Литература развитие ребенка дошкольного возраста

Переношу из дневника

Список книг для детей дошкольного возраста — традиционный, современный, классический, исторический. (я с ним не согласна, прошу отметить всё, что вам бросилось в глаза как неверное для дошкольника)

Мы не могли не опубликовать очень интересную статью из журнала «Дошкольное образование» — списки книг для детей дошкольного возраста — традиционный, современный, классический, исторический, для развития речи.

Редакция журнала попросила педагогов, воспитателей, библиотекарей, издателей — то есть специалистов по детскому чтению — составить список из десяти пунктов и ответить тем самым на вопрос: «Какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста?» Идея списка, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам. Эти строки — наша общая с детьми духовная территория, основа будущего взаимопонимания и знаки согласия.

Разумеется, список книг для дошкольного чтения не ограничивается десятью пунктами. Тут нам пришлось наших экспертов ограничивать. Было и ещё одно ограничение: каждому понятно, что сказки Пушкина по определению будут стоять первым пунктом в любом списке литературы. Поэтому мы попросили наших экспертов не включать его в свой перечень. Будем считать, что фигура Пушкина незримо присутствует в нашей жизни, в том числе и при составлении списков литературы. Итак, списки книг.

ТРАДИЦИОННЫЙ список книг для детей

Марина Шурыгина, воспитатель д/с №325

1. Сказки и стихи Корнея Чуковского.

2. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.

3. Стихи Агнии Барто.

4. Русские народные сказки.

5. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского.

6. Рассказы и сказки Владимира Сутеева.

7. Рассказы Валентины Осеевой.

8. Рассказы Николая Носова.

9. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.

10. Сказки Геннадия Цыферова.

РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи. Издательство «Эннеагон», 2008 г..

СОВРЕМЕННЫЙ

Юлия Глотова, Мария Зимина, представители «Лавочки детских книг», одного из лучших магазинов детской книги в России

1. Константин Сергиенко «Картонное сердце». Почему «Картонное сердце»? Потому что это пронзительная детская недетская книга. Она обязательно понравится маленьким читателям и не оставит равнодушными не сумевших повзрослеть взрослых. Это книга, которую можно перечитывать, и каждый раз будут попадаться всё новые и новые подводные камни.

2. Свен Нурдквист «Петсон и Финдус».

3. Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша».

4. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год».

5. Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок».

6. Джулия Дональдсон «Груффало».

7. Секора Ондржей «Муравей Ферда».

8. Бернер Ротраут Сузанна «Летняя книга».

9. Рони Орен «Секреты пластилина».

10. Виктор Лунин «Сдобная Лиза».

РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Ондржей Секора. Муравей Ферда. Издательский Дом Мещерякова, 2011.

КЛАССИЧЕСКИЙ

Елена Потапкина, учитель начальных классов, один из основателей Театра детской книги «Волшебная лампа»

1. Классические рассказы для детей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.

2. Дж. Родари.«Приключения Чиполлино».

3. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

4. Все авторские сказки.

5. Стихи А. Барто.

6. Произведения А. Усачёва.

7. Рассказы Л. Пантелеева и А. Гайдара.

8. Г. Мало. «Без семьи».

9.Ф. Х. Бёрнетт. «Маленький лорд Фаунтлерой».

10. Э. Портер. «Поллианна». «Без семьи», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Поллианна» — всё это книги о детях, попавших в трудные жизненные ситуации, из которых они выходят самостоятельно. Бог дал им веру, каждый из них свято верит в добро, и поэтому им встречаются люди, которые помогают им преодолеть сложные обстоятельства их жизни. Герои этих книг несут внутри себя могучий заряд счастья и внутренней силы, и это должно вызвать резонанс в душе ребёнка. Это важный пример для маленького человека, потому что в раннем детстве почти каждый переживает момент сомнения в себе и в своих силах. Выбранные книги предназначены для чтения взрослыми детям, потому что если взрослый сам сочувствует герою, он сможет сгладить тем самым все сложности текста. Вообще, это хорошая школа сопереживания, воспитания духа и формирования чувств — герой выдерживает выпавшие ему испытания, и читатель должен выдержать их вместе с ним. Что касается «Приключений Буратино» и «Чиполлино» — герой в них также попадает в трудную ситуацию, но выходит из неё другим способом, авантюрным. Такие книжки важны в раннем детстве, потому что у ребёнка должно быть чтение, которое его смешило бы и увлекало.

РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Андрей Усачёв. «Умная собачка Соня». Издательство «РОСМЭН-Пресс», 2010 или любое другое издание (в книжных магазинах можно найти около 15 вариантов). .

ИСТОРИЧЕСКИЙ

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»

1. Л. Токмаков. «Потешные прогулки по Москве».

2. Э. Шендерович. «Про битвы и сражения».

3. Английские народные сказки (издательство «Московские учебники»).

4. «Гора самоцветов». Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот». Все выпуски («Сапфир», «Янтарь», «Изумруд», «Жемчуг», «Рубин»). Сказки народов России — «Гора Самоцветов» — прекрасный проект, в пяти книжных сериях которого собраны разнообразные сказки. Дети очень быстро начинают любить какие-то конкретные и просят их перечитывать. Это очень хорошо, потому что можно поговорить с ребёнком, попытаться понять, почему он просит прочитать сказку ещё раз, может быть, она ему чем-то очень понравилась, а, может быть, наоборот — чем-то пугает. Тогда у родителей есть шанс понять своего ребёнка, разобраться, что его волнует и о чём он переживает. Литература для маленьких детей и должна быть именно такой — рассказывать о жизни, о чувствах и мыслях, а исторические и этнографические подробности должны идти «фоном», создавать необходимый контекст, но не быть объектом повествования.

5. Дж. Дональдсон. «Любимая книжка Чарли Кука», «Груффало». И всё остальное.

6. М. Бонд. Все книги про Медвежонка Паддингтона.

7. Е. Боярских. «Эй становится взрослым».

8. Е. Завершнева. «Мы живём в каменном веке». Энциклопедия для детей.

Читайте также:  Игры с картинками и рисунками для развития ребенка

9. И. Жуков. «Русская пленница французского кота».

10. Л.Борзова, М. Дударев. «История России для детей: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения».

РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Эдуард Шендерович. «Про битвы и сражения». Издательство «Самокат», 2011.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Елена Симонова, учитель русского языка и литературы, почётный флагман отряда «Каравелла», мама троих детей

1. Русские народные сказки.

2. Классические авторские сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена.

3. Сказки Корнея Чуковского.

4. Стихи Даниила Хармса.

5. Бажов. «Серебряное копытце». Почему так важен для дошкольника именно жанр сказа? Потому что, с одной стороны, он приближен к сказке, а с другой — к рассказу, то есть малому жанру, идеально под-ходящему для ребёнка младшего возраста. Будучи максимально приближен к устной форме, сказ прекрасно передаёт особенности речи автора, учит воспринимать индивидуальный стиль рассказчика и формировать собственный.

6. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

7. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города».

8. Николай Носов. «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», рассказы.

9. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы».

10. Джанни Родари. Сказки.

РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Даниил Хармс. «Весёлый старичок». Издательство «Махаон», 2010.

ДЛЯ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Наталья Вишнякова, литературный редактор «ДО»

1. Рассказы Сергея Козлова.

2. Стихи Юнны Мориц.

3. Рассказы и повести Николая Носова.

4. Стихи в переводах Ирины Токмаковой.

5. Рассказы Юрия Коваля.

6. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» АлексеяТолстого.

7. Стихи и сказки Корнея Чуковского.

8. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Не могу себе представить ни собственного, ни чьего-либо детства без этого рассказа. Он и трогает, и заставляет сопереживать, и позволяет испытать облегчение в финале, когда героя освобождают от данного им слова. В нравственном смысле — одно из самых убедительных доказательств необходимости порядочности.

9. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы».

10. А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все». РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ: Юнна Мориц. «Крыша ехала домой». Издательство «Время», 2012.

Источник

Источник

Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия детьми литературных произведений

В центре взаимодействия человека с произведением искусства находится не интеллектуальный процесс, а эмоциональное переживание. Л.М. Гурович считает, что умение воспринимать и понимать литературное произведение складывается из нескольких составляющих:

  • умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение;
  • познавательная деятельность, в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний;
  • эмоциональный отклик на художественное произведение (подробнее об этом см. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга»).

Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.

  • Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре.
  • Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.

Методика работы с книгой в процессе ознакомления
с художественной литературой (старший дошкольный возраст)

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

  • — на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
  • — вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В соответствии с этим можно выделить основные   методы ознакомления с художественной литературой:

  • — чтение воспитателя по книге или наизусть;
  • — рассказывание воспитателя;
  • — заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему);
  • — инсценирование.   

Традиционно выделяются несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Выделяют несколько  этапов подготовки к занятию:

  •  — подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
  •  — постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
  •  — отбор методов работы с книгой.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается   главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.

При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на   изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов:

  • — основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
  •  — вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
  • — словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.  

Структура типичного занятия:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

-показ иллюстраций;

-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2)  первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4)  повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова,   связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или  иного произведения.

Читайте также:  Все для развития семимесячного ребенка

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и  фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем.

 По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения  углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

1.  Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

2.  Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

3.  Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

 4.  Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

 5.  Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

       6.  Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

Последняя часть занятия   представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов.

 Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, —  рассматривание  иллюстрации.  

У детей старшей группы  (пять-шесть лет)   предполагается формировать следующие умения:

  • — устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;
  • — не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;
  • — понимать скрытые мотивы поступков героев;
  • — эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;
  • — выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;
  • — характеризовать нравственные качества персонажей;
  • — различать жанровые особенности  стихотворных и прозаических произведений;
  • — обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:

  • — проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;
  • — осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;
  • — в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;
  • — выделять композиционные особенности произведений;
  • — различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;
  • — понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;
  • — воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

Литература:

Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981 

Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001

Книга для воспитателей детского сада. Под ред. Логиновой В. И. — М.: Просвещение, 1992

. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению… М.: издательский центр «Академия», 2007.

Источник

ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ. Примерный список литературы для детей.

От 1,5-2 до 3-4 лет:

  1. Репка.

2. Курочка-Ряба.

3. Теремок.

4. Колобок.

5. Корней Чуковский. Цыплёнок.

6. Владимир Сутеев. Цыплёнок и утёнок.

7. Стихи Агнии Барто для малышей (Мишка. Бычок. Слон. Лошадка. Грузовик. Мячик. Козлёнок. Зайка. И другие.)

8. Русские народные потешки.

9. С. Маршак «Сказки, песни, загадки»

10. Б. Поттер «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост»

11. В. Левин «Глупая лошадь»

От 2,5-3 до 6-7 лет:

  1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.

2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).

3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.

4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.

5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.

6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

10. Николай Носов. Живая шляпа.

11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.

12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.

15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.

16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).

18. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).

22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.

23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.

24. Валентина Осеева. Волшебное слово.

25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.

26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.

От 5-6 до 8-9 лет:

  1. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

Читайте также:  Круглый стол на тему развитие ребенка

4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой. Сказки.

6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.

7. Николай Грибачёв. Лесные истории.

8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.

9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.

10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.

11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе — Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.

13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.

14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.

15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.

16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.

17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.

18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.

19. Павел Бажов. Серебряное копытце.

20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.

21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква «А». Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!

22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.

23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква «Я» и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.

25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.

26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.

27. Октав Панку-Яшъ. Сказки («Куда девался снег»).

28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.

29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.

30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.

31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист — ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Иван — вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.

Немецкие сказки, собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе — Шиповничек). И другие.

Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. «Попался, Сверчок!». Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.

Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.

Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.

А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.

32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. «Берник, бернак!» Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.

33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).

Примечание: другие сказки Шарля Перро — такие как «Мальчик с пальчик», полная версия «Спящей красавицы» или «Синяя борода» — страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.

34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.

36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).

37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).

38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.

39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.

40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.

41. Константин Паустовский. Прощание с летом.

42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.

43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.

45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).

46. Виктор Голявкин. Рассказы.

47. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.

48. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?

49. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.

50. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет.

51. А.С. Пушкин. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде.

52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.

53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).

54. Петр Ершов. Конёк-горбунок.

55. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.

56. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.

Источник