Линия развития ребенка таблица

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.
Развитие ребенка на первом году жизни
| Мес | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| 1 | A3 | Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой | • | |||||
| АС | Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач | • | ||||||
| ДО | Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе | • | ||||||
| РА | При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки | • | ||||||
| Э | Первая улыбка при общении со взрослым | • | ||||||
| 2 | РН | Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны | • | |||||
| A3 АС | Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы | • | ||||||
| ДО | Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову | • | ||||||
| РА | Крик интонационно выразительный. Начальное гуление | • | ||||||
| Э | Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым | • | ||||||
| 3 | РН | Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги | • | |||||
| A3 | Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете | • | ||||||
| ДО ДР | Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча | • | ||||||
| РА | Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление | • | ||||||
| Э | Комплекс «оживления» | • | ||||||
| 4 | РН | Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус | • | |||||
| A3 АС | Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку | • | ||||||
| ДО ДР | Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку | • | ||||||
| РА | Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос | • | ||||||
| СП | Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде | • | ||||||
| 5 | РН | Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного | • | |||||
| ДО | Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук | • | ||||||
| ДР | Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот | • | ||||||
| РА | Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр. | • | ||||||
| СП | Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха | • | ||||||
| 6 | A3 | Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки | • | |||||
| додр | При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку | • | ||||||
| РА | Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги | • | ||||||
| н | Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки | • | ||||||
| эсп | По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание. | • | ||||||
| Meс | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах | |||||
| 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
| 7 | до | Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки | • | |||||
| ДР | Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку | • | ||||||
| РП РА | На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет | • | ||||||
| Н | Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый | • | ||||||
| СП | Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес | • | ||||||
| 8 | A3 | Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии | • | |||||
| ДО | Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает | • | ||||||
| РП РА | Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет | • | ||||||
| Н | Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их | • | ||||||
| СП И | Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. | • | ||||||
| 9 | до ДР | Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку | • | |||||
| РП | По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов | • | ||||||
| РА | Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы | • | ||||||
| Н | Спокойно относится к высаживанию на горшок | • | ||||||
| СП | Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами | • | ||||||
| 10 | до | Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы | • | |||||
| ДР | По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания | • | ||||||
| РП | По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки | • | ||||||
| РА | Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя | • | ||||||
| СП | Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми | • | ||||||
| 11 | до | Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры | • | |||||
| ДР | Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком | • | ||||||
| РП | Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела | • | ||||||
| РА | Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова | • | ||||||
| СП | Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных | • | ||||||
| 12 | до | Первые самостоятельные шаги без поддержки | • | |||||
| ДР | Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку | • | ||||||
| РП | Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке | • | ||||||
| РА | Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения | • | ||||||
| СР | Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики | • | ||||||
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Развитие ребенка на втором году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||||
| 1 год | 1 год 3 мес | 1 год 6 мес | 1 год 9 мес | 2 года | 2 год 6 мес | |||
| 1 год 3 мес | РП | Быстро расширяется запас понимаемых слов | • | |||||
| РА | Увеличивается словарный запас | • | ||||||
| СР | Различает предметы по величине с разницей в 3 см | • | ||||||
| И | Повторяет ранее видимые действия в игре | • | ||||||
| Д | Много ходит, приседает, может пятиться | • | ||||||
| н | Может самостоятельно есть ложкой густую пишу | • | ||||||
| 1 год 6 мес | РП | Обобщает предметы по существенным признакам | • | |||||
| РА | Использует более сложные слова при общении | • | ||||||
| СР | Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. | • | ||||||
| И | Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых | • | ||||||
| Д | Перешагивает препятствия приставным шагом | • | ||||||
| н | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу | • | ||||||
| 1 год 9 мес | РП | Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы | • | |||||
| РА | Обозначает действия двумя словами, использует глаголы | • | ||||||
| СР | Ориентируется в размерах с разницей 3 см | • | ||||||
| И | Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота | • | ||||||
| Д | Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см | • | ||||||
| н | Частично надевает простые вещи с помощью взрослого | • | ||||||
| 2 года | РП | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого | • | |||||
| РА | Употребляет в речи прилагательные и местоимения | • | ||||||
| СР | Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов | • | ||||||
| И | Выполняет ряд простых логических последовательных действий | • | ||||||
| Д | Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом | • | ||||||
| н | Частично самостоятельно одевается | • | ||||||
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на третьем году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||
| 2 года | 2 года 6 мес | 3 года | 4 года | |||
| 2 года 6 мес | РА Г | В речи использует сложные предложения с придаточными | • | |||
| РА В | Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» | • | ||||
| СРФ | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм | • | ||||
| СРЦ | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый | • | ||||
| И | Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр. | • | ||||
| кд | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их | • | ||||
| ИД | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует | • | ||||
| НО | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки | • | ||||
| нк | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть | • | ||||
| д | Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом | • | ||||
| 3 года | РА Г | В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | • | |||
| РА В | Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» | • | ||||
| СРФ | Правильно и но назначению использует предметы в игре | • | ||||
| СРЦ | Правильно показывает и называет основные цвета | • | ||||
| И | Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. | • | ||||
| кд | Усложняются используемые в игре сюжетные постройки | • | ||||
| ид | Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина | • | ||||
| но | Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого | • | ||||
| нк | При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком | • | ||||
| д | Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом | • | ||||
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на четвертом году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
| 3 года | 4 года | 5 лет | |||
| 4 года | Моторное развитие | Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами | • | ||
| Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди | • | ||||
| Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола | • | ||||
| По сигналу может задержать дыхание | • | ||||
| Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни | • | ||||
| Любит лазать | • | ||||
| Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии | • | ||||
| Сенсорное развитие | Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку | • | |||
| Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте | • | ||||
| Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы | • | ||||
| Умственное развитие | Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток | • | |||
| Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?» | • | ||||
| Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин | • | ||||
| Речь правильная, грамматически оформленная | • | ||||
| Игровая деятельность | Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми | • | |||
| Продолжительность игры от 10 до 40 минут | • | ||||
| Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом | • | ||||
| Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик» | • | ||||
| Поведение | Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству | • | |||
| Соблюдает элементарные правила поведения в обществе | • | ||||
| Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета | • | ||||
| Навыки | Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки | • | |||
| Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой | • | ||||
| Самостоятельно умывается и вытирается | • | ||||
Развитие ребенка на пятом году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
| 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
| 5 лет | Моторное развитие | Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге | • | ||
| Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе | • | ||||
| Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты | • | ||||
| Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см | • | ||||
| Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его | • | ||||
| Четко координирует движения пальцев при конструировании | • | ||||
| Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни | • | ||||
| Сенсорное развитие | Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки | • | |||
| Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке | • | ||||
| Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника | • | ||||
| Умственное развитие | Считает до пяти, сравнивает небольшие количества | • | |||
| Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д. | • | ||||
| В рассказе может выделить причинно-следственные отношения | • | ||||
| Речь фразовая, с хорошим произношением | • | ||||
| Игровая деятельность | Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры | • | |||
| Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми | • | ||||
| В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции | • | ||||
| Продолжительность игры 40-50 минут | • | ||||
| Поведение | Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания | • | |||
| Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим | • | ||||
| Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений | • | ||||
| Навыки | Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода | • | |||
| Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате | • | ||||
| Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки | • | ||||
Развитие ребенка на шестом году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
| 5 лет | 6 лет | 7 лет | |||
| 6 лет | Моторное развитие | Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны | • | ||
| Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину | • | ||||
| Размахивается при метании предмета | • | ||||
| Ловит мяч одной рукой | • | ||||
| Может ходить боком по скамейке | • | ||||
| Умеет прыгать на месте, чередуя ноги | • | ||||
| Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы | • | ||||
| Сенсорное развитие | Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно | • | |||
| Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал | • | ||||
| Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый | • | ||||
| Умственное развитие | Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части | • | |||
| Последовательно называет дни недели, времена года | • | ||||
| Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии | • | ||||
| Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная | • | ||||
| Игровая деятельность | Проявляет устойчивый интерес к игре | • | |||
| Есть любимые игры и роли | • | ||||
| Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность | • | ||||
| В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей | • | ||||
| Поведение | Согласует свою деятельность с другими людьми | S | |||
| Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения | • | ||||
| Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети | • | ||||
| Навыки | Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами | • | |||
| Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду | • | ||||
| Свободно пользуется ножницами | • | ||||
Развитие ребенка на седьмом году жизни
| Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
| 6 лет | 7 лет | 8 лет | |||
| 7 лет | Моторное развитие | Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге | • | ||
| Может выполнять ритмические движения в указанном темпе | • | ||||
| Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном нелоси педе | • | ||||
| Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис | • | ||||
| Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью | • | ||||
| Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы | • | ||||
| Может пользоваться пилон и молотком | • | ||||
| Сенсорное развитие | Правильно называет простые и сложные геометрические формы | • | |||
| Правильно указывает основные различия геометрических форм | • | ||||
| При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки | • | ||||
| Умственное развитие | Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание | • | |||
| Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует | • | ||||
| Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено | • | ||||
| Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги | • | ||||
| Игровая деятельность | Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры | • | |||
| В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность | т | ||||
| Игра может продолжаться в течение нескольких дней | т | ||||
| Отдает предпочтение групповым играм | т | ||||
| Поведение | Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки | т | |||
| Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей | т | ||||
| Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам | т | ||||
| Навыки | Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами | т | |||
| Способен критически анализировать черты характера | т | ||||
| Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком | • | ||||
>Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка >>
<< Антропометрия и центильные таблицы
Источник
при общении со взрослыми.
положении удерживает голову не постоянно.
в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при
общении со взрослым.
согнутые под острым углом, лежа на животе.
звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает
голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются
нецеленаправленные движения рук.
При тракции за руки из положения лежа на спине — активно приподнимает (сгибает)
голову — подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее
от других взрослых).
и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью
ребенка.
Переворачивается со спины на живот.
тон, по- разному реагирует на них.
или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно
берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.
— «ма», «ба»
животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать
друг об друга.
вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).
держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.
предмет, находящийся в определенном постоянном месте.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается.
Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
«до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет,
независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет
в другой.
части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании
или дефекации.
торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела.
«кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует
целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка
и др.) или действием «ам-ам» — еда).
чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает
тянуть предметы и игрушки в рот.
которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.
и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания
звуками и жестами.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке.
Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
словаре — произвольное использование знакомых слов; существование особого
«жаргона» (облегченные слова).
жидкую пищу ложкой.
куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные
ему предметы, животных и др.
использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости,
чтобы назвать предмет.
вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается
строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.
Частично одевается — ботинки, носки, шапку.
затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди
в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым.
50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет
свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
действий без предметов. Появление ролевой игры — например, играя с куклой,
говорит; «я — мама», «я — доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия
между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения,
размышления.
Источник