Литература по сенсорному развитию ребенка

Литература по сенсорному развитию ребенка thumbnail

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. — М.: Просвещение, 1994 — 64 с.

2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. — №3. — С. 16 — 19.

3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 256 с.

4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко — М.: Просвещение, 1991. — 197с.

6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвещение, 1998.- 143с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000.- 267с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

9. Гальперин, Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте / Л.Я. Гальперин Психология как объективная наука — М.: 1998. — 389 с.

10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н.Ф. Губанова — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 128 с.

11. Детская патопсихология: хрестоматия / под ред. Белопольской Н.Л. — М., 2009. — 250 с.

12. Детские забавы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.planeta-baby.ru

13. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С.2-6.

14. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ/ С.Д. Забрамная — М.: Новая школа, 1998. — 64 с.

15. Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://detsad-kitty.ru

16. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания / Е.В. Зворыгина — Таллинн: 1994. — 285 с.

17. Изгаршев, В. Они оставляют автографы в небе / В.Изгаршев, А.Покровский, А.Тарасов — М.: Просвещение, 2002. — 240 с.

18. Ильина, М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения/ М.Н. Ильина — СПб.: Дельта, 2001. — 159 с.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/ С.А Козлова, Т.А Куликова 8-е изд., переработанное и дополненное — М.: Академия, 2007. — 416с.

20. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.

21. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори — группе/ Дошкольное воспитание / Г. Любина, М.:, 2000-№11.- 128 с.

22. Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание / Н. Михайленко, Н. Короткова 1989.- № 5.-156с.

23. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов.- М.: Академия, 1999. — с. 211-218.

24. Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в педагогике / Н. Н. Палагина // Вопр. психол.- 2001. — 187 с.

25. Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /. Н. Н Палагина — М.: 1995. — 240 с.

26. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006.-394с.

27. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 1993. — 93 с.

28 Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 1996. — 112 с.

29 .Радуга: Программа и руководство для воспитателей 1-й младшей группы детского сада. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

30 .Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.

31. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. учеб.- метод. пособие/ Е.С. Демина, Н.В. Казюк — М.: Творческий центр «Сфера», 2006.-192 с.

32. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М., 1994. — 140 с.

33. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие/ Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003. — 150 с.

34. Ранний возраст [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ia- vospitatel.taba.ru

35. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.

36 .Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указание./ Под ред. Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1999. — 145 с.

37 .Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002. — 310 с.

38. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.

39. Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой — М., 1993. — 226 с.

40. Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kindereducation.com

41. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

42. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Е.И Тихеева Дошкольное воспитание, — 2002. — №10.- С.90-93.

43. Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dmdou83.edumsko.ru

44. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://festival.1september.ru

45. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.В. Волубцева, — М.: Изд- во «Карапуз», 2001. — 128 с.

46. Фролова, А.Н. Игры — занятия с малышами / А.Н.Фролова, — К., Рад. школа, 1997. — 197 с.

47. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г.А. Широкова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 251с.

48. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин — М., 2000. — 280 с. 49.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред.В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд. испр.и доп., — М.: Просвещение, 2006. — 156 с.

Читайте также:  Развитие тела ребенка по месяцам

Источник

1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. — М.: Просвещение,1968. — 113с.

2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.

3. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1984. — 203с.

4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.

5. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 169с.

7. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер,2000. — 304с.

8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М. Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. — 96с.

9. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. — 2006. — №12. — С.32.

10. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан.- Мн.: БрГУ, 2007. — 150с.

11. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144с.

12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973. — 110с.

13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с.

14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

15. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. — М: Просевщение, 2000. — 192с.

16. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 862с.

17. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.

18. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.:: Владос, 2007. — 304с.

19. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. — 2008. — №12. — С.29 — 34.

20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.

21. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. — 2003. — №6 (15) — С. 21 — 26.

22. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. — М.: Академия, 1999. — 344с.

23. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. — М.: Просвещение, 1963. — 98с.

24. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. — СПб: Еврознак, 2002. — 416с.

25. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. — 2005. — №2 — С. 76.

26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. — М.: Академия, 2002. — 416с.

27. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] /Н.В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 231с.

28. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. — М.: Новое знание, 2006. — 345с.

29. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 300с.

30. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.В. Макарова. — Ростов н/Д, 2004. — 110с.

31. Марцинковская, Д.Т. Детская практическая психология [Текст] / Д.Т. Марцинковская. — М.: Гордарики, 2000. — 255с.

32. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. — М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. — 96с.

33. Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. — 2002. — №12 — С. 22 — 23.

34. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 1970. — №3 — С. 36-41.

35. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 1972. — №2 — С. 48-55.

36. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования [Текст]/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. — 2010. — №9 — С. 7.

37. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей [Текст]/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. — 2010. — №1 — С. 58.

38. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. — М.: Просвещение, 1985. — 121с.

39. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 2000. — 300с.

40. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002. — 527с.

41. Петровский, А.В. , Ярошевский, М.Г. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001. — 281с.

42. Печарова, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. — М.: Просвещение,1986. — 176с.

43. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

44. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №2 — С. 67 — 69.

45. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. — 1995. — №7. — С. 31-35.

46. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.

Читайте также:  Физическое развитие ребенку год и два месяца

47. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1965. — 392с.

48. Психическое развитие младенца [Текст] / под ред. А.В. Запорожца. — М.: Психология, 1985. — 320с.

49. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 — 4-ого года жизни [Текст] / О.П. Рожков. — М.: ИПО «МОРЭК», 2004. — 250с.

50. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. — М., СПб.:Питер, 2005. — 712с.

51. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: — Просвещение, 1982. — 96с.

52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 1997. — 319с.

53. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 4.

54. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223с.

55. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] /Е.И. Тихеева// Дошкольное воспитание. — 2002. — №10. — С.90-93.

56. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос,1995. — 291с.

Источник

Татьяна Кузьмина
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.

Телефон: 2 -17 — 37

Факс: 8(83453) 2 -17-37

E-mail:solnishkokov@ yandex.ru

Наименование педагогического опыта:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Кузьмина Татьяна Алексеевна

Ковылкино2017 г.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Выбрала я эту тему потому, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное уклон сенсорного развития детей,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у етей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного, соответсвующие этим закономерностям.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников-педагогов и психологов Института дошкольного воспитания- А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и другими.

Это изучение показало, что развитие восприятия-сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы-это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др., в области цвета- семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с детьми, с педагогами и родителями.

Цель сенсорного воспитания

-ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов;

-создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развитияразных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового. Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Сенсорноевоспитание осуществляю через разные формы работы:

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Актуальность опыта

Организация системы работы по сенсорному развитию детейпозволяет воспитателю :

• создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками,щетками : «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурки на своих батиночках».

Проблема

Проанализировав программу «Истоки», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:

Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьева,» Н. А. Рыжова, Венгер Л. А.

Читайте также:  Развитие ребенка от 3 лет в уфе

Ведущая педагогическая идея опыта работы

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые в данной книге занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Создана галерея нетрадиционных игр и пособий

Новизна опыта

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию — поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Адресные рекомендации

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также заинтересованным, внимательным родителям.

Список литературы

1) Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада Изд. 2-е, С. 7,1978.

Источник