Лисина м и развитие речи ребенка
Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Многие авторы подчеркивают значение когнитивных факторов. Так, М.М. Кольцова… что первосигнальные условные рефлексы во многом определяют характер второсигнальных связей, лежат в основе первых слов. Некоторые придают большое значение обобщениям на основе чувственно воспринимаемых признаков для формирования содержания первыхсловесно обозначаемых абстракций. Эти и другие когнитивные факторы действительно играют роль условий необходимых для возникновения и функционирования речи. Однако когнитивных факторов недостаточно для того, чтобы ребенок научился говорить и чтобы он, владея речью, использовал вербализации при взаимодействии с окружающими людьми.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи, Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. В пользу выдвигаемого тезиса свидетельствует ряд фактов. Прежде всего, он подтверждается практикой воспитания детей. Наблюдения показывают, что одно из первых и наиболее разительных проявлений госпитализма – задержка или полное отсутствие речевого развития как следствие дефицита общения (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях, 1955; М.Ю. Кистяковская, 1970… и др.). Первая и самая настойчивая рекомендация методистов, педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми…
Далее, как говорит анализ поведения детей раннего возраста, ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями… и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому мы считаем необходимым при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения сосредотачивать внимание на исследовании коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.
Мы исходим из предположения, что коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (р. довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного, детства. Специфика влияния коммуникативного фактора на каждом из этапов становления речи в ее межличностной функции – основное содержание книги. Изучение становления и развития речи в ее коммуникативной функции осуществляется нами в свете концепции о генезисе общения, что предполагает две особенности в подходе к проблеме возникновения речи у детей: особенности понимания самого общения и представления о связи речи с общением.
Общение в настоящей книге рассматривается как коммуникативная деятельность и речь – как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата… Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми… Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (А.Н. Леонтьев). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек. Общение как деятельность характеризуется кроме своего предмета также особой потребностью, несводимой другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.
Исследования, выполненные нами, показали: в общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач…
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым.
- этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в .первом полугодии жизни.
- этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
- этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
- этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
При переходе ребенка к новому этапу развития потребности в общении прежние содержания коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы нового, более сложного целого… Если процесс общения есть деятельность, а его единичные акты суть законченные действия (целостные акты, адресованные другому человеку и направленные на него как на свой объект), то каждый акт общения характеризуется целью, на достижение которой он направлен. Но каждая цель дана в определенных условиях, требующих особого способа действия, и рассматривается тогда уже как задача… Задачи, со своей стороны, определяют при данном подходе средства общения, соответствующие операциям в схеме А.Н. Леонтьева.
Развитие общения в качестве целостной деятельности рассматривается нами как смена качественно своеобразных форм, характеризующихся особым содержанием потребности ребенка в общении со взрослым, характером ведущего мотива и преобладающими средствами общения, а также датой возникновения на протяжении дошкольного детства и местом в системе жизнедеятельности ребенка. В возрасте от рождения до 7 лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное…
Хотелось бы подчеркнуть тесную взаимосвязь всех структурных компонентов коммуникативной деятельности на каждом из этапов ее развития.
С точки зрения генезиса общения, речь рассматривается как средство общения и соответствует при данном подходе операциям по концептуальной схеме деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым… Под средствами общения при этой концепции понимаются те операции, с помощью которых каждый участник строит действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком…
Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребенка со взрослым, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной Деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.
После предварительных соображений перейдем к более подробному знакомству с событиями, составляющими суть каждого этапа генезиса речевого общения.
Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии
Похожие материалы в разделе Хрестоматия:
- Д.И. Фельдштейн. Закономерности развития деятельности как основа развития личности
- Структуры учебной деятельности
- Социализация: основные проблемы и направления исследований. Я. Смелзер (Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 95-120, 124-129.)
- Руководство малой группой. Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 173-192.)
- М.Я. Басов Проблема развития человека
- Б.В. Зейгарник Нарушения памяти
- Д.И. Фельдштейн. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе
- Стендаль. О любви
- Активность общения
- И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста
Источник
М. И. Лисина «Этапы генезиса речи как средства общения»
1.Какие различают этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым?
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым.
/ этап — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
// этап — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
/// этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
IV этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
2.Перечислить 4 формы общения детей со взрослыми.
В возрасте от рождения до 7 лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
3.Опиши кратко каждый из этапов развития речевого общения детей со взрослым.
Первый этап охватывает 1-й год жизни детей — срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. Исследования… обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 мес. у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами: 1) общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром; 2) содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; 3) ведущим среди мотивов общения является личностный мотив; 4) основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями: 1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей; 2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом — стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней; 3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым; 4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз — предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Третьей становится форма внеситуативного познавательного общения. Основные параметры внеситуативного познавательного общения следующие: 1) в рамках этой формы контакты детей со взрослыми связаны с познанием и активным анализированием ими объектов и явлении физического мира, или «мира предметов», по терминологии Д. Б. Эльконина; 2) содержанием потребности детей в общении является их потребность в уважительном отношении взрослого; 3) среди разных мотивов общения ведущее положение занимают познавательные, воплощенные для ребенка в эрудиции и осведомленности взрослого человека; 4) основным средством общения здесь служит речь, так как только слово позволяет детям преодолеть рамки частной ситуации и выйти за пределы сиюминутного времени и места.
4 форма общения детей — она становится внеситуативно-личностной. Ее отличительные признаки: 1) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самостоятельных эпизодов; 2) содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок; 3) среди mo-ihbob общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность; 4) основными средствами общения, как и на уровне третьей формы, служат речевые операции.
Источник
1. Совещание по психологии труда // Вопросы психологии, 1957. – № 3.
2. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные // Доклады АПН РСФСР, 1957. – № 1.
3. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные // Тезисы докладов совещания по проблемам ориентировочно–исследовательской деятельности. – М., 1957.
4. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные // Ориентировочно–исследовательская деятельность и ориентировочный рефлекс. – М., 1957.
5. Инструкция и ее роль в развитии самостоятельности учащихся на уроках труда (совместно с Т. Н. Борковой) // Школа и производство, 1960. – № 2.
6. Психологические вопросы инструктажа при обучении производственному труду в общеобразовательной школе (совместно с Е. В. Гурьяновой, Т. Н. Борковой, А. И. Чайкиной) // Тезисы совещания по психологии, 1960.
7. Некоторые психологические вопросы инструктажа при обучении труду в общеобразовательной школе (совместно с Е. И. Гурьяновой, Т. Н. Борковой, А. И. Чайкиной) // Радяньска школа, 1959. – № 11.
8. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов // Вопросы психологии, 1960. – № 5.
9. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. – № 3.
10. Зависимость формирования навыка от ориентировки на продукт или процесс работы // Вопросы психологии обучения труду. – М.: АПН РСФСР, 1962.
11. Влияние характера упражнений на формирование обобщенного умения работать точно // Вопросы психологии обучения труду. – М.: АПН РСФСР, 1962.
12. Развитие движений у дошкольника // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. (Пер. на англ. яз. – The Psychology of Preschool Children. The TAT Press, CAMB., Mass., L. England, 1971.)
13. Физиологические механизмы инструментальных реакций // Итоги науки. – М.: ВИНИТИ АПН СССР, 1965.
14. Возникновение и развитие элементарных форм общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Вопросы психологии / Тезисы докладов на республиканской психологической конференции. – Радяньска школа, Киев, 1964.
15. Корреляция между скоростью выработки грубой дифференцировки и скоростью сближения звуков при изучении звуковысотной чувствительности у детей раннего возраста (совместно с Т. К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1965. – № 7.
16. Развитие познавательной деятельности у детей первого полугодия жизни // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
17. Психологические проблемы развития детского восприятия (совместно с А. В. Запорожцем) // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
18. Зависимость возрастных и индивидуальных показателей звуковысотного дифференцирования от характера деятельности детей в преддошкольном возрасте (совместно с Т. К. Мухиной) // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
19. Влияние эмоционально–словесных воздействий взрослого на познавательное развитие детей первого полугодия жизни // Материалы симпозиума «Обучение и развитие». – М., 1966.
20. Ощущение // Педагогическая энциклопедия. – М., 1966.
21. Развитие перцептивной деятельности у младенцев первого полугодия жизни // Тезисы докладов на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве, 1966.
22. Развитие перцептивной деятельности у младенцев первого полугодия жизни // Симпозиум «Восприятие и действие», XVIII Международный психологический конгресс в Москве, 1966.
23. Некоторые особенности функционирования и взаимодействия анализаторов в первом полугодии // Труды VIII конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. – М., 1967.
24. Избирательная восприимчивость как особый аспект чувствительности (совместно с Т. К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1967. Т. 10.
25. Исследование звуковысотной чувствительности у детей (скорость выработки дифференцировки) (совместно с Т. К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1967. – № 10.
26. Вопросы детской психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. – М.: Просвещение, 1969.
27. Реакция детей первого года жизни на экспрессивно–мимические и практически–действенные воздействия взрослых // Труды IX конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. – М.: Просвещение, 1968.
28. Особенности практически–действенного общения с взрослыми у детей раннего возраста // Тезисы докладов на II Всесоюзном съезде психологов в Киеве, 1968.
29. Общение детей в возрасте I года с взрослыми // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне.
30. Стадии развития общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет (совместно с З. М. Богуславской и А. Г. Рузской) // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне.
31. Развитие коммуникативных реакций у детей от рождения до 7 лет // Тезисы докладов на V Всесоюзной конференции по проблемам общественного дошкольного воспитания. 1970. – Т. II.
32. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение I. Различение фонем родного и иностранного языка у русских детей (совместно с Лопес Геваре Г. М.) // Новые исследования в педагогических науках, 1972. – № 2.
33. О развитии избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение II. Различение фонем родного и иностранного языка у кубинских детей и взрослых (совместно с Лопес Геваре Г. М.) // Новые исследования в психологии, 1973. – № 2.
34. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей дошкольного возраста (совместно с З. М. Богуславской, И. А. Кондратович, Е. О. Смирновой) // Материалы II Всесоюзного съезда общества психологов. – Тбилиси, 1972.
35. Общие вопросы исследования и его методика (совместно с А. В. Запорожцем) // Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974.
36. Возникновение и развитие непосредственно–эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974.
37. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.
38. Особенности общения в процессе совместных с взрослым действий у детей раннего возраста // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.
39. Обсуждение результатов и выводы // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.
40. Сравнительное влияние мимического и словесного подкрепления на деятельность детей. Сообщение I. Эффективность подражания при подкреплении мимикой и словом (совместно с А. Г. Рузской и Т. М. Сорокиной) // Новые исследования в психологии, 1974. – № 2.
41. Особенности решения познавательной задачи детьми раннего возраста. Сообщение II (совместно с А. Г. Рузской и Т. М. Сорокиной) // Новые исследования в психологии, 1974. – № 3.
42. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста (совместно с В. В. Ветровой и Е. О. Смирновой) // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974.
43. Об избирательном отношении ребенка к речевым воздействиям взрослого // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. – Л., 1973.
44. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.
45. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка (совместно с С. В. Корницкой) // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1974.
46. Влияние потребности в общении на отношение детей к речевым воздействиям взрослого (совместно с В. В. Ветровой и Е. О. Смирновой) // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1974.
47. Методика экспериментального исследования влияния характера общения со взрослым на отношение к нему ребенка (совместно с С. В. Корницкой) // Методы социально–психологических исследований. – М., 1975.
48. Общение ребенка с взрослым как фактор возникновения активной речи в раннем возрасте // XXIV Всесоюзное совещание по проблемам ВНД, посвященное 125–летию со дня рождения И. П. Павлова. Материалы симпозиума. – М., 1974.
49. Возникновение и развитие у детей потребности в общении // Формирование социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.
50. Познание детьми друг друга и их самопознание как продукт общения // Тезисы докладов на конференции по теоретическим и прикладным проблемам познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
51. Формирование у детей представления о взрослом на первом году жизни // Тезисы докладов на конференции по теоретическим и прикладным проблемам познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
52. Развитие у детей потребности в общении со взрослыми в дошкольном возрасте // В едином строю. – 1976. – № 2.
53. Роль воздействий взрослого в развитии деятельности общения у ребенка // В едином строю. – 1976. – № 3.
54. Роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка // Некоторые актуальные психолого–педагогические проблемы воспитания и обучения. – М., 1976.
55. Роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка (на болг. яз.) // Предучимино възпитание, 1976. – № 10.
56. Развитие общения со взрослыми у дошкольников // Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР // Тезисы докладов советско–американского семинара по проблемам дошкольного воспитания, 1975. XII Б.
57. Большой и маленький // Знание – сила, 1976. – № 2.
58. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе // Тезисы Всесоюзного симпозиума. – Тула, 1976.
59. Феномен «лепетного говорения», его место и роль в развитии речи ребенка (совместно с В. В. Ветровой и М. Г. Елагиной) // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к I Всесоюзному съезду психологов. – М., 1977. – Ч. 17.
60. Развитие отношения к себе у детей в первые семь лет жизни // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов. – М., 1977.
61. Как и почему маленькие дети общаются с взрослыми // Дошкольное воспитание, 1977. – № 6.
62. О механизмах смены ведущей деятельности в первые семь лет жизни // Вопросы психологии, 1978. – № 5.
63. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1978.
64. Гармония общения: формирование взаимоотношений с взрослыми // Дошкiльно виховання, 1978. – № 11 (на укр. яз.).
65. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
66. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. – М., 1979.
67. Развитие мотивов общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет // Проблемы мотивации. – Варшава, 1978 (на польск. яз.).
68. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика, 1980. – № 1.
69. К вопросу об избирательном отношении к зрительным воздействиям (совместно с Х. Т. Шерьяздановой) // Известия АН Казахской ССР, 1980. – № 1.
70. Изучение становления потребности в общении с взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста (совместно с Л. Н. Галигузовой) // Психолого–педагогические проблемы общения. – М., 1979.
71. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
72. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни (совместно с Н. Н. Авдеевой) // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
73. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками (совместно с Л. Н. Галигузовой) // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
74. Формирование личности ребенка в общении // Психолого–педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980.
75. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольника (совместно с Т. Д. Сарториус) // Психология формирования личности и проблемы обучения / Под ред. Д. Б. Эльконина и И. В. Дубровиной. – М., 1980.
76. Общение и обучение // Психолого–педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. – Душанбе, 1981.
77. Что дети знают о себе // Дошкшьно виховання, 1981. – № 11 (на укр. яз.).
78. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: МГУ, 1981.
79. Развитие общения в первые семь лет жизни // Обзор исследований по развитию ребенка. – Чикаго – Лондон, 1982. Т. 6.
80. Развитие мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников (совместно с Р. А. Смирновой) // Психолого–педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. – Кишинев, 1981.
81. Роль общения с взрослыми при подготовке детей к школьному обучению (совместно с Г. И. Капчеля) // Психолого–педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. – Кишинев, 1981.
82. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982. – № 4.
83. Влияние общения с взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошкольное воспитание, 1982. – № 8.
84. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми // Формирование школьной зрелости ребенка. – Таллин, 1982.
85. Общение и самосознание (совместно с И. Т. Димитровым) // Наука и искусство. – София, 1982 (на болг. яз.).
86. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи (совместно с И. В. Дубровиной) // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
87. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте (совместно с Т. М. Землянухиной) // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
88. К вопросу об избирательном отношении к зрительным воздействиям. Сообщение II (совместно с X. Т. Шерьярдановой) // Известия Академии наук Казахской ССР, 1983. – № 1.
89. Особенности воспитания младших дошкольников (совместно с Т. В. Гуськовой) // Дошкольное воспитание, 1983. – № 4.
90. Психология самопознания у дошкольников (совместно с А. И. Силвестру). – Кишинев: Штиинца, 1983.
91. Проблемы и задачи исследования речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
92. Некоторые особенности развития фонематического слуха в раннем возрасте // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
93. Роль слышимой речи взрослых в вербальном развитии детей раннего возраста (совместно с В. В. Ветровой) // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
94. Значение ситуативно–делового общения с взрослым для становления активной речи у детей (совместно с М. Г. Елагиной) // Там же. 1985.
95. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
96. Общение с взрослым и психологическая готовность детей к школе (совместно с Г. И. Капчеля). – Кишинев: Штиинца, 1987.
97. Специфика восприятия и общения у дошкольников (совместно с Х. Т. Шерьяздановой). – Алма–Ата: Мектоп, 1989.
98. Child. Adults. Peers. – М.: Прогресс, 1985 (на англ. языке).
Источник