Литература физическое развитие ребенка до года

Литература физическое развитие ребенка до года thumbnail

Подводя итог проводимому исследованию, необходимо отметить, что для правильного развития детей, им необходим достаточный уровень двигательной активности. Это возможно при методически правильной организации занятий физической культурой. В качестве эффективных средств развития двигательной активности, необходимо придерживаться определенной системы, в которую входят: гимнастика, закаливание, игры, массаж, плавание, прогулки на свежем воздухе. По показателям таблиц видно, что ребенок развивался в соответствии с нормами развития детей от 0 до 2 лет и некоторые показатели были выше норм, это говорит о том, что прививая навыки двигательной активности с первых дней жизни, это оказывает положительное влияние на развитие и здоровье ребенка. Организация такой системы возможна с учетом анатомических и физиологических особенностей детей, так как при любых видах двигательной активности нужно учитывать состояние здоровья ребенка, его настроение. Необходимо создать такие условия для развития ребенка, в которых его физические и духовные возможности раскроются во всей полноте. И только при постоянном, последовательном, регламентируемом воздействии можно добиться того, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития. Особое внимание нужно уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой.

Как известно, ребенок это чистый лист и то, что мы напишем на этом листе, во многом повлияет на судьбу ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети, были здоровыми, успешными, счастливыми. Поэтому стоит приложить, немного усилий и заложить фундамент к здоровому образу жизни малыша. В первую очередь большая ответственность в привитии навыков двигательной активности, лежит на родителях, которые сами должны задавать ритм двигательной активности в течении дня. Очень важно придерживаться соблюдения определенного распорядка дня, всему должно быть отведено свое время. Поэтому необходимо, чтобы родители более ответственно, внимательно и бережно относились к биоритмам своих детей. В этом залог здорового образа жизни и правильного воспитания ребенка. Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Как говорил великий философ Аристотель — «Жизнь требует движения».

1. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.

2. А.Андронеску Анатомия ребенка. Издательство «Меридиан». Бухарест- 1970.

3. Барабашова З. И. Роль различных анализаторов в образовании условных связей на словесные раздражения у детей раннего возраста // Известия АПН РСФСР. — 1956. — Вып. 75.

4. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. — М., 1985.

5. Брунер Дж. О познавательном развитии: Исследование развития познавательной деятельности / Под ред.: Дж. Брунера, Р. Олвера и П. Гринфилда. — М., 1971.

6. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.

7. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.

8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982-1984. — Т. 2.

9. Годовикова Д. Б. Особенности реакции младенцев на «физические» и «социальные» звуковые раздражители // Вопросы психологии. — 1969. — № 6.

10. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 176 С.: ил.

11. Деглин В. Л. Клинико-экспериментальное изучение унилатеральных электросудорожных припадков // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1973. — Т. 3. — Вып. 2.

12. Деметер Р. Бегай, ползай прыгай (пер. с немецкого). М., «Физкультура и спорт», 1972.-40 с.

13. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с. ил.

14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. Для студ. пед. Вузов.- М.: Высш. шк., 1985.-384с., ил.

Ендовицкая Т. В. Развитие памяти: Психология детей дошкольного возраста /Под ред.: А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М., 1964.

15. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 336 с. — (Здоровьесберегающая педагогика).

16. Касаткин Н. И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. — М., 1948.

17. Касаткин Н. И. Очерк развития ВНД у ребенка раннего возраста. — М., 1951.

18. Кононова И. М. Голосовые реакции детей первого года жизни и их связь с разнообразными формами поведения // Вопросы психологии. — 1968. — № 5.

19. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. — Л., 1958.

20. Лисина И. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3.

21. Лисина М. И., Элъконин Д. Б. Вопросы психического развития: Вопросы детской и педагогической психологии на 18 Международном конгрессе психологов / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1969.

22. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

23. Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. — М., 1964.

24. Лямина Г. М. Физиологические основы развития речи:Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. З. И. Коларовой. — М., 1968. — Гл. 6.

25. Макарова Е. И. Развитие эмоций у детей раннего возраста // Там же. — Гл. 8.

26. Мелешко С. Д. Особенности прирожденного фонда нервной деятельности новорожденного ребенка // Там же. — Гл. 3.

27. Нечаева И. П. Функциональные характеристики слухового анализатора ребенка первых месяцев жизни // Дисс…. канд. наук — М, 1955.

28. Новоселова С. Л. Становление опосредованной деятельности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — 1965. — № 4.

29. Рыбников Н. А. Язык ребенка. — М., Л., 1926.

30. Сергеев Ф. Ф. О временных связях между раздражителями первой и второй сигнальных систем у детей : От простого к сложному / Под ред. Н. И. Касаткина. -М., Л., 1964.

31. Степаненко Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

32. Тонкова-Ямполъская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых лет жизни // Вопросы психологии. — 1968. — № 3.

33. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.

34. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.

35. Фонарев А. М. Развитие функций двигательного аппарата ребенка: Физиология высшей нервной деятельности ребенка. — Гл. 4.

36. Фрадкина Ф. И. Возникновение речи у ребенка // Учен. зап. ЛГПИ. — Л., 1955. -Т. 12.

37. Цымбалова Л.Н. Подвижные игры для детей. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004.-192 с.

38. Щелованов Н. М. Задачи воспитания детей в яслях: Воспитание детей в яслях / Под ред.: Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. — М., 1939.

39. Элъконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

40. Ярмоленко А. В. К предыстории потребности общения у малого ребенка // Учен. зап. ЛГУ. — Л., 1957. — Вып. 11. — № 244.

Источник

Балашовский институт Саратовского Государственного университета

Кафедра иностранных языков

Р Е Ф Е Р А Т

Тема:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРУДНОГО РЕБЕНКА

РАНДИС КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
,

студентка 821

группы II курса

факультета иностранных языков

Проверил:

Балашов, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Стр.
Введение…………………………………………………………….

3

Средние показатели физического развития ребенка первого года жизни………………………………………………………….

5

Массаж и гимнастика в раннем возрасте…………………………

7

Комплексы физических упражнений …………………………….

11

Заключение…………………………………………………………

15

Используемая литература………………………………………….16

Грудной ребенок
— ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно. Развитие ребенка в этом возрасте во многом определяет его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм грудного ребенка очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.

Физическое воспитание
— это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществления этих задач необходимы следующие условия:

— соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

— соблюдение гигиенических правил;

— регулярное, достаточное и полноценное питание;

— устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка и разнообразия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприятия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.

Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.

Физиологическое воздействие специальных физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увеличивают приток крови к мышцам и кислорода к тканям, способствуют улучшению обмена веществ, повышению реактивности организма, улучшают состав крови, являются биологическими стимуляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.

С 1,5-2-месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику.

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Интенсивность процессов роста и развития детей на 1-м году жизни самая высокая. Длина тела малыша за 1-й год жизни увеличивается в 1,5 раза по отношению к её величине при рождении. Вначале малыш вырастает в среднем на 3 см ежемесячно, в дальнейшем прибавка в росте замедляется до 2,5 и 2 см в возрасте 4—9 месяцев и до 1,5 см в последние месяцы 1-го года жизни; общая прибавка составляет около 25 см.

Динамика массы. Масса тела здорового ребёнка к 4,5—5 месяцам удваивается, к 10—10,5 месяцам утраивается по сравнению с величиной при рождении. Прибавка в массе за первые 3 месяца составляет 800—1000 г в месяц, затем постепенно снижается к 12 месяцам до 350 г. Поскольку увеличение массы, как правило, бывает большим у детей, имевших меньшую исходную величину при рождении, и меньшим у детей, родившихся крупными, к концу 1-го года жизни разница в показателях у тех и других детей практически нивелируется.

Рост и масса тела ребенка нарастают в течение всего первого года жизни, но его интенсивность постепенно снижается. В возрасте 1-3 мес. рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, в 4-6 мес. — на 2, 5 см, в 7-9 мес. — на 1, 5-2 см, в 10-12 мес. — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 25-30 см. Масса тела, постепенно нарастая, в 4-5 мес. удваивается, к 1 году утраивается и в среднем достигает 10 кг.

У детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес. жизни в связи с несовершенной теплорегуляцией организма грудного ребенка при смене температуры окружающей среды может легко наступить перегревание или переохлаждение.

Масса подкожного жирового слоя у грудного ребенка интенсивно нарастает, причем в этом возрасте еще достаточно активны процессы гиперплазии (увеличение количества) жировых клеток. Перекармливание ребенка резко усиливает гиперплазию жировой ткани и нередко способствует развитию ожирения.

В костной ткани грудного ребенка содержится меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Надкостница более толстая, функционально активна и участвует в новообразовании костной ткани. С возрастом в определенной последовательности появляются точки окостенения, происходит постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. К 3-4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. Малый родничок (рис. 1) закрывается к 4-8-й неделе после рождения; большой родничок, как правило, к концу первого года жизни. В позвоночнике еще не сформировались характерные физиологические изгибы. Грудная клетка имеет бочкообразную форму, ребра расположены горизонтально.

При несоблюдении правил ухода за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе и неправильном вскармливании процессы формирования скелета нарушаются. Наиболее резко выражены они при развитии рахита.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм ребенка разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка.

Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев начинают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.

Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций — способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

У взрослого, проводящего массаж, руки должны быть чистыми, теплыми, кожа на руках здоровая, мягкая; не рекомендуется при этом использовать какие-либо мази, тальк или другие смягчающие средства во избежание раздражения кожи ребенка.

Стол покрывают вчетверо сложенным байковым одеялом, клеенкой и простынкой. Ребенка раздевают и кладут на спину. Принимая во внимание, что у детей до 3-месячного возраста сохраняется еще преобладание тонуса мускулатуры сгибателей над тонусом мускулатуры разгибателей верхних и нижних конечностей (ребенок держит руки согнутыми в локтях и ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах), не следует насильственно исправлять это положение, им применяют только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц. Другие виды массажа (растирание, разминание, легкое поколачивание) в этом возрасте не показаны, так как они усиливают физиологическую гипертонию мышц. По этой же причине детям до 3 месяцев не применяют пассивные упражнения, а используют только рефлекторные движения. Проведение всего комплекса продолжается в начале 4-5 минут, а после 2 месяцев 5-6 минут. За время массажа ребенок получает общую воздушную ванну. По окончании упражнений его одевают.

Примерный комплекс упражнений и массажа

для детей от 1,5 до 3 месяцев

.

1. Массаж рук — поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.

2. Массаж живота — поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.

3. Массаж ног — поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4-6 раз для каждой ноги

4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку.

Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, шеи, стопы.

5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.

6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опорой на согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлекторное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.

7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам — ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.

8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежащего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левой рукой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.

Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укрепляющих мускулатуру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2 минуты во все отрезки бодрствования.

9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.

а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на указательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него. Движение повторяют 4-6 раз.

б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопу ребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движений поочередно для каждой ноги.

10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указательным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвенной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надавливают — появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.

11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мышки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами стола. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения — это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит медицинская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног).

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Для детей от 1,5 до 3 месяцев

Физиологические предпосылки: повышенный тонус мышц, рук и ног, наличие некоторых врожденных рефлексов — подошвенный, ножной, спинной и др.

Элементы массажа в этом возрасте — поглаживание, рефлекторные движения.

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж живота (поглаживание).

3. Массаж ног (поглаживание).

4. Выкладывание на живот.

5. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).

6. Массаж спины (поглаживание).

7. Массаж стопы (поглаживание).

8. Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).

9. Рефлекторное ползание.

Для детей 3-4 месяцев

Физиологические предпосылки: исчезновение физиологической гипертонии рук; Установление равновесия между сгибателями и разгибателями верхних конечностей. (Поэтому в этот возрастной комплекс вводятся пассивные упражнения для рук, а также растирание и разминание, поглаживающий.)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (пассивное упражнение).

3. Массаж живота (поглаживание — растирание).

4. Поворот на живот в обе стороны (рефлекторное упражнение).

5. Массаж спины (поглаживание, разминание).

6. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание, кольцевое растирание голени).

7. Массаж стоп (поглаживание, растирание пальцев, похлопывание).

8. Отведение и приведение стоп (рефлекторное упражнение).

9. «Потанцовывание» (рефлекторное упражнение).

10. Сгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).

Для детей 4-6 месяцев

Физиологические предпосылки: полное уравновешивание мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей; укрепление передних шейных мышц, вследствие чего проявляются ещё некоторые врождённые рефлексы положения; нарастание активности ребёнка, направленной на изменение положения тела из лежачего в сидячее; формирование деятельности слухового анализатора, что даёт возможность воспитывать двигательные условные рефлексы в ответ на звуковые сигналы, выполнения упражнения на счёт: «раз, два, три, четыре».

1. Массаж рук.

2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.

3. Массаж живота.

4. Поворот со спины на живот в обе стороны.

5. «Парение» на животе (рефлекс положения).

6. Массаж спины.

7. Поднимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за обе руки, отведённые в стороны.

8, 9, 10. Массаж стоп и упражнение для стоп.

11. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (пассивное упражнение).

12. «Парение» на спине.

13. Присаживание.

14. Массаж грудной клетки.

15. Поднимание ребёнка на ноги с поддержкой.

16. Присаживание.

Для детей 6-10 месяцев

Физиологические предпосылки: нарастание числа активных движений; расширение условных связей с окружающей средой; развитие понимания речи, появление способности к более длительному сокращению крупной мускулатуры и удержанию тела в определённом положении.

1. Круговые движения руками.

2. «Скользящие шаги» — сгибание и разгибание ног вместе или попеременно с речевой инструкцией.

3. Массаж живота.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины.

6. Упражнение для стимулирования ползания.

7. Массаж стоп.

8. Присаживание.

9. Поворот со спины на живот влево.

10. Приподнимание ребёнка на ноги.

11. Приподнимание туловища из положения на животе.

12. Поднимание выпрямленных ног.

13. Переступание.

14. Массаж грудной клетки.

Массаж и гимнастику назначают каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5-2 месяцев. Для детей первого года жизни упражнения должны быть просты и легко выполнимы.

Перед проведением гимнастики и массажа комната хорошо проветривается, температура в помещении должна быть оптимальной (20-22°). Массаж и гимнастика проводятся только при нормальной температуре тела ребенка, до кормления, длительность занятия не должна превышать 5-10 минут.

Во время выполнения упражнений поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Занятия гимнастикой сопровождают ласковым разговором с ребенком, что способствует созданию положительных эмоций, развитию звуковых умений и в дальнейшем речи.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов физических упражнений (массажа и гимнастики). При этом обязательно учитывают физиологические возрастные особенности центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, с тем, чтобы обеспечить его правильное физическое развитие.

Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в правильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети легче приспосабливаются к окружающей среде, реже болеют, а если заболеют, то лучше переносят болезнь.

В основе физического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, рациональная, соответствующая погоде одежда. Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений.

Необходимо обратить внимание на то, что воспитание ребенка надо проводить с самого раннего возраста без насилия, но настойчиво. В возрасте до 1 года усилия должны быть направлены в основном на организацию правильного режима дня, развитие двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, речи. Прежде всего, необходим строгий режим дня — определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок и т. д. Это не только облегчает уход, но и постепенно приучает малыша к порядку, опрятности. Дети быстро привыкают к установленному режиму и распорядку дня. При несоблюдении режима ребенок плохо спит, капризничает; беспорядочное кормление снижает аппетит, приводит к потере массы тела.

Используемая литература

1. Бениаминова М.В. «Воспитание детей» – М., 1994 г.;

2. Колидзей Э.А. «Овладение пространством ребенком младенческого возраста средствами физического воспитания» — Балашов, 1992 г.;

3. Пономарева С.А. «Для самых маленьких» — М., Знание, 1988/ Серия «Физкультура и спорт» № 12.

4. Спирина В.П. «Закаливание детей» – М., 1987 г.

Источник