок, он черпается из иностранных мультфильмов и компьютерных игр. Детям перестали читать книги, число родителей, систематически читающих литературу детям, сократилось до 7%. Детей не водят в библиотеки, не воспитывается трепетное и благоговейное отношение к книгам. Эта ситуация типична и для детей студии для дошкольников «Солнышко» «Центра развития творчества детей и юношества» г. Пензы. Анкетирование родителей показало, что родителям необходима помощь в организации детского чтения.

Известный диктор Игорь Кириллов советует родителям читать произведения классической русской литературы с младенческого возраста, чтобы малыши с первых дней жизни слышали правильную и красивую русскую речь, приобщались к литературе, учились чувствовать красоту звучащих слов.

Читательская судьба ребенка зависит от нас взрослых: педагогов, родителей.

Ребенок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко “входить” в содержание услышанного или прочитанного, “проживать” его. Малыш рисует любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребенка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребенком. Период дошкольного детства является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи и лингвисты К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Л. А. Айдарова, Л. В. Выготский, А. А. Леонтьев.

Полностью разделяя мнение ученых, заметим, что в процессе слушания того, что читают взрослые,у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности: эмоции, воображение и реакция на содержание текста. Наши наблюдения показали, что четвертая сфера, то есть реакция на художественную форму, у детей данного возраста чаще остаётся незадействованной. Знакомство с художественными и литературными произведениями развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении, выработать нравственные качества, которые необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности. Органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно — разные настроения и состояния, и вот уже `постоянная величина` открывается им по-новому. Радость открытия! Книга — это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.

Источник

Мария Коен
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. А. Коен

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида

Фрунзенского района СПб

В настоящее время дошкольное образование — это первая ступень Российской образовательной системы. Дошкольные образовательные учреждения создаются для реализации конкретных целей и выполнения современного образовательного заказа. Исходя из этого, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную и конкурентоспособную систему для того, чтобы обеспечить эффективность этого государственного заказа и удовлетворять запросы его главных потребителей. В последнее время на государственном уровне дошкольному образованию всё больше и больше уделяется внимание, вопросы дошкольного образования актуализируются в приоритетных программах, направлениях государственной политики в сфере образования. Об этом свидетельствуют принимаемые за последние годы законы, нормативно — правовые акты различных уровней. Предъявляются новые требования к организации работы педагогов, условиям реализации образовательных программ. В связи с этим, очень важно, планируя работу с ребёнком, с одной стороны учитывать происходящие изменения, связанные с реформированием образования, с другой стороны, как можно больше уделять внимание становлению внутреннего мира ребёнка.

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, система образования призвана обеспечить формирование у детей целостного миропонимания, развития культуры, а также систематического обновления всех аспектов образования. Наиболее доступным и эффективным способом для достижения данной цели является художественная литература, как способ воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Художественная литература — это наиболее доступный и самый эффективный в образовательно — воспитательном отношении вид искусства, который может служить одним из инструментов развития личности. Она всегда признавалась и признаётся одним из самых действенных способов воспитания и образования. Художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Книга даёт возможность домыслить, учит размышлять над новой информацией, развивает творчество, креативность, а как следствие позволяет формировать у юных читателей целостное миропонимание, формировать собственное мировоззрение, уметь адекватно оценивать себя и своё отношение к миру, воспитывает нравственные чувства и оценки, воспитывает эстетическое восприятие.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка с нарушением речи

В настоящее время процесс приобщения детей к художественной литературе в дошкольном возрасте менее изучен, чем в школьном. Однако в педагогике и психологии за историю их существования накоплены важные данные о разных аспектах приобщения дошкольников к художественной литературе (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, А. В. Запорожец, К. И. Чуковский, Т. И. Алиева, Б. Беттельгейм, Ш. Бюлер, Н. Н. Веракса, З. А. Гриценко, О. М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин, О. Л. Кабачек, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, В. А. Левин, Л. С. Славина, И. И. Тихомирова, и др.). Таким образом, в нашей стране накоплен большой научно- методический опыт в данной области.

Проблема литературного развития неоднократно становилась предметом изучения учёных и исследователей гуманитарной области знаний. Вопрос «дошкольник и книга» возник ещё в 80-е годы ХIХ в. Возникли споры, связанные с возможностью называть дошкольника, не читающего самостоятельно книгу — читателем [М. Соболев].В ХХ веке данная проблема подверглась более глубокому осмыслению: в центре внимания учёных ставились вопросы спецификации восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста [Е. А. Флёрина, О. И. Никифорова, Л. М. Гурович], интерес к чтению [Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская]. Вопросами литературного развитиязанимались и современные исследователи: Н. Д. Молдавская, Л. Г. Ковалёв, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин. Исследователи определили литературное развитие,как:

— «процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, как способность ребёнка мыслить словесно- художественными образами, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Н. Д. Молдавская)[1];

— реализация опыта литературных способностей, таких как наблюдательность, творческое воображение (Л. Г. Ковалёв, А. Маслоу);

— процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Н. Д. Молдавская);

— одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью (В. А. Левин).

Исходя из этого литературное развитие можно определить, как процесс, предполагающий непосредственное чтение художественного произведения, восприятие его ребёнком, получение эмоциональной реакции на него, осознание нравственных переживаний, которые были заложены в тексте, направлен на развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателя, определённому жанру. Заключительной составляющей является отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

К сожалению, в наш век информатизации интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Книга проигрывает неравную схватку с продуктами технического прогресса.Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т. п. Всё чаще дети дошкольного возраста предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры [2].

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. По этой причине чтение в XXI веке стало привлекать внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Актуальность данного вопроса сегодня неоспорима, поэтому 2015 год по указу Владимира Владимировича Путина объявлен Годом литературы.

Чтобы обеспечить эффективность государственного заказа (формирование у детей дошкольного возраста целостного миропонимания, развития культуры, дошкольное образование должно использовать эффективный механизм, способствующий литературному развитию дошкольников, формирующий у детей интерес и потребность в чтении книг. Для реализации поставленной цели был проведён анализ литературного развития детей трёх групп старшего возраста. В ходе констатирующего эксперимента были изучены особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента основными критериями особенностей литературного развитиябыли выделены следующие критерии: наличие читательского интереса, особенности восприятия литературного текста детьми старшего дошкольного возраста, отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности [3].Для выявления данных по критериям были использованы следующие методики:

1. методика по выявлению читательских интересов Л. М. Гурович.

2. методика, предложенная коллективом кафедры дошкольной педагогики института Детства РГПУ им. А. И. Герцена «Мониторинг в детском саду» — методика освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» [Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. –СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. — 592с. ].

Результаты проведённого исследования свидетельствую о низком рейтинге чтения как способа освоения миропонимания и культурно-исторического опыта. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось расположить на ступеньках лесенки-рейтинга картинки с изображением различных видов детской деятельности, предлагается выбрать занятие, которым он любит заниматься в детском саду и дома. Предложенные карточки с изображениями дети располагали на ступеньках лесенки- рейтинга в зависимости от их предпочтений. Средние данные показали, что чтение лишь на седьмом месте (из девяти). Более высокий рейтинг занимают такие виды деятельности как — двигательная (первое, изобразительная (второе, музыкальная (третье,а также далее соответственно: самообслуживание и элементарный труд, познавательно-исследовательская и конструирование. Замыкают рейтинг предпочтений такие виды деятельности как игровая и коммуникативная. Это вполне объяснимо, так как современные аудиовизуальные средства позволяют представить готовый литературный образ, не требуя при этом активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при непосредственном слушании текста. Наглядно представленная фабула не требует от детей прослеживания процесса события, описанного в художественной литературе. Отсюда столь низкое рейтинговое место чтения в предпочтениях детей.

Читайте также:  Центр развития ребенка геленджик

Для определения эстетического восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика с использованием формы настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Бульвар историй», «Театр» и «Дом художников». До начала исследования детям предлагалось рассмотреть внимательно карту «Литературной страны», обратить внимание на её достопримечательности, попробовать предположить, что скрывается за этими названиями. Далее внимание детей акцентировалось на остановке «Бульвар историй». В ходе индивидуальной беседы с ребёнком выяснялось, насколько ребёнок понимает отличие жанров произведений. Чем отличается сказка от рассказа, есть ли у рассказа автор и пр. Затем детям предлагалось прослушать рассказ В. Осеевой «Просто старушка» для изучения особенностей понимания идеи литературного произведения, выявления особенностей эмоционально- образного восприятия рассказа и изучения жанровых отличий. После чтения проводилась индивидуальная беседа по прослушанному произведению.

Для определения уровня литературного опыта детей в самостоятельной творческой деятельности была использована диагностика в форме настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Театр» и «Дом художников». Взяв за основу диагностические задания и темы индивидуальных бесед двух остановок «Литературной страны»: «Театр» и «Дом художников», был составили перечень вопросов по выявлению отражения литературного опыта детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной творческой деятельности.

По результатам проведённых диагностик уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста составляет:

28,3% детей не могут определить жанр произведения, затрудняется в ответах на вопросы, к описываемому событию равнодушны, не осознают эмоциональной роли слова в произведении. Испытывают затруднения в назывании иллюстраторов детских книг; определяют только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не могут; не выражают желания рисовать по литературным произведениям.

55,8% детей ошибаются в названии жанра по определению, но правильно соотносят текст с жанром рассказа, называют 1-2 отличия рассказа от сказки, не до конца понимают идею рассказа фрагментарно отвечают на вопросы, нейтрально относятся к событию (занимают пассивную позицию, эмоциональную роль слова чувствуют, но объяснить не могут. Называют 1 иллюстратора детских книг; дают общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеют ограниченный опыт рисования по литературным произведениям; выражают фрагментарное желание рисовать по литературным произведениям испытывают затруднения в объяснении своего изображения, дают общую оценку рисунку.

15,8% детей узнают жанр рассказа и аргументировано соотносят текст с жанром, понимают основную идею рассказа, эмоционально относятся к описываемому, понимают эмоциональную роль слова в произведении. Называют 2-3 иллюстраторов детских книг; понимают и аргументировано объясняют значение иллюстраций в книге; имеют значительный опыт рисования по литературным произведениям, выражают активное желание рисовать по литературным произведениям, уверенно объясняют изображение и прогнозируют возможное продолжение работы.

Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, говорят о преобладании среднего (55,8%) уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста.

Особенности данного исследования дают возможность предположить о необходимости в психолого-педагогической помощи родителям и педагогам, т. к. эти два первых и главных социальных института призваны обеспечит преемственность в развитии детей. На сегодняшний день актуальность данной проблемы очевидна. Семья и детский сад связаны между собой. При решении данной проблемы здесь стоит руководствоваться принципом взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принцип параллельности. И тогда будет обеспечена эффективность государственного заказа и удовлетворены запросы его главных потребителей.

1. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1976. — С. 3

2.Детский сад: теория и практика, №6 2013 — С. 14

3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды. — М. ,1996.- Т. 1.-66с. ]

Источник

Литературное развитие.

В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к литературному искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления.

Сторонники одного направления – психологи и методисты (В. В. Давыдов, Ю. М. Полуянов, Л. И. Айдарова, И. И. Долецкая, Д. М. Дубовис, Г. А. Цуккерман и др.) предполагают, что можно сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью формирования у них теоретического мышления. «Всю систему обучения, — пишет В. В. Давыдов, — необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них научно-теоретического мышления». Если ученики, по его мнению, уже в младших классах «приобретут способность оперировать теоретическими знаниями, то тем самым они окажутся подготовленными к дальнейшему длительному изучению пути основ наук».

Л. И. Айдарова и Г. А. Цуккерман вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному… Это даёт возможность ставить уже в младших классах задачи настоящего литературоведческого исследования». Такое обучение позволяет дать учащимся в младших классах представление об особенностях произведений разных жанров – былины, сказки, басни, баллады, песни и даже о специфике литературных направлений – классицизме, романтизме, реализме. Художественное произведение как особый мир образов и чувств писателя отодвигается на второй план.

Читайте также:  Филичева речевое развитие ребенка с онр

Несомненно, роль и значение теоретических знаний в постижении искусства общепризнанны. Мнение человека, который не является сторонником данного направления. «Можно, конечно, научить младшего школьника, — утверждает Л. И. Божович, — относительно сложным формам мышления, которыми он будет даже спонтанно пользоваться. Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее познакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество физических знаний и навыков. Лишив ребёнка всего этого, мы создаём условия, при которых абстрактное мышление приобретает у него бессодержательный и схоластический характер. Несвоевременно ускоряя развития абстрактного мышления, мы нарушаем закономерный ход психического развития ребёнка, качественно своеобразную структуру его возрастных особенностей».

Представители другого направления связывают продвижение школьников к глубокому постижению произведений художественной литературы как искусства с работой над их общим развитием.  Такой подход ясно выражен в работах Л. В. Занкова и руководимой им лаборатории. Занков выделяет два пути, ведущих к достижению оптимальных результатов в обучении: прямой и косвенный.

Прямой путь в приобщении школьников к художественной литературе как к искусству – это, прежде всего, накопление специальных знаний о литературе, обучение школьников анализу произведения. Косвенный путь – это достижение оптимальных результатов в обучении благодаря общему развитию детей. Само общее развития рассматривается не как стихийный, чисто возрастной процесс, а как цель и результат специально построенной системы обучения. Признавая значение теоретических знаний, специфических для восприятия и понимания художественных произведений, а также образного мышления, Л. В. Занков отводит главную роль работе над общим развитием младших школьников, т. е. развитию таких общих сторон психики, как ум, воля и чувства в их единстве.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве»

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Программа по формированию читательского интереса, составленная учителем начальных классов Музыкой Л. А., оказалась очень эффективной: во-первых, все дети её класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; в-третьих, анкетирование, проведённое администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.

Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.

Источник